×
17.06.2023
223.018.7e0a

Результат интеллектуальной деятельности: Самолетная антенная система

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к радиотехнике и служит для приема и передачи декаметрового диапазона радиоволн на самолетах. Технический результат - повышение электрической и механической надежности антенной системы при сохранении оптимально низкого значения коэффициента стоячих волн. Технический результат достигается тем, что самолетная антенная система, включающая выпускную антенну, блок автоматического управления антенной, лебедку выпуска антенны, блок управления лебедкой, соединенный с блоком автоматического управления антенной, бортовой передатчик, характеризуется тем, что выпускная антенна с двумя разнесенными друг от друга концами, один из которых изолирован от корпуса самолета, другой соединен с корпусом самолета общей клеммой передатчика и лебедкой выпуска антенны, в рабочем положении образует петлю путем выпуска с помощью лебедки соединенного с корпусом самолета конца антенны, при этом для формирования петли антенна снабжена грузом с возможностью его свободного скольжения вдоль антенны, для контроля соответствия длины петли антенны рабочей частоте к бортовому передатчику и к блоку автоматического управления антенной подключено устройство измерения КСВ, через которое к бортовому передатчику подсоединен изолированный конец антенны. 5 ил.

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для приема и передачи декаметрового диапазона радиоволн на самолетах, а также может быть использовано как многофункциональный ретранслятор с малыми задержками сигналов относительно спутниковых систем. Обеспечение особенно эффективной передачи радиосигналов непреходящей инженерной задачей. Эффективность работы приемопередающих антенн зависит от многих параметров, важнейшими из которых является коэффициент усиления антенны и ее согласование с питающим ее фидером, передатчиком или приемником. Коэффициент усиления антенны показывает, во сколько раз должна быть увеличена входная мощность при сравнении с направленной антенной с потерями на абсолютно ненаправленной гипотетической антенне без потерь при условии постоянной величины напряженности поля в точке наблюдения. Согласование обеспечивается в том случае, когда сопротивление антенны и волновое сопротивление фидера равны. Чем меньше реактивные составляющие и чем ближе активное входное сопротивление к волновому сопротивлению фидерной линии, тем лучше антенна согласована. Такие условия возникают при длинах активных вибраторов антенн, соотносимых с кратностью четвертям длин используемых радиоволн. Для обеспечения эффективности излучения используются различные технические решения, в том числе в наземных установках путем утолщения вибраторов или разветвлением их окончаний в качестве емкостных включений, применение которых в условиях размещения на летательных аппаратах особенно затруднительно.

Для повышения эффективности работы в декаметровом диапазоне радиоволн известна самолетная жестко-выпускная антенна (А.С. СССР №113586, опубл.1958). В известном техническом решении для изменения длины активной части проводника при настройке жестко-выпускной антенны производится, в воздухе или на земле, с пульта выпуска антенны, подбор нормированной протяженности вибратора на рабочую частоту передатчика с помощью электромеханизма с диэлектрическими барабанами перемотки замкнутого кольца из последовательно соединенных антенного провода и стального троса, при дополнении друг друга.

Недостатком известной антенны является ее установка непосредственно на фюзеляж самолета с использованием кронштейна оперения и дополнительной антенной текстолитовой стойки, с расстоянием, обеспечивающим работу только в ограниченной полосе рабочих частот и пропуском движущейся неиспользуемой на выпуске протяженности кольца значительной протяженности с размещением внутри фюзеляжа.

Известны буксируемые тросовые антенны, выпускаемые из приспособлений фюзеляжей специальных самолетов в России ТУ-142 MP и в США Е-6 Mercury, с мощными передающими комплексами, используемыми для ретрансляции сигналов оперативной связи с подводными лодками, с излучением в диапазонах сверхдлинных-длинных радиоволн (https://ru.wikipedia.оrg/wiki-Самолеты, http://janto.ru/repository/014/01.html). Недостатком известных антенн является низкий КПД и их применение только на тяжелых самолетах с мощными энергетическими установками.

Известна выпускаемая самолетная антенна (А.С. СССР №1160492, опубл. 07.06.1985 г.). Антенна содержит излучатель, выполненный из провода, выпускаемую изоляционную трубку, установленную в самолете, через которую пропущен трос, одним концом прикрепленный к лебедке, установленной в самолете, а другим к стабилизирующему конусу, который для повышения надежности раскрытия-складывания при расширении диапазона рабочих частот путем увеличения количества проводов излучателя в нее введены диск и втулка, которые нанизаны на трос между лебедкой и выпускной изоляционной трубкой и соединены отрезком троса. Недостатками известной выпускаемой самолетной антенн являются ненадежность складывания из-за усложненной конструкции и малый диапазон расширения полосы рабочих частот только за счет увеличения проводов излучателя.

