×
23.05.2023
223.018.6d6c

Результат интеллектуальной деятельности: Стартер-генератор с обмоткой статора с проводниками разного поперечного сечения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в стартер-генераторных системах электрического транспорта. Технический результат: снижение нагрева обмотки статора благодаря выполнению части обмотки из провода большего сечения. Стартер-генератор содержит обмотку статора из нескольких частей, по крайней мере одна часть обмотки статора имеет поперечное сечение проводника, отличающееся от поперечного сечения другой части обмотки статора. Части обмотки статора с разным поперечным сечением проводника разделены отпайками, разомкнутыми при работе в стартерном режиме с возможностью протекания тока по всей обмотке статора и замкнутыми при работе в генераторном режиме с формированием нейтрали, с возможностью протекания тока по части обмотки статора с проводниками большего поперечного сечения. 1 ил.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в стартер-генераторных системах электрического транспорта.

Известен асинхронный генератор с восьмиполюсной сгаторной обмоткой [патент RU №2516012 A1, H02K 17/04, H02K 3/28, 20.05.2014], содержащей конденсаторы возбуждения, двадцать четыре катушечные группы, соединенные определенным образом, в которой при диаметральном шаге расположения сторон катушек частей фазных обмоток, с большим и малым токами в одних и тех же пазах можно выполнять катушки частей обмоток проводом разного сечения, что до определенного уровня степени загрузки (до 50-60%) способствует заметному снижению потерь в статорной обмотке.

Недостатком аналога является невозможность обеспечения нескольких режимов работы, в частности стартерного и генераторного.

Известна энергоэффективная электрическая машина с компактными лобовыми частями обмотки [RU №2602511, H02K 3/28, опубл. 20.11.2016], включающая сердечники статора и ротора, разделенные воздушным зазором, в прямоугольной формы пазах по крайней мере одного из которых расположены активные прямоугольной формы проводники слоев фаз волновой обмотки, включающие активные проводники выводов фаз, а над поверхностями торцевых зон этого сердечника расположены лобовые проводники обмотки, включающие лобовые проводники витков и витковых групп, при этом площади мест соединения по меньшей мере большинства лобовых и активных проводников меньше усредненной по длине паза площади поперечного сечения активных проводников, а части лобовых проводников витков обмотки, расположенные параллельно торцевым поверхностям сердечника, в большинстве находятся между местами соединения лобовых и активных проводников, при этом она снабжена дополнительными проводниками, а обмотка выполнена в виде по меньшей мере двух частей, разнесенных по высоте пазов, имеющих по два слоя активных проводников, одинаковое число фаз и полюсов, причем одноименные фазы этих частей соединены дополнительными проводниками так, что их совокупность образует фазы полной обмотки электрической машины.

Недостатком аналога является невозможность обеспечения нескольких режимов работы, в частности стартерного и генераторного.

Известен статор электрического двигателя [US 2018152070 А1, H02K 1/14; H02K 3/12; H02K 3/18; H02K 3/28, опубл. 31.05.2018], содержащий полый стальной сердечник с пазами, в которые уложено множество катушек в несколько слоев причем, по меньшей мере, в одном (нижнем) слое площадь поперечного сечения проводников обмотки, меньше, чем площадь поперечного сечения проводников (секций) во внешнем слое обмотки.

Недостатком аналога является невозможность обеспечения нескольких режимов работы, в частности стартерного и генераторного.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению приходится электрическая машина, в частности генератор с когтеобразными полюсами для автомобиля [WO 2008080966, H02K 15/03, H02K 3/12, H02K 3/28, H02K 15/04, опубл. 10.07.2008] с обмоткой статора, состоящей из нескольких частей, при этом, по крайней мере одна часть обмотки имеет поперечное сечение проводника, которое отличается от поперечного сечения другой части обмотки.

Недостатком ближайшего аналога является сложная технология сборки и ограниченные функциональные возможности, в частности невозможность обеспечения нескольких режимов работы.

Задача изобретения - расширение функциональных возможностей, повышение коэффициента полезного действия и надежности электрической машины за счет снижения нагрева обмотки статора.

Технический результат - снижение нагрева обмотки статора благодаря выполнению части обмотки из провода большего сечения и обеспечение работы в стартерном и генераторном режимах.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в стартер-генераторе с обмоткой статора, состоящей из нескольких частей, по крайней мере одна часть обмотки статора имеет поперечное сечение проводника, отличающееся от поперечного сечения другой части обмотки статора, согласно изобретению, части обмотки статора с разным поперечным сечением проводника разделены отпайками, разомкнутыми при работе в стартерном режиме с возможностью протекания тока по всей обмотке статора и замкнутыми при работе в генераторном режиме, с формированием нейтрали, с возможностью протекания тока по части обмотки статора с проводниками большего поперечного сечения

Существо изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема обмотки статора.

