×
26.05.2023
223.018.6fff

Результат интеллектуальной деятельности: Мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники, в частности к мехатронным системам управления транспортно-технологическими средствами, и может быть использовано при эксплуатации машин в точном земледелии. Технический результат - повышение точности процесса управления транспортно-технологическим средством за счёт точного поворота рулевого вала системы управления транспортно-технологического средства. Мехатронный модуль для поворота рулевого вала содержит в себе электродвигатель постоянного тока и две шестерни внутреннего зацепления для точного поворота рулевого вала при управлении транспортно-технологическим средством. Ведомая шестерня установлена жестко на рулевом валу, а для обеспечения временного зацепления на период работы мехатронного модуля ведущая шестерня размещена подвижно на шлицевой втулке с возможностью фиксации в верхнем рабочем положении, закрепленной жестко на валу редуктора электродвигателя с обратной связью, который с помощью кронштейнов установлен на рулевой колонке. Для управляемого поворота рулевого вала электродвигатель соединен с драйвером и контроллером электродвигателя посредством электропроводов с возможностью подключения контроллера двигателя к CAN-шине транспортно-технологического средства. 3 ил.

Изобретение относится к мехатронным системам управления транспортно-технологическими средствами и может быть использовано при эксплуатации машин в точном земледелии.

Традиционно на рулевой вал с помощью рулевого колеса воздействует оператор техники. В условиях цифровизации и применения роботизированных машин, необходимо точное, информативное, а главное, автоматическое воздействие на рулевой вал, по возможности, без участия оператора. Применение такого устройства значительно увеличит точность работы техники, даст больше информации и свободы оператору и поможет в реализации параллельного вождения.

Известен мехатронный электромеханический модуль, который состоит из подвижного корпуса, установленного при помощи двух шарикоподшипников на неподвижном корпусе, содержащем встроенный волновой редуктор и низкооборотный бесконтактный моментный двигатель постоянного тока, ротор которого установлен на полом входном валу волнового редуктора. Внутри него проложены провода информационного и питающего кабеля, подключенного к контроллеру, закрепленному на неподвижном корпусе. Мехатронный электромеханический модуль содержит также датчик крутящего момента, имеющий внутреннее и внешнее кольцо. Причем выходное гибкое колесо волнового редуктора, внутреннее кольцо датчика крутящего момента и двигатель расположены между двумя шарикоподшипниками, на которых установлен подвижный корпус относительно неподвижного корпуса. Кроме этого на внутреннем кольце датчика крутящего момента закреплен одним концом палец, который вторым концом установлен с радиальным зазором в отверстии на внешнем кольце датчика крутящего момента, причем ось пальца параллельна оси подвижного корпуса (RU 144518).

Недостатком этого технического решения является высокая напряжённость основных элементов гибкого колеса и генератора волн волновой редуктор, а также пониженная крутильная жесткость, что негативно скажется в управлении транспортно-технологическим средством на вязком и песчаном грунте, в глубокой дорожной колее.

Известен робототехнический сервопривод, содержащий корпус с прикрепленными к нему и расположенными в нем редуктором, выходным валом, соединенным с редуктором посредством винтового соединения, абсолютным энкодером, соединенным с выходным валом редуктора через зубчатую передачу, электродвигателем с валом с зубчатым колесом,соединенным с редуктором посредством зубчатой передачи, платой управления, расположенной в корпусе со стороны электродвигателя и крепящейся посредством винтового соединения к одной из стенок корпуса, отличающийся тем, что он снабжен блокиратором вала электродвигателя, установленным возле зубчатого колеса вала и закрепленным на корпусе сервопривода посредством винтового соединения со стороны редуктора (RU 185 774).

Недостатком этого технического решения является применение внешнего зубчатого зацепления, когда при большом диаметре зубчатого колеса необходимо заострение вершин зубьев (при числе зубьев z > 42), а эвольвентное внешнее зацепление имеет низкий коэффициент перекрытия ε = 1...2, причем повышенное передаточное число такого зацепления обеспечивается большим межосевым расстоянием между шестернями, что приводит к ограниченному обзору панели приборов управления техникой.

