×
16.05.2023
223.018.638e

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО АКТИВАЦИИ ТРЕНИЯ ЛОКОМОТИВОВ С КОНТРОЛЕМ ИЗНОСА КОЛОДКИ АКТИВАТОРА ТРЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002775762
Дата охранного документа
08.07.2022
Аннотация: Изобретение относится к устройству активации трения локомотивов, которое выполнено в виде управляемого пневматического привода подачи колодки активатора трения на поверхность колеса локомотива с возможностью его прижатия и отжатия от поверхности катания колеса, работа привода синхронизирована с работой электронных систем безопасности и управления локомотивом. При этом колодка активатора трения выполнена в виде составного элемента, каркас которого выполнен из твердого материала, например алюминия, чугуна, полости которого заполнены активирующим трение веществом, представляющим собой композицию на основе смолы, например полиэфирной смолы, наполненной специальными добавками функционального назначения. При этом корпус колодки активатора трения содержит датчик контроля предельного износа колодки активатора трения, а пневмопривод колодки активатора трения содержит концевой датчик, который останавливает выдвижение штока пневмоцилиндра при достижении предельного износа колодки активатора трения. Технический результат выражается в обеспечении ограничения предельного износа колодки активатора по достижении ее максимального ресурса выработки. 2 ил.

Изобретение относится к рельсовому транспорту и касается технических устройств, реализующих методы предупреждения буксования.

В эксплуатационных условиях в связи с различным состоянием контактных поверхностей колес и рельсов вследствие изменения влажности, температуры, состава поверхностных загрязнений, наличия смазки, воды, снега и льда в зоне их фрикционного контакта наблюдается разброс значений коэффициента сцепления в пределах 0,1-0,6 (Исаев И.П. Случайные факторы и коэффициенты сцепления. - М.: Транспорт, 1970, 184 с.).

На железных дорогах России абсолютное распространение получила система повышения коэффициента сцепления путем ввода песка в контакт колеса с рельсом. Из-за низкой стоимости и экологической безопасности песок является основным материалом, применяемым для повышения трения в контакте колеса и рельса. Но при этом он сильно засоряет балласт, имеет отрицательную фрикционную характеристику.

Одним из современных способов регулирования трения и сцепления в системе колесо-рельс является модификация их контактных поверхностей с использованием специальных материалов, активизирующих процесс сцепления за счет изменения характеристик трения (повышение и стабилизация коэффициента трения) и устройств, обеспечивающих подачу этих материалов в зону контакта колеса с рельсом.

Известен способ повышения сцепления колеса локомотива, состоящий в том, что преимущественно под первую по ходу движения колесную пару в зависимости от относительной влажности воздуха подают кварцевый песок (Авторское свидетельство СССР №592645, кл. В61С 15/10, 1976).

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются следующие признаки: подача в зону контакта колеса с рельсом активирующего сцепление вещества.

Получению требуемого технического результата препятствуют ограниченные возможности устройства подачи, не позволяющие использовать в качестве активатора трения отличное от песка вещество.

Известно изобретение «Устройство активации трения и активатор повышенного трения» (Устройство активации трения и активатор повышенного трения. Валинский О.С., Выщепан А.Л., Лубягов A.M., Майба И.А. Патент на изобретение 2721993 С1, 25.05.2020. Заявка №2019117405 от 04.06.2019). Изобретение является наиболее близким аналогом к заявляемому решению и представляет собой устройство активации трения в виде управляемого пневматического привода подачи твердого активатора трения на поверхность колеса локомотива с возможностью его прижатия и отжатия от поверхности катания колеса, работа привода синхронизирована с работой электронных систем безопасности и управления локомотивом. При этом активатор трения выполнен в виде составного пористого элемента, каркас которого выполнен из твердого материала, например, алюминия, полости которого заполнены активирующим трение веществом, представляющим собой композицию на основе термореактивной смолы, например, эпоксидной смолы, наполненной специальной добавкой в виде порошка оксида алюминия. При этом полости элемента активатора трения равномерно распределены по поверхности торца элемента активатора трения, направленного в сторону поверхности катания колеса, а соотношение площади, приходящейся на полости элемента активатора трения ко всей площади торца элемента активатора трения находится в диапазоне от 30 до 50%.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются следующие признаки: использование управляемого пневматического привода подачи, работа которого синхронизирована с работой электронных систем безопасности и управления локомотивом, выполнение активатора трения в виде составного пористого элемента, полости которого заполнены активатором трения.

