×
27.05.2023
223.018.721a

Результат интеллектуальной деятельности: Отсек рулевого привода управляемой ракеты

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002743420
Дата охранного документа
18.02.2021
Аннотация: Изобретение относится к области вооружения и, конкретно, к силовым элементам систем управления и может быть использовано в управляемых ракетах с аэродинамическими рулями. Технический результат - повышение мощности рулевого привода электромагнитного типа за счет параметров обмотки, обеспечивающих увеличение намагничивающей силы без изменения калибра ракеты и при сохранении бронепробиваемости боевой части. Устройство содержит шпангоут. На нем установлен якорь. Он расположен перпендикулярно продольной оси ракеты и соединен с рулями и сердечниками с катушками, соединенными со шпангоутом крепежными элементами. Шпангоут снабжен боковыми стойками с поперечной перекладиной между ними. На перекладину установлены шунты в виде планок. Кроме того, в отсек рулевого привода дополнительно введены два сердечника с катушками. Их продольные оси расположены в плоскости, параллельной продольной оси ракеты. Сердечники с катушками установлены парами на планках из магнитомягкого материала, с возможностью регулировки положения, под каждое плечо якоря, симметрично оси его вращения, по обе стороны относительно центрального окна, не перекрывая его. Каждая пара однополюсных сердечников с катушками образует с якорем рабочие зазоры, через которые замыкается магнитный поток. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области вооружения, конкретно к силовым элементам систем управления, и может быть использовано в управляемых летательных аппаратах (снарядах и ракетах) с аэродинамическими рулями.

В управляемых ракетах (УР), выполненных по аэродинамической схеме «утка», рулевой привод (РП) располагается в носовой части. При срабатывании боевой части (БЧ) на пути прохождения кумулятивной струи могут находиться детали РП, что снижает бронепробиваемость УР. С целью исключения помех на пути прохождения кумулятивной струи БЧ в центральной части РП, в области продольной оси УР, должно обеспечиваться свободное пространство.

Известны устройства силовых элементов систем управления летательных аппаратов (снарядов и ракет) с аэродинамическими рулями, например блок рулевого привода (БРП) управляемого снаряда по патенту РФ №2234672 от 20.08.2004 г. [1], близкий по технической сути к предлагаемому изобретению и принятый за прототип.

В данном прототипе описан отсек рулевого привода управляемой ракеты, который содержит шпангоут с установленными на нем якорем, расположенным перпендикулярно продольной оси ракеты и соединенным с рулями, и сердечниками с катушками, соединенными со шпангоутом крепежными элементами.

В центральной части якоря выполнено окно для прохождения кумулятивной струи боевой части. Неподвижная (статорная) часть электромагнита выполнена в виде двух двухполюсных сердечников с одной цилиндрической катушкой каждый, размещенных под якорем по обе стороны центрального окна, не перекрывая его. Два полюса каждого сердечника образуют с якорем рабочие зазоры, через которые замыкается магнитный поток. Все элементы РП установлены внутри корпуса, выполненного в виде цилиндрического шпангоута диаметром равным калибру ракеты.

Изобретение, по мнению авторов данного прототипа, повышает бронепробиваемость управляемого снаряда, так как детали конструкции БРП не создают препятствий на пути прохождения кумулятивной струи БЧ.

Основным недостатком прототипа является то, что продольные оси катушек расположены в плоскости перпендикулярной продольной оси снаряда. Это приводит к тому, что калибр снаряда неизбежно ограничивает длину катушек, а при наличии центрального окна для прохождения кумулятивной струи, свободного пространства для размещения сердечников с катушками, обеспечивающих требуемые мощностные характеристики БРП, может быть недостаточно.

