×
17.06.2023
223.018.7ea8

Результат интеллектуальной деятельности: Беспилотный летательный аппарат, предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта высоковольтной воздушной линии электропередачи, и способ выравнивания потенциалов при посадке беспилотного летательного аппарата на находящуюся под напряжением высоковольтную воздушную линию электропередачи

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Группа изобретений относится к беспилотному летательному аппарату (БПЛА) для диагностики, обслуживания и ремонта высоковольтной воздушной линии передач (ВЛ) и способу выравнивания потенциалов при посадке на провод или грозотрос ВЛ, находящийся под напряжением. БПЛА содержит устройство выравнивания потенциалов, последовательно соединенное через токоограничивающий резистор с электронными устройствами БПЛА, объединенные в единую эквипотенциальную поверхность, являющуюся для них нулевой точкой. Для выравнивания потенциалов при посадке осуществляют первоначальный контакт с проводом с помощью устройства выравнивания потенциалов, затем осуществляют посадку на провод или грозотрос ВЛ. Обеспечивается защита электронных устройств БПЛА от воздействия электрического напряжения ВЛ. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к электроэнергетике, а именно к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА, БЛА), осуществляющим посадку на находящуюся под напряжением высоковольтную воздушную линию электропередачи (ВЛ) с целью проведения работ по её диагностике, техническому обслуживанию или ремонту.

Известны БПЛА, предназначенные для диагностики, технического обслуживания и ремонта ВЛ. В процессе своей работы данные беспилотные летательные аппараты осуществляют посадку на провод или грозотрос находящейся под напряжением ВЛ (https://cablewalker.com/tech.html, дата обращения 07.12.2021).

При нахождении БПЛА на некотором расстоянии от фазного провода ВЛ, наблюдаются повторяющиеся с высокой частотой искровые разряды пробоя воздушного промежутка между БПЛА и проводом ВЛ, что говорит о регулярном появлении разности потенциалов между двумя объектами, достаточной для пробоя диэлектрического промежутка между ними. Отсутствие электрического контакта между БПЛА и землей, в таком случае, может говорить о емкостной природе процесса.

Пробои воздушного промежутка, при нахождении БПЛА рядом с проводом ВЛ, вызывают протекание импульсов тока большой величины в элементах конструкции БПЛА, и пагубно влияют на электронные схемы управления БПЛА. Кроме того, возникающие разряды являются источником широкополосных электромагнитных помех, что также негативно влияет на работоспособность электроники БПЛА.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение защиты БПЛА, имеющего в своем составе электронные устройства, от воздействия электрического напряжения ВЛ.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в предотвращении выхода из строя электронных устройств в составе БПЛА путем объединения всех проводящих деталей корпуса БПЛА в единую эквипотенциальную поверхность, имеющую электрический контакт с проводом или грозотросом, находящимся под наведенным напряжением, в виде электропроводного устройства выравнивания потенциалов, электрически последовательно соединенного с токоограничивающим резистором, гасящим электрический ток выравнивания потенциалов, и являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.

В части устройства заявляемый технический результат достигается тем, что беспилотный летательный аппарат, предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта ВЛ, содержит устройство выравнивания потенциалов, предназначенное для осуществления первоначального электрического контакта беспилотного летательного аппарата с проводом или грозотросом ВЛ, находящимся под наведенным напряжением, при посадке беспилотного летательного аппарата на него, при этом устройство выравнивания потенциалов последовательно электрически соединено через токоограничивающий резистор с элементами беспилотного летательного аппарата, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность, являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.

В части способа заявляемый технический результат достигается тем, что способ выравнивания потенциалов при посадке беспилотного летательного аппарата на находящийся под напряжением провод или грозотрос ВЛ, находящийся под наведенным напряжением, заключается в том, что первоначальный электрический контакт беспилотного летательного аппарата с проводом или грозотросом при посадке беспилотного летательного аппарата на него осуществляют при помощи установленного на беспилотном летательном аппарате устройства выравнивания потенциалов, последовательно электрически соединенного через токоограничивающий резистор с элементами беспилотного летательного аппарата, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность электропроводными материалами, являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.

Устройство выравнивания потенциалов соединено с беспилотным летательным аппаратом механически с обеспечением относительной подвижности.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где Фиг. – Посадка беспилотного летательного аппарата в момент первоначального электрического контакта с проводом (грозотросом) (а) и в момент завершения посадки на провод (грозотрос) (б).

