×
19.05.2023
223.018.64cc

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области преобразования механической энергии в тепловую, а именно разогреву масла в ёмкости, входящей в гидросистему. Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую содержит масляный бак, напорную и сливную магистрали, насос, установленные параллельно в напорной магистрали дроссели и гидрораспределитель. В напорной магистрали установлено три дросселя, а гидрораспределитель выполнен с возможностью последовательного отключения дросселей в зависимости от давления масла. Достигается обеспечение подогрева масла объёмом не менее 0,5 м при низких температурах окружающей среды. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области преобразования механической энергии в тепловую, а именно разогреву масла в ёмкости входящей в гидросистему, методом дросселирования, и может быть использована, например в автотопливомалозаправщиках (АТМЗ) при эксплуатации, в том числе, в условиях низких температур.

Известен способ генерации тепла (RU2241919C1), при котором жидкость перекачивают насосом по замкнутому контору, при выходе жидкости из насоса ее дросселируют, а при входе жидкости в насос в ней стравливают давление.

Согласно описанию изобретения к указанному патенту, запатентованное решение не рассчитано на использование в условиях низких температур (в качестве рабочей жидкости используется вода), кроме того раскрытое в описании устройство, реализующее способ, не может решить задачу подогрева жидкости (масла), объёмом не менее 0,5 м3, в условиях низких температур за сопоставимое время (26 мин.).

В качестве прототипа выбрана система обогрева кабины транспортного средства с гидросистемой (SU1082635А), содержащая теплообменник, установленный в контуре гидросистемы транспортного средства, напорную и сливную магистрали, бак, насос и установленный в напорной магистрали основной дроссель для подогрева теплоносителя, при этом она снабжена последовательно установленными в напорной магистрали указанного контура гидросистемы, трёхлинейным двухпозиционным гидрораспределителем и дополнительным дросселем с его гидравлической магистралью, которая подключена к напорной магистрали перед теплообменником, при этом дроссели выполнены регулируемыми, с различными проходными сечениями: основной дроссель – с большим сечением, а дополнительный – с меньшим.

В известной системе используются регулируемые дроссели, что является технической сложностью, кроме того, известное решение не направлено напрямую на подогрев большого количества масла в максимально короткие сроки.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, являлось обеспечение подогрева масла объёмом не менее 0,5 м3 при низких температурах окружающей среды до минус 50 °С, для обеспечения собственных нужд (например, в транспортном средстве) и для выдачи масла внешним потребителям. Причём подогрев масла должен осуществляться в максимально короткие сроки.

Указанная задача решается устройством для преобразования механической энергии масла в тепловую, содержащим масляный бак, напорную и сливную магистрали, насос, установленные параллельно в напорной магистрали дроссели и гидрораспределитель, в котором, согласно предложению, установлено три дросселя, а гидрораспределитель выполнен с возможностью последовательного отключения дросселей в зависимости от давления масла.

В случае установки устройства на транспортном средстве (например, масло- или топливомаслозаправщике) привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности (КОМ) двигателя специализированного транспортного средства. В этом случае возможно также включать в устройство дополнительные сливную и напорную магистрали с насосом и гидрораспределителем, выполненным с возможностью направления потока масла на выдачу внешнему потребителю, на гидромотор и в масляный бак через дополнительный дроссель.

Изобретение поясняется чертежом.

Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую содержит масляный бак 1, напорную 2 и сливную 3 магистрали, насос 4, установленные параллельно в напорной магистрали дроссели 5 и гидрораспределитель 6. Привод насоса 4 осуществляется от коробки отбора мощности 7 двигателя специализированного транспортного средства.

Устройство может содержать дополнительные сливную 8 и напорную 9 магистрали с насосом 10 и гидрораспределителем 11, выполненным с возможностью направления потока масла на выдачу внешнему потребителю (через узел выдачи 12), на гидромотор 13 и в масляный бак 1 через дополнительный дроссель 14.

Устройство работает следующим образом.

Загустевшее масло в масляном баке 1 при отрицательной температуре окружающей среды (до минус 50 °С) подвергается принудительной циркуляции посредством насоса 4 через напорную 2 и сливную 3 магистрали через систему дросселей 5, по мере увеличения температуры давление масла на входе в дроссельный узел начинает падать. Для поддержания необходимого давления и скорости разогрева последовательно отключаются дроссели 5 посредством гидрораспределителя 6. Использование именно трёх дросселей является разумным компромиссом с точки зрения необходимой мощности привода, временем разогрева масла и соотношением температура/давление масла.