Известен мехатронный тяговый модуль, который содержит корпус с жидкостным охлаждением, в котором расположены электрическая машина и силовой преобразователь, выполненный с использованием дискретных IGBT транзисторов и диодов и/или транзисторно-диодных модулей. Программируемый микропроцессорный контроллер выполнен с возможностью обеспечивать прием сигналов управления и соединен с драйверами и датчиком положения ротора. Фильтр, содержащий конденсаторы, подключен к выводам силового преобразователя. Дополнительно, в зависимости от варианта реализации тягового модуля, транзисторно-диодные модули прикреплены или прижаты к внутренней поверхности корпуса, к подшипниковому щиту или к спинке статора (RU 2621410).

Недостатком этого технического решения является применение внешнего зубчатого зацепления в механической передаче на валу ротора и большие габаритные размеры. Наиболее близким является устройство для подруливания, включающее шестерни внешнего зацепления и электродвигатель, например от компании Raven (https://agrovse.ru/catalog/rastenievodstvo/sistemy-tochnogo-zemledeliya/podrulivayuschie-ustroystva/podrulivayushchee-ustroystvo-raven-smartrax-md/).

Недостатком этого технического решения является применение внешнего зубчатого зацепления, когда при большом диаметре зубчатого колеса необходимо заострение вершин зубьев (при числе зубьев z > 42), а эвольвентное внешнее зацепление имеет низкий коэффициент перекрытия ε = 1...2, причем передаточное число такого зацепления обеспечивается большим межосевым расстоянием между шестернями, что приводит к ограниченному обзору панели приборов управления техникой. Такой механизм с низким передаточным числом не применим для управления транспортно-технологическимимашинами при перемещении по бездорожью и выполнении сельскохозяйственных и дорожно-строительных работ на опорных поверхностях с низкой несущей способностью.

Технический результат - повышение точности и информативности поворота рулевого вала в процессе управления транспортно-технологическим средством за счёт расширения функциональных возможностей мехатронного модуля с обратной связью, подключенного к CAN-шине транспортно-технологического средства.

Технический результат достигается тем, что мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства, содержит электродвигатель, контроллер, и шестерни, таким образом, что ведомая шестерня установлена жестко на рулевом валу, а для обеспечения временного зацепления на период работы мехатронного модуля ведущая шестерня размещена подвижно на шлицевой втулке с возможностью фиксации в верхнем рабочем положении, закрепленной жестко на валу редуктора электродвигателя с обратной связью для определения положения ротора или обнаружения движения, который с помощью кронштейнов установлен на рулевой колонке, причем шестерни имеют внутреннее зацепление, а для управляемого поворота рулевого вала электродвигатель соединен с драйвером и контроллером электродвигателя посредством электропроводов с возможностью подключения контроллера электродвигателя к CAN-шине транспортно-технологического средства.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема мехатронного модуля для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства. На фиг. 2. представлен общий вид мехатронного модуля для поворота рулевого вала. На фиг. 3 приведена функционально-технологическая схема дистанционного управления поворотом рулевого вала для примера реализации на транспортно-технологическом средстве.

Мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства состоит из ведомой шестерни 1, которая установлена жестко на рулевом валу 2, ведущей шестерни 3, шлицевой втулки 4, фиксатора шестерни 5, редуктора 6, электродвигателя 7, углового энкодера 8, установленных на рулевую колонку 9, драйвера 10 и контроллера 11 электродвигателя, подключенных к CAN-шине транспортно-технологического средства 12, и электропроводов 13. Питание драйвера 10 и контроллера 11 осуществляется через понижающий модуль 14 от бортовой сети 15. Электродвигатель 7 питается от драйвера 10 по высоковольтной ветке электропроводов 13.

Мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства устанавливают на органы управления рулевой системы в кабине оператора: ведомая шестерня 1 жестко размещается на рулевом валу 2; редуктор 6 и с натягом установленная на него шлицевая втулка 4, на которой подвижно установлена ведущая шестерня 3, с возможностью перемещения по шлицам и фиксации в верхнем рабочем положении с помощью шарикового фиксатора 5, электродвигатель 7 и угловой энкодер 8 с помощью кронштейнов жестко устанавливаются на рулевую колонку 9, а контроллер 11 электродвигателя, подключается к CAN-шине транспортно-технологического средства 12, с помощью электропроводов 13. Также, с помощью электропроводов 13 подведено питание к электродвигателю 7, драйверу 10 и контроллеру электродвигателя 11, осуществляемое через понижающий модуль 14, который понижает напряжение от бортовой сети 15 до 12 В.

Скорость вращения рулевого вала зависит от числа оборотов электродвигателя и определяется оператором или программой при автоматическом режиме.