Стартер-генератор представляет собой электрическую машину обратимого действия, обмотка статора которой состоит из нескольких частей 1, 1', 1'' и 2, 2', 2'', разделенных отпайками D, D', D'', при этом первая часть обмотки статора 1, 1', 1'' выполнена из проводника большего поперечного сечения, чем вторая часть обмотки статора 2, 2', 2''. При работе в стартерном режиме отпайки D, D', D'' разомкнуты, а при работе в генераторном режиме отпайки D, D', D'' замкнуты и формируют нейтраль.

Стартер-генератор работает следующим образом.

Существует два основных режима работы: 1) стартерный режим; 2) генераторный режим.

В стартерном режиме блок управления стартер-генератором (на фиг. не показан) подает сигнал на преобразователь частоты, соединенный с обмоткой статора. Далее преобразователь частоты подает напряжение на обмотку статора и в результате электромагнитного взаимодействия ротор начинает вращаться. Так как в стартерном режиме частота вращения ротора низкая, а, следовательно низкая противо-ЭДС и высокий ток, то для снижения тока и увеличения противо-ЭДС необходимо использовать большое число витков, т.е. используется вся обмотка статора (части обмотка статора 1, 1', 1'' и 2, 2', 2''), а отпайки D, D', D'' разомкнуты, то есть в данном режиме ток протекает по всей обмотке статора.

После запуска двигателя блок управления стартер-генератором переключает его в генераторный режим и он работает как источник электроэнергии. Так как в генераторном режиме частота вращения ротора высокая, то противо-ЭДС высокая, а ток небольшой, следовательно, нет необходимости применять большое число витков, и используются части обмотки статора 1, 1', 1'', (с большим поперечным сечением) а отпайки D, D', D'' формируют нейтраль. При работе на все витки (при использовании частей обмотки статора 1, 1', 1'' и 2, 2', 2'', то есть всей обмотки статора) будет высокое напряжение, которое нужно ограничивать, что усложняет конструкцию блока управления.

Достижение повышенного коэффициента полезного действия обеспечивается снижением потерь в генераторном режиме, обусловленных нагревом обмотки статора, путем подключения к части обмотки статора с проводниками большего поперечного сечения. Так как уровень удельной тепловой нагрузки статора определяется плотностью тока в обмотке, то снижение плотности тока за счет применения проводника с большим поперечным сечением позволит уменьшить нагрев стартер-генератора.

Таким образом, заявленное изобретение обеспечивает снижение нагрева и потерь в обмотке статора и как следствие увеличение коэффициента полезного действия и надежности стартер-генератора, а также обеспечивает работу в стартерном и генераторном режимах.

Стартер-генератор с обмоткой статора, состоящей из нескольких частей, по крайней мере одна часть обмотки статора имеет поперечное сечение проводника, отличающееся от поперечного сечения другой части обмотки статора, отличающийся тем, чточасти обмотки статора с разным поперечным сечением проводника разделены отпайками, разомкнутыми при работе в стартерном режиме с возможностью протекания тока по всей обмотке статора и замкнутыми при работе в генераторном режиме, с формированием нейтрали, с возможностью протекания тока по части обмотки статора с проводниками большего поперечного сечения.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 146.
26.08.2017
№217.015.edc7

Способ изготовления комбинированной полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава

Изобретение относится к способам изготовления лопаток турбомашин. Способ изготовления полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава заключается в формировании элементов спинки и корыта лопатки путем придания пластинам из алюминиевого сплава заданного профиля и размеров, их фиксации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628843
Дата охранного документа: 22.08.2017
29.12.2017
№217.015.f0b8

Способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройству для диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Техническим результатом является повышение достоверности и быстродействия определения начала помпажа на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638896
Дата охранного документа: 18.12.2017
19.01.2018
№218.016.02c3

Способ управления стартер-генератором, интегрированным в газотурбинный двигатель, при коротком замыкании

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано в авиационных стартер-генераторах, интегрированных в авиационный газотурбинный двигатель. Технический результат: стабильная работа системы защиты от короткого замыкания в стартер-генераторе при высокой температуре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630285
Дата охранного документа: 06.09.2017
19.01.2018
№218.016.05f3

Электропривод летательного аппарата (варианты)

Группа изобретений относится к авиакосмическим летательным аппаратам. Электропривод для летательного аппарата содержит корпус, шарико-винтовую пару, состоящую из гайки и винта, аксиальный подшипник, электродвигатель, зубчатую передачу, датчик положения ротора, демпфер и систему управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630966
Дата охранного документа: 15.09.2017
19.01.2018
№218.016.0c45

Форсунка с ультразвуковым излучателем

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена топливная форсунка для ДВС, содержащая составной корпус 1 с топливным каналом высокого давления 7, распылитель 3 с иглой 2, штангу 5. В верхней части корпуса 1 форсунки закреплен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632639
Дата охранного документа: 06.10.2017
20.01.2018
№218.016.10cf

