×
19.06.2023
223.018.820d

Результат интеллектуальной деятельности: РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНЕЦ С АВАРИЙНОЙ ОТКИДКОЙ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002797073
Дата охранного документа
31.05.2023
Аннотация: Изобретение относится к маломерному судостроению, в частности, к средствам повышения проходимости маломерных судов за счет регулировки лодочного мотора по высоте, углу, и наличия аварийной откидки мотора. Регулируемый транец с аварийной откидкой содержит неподвижную часть, закрепляемую на транце лодки, и подвижную, для закрепления на ней лодочного мотора. Каждая часть выполнена в виде уголковых кронштейнов, симметрично расположенных и жестко соединенных между собой поперечными планками на требуемом расстоянии. Снизув боковых сторонах кронштейнов неподвижной части выполнены поперечные пазы, через которые проходит подвижная ось. Каждый кронштейн подвижной части соединен своей боковой стороной с планкой, посредством крепежа и продольных пазов, выполненных в боковых сторонах кронштейнов подвижной части или в промежуточных планках, или там и там. В верхней части промежуточные планки посредством отверстий и крепежа попарно соединены осями с боковыми сторонами соответствующих кронштейнов неподвижной части. Промежуточные планки соединяет между собой поперечная панель. Центрально расположен регулировочный винт, один конец которого установлен на поперечной панели промежуточных планок, а другой - на поперечной панели, соединяющей кронштейны подвижной части. Достигается обеспечение регулировки лодочного мотора по высоте и углу наклона, а также аварийной откидки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Заявляемое техническое решение относится к маломерному судостроению, в частности, к средствам повышения проходимости маломерных судов за счет регулировки лодочного мотора по высоте, углу, и наличия аварийной откидки мотора.

Известно устройство для повышения проходимости маломерных судов (патент RU №2534637). Устройство включает основание и приспособление для заглубления гребного винта двигателя; основание выполнено в виде рамки, на которой жестко закреплены два кронштейна для прикрепления устройства к транцу лодки, на основании одной стороной шарнирно закреплена рама, на другом конце которой жестко прикреплена подставка для крепления лодочного мотора, кроме этого, на нижней части основания также шарнирно закреплена лыжа, выполненная в виде расходящихся лучей, с рукояткой регулирования ее положения, а на верхней части основания в кронштейне установлен фиксатор положения рукоятки управления лыжей, при этом устройство снабжено приспособлением для подъема-опускания подставки для установки лодочного мотора, которое одним концом закреплено на нижней части основания, другим - на одной из поперечин, закрепленных на раме и выполняющих также функцию ее ребер жесткости. При выходе на труднопроходимый участок лыжу переводят в нижнее рабочее положение. Вследствие этого водоросли и другая растительность при движении раздвигаются лыжей в стороны, и предотвращается их наматывание на винт двигателя. Т.е. создаются условия для беспрепятственного продвижения лодки по труднопроходимому участку, а также возможность выхода на режим глиссирования, при котором обеспечивается максимальная скорость. Недостатки устройства: чрезмерные габаритные размеры затрудняющие управление судном в варианте с румпельным лодочным мотором из-за слишком большого выноса за габарит основного транца лодки, изменение развесовки лодки, ненадежность конструкции для механических повреждений. Невозможность предотвращения повреждения мотора при встрече с твердыми подводными препятствиями из-за отсутствия системы аварийной откидки.

Известно устройство свободной откидки подвесного мотора CMC BA130 американской фирмы СМС (https://vodnik.ru/mehanizm-avariynoy-otkidki-50-130-l-s-cmc-ba130-00142470.html?utm_source=yandex-seo&utm_medium=yandex-seo1&utm_campaign=webmaster-feed), взятое за прототип. Основное предназначение CMC BA-130 – аварийная откидка лодочного мотора при наезде на препятствие, повышающая проходимость маломерных судов. При случайном ударе редуктора лодочного мотора о подводное препятствие (камни, ветки, бревна и прочий притопленный мусор) мотор получает импульс, который отклоняет его на угол до 45 градусов. Устройство оснащено узлом, содержащим жёсткую пружину, которая после удара возвращает двигатель в нормальное рабочее положение, обеспечивая ограничение угла наклона лодочного мотора при аварийной откидке; Общими признаками данного устройства и заявляемого изобретения являются наличие подвижной и неподвижной частей, сопряженных между собой, выполненных в виде уголковых кронштейнов. Кронштейны неподвижной части жестко соединены между собой поперечной планкой и крепятся к транцу лодки. Подвижная (относительно транца) часть также состоит их двух уголковых кронштейнов, которые соединены между собой поперечной планкой. Лодочный мотор крепится к подвижной части.