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) 1, предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта ВЛ, содержит устройство выравнивания потенциалов 2, предназначенное для осуществления первоначального электрического контакта БПЛА 1 с проводом или грозотросом 3 находящейся под напряжением ВЛ при посадке БПЛА 1 на него (Фиг.). Устройство выравнивания потенциалов 2 представляет собой резистивный щуп. Устройство выравнивания потенциалов 2 последовательно электрически соединено через установленный в диэлектрический корпус 4 токоограничивающий резистор 5 с элементами БПЛА 1, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность 6 электропроводными материалами.

Устройство выравнивания потенциалов 2 предназначено для осуществления первоначального электрического контакта БПЛА 1 с проводом (грозотросом) 3 находящейся под напряжением ВЛ при посадке БПЛА 1 на него. Устройство выравнивания потенциалов 2 имеет контактную поверхность, соприкасающуюся с поверхностью провода (грозотроса) 3.

БПЛА 1 и устройство выравнивания потенциалов 2 механически соединены с обеспечением возможности свободной посадки БПЛА 1 на провод (грозотрос) 3 ВЛ с обеспечением их относительной подвижности. Данная возможность может обеспечиваться, например, путем шарнирного соединения устройства выравнивания потенциалов 2 и БПЛА 1.

Наличие электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность 6 электропроводным материалом элементов БПЛА 1, электрически соединенную с устройством выравнивания потенциалов 2 через токоограничивающий резистор 5 в диэлектрическом корпусе 4, обеспечивает электромагнитную совместимость электронных устройств БПЛА 1 и находящейся под напряжением ВЛ при посадке летательного аппарата на фазный провод или грозотрос 3.

Заявляемые способ и устройство работают следующим образом.

В процессе пробоев воздушного промежутка между БПЛА и проводом, без использования устройства выравнивания потенциалов, последовательно соединенного с токоограничивающим резистором, напряжение на БПЛА изменяется ступенчато с очень крутыми фронтами. В процессе естественного изменения фазного напряжения, каждый раз, при достижении критической разницы потенциалов между корпусом и проводом, происходит пробой воздушного промежутка, через который протекает ток, выравнивающий потенциалы БПЛА и провода. Частота пробоев зависит от таких факторов как диэлектрическая прочность среды между БПЛА и проводом; расстояние между БПЛА и проводом; форма поверхности БПЛА; форма поверхности провода; взаимное расположение БПЛА и провода.

Для ограничения мощности разрядов используется двухэтапная процедура стыковки и расстыковки БПЛА с фазным проводом или грозотросом ВЛ, находящимся под наведенным напряжением, с использованием устройства выравнивания потенциалов 2 и токоограничивающего резистора 5.

При подлете к проводу или грозотросу ВЛ БПЛА 1 приближает к фазному проводу или грозотросу 3, в первую очередь, устройство выравнивания потенциалов 2. Резистор 5 высокого сопротивления, встроенный в БПЛА 1, не позволяет протекать через себя большим токам, что влечет за собой значительное уменьшение интенсивности искрения на этапе стыковки и расстыковки. После полной посадки БПЛА 1 на провод 3, корпус БПЛА устанавливает контакт с проводом напрямую, без резистора. В таком случае, напряжения на проводе и БПЛА совпадают.

На первой стадии происходит касание провода (грозотроса) 3 устройством выравнивания потенциалов 2, подключенным к эквипотенциальной поверхности 6 БПЛА 1 через токоограничивающий резистор 5, номинал которого выбирается в зависимости от напряжения ВЛ и электрической емкости БПЛА относительно провода (грозотроса) (Фиг. 1а). Резистор 5 ограничивает протекающий при выравнивании потенциалов находящейся под напряжением ВЛ и БПЛА 1 электрический ток, что существенно уменьшает амплитуду широкополосной помехи и величину токов, протекающих в конструкции БПЛА. В результате чего амплитуда помехи опускается до достаточно низкого значения, которое не влияет на функционирование электронных устройств, находящихся на борту БПЛА 1.

На второй стадии БПЛА 1 продолжает снижение и касается фазного провода (грозотроса) 3 эквипотенциальной поверхностью 6 (Фиг. 1б). В силу того, что на первой стадии уже произведен электрический контакт провода (грозотроса) 3 и эквипотенциальной поверхности 6 через токоограничивающий резистор 5, широкополосная помеха на второй стадии практически отсутствует.