Далее приведён расчет потребляемой мощности насоса 4 (НШ100), применяемого для обеспечения процесса разогрева масла.

Далее приведён расчет необходимой мощности для нагрева и времени нагрева масла.

Объем маслобака V = 500 литров = 0,5 м3.

Плотность масла с = 900 кг/м3.

Удельная теплоемкость с = 1,9 кДж/(кг·К).

Данные ТТХ АТМЗ:

время нагрева Т = 1 мин = 60 с;

изменение температуры Дt = 2 К.

Масса масла в маслобаке

.

Энергия, необходимая для нагрева 450 кг масла на 2 градуса

.

Мощность, необходимая для нагрева 450 кг масла на 2 градуса за 1 минуту (60 с)

.

Энергия необходимая для разогрева 450 кг масла от минус 23°С до плюс 50°С

.

Расчётное время разогрева при подводимой мощности Р=28,5 кВт

Полезная мощность насоса:

,

где Nп - полезная мощность насоса, Вт

Р - рабочее давление, max 16 МПа,

Q - расход, м.куб/с

Частота вращения привода насоса n = 1600 об/мин (при передаточном числе от вала КОМ к коленчатому валу двигателя равным единице).

,

где n - частота вращения, об/мин,

Vn - рабочий объём, см.куб.

Q= 1600 · 100 = 160 000 см.куб./мин = 160 л/мин = 0,0026 м.куб/с

Nп=16·106· 0,0026 = 41600 Вт = 41,6 кВт

Потеря давления в дросселе определяется как:

Δp= Δt·с·C·m,

где Δt - повышение температуры масла,

с - плотность масла, 900 кг/м3,

С - удельная теплоемкость, для масла 1,9 кДж/(кг·К),

m - механический эквивалент теплоты (в СИ m=1)

Рассмотрим расчет потери давления при последовательном отключении дросселей при достижении соответствующей Δt в диапазоне температур от -30°С до +50°С

Δp1= 80 · 900 · 1,9 · 1 = 119700 кг/м2 ~ 1,2 МПа,

Δp2= 40 · 900 · 1,9 · 1 = 68400 кг/м2 ~ 0,7 МПа,

Δp3= 20 · 900 · 1,9 · 1 = 34200 кг/м2 ~ 0,3 МПа.

Потеря мощности в дросселе определяется как:

ΔN = Δp · Q

ΔN1 = 1,2 · 106 · 0,0026 = 3120 Вт ~ 3,1 кВт,

ΔN2 = 0,7 · 106 · 0,0026 = 1820 Вт ~ 1,8 кВт,

ΔN3 = 0,3 · 106 · 0,0026 = 780 Вт ~ 0,8 кВт.

С учетом того, что в данной системе применяется три дросселя, то к расчетной мощности необходимой для нагрева 450 кг масла, добавляются потери ΔN.

Таким образом, полезной мощности насоса, с учетом потерь, достаточно для обеспечения заданных параметров скорости нагрева.

Расчётные данные подтверждены экспериментальным путём в ходе заводских и государственных испытаний опытного образца АТМЗ-7-65224.

Опытный образец АТМЗ-7-65224 в ходе государственных испытаний на базе ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России проходил оценку работоспособности в условиях и после воздействия климатических факторов окружающей среды, а именно выдержка при температуре -50°С в течении 12 часов, по требованию заказчика. После двенадцатичасовой выдержки при минус 50°С температура масла в маслобаке составила минус 23°С. Время разогрева до плюс 50 °С составило 43 минуты, что согласуется с расчётными данными с допустимой погрешностью.

При достижении необходимой температуры (максимально плюс 50 °С) дроссельный узел отключается. Далее осуществляются необходимые операции, например, через магистрали 8 и 9 и узел 12 насосом 10 может осуществляться выдача масла внешним потребителям. Насос 10 и дроссель 14 могут использоваться как дополнительная ступень подогрева масла. Гидромотор 1 может быть использован для привода топливного насоса (в случае установки заявленного устройства на автотопливомаслозаправщике), что позволяет экономить на техническом обслуживании гидропривода, т.к. масло постоянно обновляется и уменьшает номенклатуру используемых ГСМ. Возможен также разогрев сторонней ёмкости, если подключить заявленное устройство к соответствующему внешнему теплообменнику, то есть запустить циркуляцию масла через этот теплообменник.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
16.06.2023
№223.018.7a46

Автотопливомаслозаправщик

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим в полевых условиях заправку техники горючесмазочными материалами, в частности топливом и маслом. Автотопливомаслозаправщик оснащен базовым шасси, на котором смонтированы цистерна с заливной горловиной, топливный насос, счетчики выданного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002738492
Дата охранного документа: 14.12.2020
16.06.2023
№223.018.7a80