Недостатком аналога является отсутствие в конструкции механизма регулировки положения мотора по углу наклона и высоте, что снижает его надежность.

Технической проблемой, решаемой заявляемым изобретением, является создание устройства, позволяющего регулировать подвесной лодочный мотор по высоте и углу наклона и обеспечивать его аварийную откидку при наезде на подводные препятствия.

Данная проблема решается за счет того, что регулируемый транец содержит неподвижную часть, закрепляемую на транце лодки, и подвижную, для закрепления на ней лодочного мотора; каждая часть выполнена в виде уголковых кронштейнов, симметрично расположенных и жестко соединенных между собой поперечными планками на требуемом расстоянии; подвижный ограничитель угла наклона лодочного мотора; снизу в боковых сторонах кронштейнов неподвижной части выполнены поперечные пазы, через которые проходит подвижная ось; каждый кронштейн подвижной части соединен своей боковой стороной с планкой, являющейся промежуточной между ним и кронштейном неподвижной части, посредством крепежа и продольных пазов, выполненных в боковых сторонах кронштейнов подвижной части или в промежуточных планках, или там и там, при этом в верхней части промежуточные планки посредством отверстий и крепежа попарно соединены осями с боковыми сторонами соответствующих кронштейнов неподвижной части; промежуточные планки соединяет между собой поперечная панель; центрально расположен регулировочный винт, один конец которого установлен на поперечной панели промежуточных планок, а другой - на поперечной панели, соединяющей кронштейны подвижной части.

При выполнении устройства в качестве подвижных ограничителей могут быть использованы стропленты, веревки, цепи, пружины, шарнира, планки с пазами и иное; предпочтительно подвижный ограничитель угла наклона лодочного мотора располагать сопряженным с подвижной осью и поперечной панелью промежуточных планок.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен лодочный мотор, установленный на лодке через «регулируемый транец с аварийной откидкой» в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.2 изображен лодочный мотор, установленный на лодке через «регулируемый транец с аварийной откидкой» в положении аварийной откидки; на фиг.3 - эскиз «регулируемого транца с аварийной откидкой» в рабочем положении; на фиг.4 - эскиз «регулируемого транца с аварийной откидкой» в положении аварийной откидки.

Устройство состоит из двух частей: неподвижной и подвижной. Неподвижная часть состоит из двух кронштейнов 1 в виде уголков с отверстиями и поперечными пазами 2, закрепляемых на транце лодки. В нижней части кронштейнов 1, через пазы 2 их боковых сторон проходит подвижная ось 3. Также ось 3 является нижним ограничителем системы аварийной откидки мотора и позволяет регулировать угол наклона подвижной части. Подвижная относительно кронштейнов 1 регулируемая по высоте часть также состоит из двух кронштейнов 4 в виде уголков. Кронштейны 4 симметрично расположены напротив друг друга и соединены поперечной панелью 6, каждый кронштейн 4 соединен своей боковой стороной с планкой 7, являющейся промежуточной между соответствующими кронштейнами 1 и 4. При этом в верхней части промежуточные планки 7 откидными осями 8 попарно соединены с боковыми сторонами соответствующих кронштейнов 1. Регулируемая по высоте часть изменяет свое положение по высоте относительно промежуточной планки 7 за счет продольных пазов 5 и крепежа, выполненных или в боковых сторонах кронштейнов 4, или планках 7, или там и там. Промежуточные планки 7 соединяет поперечная панель 9. Регулировка мотора по вертикали относительно транца лодки осуществляется за счет центрально расположенного регулировочного винта 10, один конец которого установлен на панели 9, а другой - на панели 6 подвижной регулируемой по высоте части. Узел ограничения угла наклона при аварийной откидке представлен подвижными ограничителями 11, например, строплентами, веревками, цепями, пружинами, шарнирами, планками с пазами и т.п., которые обеспечивают ограничение угла наклона мотора при аварийной откидке до необходимой величины, на практике оптимальным является угол около 45 градусов относительно вертикали. Выступающая ниже дна лодки часть подвесного лодочного мотора (винтовой редуктор, водометная насадка) при аварийной откидке оказывается вровень или чуть выше уровня дна лодки. Параметры ограничителей рассчитываются исходя из этого. В приведенном примере выполнения поперечную панель 6 устанавливают в нижней части кронштейнов 4, поперечную панель 9 устанавливают в средней части промежуточных планок 7, ограничители 11 представлены в виде замкнутых строплент, симметрично расположенных относительно регулировочного винта 10. Каждая строплента в нижней части устройства перекинута через ось 3, в верхней части - через выемки в панели 9. Ограничение угла наклона необходимо для предотвращения излишней откидки мотора, которое может привести к разрушению верхней части подвесного лодочного мотора о выступающие элементы лодки (например, рецесс лодки, рундуки, переборки).

