×
16.05.2023
223.018.61c1

Результат интеллектуальной деятельности: Руль аэродинамической поверхности летательного аппарата

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002746534
Дата охранного документа
15.04.2021
Аннотация: Изобретение относится к области органов управления полетом летательных аппаратов. Руль аэродинамической поверхности летательного аппарата состоит из переднего и заднего звеньев с несовпадающими осями вращения, с кинематической связью для синхронизации однонаправленного поворота звеньев. Оси вращения обоих звеньев расположены на аэродинамической поверхности. Заднее звено выполнено с осевой компенсацией. Между передним и задним звеньями руля выполнена профилированная щель. Ось вращения переднего звена расположена позади указанной щели. Изобретение направлено на повышение эффективности руля при небольшой мощности привода руля или при безбустерном управлении с возможностью использования кинематических связей между отклонениями звеньев руля, основанных на разнице в положении их осей вращения. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности, к органам управления полетом летательных аппаратов.

Основными параметрами рулей, используемых для управления полетом летательных аппаратов, являются эффективность, определяемая приращением коэффициентов моментов при полном отклонении рулей от нейтрального положения, и шарнирный момент, то есть момент относительно оси вращения руля, возникающий из-за воздействия на руль воздушного потока (см. Микеладзе В.Г., Титов В.М. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и ракет. Справочник. М., Машиностроение, 1982, с. 136 и 126). Увеличение эффективности рулей приводит к улучшению управляемости летательного аппарата, а уменьшение шарнирного момента к уменьшению веса конструкции и мощности бустеров (приводов) рулей (бустер и бустерное управление - см. Энциклопедия Авиация. М., Большая Российская Энциклопедия, 1994, с. 124). В системах управления полетом летательных аппаратов широко применяются рычажные передачи (см. Рощин Е.И., Самойлов Е.А., Алексеева Н.А. и др. Детали машин и основы конструирования. Учебник для вузов. М., Дрофа, 2006, с. 202-212), отличающиеся простотой конструкции и более высоким КПД по сравнению с зубчатыми передачами. Управляющие поверхности летательного аппарата, в частности рули, соединяются с другими частями конструкции летательного аппарата при помощи узлов навески (см. Войт Е.С., Ендогур А.И. и др. Проектирование конструкций самолетов. Учебник для вузов. М., Машиностроение, 1987, с. 71).

Известен руль управления полетом летательных аппаратов, состоящий из одной подвижной поверхности, установленной в хвостовой части аэродинамической поверхности (см. Энциклопедия Авиация. М., Большая Российская Энциклопедия, 1994, с. 490), для уменьшения шарнирного момента которого может использоваться осевая компенсация, представляющая собой часть руля, расположенную впереди его оси вращения вдоль всего размаха руля (см. Энциклопедия Авиация. М., Большая Российская Энциклопедия, 1994, с. 76).

Недостатком такого руля является его небольшая эффективность.

Высокая эффективность особенно важна для рулей направления самолетов с двигателями, расположенными на консолях крыла, при несимметричном отказе двигателей. В этом случае для безопасного завершения полета высокая эффективность руля направления необходима для парирования большого момента рыскания.

Известен руль с двумя звеньями, имеющими общую ось вращения (патент РФ №2593178, МПК В64С, 2016 г.).

Недостатком данного руля является его небольшая эффективность.

Известен руль высокой эффективности при небольших шарнирных моментах с двумя звеньями, имеющими общую ось вращения (патент РФ №2637150, МПК В64С, 2017 г.).

Недостатком данного руля является ограничение на соосность звеньев руля и невозможность использования кинематических связей, в частности рычажных передач, основанных на разнице в положении осей вращения звеньев руля. Кроме того, из-за соосности звеньев руля невозможно использовать в кинематических связях простые одноступенчатые зубчатые передачи. Ограничение на соосность звеньев руля при использовании передач с зубчатыми колесами приводит к необходимости использования многоступенчатых цилиндрических зубчатых передач (см. Рощин Е.И., Самойлов Е.А., Алексеева Н.А. и др. Детали машин и основы конструирования. Учебник для вузов. М., Дрофа, 2006, с. 107-146), либо конструктивно сложных планетарных редукторов с большим числом зацеплений зубчатых колес (см. Рощин Е.И., Самойлов Е.А., Алексеева Н.А. и др. Детали машин и основы конструирования. Учебник для вузов. М., Дрофа, 2006, с. 156-166).

По техническим признакам прототипом предлагаемого руля является руль высокой эффективности, состоящий из переднего и заднего звеньев с несовпадающими осями вращения, с кинематической связью для синхронизации однонаправленного поворота звеньев (см. патент РФ №2492109, фиг. 7, МПК В64С, 2008 г.).

Недостатком данного руля является большой шарнирный момент.