Получению требуемого технического результата препятствуют отсутствие у прототипа (Устройство активации трения и активатор повышенного трения. Валинский О.С., Выщепан А.Л., Лубягов A.M., Майба И.А. Патент на изобретение 2721993 С1, 25.05.2020. Заявка №2019117405 от 04.06.2019) ограничителя предельного износа элемента активатора, трения который взаимодействует с колесом локомотива, что ставит под угрозу повреждение устройства активации при предельном износе элемента активатора трения.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении эффективности работы устройства активации трения колеса локомотива на основе применения ограничителя предельного износа элемента активатора.

Эффективность использования заявляемого устройства активации трения колеса локомотива заключается, в дополнении управляемой подачи элемента активатора трения, выполненного в форме колодки, ограничителем предельного износа активатора трения. При этом устройство активации трения выполнено в виде механизма подачи с пневматическим управляемым приводом подачи активатора трения. Активатор трения выполнен в форме колодки, в виде составного элемента, каркас которого изготовлен из твердого материала, полости которого заполнены активирующим трение веществом, представляющим собой композицию на основе смолы, наполненной специальной добавкой в виде порошка оксида алюминия. В корпус колодки активатора трения введен датчик контроля предельного износа колодки активатора трения, а пневмопривод колодки активатора трения имеет выключатель, который останавливает выдвижение штока пневмоцилиндра при достижении предельного износа колодки активатора трения.

Технический результат, получаемый при реализации данного изобретения, выражается в обеспечении ограничении предельного износа колодки активатора по достижении ее максимального ресурса выработки.

Для достижения вышеуказанного технического результата, устройство активации трения локомотивов выполняется в виде управляемого пневматического привода подачи колодки активатора трения на поверхность колеса локомотива с возможностью его прижатия и отжатия от поверхности катания колеса, работа привода синхронизирована с работой электронных систем безопасности и управления локомотивом. При этом колодка активатора трения выполнена в виде составного элемента, каркас которого выполнен из алюминия или чугуна, полости которого заполнены активирующим трение веществом, представляющим собой композицию на основе смолы, наполненной специальной добавкой в виде порошка оксида алюминия. При этом в корпус колодки активатора трения введен датчик контроля предельного износа колодки активатора трения, а пневмопривод колодки активатора трения имеет концевой датчик, который останавливает выдвижение штока пневмоцилиндра при достижении предельного износа колодки активатора трения.

От наиболее близкого аналога предлагаемое изобретение отличается наличием датчика контроля предельного износа колодки активатора трения, исполнением пневмопривода со встроенным концевым датчиком, который останавливает выдвижение штока пневмоцилиндра при достижении предельного износа колодки активатора трения

Краткое описание чертежей

На фигуре 1 представлено устройство активации трения колеса локомотива, которое представляет собой сборную конструкцию, состоящую из пневмоцилиндра (поз. 1) площадки (поз. 2) предназначенной для крепления колодки активатора трения (поз. 3), которая крепиться и фиксируется при помощи упора (поз. 4) Внутри корпуса колодки активатора трения расположен датчик (поз. 5) контроля предельного износа колодки активатора трения, который соединяется с бортовыми сигнализирующими системами локомотива при помощи провода (поз. 6) защищаемого трубкой (поз. 7) через разъем (поз. 8).

На фигуре 2 представлен пневмопривод устройства активации трения колес локомотива с концевым датчиком (поз. 9) закрытым защитным кожухом (поз. 10). Концевой датчик крепится на корпусе привода (поз. 11) и через отверстие в гильзе имеет механическую связь с активатором по средствам нажатия на него опорной втулкой поршня. Точка срабатывания концевого датчика соответствует выдвижению поршня на длину соответствующей предельному износу колодки активатора трения.

