×
20.04.2013
216.012.3759

ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ КЛАПАН ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и может быть применено в качестве вентиляционного клапана подземных выработок. Вентиляционный клапан содержит шарнирно закрепленное на опорной раме полотно с механизмом его открытия - закрытия и средство герметизации зазора между полотном и опорной рамой. Полотно клапана выполнено из секций. Каждая секция полотна состоит из двух наружных слоев, двух промежуточных слоев и внутреннего слоя. Каждый из наружных слоев выполнен в виде металлического листа. Каждый из промежуточных слоев выполнен в виде гибкого листа из огнеупорного материала. Внутренний слой выполнен из теплоизоляционного материала. Средство герметизации зазора между полотном и опорной рамой содержит кольцевое уплотнение из эластичного материала и вспенивающуюся кольцевую прокладку. Технический результат заключается в повышении надежности вентиляционного клапана за счет повышения жесткости его полотна и одновременного исключения возможности его коробления в трехмерном пространстве. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и может быть использовано при изготовлении и монтаже устройств для регулирования режимов вентиляции, например, тоннеля метрополитена с попеременным перекрытием последнего в целях создания и поддержания в нем необходимого микроклимата.

К устройствам подобного рода, применяемым в метрополитене, предъявляются жесткие требования в отношении надежности (в частности, жесткости) элементов конструкции, а также в отношении огнестойкости, габаритов и размещения в крайне ограниченном полезном пространстве подземной выработки.

Известен вентиляционный клапан подземной выработки, выполненный в виде двери и содержащий установленную в проеме подземной выработки опорную раму, закрепленное на опорной раме сплошное гибкое полотно, механизм открытия-закрытия клапана с приводом поворота полотна в продольной вертикальной плоскости подземной выработки и средство герметизации зазора между полотном и опорной рамой (см., например, авторское свидетельство СССР №1155771, МПК Е21F 1/10, опублик. 1985 г.).

Основным недостатком указанного вентиляционного клапана является недостаточная надежность из-за низкой жесткости цельного полотна из однослойного эластичного материала, слабо прилегающего к раме в опущенном под собственным весом положении. Фактор малой жесткости эластичного полотна усугубляется тем, что оно неспособно обеспечить надежную работу вентиляционного клапана при высоких температурах (например, в случае пожара в подземной выработке) из-за неизбежного повреждения и коробления полотна в трехмерном пространстве подземной выработки. Кроме того, поскольку поперечная жесткость любого полотна обратно пропорциональна его рабочей площади, вентиляционный клапан с цельным по рабочей площади эластичным полотном не может быть применен в ответственных подземных выработках, соответствующих жестким требованиям в отношении надежности конструкций (например, в тоннелях метрополитена).

Задачей предлагаемого изобретения является создание вентиляционного клапана, лишенного вышеуказанных недостатков и обеспечивающего получение нового технического результата. Данный технический результат выражается в повышении надежности клапана при работе в расширенном температурном режиме без коробления его полотна в трехмерном пространстве.

Поставленная задача решается тем, что в вентиляционном клапане, содержащем опорную раму, шарнирно закрепленное на опорной раме полотно, механизм открытия - закрытия клапана и средство герметизации зазора между полотном и опорной рамой, полотно выполнено из расположенных в горизонтальный ряд секций, каждая из которых состоит из лицевого и тыльного слоев в виде металлических листов, двух промежуточных слоев в виде гибких листов из огнеупорного материала и внутреннего слоя из теплоизоляционного материала, при этом внешняя поверхность лицевого и тыльного металлических листов имеет огнезащитное покрытие, а средство герметизации зазора между полотном и опорной рамой содержит кольцевое уплотнение из эластичного материала, расположенное между лицевым слоем каждой секции полотна и лицевой поверхностью опорной рамы, и вспенивающуюся кольцевую прокладку, размещенную между внутренними торцовыми поверхностями опорной рамы и внешними торцовыми поверхностями каждой секции полотна в ее закрытом положении. Секции в горизонтальном ряду полотна могут быть жестко соединены между собой, а вспенивающаяся кольцевая прокладка ориентирована под острым углом к внутренней торцовой поверхности опорной рамы и размещена в закрытом положении любой из секций полотна в зазоре между двумя кольцевыми обоймами, одна из которых закреплена на опорной раме, а другая - на соответствующей секции полотна.

Сущность настоящего изобретения поясняется ниже описанием примера его осуществления со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено:

Фиг.1 - вид сверху в поперечном разрезе на вентиляционный клапан. Фиг.2 - увеличенный вид узла А по фиг.1

В описываемом примере осуществления изобретения вентиляционный клапан установлен в подземной выработке, представляющей собой боковую сбойку перегонных тоннелей метрополитена.