Известна самолетная антенная система (Пат. РФ №158290, опубл. 27.12.2015 г.) Самолетная антенная система состоит из двулучевой выпускной антенны, лебедок для выпуска антенны и пульта управления, длинный луч антенны изолирован от корпуса самолета и подсоединен к бортовому передатчику, короткий луч соединен с корпусом самолета и общей клеммой передатчика. В ней введены блок автоматического управления антенной, состоящий из блока памяти и управляющего блока, блок управления лебедками и преобразователи перемещений, при этом блок автоматического управления антенной подключен к пульту управления и соединен с блоком управления лебедками, преобразователи перемещений подключены к лебедкам и блоку управления лебедками.

Недостатками известной антенной системы являются ненадежность подключения к бортовому передатчику длинного луча антенны, изолированного от корпуса самолета, при перестройке в диапазоне двигающегося через изолированный ввод, с коммутацией изменяющихся каждый раз участков подключения. Кроме этого усложнено использование двухлучевого антенного устройства при сохранении угла между лучами антенны, требующее одновременно с настройкой антенны и маневрирования скоростью полета самолета при смене частот. Дополнительно к этому, несмотря на сложность устройства и эксплуатации одновременно регулируемых длин лучей при перестройке, антенна имеет пониженный коэффициент усиления при выпускаемом вибраторе, протяжением в пол рабочей длины радиоволны.

Задачей изобретения является разработка упрощенной антенной системы повышенной эффективности излучения для приема и передачи радиоволн декаметрового диапазона при установке на самолетных, вертолетных и беспилотных летательных аппаратах.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в повышении электрической и механической надежности самолетной антенной системы при сохранении оптимально низкого значения коэффициента стоячих волн (КСВ).

Для достижения указанного технического результата в самолетной антенной системе, включающей выпускную антенну, блок автоматического управления антенной, лебедку выпуска антенны, блок управления лебедкой, соединенный с блоком автоматического управления антенной, бортовой передатчик, выпускная антенна с двумя разнесенными друг от друга концами, один из которых изолирован от корпуса самолета, другой соединен с корпусом самолета, общей клеммой передатчика и лебедкой выпуска антенны, в рабочем положении антенна образует петлю путем выпуска с помощью лебедки соединенного с корпусом самолета конца антенны, при этом для формирования петли антенна снабжена грузом с возможностью его свободного скольжения вдоль антенны, для контроля соответствия длины петли антенны рабочей частоте к бортовому передатчику и к блоку автоматического управления антенной подключено устройство измерения КСВ, через которое в свою очередь к бортовому передатчику подсоединен изолированный конец антенны.

Изобретение поясняется чертежами, представленными на фиг. 1-5.

На фиг. 1 представлен эскиз самолетной антенной системы, на фиг. 2 - диаграммы направленности в горизонтальной и вертикальной плоскости, на фиг. 3 - изменение КСВ в полосе 4 МГц со средней частотой 19 МГц, на фиг. 4 - изменение КСВ в полосе 2 МГц со средней частотой 6 МГц, на фиг. 5 - изменение КСВ в полосе 400 кГц со средней частотой 3 МГц.

Самолетная антенная система содержит выпускную антенну 1, блок 2 автоматического управления (БАУ 2) антенной 1, лебедку 3 выпуска антенны 1, блок 4 управления лебедкой (БУЛ), соединенный с БАУ 2 антенной 1, бортовой передатчик 5 (фиг. 1). У антенны 1 один конец 6 изолирован от корпуса 7 самолета (т.е. не заземлен), другой конец 8 антенны 1 соединен с корпусом 7 самолета (т.е. заземлен), общей клеммой передатчика 5 и лебедкой 3 выпуска антенны 1. Оба конца 6 и 8 антенны разнесены друг от друга. В рабочем положении антенна 1 образует петлю путем выпуска с помощью лебедки 3 соединенного с корпусом 7 самолета конца 8 антенны (фиг. 1), при этом для формирования петли антенна 1 снабжена грузом 9 с возможностью его свободного скольжения вдоль нее (вес груза 9 не более 5 кг). Для контроля соответствия длины петли антенны 1 (максимальная высота петли может составлять 50 метров, а общая длина петли - 100 метров) рабочей частоте к бортовому передатчику 5 подключено устройство 10 измерения КСВ, которое также подключено к БАУ 2 антенной 1. При этом изолированный конец 6 антенны 1 через устройство 10 измерения КСВ подсоединен к бортовому передатчику 5. Блок 4 управления лебедкой (БУЛ) соединен с БАУ 2 антенной 1.