Таким образом, используемое в прототипе конструктивное решение не позволяет получить развиваемый момент электромагнитного БРП больше определенного предела. Например, при необходимости повышения намагничивающей силы в связи с увеличением размеров, угла поворота рулей или скорости полета снаряда (или ракеты), требуется увеличивать число витков обмотки катушки и диаметр намоточного провода, что приводит к увеличению габаритных размеров катушки и, как следствие, невозможности ее размещения в исходном калибре снаряда (или ракеты) и частичному перекрытию центрального окна.

Указанный недостаток накладывает ограничения на размеры и угол поворота аэродинамических рулей, а также скорость полета УР, от которых зависит величина момента аэродинамической нагрузки, которую электромагнитный РП должен преодолевать с требуемой динамикой (временем срабатывания).

Задачей предлагаемого изобретения является повышение мощности РП за счет параметров обмотки, обеспечивающих увеличение намагничивающей силы, без изменения калибра УР и при сохранении бронепробиваемости БЧ.

Решение поставленной задачи достигается конструкцией отсека рулевого привода (ОРП), который содержит шпангоут с установленными на нем якорем, расположенным перпендикулярно продольной оси ракеты и соединенным с рулями, и сердечниками с катушками, соединенные со шпангоутом крепежными элементами, при этом новым является то, что шпангоут снабжен боковыми стойками с поперечной перекладиной между ними, на которую установлены шунты в виде планок, а также в отсек рулевого привода дополнительно введены два сердечника с катушками, расположенные параллельно продольной оси ракеты и установленные парами на планках, под каждое плечо якоря, с зазором. При этом начало обмотки одной катушки в паре соединено с концом обмотки другой катушки, а рабочие поверхности плоского якоря выполнены с угловым скосом равным углу поворота рулей.

Также планки установлены с возможностью регулировки положения относительно якоря и выполнены из магнитомягкого материала.

Установка пары сердечников с катушками с параметрами одной обмотки прототипа уже обеспечивает увеличение намагничивающей силы в два раза. При этом калибр УР не ограничивает длину катушек, что позволяет, без изменения центрального окна для прохождения кумулятивной струи БЧ, дополнительно повысить мощностные характеристики электромагнитного РП за счет изменения параметров обмотки (количества витков и диаметра обмоточного провода).

Конструктивная схема предлагаемого отсека представлена на фиг. 1-3. На фиг. 1 вид сбоку с сечением по обтекателю отсека и катушке, на фиг. 2 сечение перпендикулярно оси якоря, на фиг. 3 вид на устройство слева с сечением по крепежу.

Отсек рулевого привода, продольная ось которого совпадает с продольной осью УР, содержит:

1 - рули;

2 - наружный обтекатель;

3 - поперечная силовая перекладина;

4 - боковые стойки;

5 - кольцевой шпангоут;

6 - оси перпендикулярные продольной оси УР;

7 - якорь;

8 - крепежные винты;

9 - контровочные штифты;

10 - планки;

11 - цилиндрические сердечники;

12 - рабочие полюса;

13 - рабочие зазоры;

14 - цилиндрические катушки;

15 - отверстие для прохождения кумулятивной струи БЧ.

Наружный обтекатель 2 содержит опорный каркас, состоящий из поперечной силовой перекладины 3 на двух боковых стойках 4 на кольцевом шпангоуте 5, с установленным на нем плоским якорем 7, расположенным на осях 6 перпендикулярно продольной оси УР, в отверстиях на стойках, и соединенным с рулями 1. На перекладине с двух сторон установлены шунты в виде планок 10 из магнитомягкого материала, с возможностью регулировки их положения и фиксации относительно якоря, с помощью крепежных винтов 8 и контровочных штифтов 9. Для этого, отверстия в планках под крепежные винты выполняются прорезными. На каждой планке установлены по два цилиндрических сердечника 11 с рабочими полюсами 12 в виде торцевых шайб, образующие с якорем рабочие зазоры 13. На каждом сердечнике находится цилиндрическая катушка 14 в виде обмотки на каркасе. Рабочие поверхности якоря выполнены с угловым скосом равным углу поворота рулей. Полюса сердечников увеличивают площадь прилегания к рабочим поверхностям якоря, что снижает магнитное сопротивление в рабочих зазорах. Отверстия 15 в перекладине и якоре обеспечивают центральное сквозное окно через ОРП для прохождения кумулятивной струи БЧ.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. При подаче управляющего напряжения на одну пару катушек 14, расположенных по одну сторону от оси якоря 7, возникает замкнутый магнитный поток, проходящий через сердечники 11 с планкой 10 и якорем 7. Якорь 7 притягивается к обоим полюсам пары сердечников 11 до упора, поворачивая рули 1 на определенный угол, преодолевая аэродинамический шарнирный момент на рулях 1. При подаче напряжения на другую пару катушек 14 и одновременном снятии напряжения с первой пары, происходит поворот рулей в другую сторону.