Вентиляционный клапан содержит неподвижно установленную в проеме подземной выработки опорную раму с верхней и нижней балками (в разрез по фиг.1 чертежей не попали) и боковыми 1 и центральной 2 стойками. На левой боковой стойке 1 шарнирно закреплено полотно вентиляционного клапана. Полотно в данном случае выполнено в виде поворотной в горизонтальной плоскости створки, состоящей из пары секций 3 и 4. В рассматриваемом примере осуществления изобретения парные секции 3 и 4 расположены по ширине полотна клапана в один горизонтальный ряд и жестко соединены между собой посредством штанги 5. Выполненный в таком виде вентиляционный клапан относится к типу КВ6,2Вм.

В случае больших габаритов проема выработки полотно клапана может состоять по высоте из нескольких горизонтальных рядов створок. Такое выполнение клапана соответствует другому типоразмеру, например KB12,2Вм.

Разделение полотна вентиляционного клапана на секции повышает его жесткость в поперечном сечении.

Вентиляционный клапан снабжен механизмом открытия - закрытия клапана с приводом 6 поворота соответствующей створки полотна. В данном случае применен электромеханический привод с винтовой тягой.

Кроме этого, вентиляционный клапан содержит средство герметизации зазора между опорной рамой и полотном клапана в закрытом положении. Данное средство содержит кольцевое уплотнение 7 из эластичного материала и вспенивающуюся кольцевую прокладку 8, размещенную между внутренними торцовыми поверхностями опорной рамы и внешними торцовыми поверхностями каждой секции 3 и 4 полотна вентиляционного клапана. В рассматриваемом примере кольцевое уплотнение 7 выполнено из термостойкой и влагостойкой армированной резины и закреплено на опорной раме, а вспенивающая прокладка 8 изготовлена из пенографита. При этом вспенивающаяся прокладка 8 ориентирована под острым углом к внутренней торцовой поверхности опорной рамы путем размещения ее в зазоре между двумя кольцевыми обоймами 9 и 10 в виде отбортовок из листового металла, одна их которых 9 неподвижно закреплена на опорной раме, а другая 10 - на соответствующей подвижной секции 3 и 4 полотна вентиляционного клапана. Вспенивающаяся прокладка 8 приклеена к неподвижной обойме 9 и служит в качестве седла для каждой секции 3 и 4 полотна вентиляционного клапана.

Поскольку полотно вентиляционного клапана должно обладать не только поперечной жесткостью, но и продольной стойкостью против коробления каждая секция 3 и 4 выполнена многослойной и состоящей из лицевого 11 и тыльного 12 слоев в виде металлических листов, двух промежуточных слоев 13 в виде гибких листов огнеупорного картона и внутреннего слоя 14 из теплоизоляционного материала. Промежуточные слои 13 выполнены из муллитокремнеземистого гибкого картона толщиной 6 мм. Лицевой 11 и тыльный 12 слои изготовлены из Ст.3. Промежуточные слои 13 выполнены из муллитокремнеземистого гибкого картона толщиной 6 мм. Внутренний слой 14 выполнен из теплоизоляционной химически стойкой минеральной ваты. С целью защиты полотна вентиляционного клапана от прямого воздействия высокой температуры на внешнюю поверхность лицевого и тыльного металлических листов нанесено огнезащитное покрытие 15.

Многослойность секций полотна вентиляционного клапана в указанном виде не только способствует повышению его поперечной жесткости, но и предотвращает коробление полотна в любом температурном режиме за счет обеспечения возможности выполнения своей функции каждого из слоев в секциях полотна в трехмерном пространстве независимо от других слоев.

Работа вентиляционного клапана по настоящему изобретению осуществляется следующим образом.

В закрытом положении вентиляционного клапана (например, в случае пожара по одну из сторон клапана в подземной выработке) секции 3 и 4 полотна герметично замкнуты на опорную раму 1, 2 через вспенивающуюся прокладку 8 и седло кольцевой обоймы 9, а также через кольцевое уплотнение 7 из эластичного материала.

Для пропускания в необходимом объеме потока воздуха секции 3 и 4, неподвижно связанные между собой штангой 5, открывают путем поворота их на заданный угол в горизонтальной плоскости подземной выработки с помощью привода 6.

Как следует из вышеизложенного, предлагаемое изобретение обеспечивает получение надежного вентиляционного клапана подземной выработки за счет повышения жесткости его полотна и одновременного исключения возможности его коробления в трехмерном пространстве. Данное свойство вентиляционного клапана расширяет его технологические возможности и область применения в подземных выработках различного назначения, например в метрополитене. Кроме того, настоящее изобретение позволяет изготавливать вентиляционные клапаны модульносекционного типа, что упрощает их сборку, а также расширяет область использования изобретения.


ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ КЛАПАН ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ КЛАПАН ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-4 of 4 items.
20.02.2013
№216.012.267b

Плавающий транспортер

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к плавающим транспортерам, и может быть использовано при разработке специальных гидродинамических устройств, улучшающих водоходные свойства транспортеров. Транспортер содержит два звена (1) и (2). Каждое из звеньев имеет герметичный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475371
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.07.2014
№216.012.db47

Верхнее строение рельсового пути

Изобретение относится к верхнему строению рельсового пути, применяемому в различных отраслях железнодорожного транспорта. Верхнее строение содержит рельсы, железобетонные продольные лежни, рельсовые скрепления, подлежневые площадки с боковыми упорами и основание. Внешние боковые грани...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521913
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.09.2014
№216.012.f41e

Способ и система универсальной защиты открытых проемов двухпутных тоннелей метрополитена

В способе решение задачи достигается за счет того, что создается комплексная защита открытого двухпутного проема путем создания двух завес шиберирующего типа (1 - холодная и 2 - теплая степени защиты) и одной завесы, формирующей настилающуюся струю теплого воздуха (3-я степень защиты), а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528317
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.04.2019
№219.017.0859

Защитный затвор подземной выработки

Изобретение относится к защитному затвору подземной выработки. Затвор содержит установленное в коробке двухстворчатое полотно и механизмы продольного и поперечного перемещения полотна. В закрытом положении затвора между коробкой и лицевой поверхностью полотна, а также на тыльной поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002435036
Дата охранного документа: 27.11.2011
Showing 1-7 of 7 items.
20.02.2013
№216.012.267b

Плавающий транспортер

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к плавающим транспортерам, и может быть использовано при разработке специальных гидродинамических устройств, улучшающих водоходные свойства транспортеров. Транспортер содержит два звена (1) и (2). Каждое из звеньев имеет герметичный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475371
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.07.2014
№216.012.db47

Верхнее строение рельсового пути

Изобретение относится к верхнему строению рельсового пути, применяемому в различных отраслях железнодорожного транспорта. Верхнее строение содержит рельсы, железобетонные продольные лежни, рельсовые скрепления, подлежневые площадки с боковыми упорами и основание. Внешние боковые грани...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521913
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.09.2014
№216.012.f41e

Способ и система универсальной защиты открытых проемов двухпутных тоннелей метрополитена

В способе решение задачи достигается за счет того, что создается комплексная защита открытого двухпутного проема путем создания двух завес шиберирующего типа (1 - холодная и 2 - теплая степени защиты) и одной завесы, формирующей настилающуюся струю теплого воздуха (3-я степень защиты), а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528317
Дата охранного документа: 10.09.2014
07.12.2018
№218.016.a4af

Сцепное устройство для многозвенного транспортёра

Изобретение относится к области средств транспортного машиностроения, в частности к двухзвенным амфибийным транспортным средствам, состоящим из двух секций, соединенных поворотно-сцепным устройством. Сцепное устройство дополнительно снабжено гасителем колебаний секций транспортера в поперечной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674217
Дата охранного документа: 05.12.2018
20.02.2019
№219.016.bcbd

Вентиляционный киоск метрополитена

Киоск предназначен для вентиляционных шахт метрополитена. Киоск включает надшахтное строение с замкнутой в поперечной плоскости стеной, имеющей воздухопроникающие окна, и крышей, выступающей за внешний контур стены, при этом он оборудован вертикальным ограждением, выполненным в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286459
Дата охранного документа: 27.10.2006
20.02.2019
№219.016.bedd

Вентиляционный киоск метрополитена

Киоск предназначен для вентиляционных шахт метрополитена. Киоск включает надшахтное строение с воздухопропускающими окнами и внешнее ограждение в виде кольцеобразного кожуха. Кожух выполнен в виде расширяющейся кверху воронки со звукоотражающей внутренней поверхностью. Между кожухом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002319079
Дата охранного документа: 10.03.2008
10.04.2019
№219.017.0859

Защитный затвор подземной выработки

Изобретение относится к защитному затвору подземной выработки. Затвор содержит установленное в коробке двухстворчатое полотно и механизмы продольного и поперечного перемещения полотна. В закрытом положении затвора между коробкой и лицевой поверхностью полотна, а также на тыльной поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002435036
Дата охранного документа: 27.11.2011
+ добавить свой РИД