×
27.05.2023
223.018.7184

Результат интеллектуальной деятельности: Волновой движитель подводных и полуподводных судов

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к судостроению, а именно к средствам использования энергии морских волн для движения судна. Предлагается волновой движитель подводных и полуподводных судов в виде выступающих наклонных пластин или крыльев. Пластины расположены над корпусом судна вблизи свободной поверхности моря. Глубина погружения судна регулируется в зависимости от направления волнения таким образом, что при встречном волнении пластины расположены под уровнем подошвы волн, а при попутном волнении пластины выступают над поверхностью воды. Достигается повышение эффективности волнового движителя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам использования энергии морских волн для движения судна.

Из уровня развития техники известны волновые движители в виде погруженных крыльев, принцип действия которых основан на том, что их вертикальное движение от качки судна на волнении при определённых углах атаки формирует силу тяги. Г.Е. Павленко в 1935 г. предложил использовать крыло с переменным углом атаки, автоматически регулируемым пружинными ограничителями [Устройство для использования качки на волнении для передвижения судна, Авт. свид. 47562, МКИ В63Н 19/02]. Большинство разновидностей волновых движителей, предложенных впоследствии разными изобретателями, было основано на этом принципе.

Недостатком таких устройств является малая эффективность движителя. Причиной является то, что вертикальное движение подводных крыльев формируется не непосредственно волнением, а вследствие качки судна. То есть первичным приемником энергии волн служит корпус судна. Для формирования достаточной тяги судно должно интенсивно раскачиваться. Но при этом энергия волн в первую очередь затрачивается на создание качки и связанного с ней дополнительного сопротивления воды движению судна, а крылья играют роль в большей степени не волновых движителей, а стабилизаторов качки, вследствие чего уменьшают дополнительное волновое сопротивление.

Для надводных судов эффективность волновых движителей на основе крыльев с переменным углом атаки повышается при увеличении заглубления крыльев. Это связано с увеличением относительной вертикальной скорости потока, набегающего на крылья. Такой же эффект наблюдается у волновых глайдеров, имеющих надводный корпус, обеспечивающий плавучесть и преобразующих энергию волн в качку, и подводный корпус с крыльевыми волновыми движителями, связанный с надводным корпусом буксирными канатами [Wave Power, Patent № US 7371136 B2]. При заглублении подводных крыльев амплитуды качки надводного корпуса уменьшаются, но растут ускорения, динамические нагрузки и удары волн в корпус судна. Также возможны повреждения подводных крыльев при ударах о дно на малых глубинах.

Способом повышения эффективности волнового движителя является использование энергии не качки судна, а непосредственного орбитального движения воды. В первую очередь это относится к подводным и полуподводным (полупогружным) судам, а также к судам, которые вследствие особой формы корпуса (катамараны, суда с малой площадью ватерлинии) подвержены воздействию волн и качки в гораздо меньшей степени, чем надводные. Такие движители должны располагаться вблизи поверхности воды, где сосредоточена основная энергия морских волн. Примеры движителей, расположенных вблизи поверхности воды, для надводных однокорпусных и многокорпусных судов приведены в обзорной работе В.Н. Глушко [К вопросу использования энергии морского волнения движителями судов. Институт гидромеханики НАНУ. – Киев, 2017].

Недостатками таких волновых движителей для надводных судов является низкая эффективность вследствие того, что они создают дополнительные реактивные силы, увеличивающие качку судна и сопротивление воды. Кроме того, их выступающие и подвижные части недостаточно надёжны при воздействии динамических нагрузок, особенно ударов волн в штормовых условиях плавания.

Наиболее близким к заявляемому решению является изобретение Прокофьева В.В., Филатова Е.В., Чикаренко В.Г. и др. [Судовой волнодвижитель, патент RU 2528449 С2 МПК B63H19/02, 2011 г.], согласно которому волновой движитель представляет собой наклонную пластину, жестко закрепленную определенным образом между корпусами катамарана. Сила тяги судна на встречном волнении образуется за счёт наката волн на пластину, с последующим образованием пропульсивного импульса при падении волн с задней кромки пластины. Достоинством такого устройства является простота конструкции и отсутствие в нём подвижных деталей. Однако имеются и существенные недостатки, а именно: фиксированные длина и угол наклона пластины обеспечивают образование силы тяги в узком диапазоне параметров волнения; импульс тяги образуется только при падении волны с задней кромки пластины, в остальное время встречная волна преимущественно создаёт силу, препятствующую движению вперёд; погруженная передняя часть пластины создаёт большое сопротивление движению. Более того, пластина способствует зарыванию катамарана в волну и увеличению продольной качки судна. В результате эффективность волнового движителя низкая, причём в большом диапазоне курсовых углов, длин и высот волн судно будет дрейфовать только по ходу волн.