Устройство функционирует следующим образом.

Управление оператором осуществляется следующим образом: с пульта управления команда оператора поступает на CAN-шину через радиоинтерфейс, с которой сигнал поступает на контроллер 11, а затем на драйвер 10 и электродвигатель 7. На валу редуктора 6, с натягом установлена шлицевая втулка 4, на которой подвижно установлена ведущая шестерня 3, с возможностью перемещения по шлицам и фиксации в верхнем рабочем положении с помощью шарикового фиксатора 5. Таким образом, крутящий момент с вала электродвигателя преобразуется в редукторе 6, и передается через его выходной вал на, зафиксированную в шлицах втулки 4, ведущую шестерню 3. Далее крутящий момент с помощью внутреннего зацепления передается на ведомую шестерню 1, которая вращает рулевой вал в заданном направлении в зависимости от команды оператора. Ведомая шестерня 1 и ведущая шестерня 3 за счет внутреннего зацепления вращаются в одном направлении. При этом в автоматическом режиме программа задает команду на CAN-шину по заданному алгоритму перемещения техники.

На основании эскизов и сконструированных сборочных единиц, была построена общая 3D модель мехатронного модуля для поворота рулевого вала (см. фиг.2). Для изготовления мехатронного модуля для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства в качестве электродвигателя например, TETRIX MAX TorqueNADO Motor, 12В и со скоростью холостого хода 100 об/мин (1,67 Гц), который размещают в колёсном тракторе ЛТЗ-120Б, полномостовой драйвер двигателя VNH3SP30, редуктор, энкондер входят в конструкцию электродвигателя, понимающий модуль lm1256. Колёсный трактор эксплуатируется не только вручную, но и с помощью пульта дистанционного радиоуправления Radiomaster TX16S, имеющего радиоприёмник и антенну (см. фиг. 3). Пользователь, нажимая соответствующую кнопку на пульте радиоуправления отдаёт команду в контроллер управления трактора, обратно получает телеметрию сигнала и действий. Контроллер управления по CAN-шине передаёт сигнал на контроллерэлектродвигателя, драйвер электродвигателя и электродвигатель с редуктором и энкодером, поворачивая рулевой вал, открывающий гидравлические рулевые клапаны (левый и правый, отвечающие за соответствующий поворот), через которые перекачивается рабочая жидкость. Масло поступает в гидроцилиндры, которые имеют возможность для поворота передних колес трактора через ступицу.

Рассчитывают передаточное отношения электродвигателя и рулевого вала через шестерни:

При пяти оборотах малой шестерни, жестко связанной с электродвигателем, рулевой вал делает лишь один полный оборот.

Сила, которую необходимо приложить для поворота руля составляет 5…80 Н

Рассчитывают силу, которую необходимо приложить для поворота большой ведомой шестерни D2. Отношение моментов силы при вращении руля будет выглядеть следующим образом

где F2 - минимальная сила, которую необходимо приложить для вращения шестерни.

Например, при диаметре D2=480 мм, D1 радиусом 150 мм, получим F2=64 Н.

Сила, с которой вращается малая шестерня при работе электродвигателя TETRIX MAX TorqueNADO Motor с номинальным напряжением 12 В. Учитывая, что крутящий момент двигателя при данной номинальной мощности составляет 4,9 Н*м, рассчитывают окружную силу малой шестерни, которая составляет 163 Н. Силы электродвигателя TETRIX MAX TorqueNADO Motor при работе с номинальным напряжением 12 В вполне достаточно для вращения рулевого вала. Зная частоту вращения электродвигателя рассчитывают угловую скорость малой шестерни:

ω=2πν.

Например, ω=2*3,14*1,67≈10,5 рад/с.

Переводят скорость в линейную:

υ=ωR=10,5*0,03=0,315 м/с

Линейная скорость малой шестерни D2 совпадает с линейной скоростью D1, тогда находим угловую скорость рулевого вала:

Проведенные тестовые испытания показали, что были успешно установлены нулевые положения рулевого вала транспортно-технологического средства. Энкодер электродвигателя успешно передает обратную связь по положению рулевого вала.

Мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства, содержащий электродвигатель и шестерни, отличающийся тем, что ведомая шестерня установлена жестко на рулевом валу, а для обеспечения временного зацепления на период работы мехатронного модуля ведущая шестерня размещена подвижно на шлицевой втулке с возможностью фиксации в верхнем рабочем положении, закрепленной жестко на валу редуктора электродвигателя с обратной связью, который с помощью кронштейнов установлен на рулевой колонке, причем шестерни имеют внутреннее зацепление, а для управляемого поворота рулевого вала электродвигатель соединен с драйвером и контроллером электродвигателя посредством электропроводов с возможностью подключения контроллера двигателя к CAN-шине транспортно-технологического средства.
Мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства
Мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства
Мехатронный модуль для поворота рулевого вала транспортно-технологического средства
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 69.
25.08.2017
№217.015.ae69

Резиновая смесь

Изобретение относится к резиновой промышленности, в частности к производству резиновых смесей, используемых для изготовления уплотнительных элементов, применяемых в производстве пакерно-якорного оборудования нефтегазодобывающей промышленности. Резиновая смесь содержит бутадиен-нитрильный каучук...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612938
Дата охранного документа: 13.03.2017
25.08.2017
№217.015.b9e6

Резиновая смесь

Изобретение относится к резиновой промышленности, в частности к производству резиновых смесей, используемых для изготовления уплотнительных элементов пакеров, которые применяются в нефтегазодобывающей промышленности для герметизации скважин. Резиновая смесь содержит каучуки бутадиен-нитрильный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615520
Дата охранного документа: 05.04.2017
25.08.2017
№217.015.bf4d

Резиновая смесь

Изобретение относится к резиновой промышленности и может быть использовано при изготовлении водонабухающих пакеров, применяемых в нефтегазодобывающей промышленности. Резиновая смесь содержит компоненты при следующем соотношении, мас.ч: хлоропреновый каучук (100), вулканизирующие агенты - оксид...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617101
Дата охранного документа: 20.04.2017
26.08.2017
№217.015.ddb1

Способ изготовления индикаторной пластины для определения микропримеси свинца в растительном сырье

Изобретение относится к аналитической химии, а именно к способу изготовления индикаторной пластины, и может быть использовано в системе контроля за содержанием металлов-загрязнителей в растительном сырье. Способ включает нанесение на носитель с высокими капиллярными свойствами первоначально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624849
Дата охранного документа: 07.07.2017
20.11.2017
№217.015.efc9

Моющая композиция для очистки металлических поверхностей

Изобретение относится к моющей композиции для очистки металлических поверхностей. Описана моющая композиция, содержащая тринатрийфосфат, динатрийэтилендиаминтетраацетат, моноалкил- или диалкилполигликолевый эфир, дилитийпентаборатный комплекс трилона Б и воду. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629023
Дата охранного документа: 24.08.2017
19.01.2018
№218.016.0440

Электромагнитный редуктор

Изобретение относится к электротехнике, в частности к бесконтактным электромагнитным редукторам. Технический результат - увеличение передаваемой мощности в установившемся и динамическом режимах с сохранением возможности регулирования коэффициента редукции. Электромагнитный редуктор содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630482
Дата охранного документа: 11.09.2017
19.01.2018
№218.016.0859

Способ получения аммонийных солей 3-амино-8-гидрокси-1,6-диоксо-4-циано-2,7-диазаспиро[4.4]нон-3-ен-2-идов

Изобретение относится к области органической химии, а именно к получению аммониевых солей функционально замещенных диазаспиранов, конкретно 3-амино-8-гидрокси-1,6-диоксо-4-циано-2,7-диазаспиро[4.4] нон-3-ен-2-идов формулы 1, где R=R=CH, R=H, R+R=(CH)O; R=СН, R=CH, R=H, R=R=CH; R=CH, R=CH, R=H,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631856
Дата охранного документа: 27.09.2017
20.01.2018
№218.016.12dd

Устройство контроля напряжения в якорной цепи двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматизированном электроприводе. Технический результат - повышение надежности устройства контроля напряжения в якорной цепи двигателя. В устройство контроля напряжения в якорной цепи двигателя, содержащее пороговый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634349
Дата охранного документа: 26.10.2017
20.01.2018
№218.016.1337

Способ получения жёсткого пенополиуретана

Настоящее изобретение относится к способу получения жесткого пенополиуретана, применяемому в качестве теплоизоляционного материала в строительной индустрии, холодильной технике, утепления резервуаров с вязкими нефтепродуктами, для заполнения объемов плавучести в судовых конструкциях и других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634482
Дата охранного документа: 31.10.2017
20.01.2018
№218.016.18c9