Электрическое соединение (экранирование) элементов (в т. ч. кабелей) БПЛА обеспечивает защиту сигнальных линий от помех, неизбежно возникающих при искровых и коронных разрядах на корпусе БПЛА и элементах ВЛ. Предлагаемое изобретение позволяет минимизировать как широкополосные помехи, возникающие от искры, образующейся при выравнивании потенциалов БПЛА и фазного провода (грозотроса) находящейся под напряжением ВЛ, так и помехи, возникающие от коронных разрядах на корпусе БПЛА и элементах ВЛ.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет осуществлять посадку БПЛА на включенную ВЛ, предотвращая выход из строя электронных устройств в составе БПЛА.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
27.07.2015
№216.013.6751

Устройство диагностики воздушных линий электропередач и его компонент

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для диагностики воздушных линий электропередач. Сущность: содержит летательный аппарат вертолетного типа, систему управления, устройства контроля воздушных линий электропередач, подключенные к аккумулятору, размещенную в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558002
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.01.2018
№218.016.1593

Устройство для зарядки аккумулятора от провода воздушных линий электропередач

Использование – в области электротехники. Технический результат - упрощение процесса монтажа устройства на провод ВЛ, а также обеспечение возможности передвижения вдоль него. Согласно изобретению устройство для зарядки аккумулятора от провода воздушных линий электропередач содержит: каркас, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634931
Дата охранного документа: 08.11.2017
04.04.2018
№218.016.3645

Устройство для диагностики воздушных линий электропередач

Изобретение относится к электроэнергетике и предназначено для диагностики состояния и пространственного положения следующих элементов: грозозащитного троса, силовых проводов, элементов конструкции опоры, подвесного зажима и анкерного крепежа грозозащитного троса, крепежа изоляторов, гирлянды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646544
Дата охранного документа: 05.03.2018
10.05.2018
№218.016.39fe

Устройство для перемещения по канату (варианты)

Группа изобретений относится к устройствам для перемещения по канату и может быть использовано, в частности, для перемещения устройства для диагностики состояния воздушных линий электропередач (ВЛ) по силовому проводу или грозозащитному тросу. По первому варианту изобретения устройство для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647106
Дата охранного документа: 13.03.2018
10.05.2018
№218.016.3c31

Способ управления стабилизацией летательного аппарата вертолетного типа на канате

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к способам управления стабилизацией устройств для диагностики состояния воздушных линий электропередач. Способ управления стабилизацией летательного аппарата вертолетного типа заключается в том, что положение летательного аппарата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647548
Дата охранного документа: 19.03.2018
30.03.2019
№219.016.f972

Способ цифрового управления процессом мониторинга, технического обслуживания и локального ремонта вл и система для его осуществления

Изобретение относится к области электроэнергетики. Способ цифрового управления процессом мониторинга, технического обслуживания и ремонта воздушных линий электропередачи включает в себя сбор информации о параметрах ВЛ при помощи датчиков и роботизированных устройств, трёхмерное представление...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683411
Дата охранного документа: 28.03.2019
30.03.2019
№219.016.f9be

Способ захвата провода линии электропередач рабочим органом исполнительного блока устройства для дистанционного контроля, оснащенного для его доставки к месту работы летно-подъемным средством, и устройство для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к беспилотным аппаратам для контроля состояния или выполнения ремонтных работ на линиях электропередач. Способ захвата провода линии электропередач рабочим органом исполнительного блока устройства для дистанционного контроля, оснащенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683417
Дата охранного документа: 28.03.2019
08.02.2020
№220.018.00d4

Способ снятия объекта с каната и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области автоматизации и электроэнергетики, в частности к способу снятия объекта с линии электропередачи (ВЛ). Способ снятия объекта с каната заключается в снабжении объекта, расположенного на канате, устройством для снятия объекта с каната, содержащим, по меньшей мере,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713643
Дата охранного документа: 05.02.2020
21.03.2020
№220.018.0e8f

Зажим для ремонта проводов воздушных линий электропередачи и способ его установки

Группа изобретений может быть применена для ремонта проводов ВЛЭП с повреждениями жил и позволяет упростить изготовление, конструкцию зажима, упростить и ускорить монтаж. Зажим содержит выполненные из электропроводящего материала седло и кожух, причем длина седла больше длины кожуха. Седло...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717105
Дата охранного документа: 18.03.2020
24.05.2023
№223.018.6fb7

Способ удаления льда и снега с провода воздушной линии электропередачи и устройство для его осуществления

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат – упрощение процесса удаления льда и снега с провода воздушной линии при снижении травматизма. Устройство для удаления льда и снега с провода воздушной линии электропередачи содержит беспилотный летательный аппарат вертолетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795968
Дата охранного документа: 15.05.2023
Показаны записи 1-1 из 1.
17.06.2023
№223.018.7ec1

Способ смазки троса или провода воздушной линии электропередачи и устройство для его осуществления

Изобретение относится к электроэнергетике. Устройство для смазки троса или провода воздушной линии электропередачи ВЛ представляет собойбеспилотный летательный аппарат, содержащий установленные на нем средство для передвижения по тросу или проводу (1) и смазочную камеру (2), нижняя часть (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002774089
Дата охранного документа: 15.06.2022
+ добавить свой РИД