Технической проблемой, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение эффективности волнового движителя на различных курсовых углах волнения, в широком диапазоне длин и высот волн, при обеспечении надёжности в условиях штормовых динамических нагрузок.

Решение указанной технической проблемы достигается тем, что устройство для преобразования энергии поверхностных морских волн выполнено в виде поперечных наклонных пластин (крыльев), расположенных вблизи свободной поверхности моря, отличительными особенностями которого является то, что это устройство расположено над корпусом подводного или полуподводного судна с возможностью регулирования глубины погружения (осадки) судна.

Технический результат изобретения состоит в обеспечении эффективного преобразования энергии волн в тягу подводного или полуподводного судна, который достигается тем, что глубина погружения и дифферент судна, следовательно, положение пластин волнового движителя относительно поверхности моря регулируется в зависимости от курсового угла, длины и высоты волн.

Новые существенные признаки позволяют обеспечить эффективное преобразование волновой энергии и формирование силы тяги в условиях широкого спектра параметров волн при различных курсовых углах.

На фигуре 1 изображено подводное судно, а на фигуре 2 – полуподводное судно. Корпус 1 может иметь разную форму в зависимости от назначения судна и волновых режимов в районах эксплуатации. Количество, размеры и углы наклона пластин (крыльев) 2 волнового движителя также могут быть различными и определяются в процессе проектирования судна. Пластины могут быть выполнены в различных вариантах исполнения: 1) неподвижными и жестко соединёнными с корпусом, тем самым обеспечивая наибольшую прочность и надёжность; 2) связанными с корпусом шарнирными соединениями 3 и с регулируемым углом наклона, обеспечивая повышение эффективности движителя (фиг. 3); 3) с эластичными элементами (закрылками) 4, обеспечивающими автоматическое повышение эффективности движителя за счёт гидроупругого эффекта (фиг. 3).

Возможность осуществления технического результата подтверждается результатами численного моделирования. На фигуре 4 представлены кадры процесса движения судна на встречном волнении. На фигуре 5 представлены кадры процесса движения судна на попутном волнении. Цветом обозначены гидродинамические поля скорости по продольной координате Х.

Устройство работает следующим образом.

При движении на встречном волнении (фиг. 4) предусматривается погружение судна 1 таким образом, чтобы пластины располагались под подошвами волн. При этом дополнительное сопротивление от волн на корпус судна значительно снижается по сравнению с надводным положением, так как встречное движение воды сосредоточено в вершинах волн. В подошвах волн происходит движение воды в попутном с судном направлении, при этом оно увлекает с собой судно, воздействуя на пластины волнового движителя. Таким образом, при положении пластины движителя под подошвой волны, пластина создаёт тягу. При положении пластины под вершиной волны происходит небольшое торможение судна, однако сила сопротивления вершины волны существенно меньше силы тяги под подошвой волны, так как скорость встречного потока на уровне пластин меньше. Кроме того, за пластинами развиваются вихри, формирующие дополнительные попутные потоки.

При движении на попутном волнении (фиг. 5) предусматривается всплытие подводного судна 1 таким образом, чтобы пластины 2 выходили на поверхность воды. В этом случае догоняющий судно гребень волны сталкивается с судном и его кормовой пластиной, придавая судну значительный импульс. Затем происходит движение судна по инерции и небольшое торможение встречным потоком под подошвой волны.

Следует отметить, что для повышения эффективности волнового движителя необходимо обеспечить минимальную вертикальную и килевую качку судна. Это достигается подводным положением судна и применением известных успокоителей качки, в частности, горизонтальных рулей.

Эффективность волнового движителя может быть повышена при шарнирном соединении пластин с корпусом судна и применении автоматической системы управления углами наклона пластин таким образом, чтобы при относительном встречном потоке воды они поворачивались в горизонтальное положение, прижимаясь к корпусу и уменьшая сопротивление, а при попутном потоке разворачивались, увеличивая площадь действия попутного давления.

Аналогичным способом увеличивается эффективность при использовании в пластинах эластичных участков, угол отклонения которых автоматически регулируется гидроупругим взаимодействием с волновыми потоками.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 123.
10.08.2015
№216.013.69b2

Способ обработки бинарных сигналов данных, принимаемых на фоне шумов

Изобретение относится к технике электрической связи и может быть использовано в любых информационных системах. Технический результат состоит в повышении помехоустойчивости, пропускной способности и качества информационной продукции. Для этого способ обработки бинарных сигналов данных,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558611
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.09.2015
№216.013.78c4

Способ повышения эффективности сгорания углеводородного топлива

Изобретение относится к способам и устройствам для обработки различных видов жидкого углеводородного топлива перед его сжиганием и может найти применение в системах питания турбореактивных, газотурбинных двигателей, двигателей внутреннего сгорания, в двигателях Стирлинга, а также в иных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562505
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.78f3