Работа самолетной антенной системы осуществляется следующим образом.

В исходном состоянии петля антенны 1 втянута лебедкой 3 в корпус 7 самолета с набивкой проволочного полотна антенны 1, при этом остающийся снаружи участок антенны 1 имеет гидрофобное покрытие от обледенения в неблагоприятных условиях полета. Для осуществления сеансов радиосвязи или ретрансляции радиосигналов, принятых от спутниковых систем связи или оптоэлектронных, а также радиосредств прямой видимости, для работы на заданной длине радиоволны с помощью лебедки 3, управляемой блоком 4 управления лебедкой, и груза 9, с корректурой от БАУ 2 антенной 1 по заданной длине радиоволны от бортового передатчика 5 на расстояние соизмеримое с 0,25 рабочей длины волны от корпуса 7 самолета развертывается петля антенны 1. При развернутой петле в рабочее состояние, от БАУ 2 антенной 1 включается устройство 10 измерения КСВ, по результатам измерений с которого БАУ 2 антенной 1 через БУЛ 4 регулирует длину выпуска петли антенны 1 по минимальному КСВ. При нахождении минимального КСВ с управлением от БАУ 2 антенной 1 механически фиксируют длину петли антенны, при этом отключается устройство измерения КСВ 10 и подключается выход бортового передатчика 5. Антенная система готова к работе. После окончания работы через БАУ 2 антенной 1 и БУЛ 4 антенна приводится в исходное положение.

Благодаря тому, что в самолетной антенной системе применена только одна лебедка для заземленного (т.е. соединенного с корпусом 7 самолета) конца 8 антенны 1, существенно повышена механическая надежность в целом системы. В то же время, благодаря неподвижности изолятора незаземленного (т.е. изолированного от корпуса 7 самолета) конца 6 антенны 1, повышена электрическая надежность системы при сохранении оптимально низкого КСВ.

Предложенная самолетная антенная система реализует несимметричный шлейф-вибратор Пистолькорса с треугольной формой петли-шлейфа при использовании в качестве противовеса корпуса 7 самолета. Результаты компьютерного моделирования с использованием программы MMANA-GAL полностью подтверждают теоретические доводы при анализе данных по фиг. 3 - 4 на компьютерной модели антенной системы летательных аппаратов для рабочих частот 19 и 6 МГц при высоте петли антенны соответственно 6,5 м и 25 м, то есть на частотах более коротких радиоволн декаметрового диапазона, соизмеримых в приближении с размерами летательного аппарата. Кроме этого, является и достаточным разнос в основании треугольника. На более длинных радиоволнах, на нижней частоте декаметрового диапазона 3 МГц, высота петли 50 м (фиг. 5) предложенная антенная система также эффективна.

Самолетная антенная система, включающая выпускную антенну, блок автоматического управления антенной, лебедку выпуска антенны, блок управления лебедкой, соединенный с блоком автоматического управления антенной, бортовой передатчик, характеризующаяся тем, что выпускная антенна с двумя разнесенными друг от друга концами, один из которых изолирован от корпуса самолета, другой соединен с корпусом самолета общей клеммой передатчика и лебедкой выпуска антенны, в рабочем положении образует петлю путем выпуска с помощью лебедки соединенного с корпусом самолета конца антенны, при этом для формирования петли антенна снабжена грузом с возможностью его свободного скольжения вдоль антенны, для контроля соответствия длины петли антенны рабочей частоте к бортовому передатчику и к блоку автоматического управления антенной подключено устройство измерения коэффициента стоячей волны, через которое в свою очередь к бортовому передатчику подсоединен изолированный конец антенны.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
22.04.2023
№223.018.511a

Универсальная симметрированная телевизионная антенна

Универсальная симметрированная телевизионная антенна относится к области радиотехники и может быть использована в качестве компактной широкодиапазонной антенны, преимущественно оконной, в системах телевидения, для приема сигналов эфирного телевизионного вещания в жилых помещениях и сооружениях,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002794237
Дата охранного документа: 13.04.2023
20.05.2023
№223.018.66fd

Способ приготовления теста замороженного для изготовления хлеба

Изобретение относится к пищевой промышленности, а именно к хлебопекарному производству и может быть использовано при производстве хлеба из замороженного полуфабриката. Предложены варианты способа приготовления теста замороженного для изготовления хлеба. Готовят опару из пшеничной муки в/с,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002751845
Дата охранного документа: 19.07.2021
17.06.2023
№223.018.7dc5