Регулируемый транец работает следующим образом. Перед началом движения его устанавливают на транец лодки, прочно закрепляя его, например, болтами через отверстия в кронштейнах 1. На кронштейнах 4 аналогичным образом (например, через болтовое соединение) устанавливают лодочный мотор. С помощью регулировочного винта 10 выставляют оптимальную высоту положения лодочного мотора относительно транца лодки. В процессе регулировки винта 10 изменяют расстояние между панелями 6 и 9, подвижность которых обеспечивают пазы 5. Также с помощью пазов 2 выставляют оптимальный угол наклона мотора по отношению к транцу лодки для обеспечения упора лодочного мотора в процессе движения. Для регулировки по углу наклона в приведенном примере гайки, фиксирующие ось 3 в пазах 2 ослабляют, выставляют нужный угол наклона, гайки надежно затягиваются, фиксируя это положение. Регулировку нужно производить вплоть до достижения оптимального режима движения лодки. Конструкция регулируемого транца позволяет делать точную регулировку по углу наклона и высоте прямо на воде, замеряя максимальную скорость в различных вариантах, не демонтируя мотор на берегу для изменения высоты и угла наклона мотора (проблема заключается в том, что моторы весят 100-200-300 кг, что осложняет их поднятие для необходимой регулировки, а при установке мотора требуется выполнение дополнительных отверстий в транце лодки). В процессе движения лодки при наезде на препятствие выступающей за нижний габарит лодки (дна лодки) частью лодочного мотора (винтовой редуктор, водометная насадка) происходит аварийная откидка мотора, позволяющая избежать или минимизировать повреждения от столкновения. В приведенном примере ограничитель 11 не дает лодочному мотору чрезмерно откинуться, предупреждая тем самым разрушения верхней части подвесного лодочного мотора (колпак, поддон) о выступающие элементы лодки – рецесс, переборки, рундуки. После того, как лодка проехала препятствие, лодочный мотор под своим весом возвращается обратно в свое рабочее положение.

Технический результат, заключающийся в обеспечении регулировки лодочного мотора по высоте и углу наклона, а также в обеспечении аварийной откидки, достигается за счет:

- наличия промежуточной планки 7, связывающей подвижную и неподвижную части регулируемого транца; за счет подвижности кронштейнов 4 вдоль планки 7 и регулировки их высоты регулировочным винтом 10;

- за счет выполнения в боковых сторонах кронштейнов неподвижной части снизу поперечных пазов, через которые проходит подвижная ось, регулировка положения которой в пазах обеспечивает необходимый угол наклона лодочного мотора;

- наличия подвижных ограничителей, ограничивающих угол наклона подвижной части регулируемого транца относительно неподвижной.


РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНЕЦ С АВАРИЙНОЙ ОТКИДКОЙ
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНЕЦ С АВАРИЙНОЙ ОТКИДКОЙ
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНЕЦ С АВАРИЙНОЙ ОТКИДКОЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
22.06.2019
№219.017.8e26

Способ монтажа водометной насадки подвесного лодочного мотора

Изобретение относится к судостроению, в частности к подвесным водометным двигателям плавучих средств. Монтаж водометной насадки подвесного лодочного мотора заключается в том, что проводят первичную сборку водометной насадки (ВН) и устанавливают ее на подвесной лодочный мотор (ПЛМ) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692027
Дата охранного документа: 19.06.2019
Показаны записи 1-1 из 1.
22.06.2019
№219.017.8e26

Способ монтажа водометной насадки подвесного лодочного мотора

Изобретение относится к судостроению, в частности к подвесным водометным двигателям плавучих средств. Монтаж водометной насадки подвесного лодочного мотора заключается в том, что проводят первичную сборку водометной насадки (ВН) и устанавливают ее на подвесной лодочный мотор (ПЛМ) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692027
Дата охранного документа: 19.06.2019
+ добавить свой РИД