Способ получения электрода для производства порошковых жаропрочных сплавов на основе алюминида титана

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано при послойном нанесении материала по аддитивной технологии. Проводят предварительное механическое легирование исходной порошковой смеси из порошков титана и элементов, способных образовывать с ним твердые растворы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562552
Дата охранного документа: 10.09.2015
27.10.2015
№216.013.8a8c

Способ комбинированной раскатки осесимметричных деталей

Изобретение относится к области обработки материалов давлением и может быть использовано при изготовлении осесимметричных деталей из малопластичных материалов, преимущественно спеченных. Заготовку устанавливают в матрицу с выставлением части для локального деформирования и фиксируют в осевом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567071
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.12.2015
№216.013.9da8

Способ повышения эффективности сгорания топлива в двигателе самолета

Изобретение относится к авиастроению, в частности к способам и устройствам для обработки различных видов жидкого углеводородного топлива. Для повышения эффективности сгорания углеводородного топлива в двигателе самолета топливо из заправочной емкости перекачивают в переменном однородном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571990
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.06.2016
№216.015.4508

Способ фильтрации тока намагничивания и воспроизведения вторичного тока силовых и измерительных трансформаторов напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных средствах релейной защиты, противоаварийного управления энергосистем, измерения, регистрации аварийных событий и диагностики состояния оборудования. Технический результат состоит в снижении погрешности фильтрации тока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586115
Дата охранного документа: 10.06.2016
27.08.2016
№216.015.5182

Способ получения магнитотвердого материала smmn

Изобретение относится к области получения магнитотвердых материалов, которые могут быть использованы в электротехнике и машиностроении. Предложенный способ получения магнитотвердого соединения SmMN позволяет увеличить коэрцитивную силу (H) и температуру Кюри (Т) конечного продукта, что является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596166
Дата охранного документа: 27.08.2016
25.08.2017
№217.015.bac6

Способ получения катодного материала на основе системы lifesio

Изобретение относится к электротехнической области и может быть использовано в аккумуляторных батареях транспортных и космических систем с улучшенными удельными характеристиками. В качестве начального компонента выбирают наноразмерный порошок аэросила (SiO) с удельной поверхностью 350-380 м/г,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615697
Дата охранного документа: 06.04.2017
25.08.2017
№217.015.bad7

Топливная форсунка газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиастроению. Топливная форсунка газотурбинного двигателя, в которой одним из электродов, соединенным с потенциальным выходом источника электрического напряжения, является металлический внутренний воздушный завихритель и соединенная проводящей перемычкой металлическая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615618
Дата охранного документа: 05.04.2017
25.08.2017
№217.015.c5b0

Бесфлаттерная многодисковая фрикционная муфта для соединения валов привода с возможностью разнонаправленного их вращения

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам для соединения приводных валов, например, для трансмиссий. Бесфлаттерная многодисковая фрикционная муфта (5) для соединения валов (1, 3) привода с возможностью разнонаправленного их вращения содержит корпус (6)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618661
Дата охранного документа: 05.05.2017
Показаны записи 1-10 из 20.
27.09.2014
№216.012.f8ca

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Также оно снабжено средствами передвижения и удаления льда. Средство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529527
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8cb

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Также оно снабжено средствами передвижения и удаления льда. Средство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529528
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8cd

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Также оно снабжено средствами передвижения и удаления льда. Средство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529530
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8ce

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Также оно снабжено средствами передвижения и удаления льда. Средство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529531
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8d0

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Также оно снабжено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529533
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8d6

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Так же оно снабжено средствами передвижения и удаления льда. Средство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529539
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8dd

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Так же оно снабжено средствами передвижения и удаления льда. Средство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529546
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8e1

Устройство для удаления гололеда с провода линии электропередач

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для удаления гололеда с проводов воздушных линий электропередач. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью установки его на провод. Также оно снабжено средствами передвижения и удаления льда. Средство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529550
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.12.2014
№216.013.14d2

Комбинированный преобразователь энергии волн

Изобретение относится к области энергетики, в частности к средствам извлечения энергии морских волн в прибрежной зоне. Комбинированный преобразователь энергии волн в виде полого железобетонного массива 1, образующего бассейн, имеющий переднюю (обращенную к морю) стенку 4 с входными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536754
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.02.2015
№216.013.2370

Установка для преобразования энергии волн

Изобретение относится к области энергетики, в частности к средствам извлечения энергии из морских волн. Установка для преобразования энергии волн содержит раскачиваемую волнами створку 4, имеющую положительную плавучесть, горизонтальные шарниры 3, неподвижный фундамент 1, устройство отбора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540525
Дата охранного документа: 10.02.2015
+ добавить свой РИД