Система контроля наличия и движения горюче-смазочных материалов

Изобретение предназначено для автоматизации процессов контроля наличия и выдачи топлива (горюче-смазочных материалов – ГСМ) на автотопливозаправщиках, авиационных топливозаправщиках и автотопливомаслозаправщиках, производящих заправку транспортных средств на условиях внутрихозяйственного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002739370
Дата охранного документа: 23.12.2020
Показаны записи 1-10 из 10.
27.06.2014
№216.012.d5b6

Способ контроля ресурса фильтроэлемента

Изобретение относится к способу испытания бумажных фильтрующих элементов для очистки жидкостей, нефтепродуктов. Способ контроля ресурса фильтроэлемента включает прокачку жидкости, смешанной с искусственным загрязнителем, и фиксацию перепада давления на фильтроэлементе через равные величины его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520488
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.04.2015
№216.013.3f86

Способ очистки технических масел

Изобретение относится к разделению и очистке жидких сред, в частности технических масел и гидравлических жидкостей от механических частиц, эмульгированной и растворенной воды. Способ очистки включает тангенциальную подачу исходного масла в предфильтр 6, в котором под воздействием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547750
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.08.2016
№216.015.5252

Устройство для очистки сточных вод от нефтепродуктов

Изобретение относится к области очистки сточных вод от примесей органических веществ - нефтепродуктов, жиров, поверхностно-активных веществ, а также механических примесей и может быть использовано в автохозяйствах, железнодорожном транспорте, предприятиях пищевой, кожевенно-меховой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594213
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.c65e

Устройство для фильтрации жидких нефтепродуктов

Изобретение относится к устройствам для очистки жидких нефтепродуктов с обеспечением электробезопасности при фильтрации; оно может быть использовано в химической и нефтяной промышленности в технологических процессах производства и эксплуатации. Устройство содержит цилиндрическую полую вставку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618759
Дата охранного документа: 11.05.2017
19.01.2018
№218.016.02df

Установка для очистки жидкостей и газов

Изобретение относится к устройствам для очистки жидкостей и газов от твердых механических загрязнений и эмульсионной воды. Установка для очистки жидкостей и газов от твердых механических примесей и эмульсионной воды содержит корпус с нормированной площадью поперечного сечения, герметично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630125
Дата охранного документа: 05.09.2017
13.02.2018
№218.016.22a2

Устройство для оценки электризации жидких нефтепродуктов

Изобретение относится к устройствам для оценки физико-химических свойств жидких нефтепродуктов. Устройство содержит герметичную двухступенчатую камеру, в ступени большего диаметра которой установлен генератор электростатических зарядов в виде сосуда с подвижным электродом, закрепленном на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642257
Дата охранного документа: 24.01.2018
20.05.2019
№219.017.5c96

Установка для очистки моторных топлив от механических примесей

Изобретение относится к технике очистки жидкостей нефтяного происхождения, где требуется эффективная очистка жидких сред с большим объемом загрязняющих примесей. Установка включает цилиндрический корпус 1, патрубок 3 принудительной подачи очищаемого моторного топлива, закрепленный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687903
Дата охранного документа: 16.05.2019
22.11.2019
№219.017.e543

Способ изготовления водоотталкивающей перегородки для фильтров-сепараторов

Изобретение относится к фильтрующим материалам для жидкостей или жидкостей в газообразном состоянии, к способам изготовления устройств, в частности водоотталкивающей перегородки, для очистки углеводородных жидкостей, преимущественно моторных топлив, от свободной воды и может применяться во всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706608
Дата охранного документа: 19.11.2019
16.06.2023
№223.018.7a46

Автотопливомаслозаправщик

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим в полевых условиях заправку техники горючесмазочными материалами, в частности топливом и маслом. Автотопливомаслозаправщик оснащен базовым шасси, на котором смонтированы цистерна с заливной горловиной, топливный насос, счетчики выданного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002738492
Дата охранного документа: 14.12.2020
16.06.2023
№223.018.7a80

Система контроля наличия и движения горюче-смазочных материалов

Изобретение предназначено для автоматизации процессов контроля наличия и выдачи топлива (горюче-смазочных материалов – ГСМ) на автотопливозаправщиках, авиационных топливозаправщиках и автотопливомаслозаправщиках, производящих заправку транспортных средств на условиях внутрихозяйственного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002739370
Дата охранного документа: 23.12.2020
+ добавить свой РИД