Система антенная средневолновой радиосвязи нефтедобывающей платформы

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для излучения электромагнитных колебаний в международной автоматизированной системе оповещения NAVTEX, преимущественно для организации высоконадежной системы двухсторонней средневолновой радиосвязи морских нефтедобывающих платформ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002785324
Дата охранного документа: 06.12.2022
17.06.2023
№223.018.7e70

Антенна низких частот

Изобретение относится к радиотехнике и служит для излучения электромагнитных колебаний на линиях связи низкочастотных диапазонов радиоволн, а также при развертывании в местах, не приспособленных для строительства капитальных антенных сооружений. Техническим результатом является расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002779047
Дата охранного документа: 31.08.2022
Показаны записи 1-10 из 20.
10.07.2015
№216.013.612f

Комбинированная судовая "квазиколлинеарная" антенна автоматической идентификационной системы

Изобретение относится к радиотехнике и представляет собой комбинированную судовую «квазиколлинеарную» антенну автоматической идентификационной системы. Технический результат состоит в упрощении конструкции антенны, упрощении электрического питания, получении не менее сжатой диаграммы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556421
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.11.2015
№216.013.8f74

Активный антенный треугольно-петлевой элемент милкина

Использование: в качестве устройства антенной техники. Сущность изобретения заключается в том, что активный антенный треугольно-петлевой элемент Милкина содержит расположенные симметрично относительно общей оси петлевые вибраторы, установленные перпендикулярно направлению приема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568340
Дата охранного документа: 20.11.2015
10.04.2016
№216.015.30a8

Широкополосная направленная зигзагообразная квазишунтовая антенна

Изобретение относится к антенной технике. Технический результат - упрощение конструкции и сборки устройства при установке и улучшение согласования антенны с питающим фидером при сохранении направленности антенны в заданном рабочем диапазоне. Для этого широкополосная направленная зигзагообразная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580406
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.08.2016
№216.015.5473

Синфазная горизонтальная диапазонная антенная система

Изобретение относится к вибраторным фазированным антенным решеткам. Особенностью заявленной антенной системы является то, что вторая линейка вибраторов, расположенных под первой линейкой на расстоянии d=λ/2 от нее, состоит из n отдельных симметричных направленных антенн, выполненных в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593428
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.bd91

Способ приготовления консервов из мойвы

Способ включает разделку рыбы на тушку, обработку коптильным гелем, подсушку в среде теплого воздуха, фасовку в банки, добавление соли, заливку растительного масла, укупорку и стерилизацию. Для приготовления коптильного геля используют коптильную жидкость с массовой долей фенольных соединений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616400
Дата охранного документа: 14.04.2017
29.12.2017
№217.015.fb04

Треугольно-дуговая антенна круговой поляризации милкина-калитёнкова

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано для работы на радиолиниях систем дальней связи, в беспроводных сетях, в системах телеуправления и навигации. Антенна содержит четыре изогнутых вибратора. Вибраторы расположены попарно над экраном во взаимно ортогональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640095
Дата охранного документа: 26.12.2017
05.07.2018
№218.016.6afe

Комбинированная судовая телевизионная антенна

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в антенно-фидерных устройствах в качестве изотропной в горизонтальной плоскости антенны, при работе с горизонтальной поляризацией, в системах транспортной, мобильной и стационарной радиосвязи, телевидении и радионавигации....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660068
Дата охранного документа: 04.07.2018
05.07.2018
№218.016.6bd0

Этажерочная антенна круговой поляризации

Изобретение относится к антенной технике. Антенна содержит излучатель круговой поляризации квазишунтовой «клевер» из четырех изогнутых вибраторов, имеющих линейные начальные четвертьволновые участки, расположенные попарно во взаимно ортогональных плоскостях, исходящих из одной общей точки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659854
Дата охранного документа: 04.07.2018
19.12.2018
№218.016.a8ef

Зигзагообразный излучатель с ассиметричным питанием

Изобретение относится к антенной технике. Излучатель с ассиметричным питанием, полотно которого сформировано в виде двойного треугольного вибратора зигзагообразными проводниками, образующими, по меньшей мере, две соединенные между собой незамкнутые рамки, размещенные вдоль общей оси,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675220
Дата охранного документа: 17.12.2018
19.12.2018
№218.016.a90f

Широкополосный антенный модуль

Изобретение относится к антенной технике. Антенна состоит из двух равнобедренных треугольных незамкнутых рамок, расположенных в одной плоскости вдоль общей оси и соединенных между собой разомкнутыми углами с образованием точек питания. В первой треугольной рамке основание протяженностью 0,4λ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675207
Дата охранного документа: 17.12.2018
+ добавить свой РИД