Задачей и техническим результатом предлагаемого изобретения является разработка аэродинамического руля высокой эффективности при небольшой мощности привода руля или при безбустерном управлении, с возможностью использования кинематических связей, основанных на разнице в положении осей вращения звеньев руля.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что аэродинамический руль, состоящий из переднего и заднего звеньев с несовпадающими осями вращения, с кинематической связью для синхронизации однонаправленного поворота звеньев, выполнен с осями вращения обоих звеньев, расположенными на аэродинамической поверхности, с задним звеном с осевой компенсацией, с профилированной щелью между передним и задним звеньями руля, с осью вращения переднего звена, расположенной позади указанной щели.

На фиг. 1 представлен профиль сечения предлагаемого руля в нейтральном (неотклоненном) положении.

В предлагаемом руле ось вращения заднего звена может быть расположена не только позади оси вращения переднего звена.

На фиг. 2 представлен профиль сечения предлагаемого руля в отклоненном положении в варианте, когда ось вращения переднего звена расположена перед осью вращения заднего звена.

На фиг. 3 представлен профиль сечения предлагаемого руля в отклоненном положении в варианте, когда ось вращения переднего звена расположена за осью вращения заднего звена.

На фиг. 4 и 5 схематически показаны возможные кинематические связи перемещений звеньев предлагаемого руля на основе рычажных передач.

На фиг. 6 схематически показана одноступенчатая зубчатая передача, связывающая перемещения звеньев руля.

Руль (фиг. 1, 2, 3), состоящий из переднего 1 и заднего 2 звеньев, установлен в хвостовой части аэродинамической поверхности 3. Переднее звено руля 1 имеет ось вращения 4, а заднее звено руля 2 имеет ось вращения 5. Через оси вращения звеньев руля проходит условная прямая линия 6 - линия нейтральных положений. Примеры схем кинематических связей в виде рычажных передач включают тягу 7, шарнирно соединяющую звенья руля (фиг. 4 и 5). Звенья руля 1 и 2 соединены с аэродинамической поверхностью, а также с тягой 7, посредством узлов навески (на фигурах не показано).

Руль функционирует следующим образом.

При отклонении заднего звена 2 относительно оси вращения 5 переднее звено 1 отклоняется относительно своей оси 4.

Между перемещением 8 переднего звена 1 из нейтрального положения 6 в положение 9 и перемещением 10 заднего звена 2 из нейтрального положения 6 в положение 11 могут вводиться кинематические связи, примеры которых в виде рычажных передач схематически показаны на фиг. 4 и 5. Тяга 7 напрямую связывает перемещение переднего звена 1, к которому она присоединена шарниром 12, с перемещением заднего звена 2, к которому она присоединена шарниром 13.

При использовании одноступенчатой зубчатой передачи (фиг. 6) перемещение 8 переднего звена в положение 9 связано с перемещением 10 заднего звена в положение 11 посредством закрепленного на переднем звене зубчатого колеса с внутренним зацеплением 14 и закрепленного на заднем звене зубчатого колеса с внешним зацеплением 15.

Таким образом, самый простой вариант кинематической связи состоит из одной тяги, соединяющей звенья руля, а при использовании зубчатых передач достаточно ограничиться одной ступенью простой зубчатой передачи.

Рассмотренные варианты кинематических связей согласно расчетам способствуют уменьшению шарнирного момента на оснащенном приводом звене руля в несколько раз, по сравнению с шарнирным моментом, подсчитанным отдельно для оснащенного приводом звена без учета кинематических связей с другим звеном руля, тогда как для прототипа кинематическая связь звеньев руля приводит к росту шарнирного момента на оснащенном приводом звене.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 255.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Показаны записи 1-4 из 4.
13.01.2017
№217.015.6ab7

Аэродинамический руль

Изобретение относится к средствам управления полетом летательных аппаратов. Аэродинамический руль состоит из переднего и заднего поворотных звеньев с максимальным углом поворота переднего звена, меньшим максимального угла поворота заднего звена относительно не отклоненного положения. Переднее и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593178
Дата охранного документа: 27.07.2016
29.12.2017
№217.015.f657

Аэродинамический руль

Изобретение относится к области авиационной техники. Аэродинамический руль состоит из переднего и заднего звеньев, имеющих общую ось вращения. Заднее звено выполнено с осевой компенсацией. Угол отклонения переднего звена пропорционален углу отклонения заднего звена с коэффициентом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637150
Дата охранного документа: 30.11.2017
13.11.2018
№218.016.9ca0

Орган управления полетом летательного аппарата

Изобретение относится к средствам управления полетом летательных аппаратов. Орган управления включает в себя дефлекторы - крылышки, установленные перед рулем с осевой компенсацией вдоль аэродинамической поверхности рядом с ее задней частью. Передняя кромка дефлекторов находится впереди щели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672153
Дата охранного документа: 12.11.2018
19.12.2018
№218.016.a8f2

Аэродинамическая поверхность с рулем

Изобретение относится к средствам управления полетом летательных аппаратов. Аэродинамическая поверхность снабжена рулем, имеющим осевую компенсацию. Профиль поперечного сечения аэродинамической поверхности на всем размахе или части ее размаха подрезан хотя бы с одной из сторон этого профиля...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675304
Дата охранного документа: 18.12.2018
+ добавить свой РИД