Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области производства прорезиненных материалов для изготовления оболочечных изделий различного назначения, требующих высокой прочности, износостойкости, воздухонепроницаемости, хорошей адгезией резины с текстильной основой, устойчивости к вибрациям, - воздушная подушка судов на воздушной подушке (далее - суда СВП), боновые заграждения, швартовочные причальные кранцы и др. изделия.
Традиционно прорезиненные материалы для этих целей приобретаются за рубежом, имеют значительную стоимость.
Известен прорезиненный материал для изготовления воздушной подушки судна СВП по патентному документу GB 1392301, опубл. 30.04.1975, представляющую собой слоистую конструкцию, состоящую из пяти слоев и включающую полиамидную или полиэстеровую ткань в качестве текстильной основы с присоединенным изоцианатным клеем двухсторонним резиновым покрытием, выполненным на основе каучуков.
Технической проблемой, решаемой настоящим изобретением, является создание материала прорезиненного с улучшенными эксплуатационными свойствами, такими как прочность, сопротивление раздиру, герметичность, стойкость к низким температурам, истираемость, прочность клеевого шва при сдвиге.
Решение технической проблемы достигается тем, что заявляемый материал прорезиненный представляет собой слоистую конструкцию, состоящую из пяти слоев, включающую ткань полиамидную с поверхностной плотностью не более 510 г/м2 в качестве текстильной основы с двухсторонним резиновым покрытием. Резиновое покрытие представляет собой:
- Внутренние слои (далее - ВС), нанесенные методом шпредингования на полиамидную ткань с двух сторон на клеепромазочной машине на основе хлоропренового каучука (далее - ХК) с плотностью 40-60 г/м2 в два приема;
- Наружные слои (далее - НС):
с изнаночной стороны резиновое покрытие (далее - РП) на основе сочетания каучуков бутадиен-нитрильного и хлоропренового в массовом соотношении 1:1 с плотностью 100±5 г/м2 наносят методом шпредингования на клеепромазочной машине в 4-6 приемов для исключения пористости и создания ровной и гладкой поверхности;
с лицевой стороны резиновое покрытие на основе сочетания бутадиен-нитрильного и хлоропренового каучуков в массовом соотношении 1:1 с плотностью 900±50 г/м2 наносят методом каландрования до общей толщины 1,45-1,5 мм.
Для обеспечения стойкости материала к ультрафиолету, атмосферному и тепловому старению в состав резинового покрытия вводят сочетание противостарителей химического и физического действия.
Лицевая сторона прорезиненной ткани имеет черный цвет. Вулканизацию материала проводят на вулканизаторе непрерывного действия для обеспечения ровной глянцевой поверхности.
Изобретение позволяет обеспечить работоспособность материала в интервале температур от минус 40°С до плюс 70°С, при массе до 1730 г/м2, создание гарантированного комплекса эксплуатационных свойств за счет использования в конструкции материала (см. изображение) прочной ткани полиамидной (позиция 1) и многослойного покрытия - комбинации внутренних - на основе хлоропренового каучука - и наружных слоев на основе сочетания бутадиен-нитрильного и хлоропренового каучуков.
Во внутренних слоях (позиция 2) резинового покрытия использована резиновая смесь на основе хлоропренового каучука, обеспечивающая «воздухонепроницаемость», т.е. исключение проницаемости газов при наполнении изделия воздухом, и увеличивающая прочность сцепления наружных слоев с текстильной основой.
Наружные слои (позиции 3 и 4), изготовленные путем нанесения резинового покрытия на изнаночной и лицевой сторонах на основе комбинации бутадиен-нитрильного и хлоропренового каучуков, позволяют обеспечить воздухонепроницаемость материала при давлении 40 кПа, сохранять эластичность материала при низких температурах, придают покрытию высокую прочность, сопротивление истиранию, стойкость к нефтепродуктам.
Для обеспечения стойкости материала к ультрафиолету, атмосферному и тепловому старению в состав резинового покрытия вводят сочетание противостарителей химического и физического действия.
Приводим результаты испытаний в сравнении с аналогичным импортным материалом Бельгийского производства.
Для изготовления изделий используют также клей отечественного производства. Приводим результаты сравнительных испытаний швов после вылежки 10 суток.
Разработанный материал по свойствам аналогичен импортному материалу, а по некоторым - и превосходит его, а именно: прочности, сопротивлению раздиру, герметичности, стойкости к низким температурам, истираемости, прочности клеевого шва при сдвиге.
Изобретение может быть использовано с целью импортозамещения в производстве оболочечных изделий различного назначения - воздушных подушек судов СВП, боновых заграждений, причальных швартовочных кранцев и других резино-технических изделий для повышения их качества, надежности и долговечности.