Устройство управления электромагнитом постоянного напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления приводными электромагнитами коммутационных аппаратов. Техническим результатом изобретения является повышение быстродействия, увеличение срока службы электромагнита и приводимых им в движение главных контактов. Этот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636052
Дата охранного документа: 20.11.2017
Показаны записи 1-10 из 16.
10.03.2015
№216.013.3039

Устройство для профилирования поверхности почвы и определения направления стока атмосферных осадков в полевых условиях

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для изучения водной эрозии, и может быть использовано в почвоведении, мелиорации и гидрологии. Устройство для измерения профиля поверхности почвы и определения направления стока атмосферных осадков в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543813
Дата охранного документа: 10.03.2015
20.08.2015
№216.013.71fe

Способ определения среднего уклона элементарной площадки в полевых условиях и профилограф для его осуществления

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для изучения водной эрозии, и может быть использовано в почвоведении, мелиорации и гидрологии. Техническим результатом изобретения является упрощение способа и повышение точности определения среднего уклона элементарной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560752
Дата охранного документа: 20.08.2015
21.12.2018
№218.016.aa0d

Устройство для изучения формирования микрорусла на склонах

Изобретение относится к почвоведению, а именно к изучению формирования микрорусла на склонах пахотного горизонта методом точечного источника. Для этого образцы сухие почвогрунта просеивают через сито и укладывают в съемный наклонный лоток с шероховатой поверхностью и перфорированным дном для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675602
Дата охранного документа: 20.12.2018
24.01.2019
№219.016.b365

Глубокорыхлитель мульчирователь

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Устройство содержит раму (1) с установленным на ней глубокорыхлителем (2). За глубокорыхлителем (2) к раме (1) в горизонтальной плоскости прикреплены симметрично под определенным углом к направлению движения два бруса (3). На брусьях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677968
Дата охранного документа: 22.01.2019
26.02.2019
№219.016.c816

Способ профилирования дневной поверхности почвы на элементарной площадке в полевых условиях

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к способам изучения водной эрозии, и может быть использовано в почвоведении, мелиорации и гидрологии. Техническим результатом является повышение точности определения и оцифровки профиля дневной поверхности почвы элементарной площадки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680608
Дата охранного документа: 25.02.2019
19.04.2019
№219.017.1ce5

Устройство для распыла жидких мелиорантов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Предложено устройство для распыла жидких мелиорантов, содержащее воздушный канал, рабочую трубу, шнек-распределитель, жидкостную и воздушную крыльчатки, воздушный канал, неподвижно закрепленный на рабочей трубе, внутри которой с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685181
Дата охранного документа: 16.04.2019
25.07.2019
№219.017.b8c5

Способ определения степени эвентуальной смытости почв на ландшафтных катенах склоновых земель

Изобретение относится к способам изучения водной эрозии почв. Сущность: определяют средний уклон и потенциал эрозионной стойкости подстилающей поверхности исследуемого ключевого участка на ландшафтной катене склоновых земель. С учетом определенных параметров, применяя номограмму, устанавливают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695437
Дата охранного документа: 23.07.2019
26.10.2019
№219.017.db38

Рабочий орган плоскореза-глубокорыхлителя удобрителя

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Рабочий орган плоскореза-глубокорыхлителя удобрителя содержит плоскорежущую лапу, к стойке которой закреплен материалопровод. За материалопроводом в подлаповом пространстве симметрично относительно центральной оси рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704284
Дата охранного документа: 25.10.2019
06.12.2019
№219.017.e9e1

Полевой бесконтактный профилограф для спиралевидного сканирования

Изобретение относится к сельскохозяйственному приборостроению. Полевой бесконтактный профилограф содержит массивное основание, на которое установлен стержень. В верхней части стержня закреплен уровень, угловой датчик и с помощью подшипника перпендикулярно закреплено подвижное плечо с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707907
Дата охранного документа: 02.12.2019
22.01.2020
№220.017.f865

Вибропогружатель

Изобретение относится к строительному машиностроению, в частности к рабочим органам для погружения свайных элементов в различные виды грунтов. Вибропогружатель состоит из гидромотора и двух валов, вращающихся в противоположные стороны с помощью зубчатых колес. Гидромотор установлен в корпусе и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711484
Дата охранного документа: 17.01.2020
+ добавить свой РИД