Конструкция предлагаемого ОРП имеет дополнительные преимущества по сравнению с прототипом. Так, в отличие от прототипа, в котором в качестве опорного каркаса используется сплошной тонкостенный цилиндрический шпангоут, ограничивающий доступ к внутренним деталям РП, в предлагаемом ОРП применена перекладина на стойках, связанных кольцевым шпангоутом, что обеспечивает не только жесткость конструкции, но и технологичность операций при сборке, настройке (после которых устанавливают наружный обтекатель) с целью повышения серийнопригодности ОРП. Кроме того, в прототипе используется консольное крепление к внутренним стенкам шпангоута массивных сердечников с катушками, что приведет к низкой виброустойчивости конструкции, а значит, и к нестабильной работе и отскокам якоря от упоров, то есть к снижению надежности БРП. Этот недостаток отсутствует в предлагаемом ОРП, в котором место крепления сердечников с катушками находится ближе к их центру масс.

Предлагаемый ОРП позволяет повысить мощность РП электромагнитного типа за счет параметров обмотки, обеспечивающих увеличение намагничивающей силы, без изменения калибра УР и при сохранении бронепробиваемости БЧ, а также повысить надежность и технологичность РП. Предлагаемое изобретение позволяет создать ряд унифицированных ОРП, различных по мощности, но в одном калибре.

Источник информации

1. Патент РФ №2234672 от 20.08.2004 г.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
02.04.2020
№220.018.12da

Система управления огнем боевой машины и блок управления автоматикой

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к системам управления огнем боевых машин. В систему управления огнем, содержащую прицел наводчика, прицел командира, блок управления системы наведения вооружения, БОВИ, видеомодули наводчика и командира, пульты командира...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718186
Дата охранного документа: 31.03.2020
16.05.2023
№223.018.6391

Контейнер для запуска боеприпаса

Изобретение относится к вооружению, а именно к контейнерам для запуска боеприпаса. Контейнер для запуска боеприпаса содержит корпус с передней крышкой, на боковой цилиндрической поверхности которой выполнена проточка, в которую установлено уплотнительное кольцо. Крышка закреплена на неразъемном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002775500
Дата охранного документа: 04.07.2022
23.05.2023
№223.018.6f48

Способ и устройство инициирования воздушно-динамического рулевого привода управляемой авиабомбы, способ проверки готовности воздушно-динамического рулевого привода перед сбросом управляемой авиабомбы, воздушно-динамический рулевой привод и аппаратура управления воздушно-динамическим рулевым приводом авиабомбы

Предлагаемая группа изобретений относится к области высокоточного оружия для авиационной техники. Изобретения могут быть использованы в качестве: способа инициирования воздушно-динамических рулевых приводов (далее по тексту - ВДРП) преимущественно управляемой авиабомбы (УАБ), а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002748828
Дата охранного документа: 31.05.2021
Показаны записи 1-10 из 41.
27.01.2015
№216.013.2058