Способ низкотемпературного ионного азотирования титановых сплавов

Изобретение относится к металлургической промышленности, а именно к химико-термической обработке поверхности изделий из титановых сплавов, и может быть использовано при изготовлении деталей двигателей, работающих в условия износа, в медицине и других отраслях промышленности. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633867
Дата охранного документа: 18.10.2017
20.01.2018
№218.016.153d

Устройство защиты от короткого замыкания высокотемпературного стартер-генератора обращённой конструкции

Использование: в области электротехники. Технический результат: защита от короткого замыкания стартер-генератора обращенной конструкции в составе газотурбинного двигателя в температурном режиме до 450°С за счет механического расцепления статора с неподвижным стержнем, сопровождающегося...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634836
Дата охранного документа: 07.11.2017
20.01.2018
№218.016.1b7e

Гибридный магнитный подшипник с использованием сил лоренца (варианты)

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано для обеспечения бесконтактного вращения ротора электрических машин. Отличие по первому варианту гибридного магнитного подшипника с использованием сил Лоренца состоит в том, что введены две управляющие m-фазные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636629
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d36

Способ изготовления полой лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для изготовления полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя из титанового сплава. Используют трехслойные заготовки обшивок и/или заполнителя, причем внешние слои заготовок выполняют из титанового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640692
Дата охранного документа: 11.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d3f

Способ упрочнения и формирования винтового арматурного стержня

Изобретение относится к области упрочнения и формирования винтового профиля, в частности арматурных стержней, используемых для изготовления железобетонных элементов. Способ включает скручивание арматурной заготовки вокруг своей продольной оси. Повышение прочности арматурных стержней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640705
Дата охранного документа: 11.01.2018
Показаны записи 1-10 из 109.
10.01.2013
№216.012.1a80

Линейный шаговый двигатель (варианты)

Изобретение относится к электротехнике, к линейным шаговым двигателям (ЛШД), и может быть использовано преимущественно в устройствах ввода - вывода. Технический результат состоит в расширении функциональных и технологических возможностей ЛШД и упрощении его конструкции за счет применения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472276
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.02.2013
№216.012.28a8

Высокоскоростная магнитоэлектрическая машина с вертикальным валом

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высокоскоростных магнитоэлектрических машинах. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в расширении функциональных возможностей высокоскоростных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475928
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.07.2013
№216.012.595d

Аэродинамическое транспортное средство и способ его управления

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к транспортным средствам, работающим на энергии сжатого воздуха. Аэродинамическое транспортное средство содержит компрессор, соединенный с пневмотрубой, грузовую или пассажирскую платформу, электродвигатели, установленные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488498
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.11.2013
№216.012.8020

Устройство защиты магнитоэлектрического генератора от короткого замыкания (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в магнитоэлектрических генераторах. Технический результат заключается в повышении эксплуатационного ресурса обмотки статора и уменьшении времени отключения обмоток магнитоэлектрического генератора при коротком замыкании,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498473
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.8189

Магнитная игрушка

Магнитная игрушка содержит немагнитный корпус и постоянные магниты. При этом немагнитный корпус выполнен в виде пистолета. Причем постоянные магниты установлены одноименными полюсами относительно друг друга и выполнены в виде неподвижного постоянного магнита и подвижного постоянного магнита с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498837
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.04.2014
№216.012.b77c

Способ контроля состояния грузов при перевозках

Изобретение относится к способам, предназначенным для контроля и фиксации параметров колебаний. Техническим результатом заявленного изобретения является возможность контроля и записи на запоминающее устройство параметров колебаний во всех координатах. Технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512699
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.07.2014
№216.012.dcad

Ветроустановка

Изобретение относится к ветроэнергетике. Ветроустановка содержит воздухозаборник с расположенным внутри него ветроколесом с лопастями, прикрепленными к верхнему и нижнему кольцам, опирающимся на центрирующие ролики, установленные на валах роторов преобразователей энергии, расположенные сверху и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522271
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5f0

Ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в устройствах для преобразовании энергии текучих сред в электрическую. Ветроэнергетическая установка содержит рабочий орган, преобразователь энергии и устройство защиты от запредельных ветровых нагрузок. Рабочий орган выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528793
Дата охранного документа: 20.09.2014
27.09.2014
№216.012.f6c1

Магнитогидродинамическое устройство (варианты)

Изобретение относится к электротехнике, к магнитной гидродинамике, к электромагнитным насосам и может быть использовано в металлургии, в ядерной и нетрадиционной энергетике, машиностроении, химической промышленности, а также в космической технике. Технический результат состоит в введении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529006
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0d0b

Высокоскоростная бесконтактная электрическая машина (варианты)

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в качестве источников электрической энергии автономных систем электроснабжения. Технический результат заключается в повышении надежности и энергоэффективности, а также в повышении выходной мощности бесконтактной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534756
Дата охранного документа: 10.12.2014
+ добавить свой РИД