Устройство активации трения колеса локомотива в виде управляемого пневматического привода подачи колодки активатора трения на поверхность колеса локомотива с возможностью его прижатия и отжатия от поверхности катания колеса, при этом колодка активатора трения выполнена в виде составного элемента, каркас которого выполнен из алюминия или чугуна, полости которого заполнены активирующим трение веществом, представляющим собой композицию на основе смолы, например полиэфирной смолы, наполненной специальной добавкой в виде порошка оксида алюминия, отличающееся тем, что корпус колодки активатора трения содержит датчик контроля предельного износа колодки активатора трения, а пневмопривод колодки активатора трения содержит концевой датчик, который останавливает выдвижение штока пневмоцилиндра при достижении предельного износа колодки активатора трения.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
20.04.2013
№216.012.364e

Способ рельсосмазывания

Настоящее изобретение относится к способам рельсосмазывания с контактным нанесением на поверхности трения смазочных материалов. Способ рельсосмазывания осуществляют путем нанесения контактно-ротапринтным способом твердого смазочного материала в виде смазочных стержней 1 на гребень колеса 2 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479455
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.08.2014
№216.012.e92b

Способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения

Настоящее изобретение относится к машиностроению. Способ нанесения смазочного материла на открытый узел трения заключается в том, что смазочный материал в виде смазочных стержней подают к поверхности гребня колеса под углом β, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525499
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.06.2015
№216.013.506e

Смазочный стержень

Настоящее изобретение относится к смазочному стержню, состоящему из оболочки, заполненной смазочной композицией, содержащей битум и графит, при этом в состав смазочной композиции дополнительно введена водная сернокислая соль кальция при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 20-40,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552111
Дата охранного документа: 10.06.2015
17.10.2018
№218.016.92f8

Твердый антифрикционный элемент для смазывания гребней колесных пар локомотивов

Изобретение относится к твердому антифрикционному элементу для смазывания гребней колесных пар локомотивов, который позволит обеспечить оптимальные антифрикционные и ресурсные характеристики смазочного слоя в контакте гребня колеса с рельсом за счет изменения физических характеристик смазочной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669802
Дата охранного документа: 16.10.2018
23.10.2018
№218.016.94f3

Система смазывания гребня

Изобретение относится к системе смазывания гребня колеса рельсового транспортного средства. Система смазывания гребня, закрепленная на буксе колеса, выполнена в виде корпуса заполненного твердыми антифрикционными элементами, направленными в сторону смазываемой поверхности трения. Причем корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670338
Дата охранного документа: 22.10.2018
14.12.2018
№218.016.a733

Способ повышения эффективности фрикционных систем

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к способам управления фрикционными системами. Предложен способ управления фрикционными системами путем подачи в зону трения третьего тела. В качестве третьего тела используют материал, обладающий анизотропными свойствами. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674899
Дата охранного документа: 13.12.2018
23.02.2019
№219.016.c6e5

Способ смазывания гребней колесных пар локомотивов твердыми антифрикционными элементами

Изобретение относится к машиностроению, а именно к смазыванию гребней колесных пар локомотивов. Твердый антифрикционный элемент поджимается к смазываемой поверхности гребня колеса. Подача твердого антифрикционного элемента к смазываемой поверхности гребня колеса производится с минимальным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680584
Дата охранного документа: 22.02.2019
26.05.2019
№219.017.6147

Твердый активатор трения и способ активации трения колес локомотивов

Изобретение относится к рельсовому транспорту и предназначено для предупреждения буксования. Твердый активатор трения в виде брикета подается в зону поверхности катания колеса с минимальным усилием, достаточным для обеспечения значений коэффициента трения в зоне поверхности катания колеса с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689052
Дата охранного документа: 23.05.2019
27.05.2020
№220.018.20d9

Устройство активации трения и активатор повышенного трения

Устройство предназначено для активации трения и предупреждения буксования рельсового транспорта. Устройство выполняется в виде управляемого пневматического привода подачи твердого активатора трения на поверхность колеса локомотива с возможностью его прижатия и отжатия от поверхности катания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721993
Дата охранного документа: 25.05.2020
+ добавить свой РИД