Способ наведения управляемой ракеты и система наведения для его реализации

Изобретение относится к системам управления ракетами и может быть использовано в противотанковых ракетных комплексах (ПТРК). Согласно способу производят запуск управляемой ракеты с бортовым источником излучения, с помощью телевизионной системы принимают от источника световой поток. Формируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539728
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.05.2015
№216.013.4b9c

Способ испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к военной технике. При способе испытания летательных аппаратов (ЛА) перед пуском ЛА рассчитывают и вводят в наземную аппаратуру телеметрической системы регистрации координаты положения антенны наземного приемного пункта (НПП). В процессе полета ЛА определяют его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550870
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.08.2015
№216.013.6fb8

Способ испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров и устройство для его осуществления

Система испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров содержит установленные на летательном аппарате (ЛА) функциональные блоки, аппаратуру управления, бортовой телеметрический передающий модуль (БТПМ) с антенной и наземный приемный пункт с антенной....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560170
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.05.2016
№216.015.3bb0

Способ вывода дальнобойной ракеты в зону захвата цели головкой самонаведения и система наведения дальнобойной ракеты

Предлагаемая группа изобретений относится к области управляемых самонаводящихся ракет с аэродинамическим автоколебательным рулевым приводом. Повышение точности вывода ракет в зону захвата головкой самонаведения излучения от целей, расположенных на больших дальностях, и, следовательно, повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583347
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.9f98

Способ регулирования номинального тока управляющего электромагнита привода летательного аппарата и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области систем управления летательными аппаратами и может быть использована в контуре управления рулевого привода ракет с широтно-импульсным методом регулирования. Задачей группы изобретений является снижение энергопотребления рулевым приводом при увеличении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606213
Дата охранного документа: 10.01.2017
26.08.2017
№217.015.db01

Система комбинированного рулевого привода (варианты)

Группа изобретений относится к области систем рулевых приводов летательных аппаратов, а именно к системам комбинированных рулевых приводов, содержащих рулевую машину с аэродинамическими рулями и газодинамическое устройство управления со сверхзвуковыми соплами. По первому варианту рулевая машина...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623762
Дата охранного документа: 29.06.2017
19.01.2018
№218.016.03d7

Способ пропорционального управления воздушно-динамическим рулевым приводом ракеты и устройство для его реализации

Предлагаемая группа изобретений относится к области ракетостроения и может быть использована в оснащенных воздушно-динамическим рулевым приводом (ВДРП) ракетах с широким диапазоном изменения скорости полета в качестве системы пропорционального управления ВДРП. Технический результат заключается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630462
Дата охранного документа: 08.09.2017
20.01.2018
№218.016.139f

Способ управления беспилотным летательным аппаратом и блок рулевых приводов для его осуществления

Изобретения относятся к области авиационной техники и могут быть использованы в управляемых ракетах, снарядах и бомбах и других беспилотных летательных аппаратах (ЛА). Способ управления беспилотным ЛА осуществляется регулированием направления вектора скорости путем изменений лобового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634609
Дата охранного документа: 01.11.2017
19.10.2018
№218.016.9395

Управляемый снаряд, блок рулевого привода управляемого снаряда, пневмораспределительное устройство рулевого привода управляемого снаряда, механизм инициирования рулевого привода управляемого снаряда

Группа изобретений относится к области высокоточного оружия - управляемых снарядов. Технический результат - увеличение дальности полета управляемых снарядов. Управляемый снаряд содержит корпус. В корпусе закреплен блок рулевого привода и шпангоут с радиальными отверстиями. В этих отверстиях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669979
Дата охранного документа: 17.10.2018
29.03.2019
№219.016.eec5

Способ контроля герметичности автопилотного блока управляемых артиллерийских снарядов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к управляемым снарядам и ракетам, в частности к контролю герметичности их автопилотных блоков. В способе контроля герметичности автопилотный блок в выключенном состоянии со сложенными внутрь его корпуса рулями предварительно устанавливают на установочном столе, покрытом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002269740
Дата охранного документа: 10.02.2006
+ добавить свой РИД