Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области судостроения и океанотехники и касается вопроса обеспечения эвакуации и спасения персонала морских объектов.
Известно устройство для спуска спасательной шлюпки, содержащее установленную на его корпусной конструкции лебедку для опускания шлюпки с персоналом и спусковые тросы для подвески шлюпки, намотанные на шкивы лебедки с приводом (Патент РФ 1256697 A3 по авт.свидетельству СССР 364495 1970) - прототип.
Однако, при использовании известного спускового устройства шлюпки для эвакуации и спасения персонала морских объектов в штормовых условиях и при больших высотах спуска, характерных для морских сооружений, не представляется возможным обеспечить безопасный спуск персонала из-за возможного разрушения шлюпки при ее ударах о корпус морского сооружения под воздействием на нее штормовых аэродинамических нагрузок.
Задачей предполагаемого изобретения является обеспечение безопасного спуска шлюпки с персоналом при его эвакуации с морского сооружения.
Для этого спусковое устройство спасательной шлюпки персонала морского сооружения, содержащего установленную на его корпусной конструкции лебедку для спуска шлюпки с персоналом и спусковые тросы, намотанные на шкивы лебедки, по изобретению оснащено спусковой платформой, на которой расположена спасательная шлюпка с персоналом, связанной через прикрепленные к ней спусковые тросы с лебедкой. При этом внутри корпуса спусковой платформы расположено устройство, демпфирующее действующие на спусковую платформу и спасательную шлюпку с персоналом штормовые аэродинамические нагрузки. Демпфирующее устройство подвижно соединено с одной стороны с вертикальным бортом морского сооружения через ограничитель, подвижно установленный внутри ответной под него направляющей, прикрепленной к вертикальному борту морского сооружения, а с противоположной стороны оно имеет противоударный упор. Причем демпфирующее устройство выполнено по принципу гидравлического демпфера.
При этом демпфирующее устройство выполнено в виде стабилизирующего блока, подвижно установленного в замкнутом пространстве, образованном в корпусе спусковой платформы и заполненном гидравлической жидкостью, и оснащенного размещенными по длине блока и поперечно охватывающими его перфорированными кольцами. Перфорированные кольца имеют снаружи форму, идентичную форме поперечного сечения упомянутого замкнутого пространства.
Кроме того, подвижно установленный в направляющей вертикального борта ограничитель соединен с демпфирующим устройством через его стабилизирующий блок шарнирно.
Оснащение спускового устройства спусковой платформой, оборудованной демпфирующим устройством, позволяет значительно смягчить удары подвешенной на спусковых тросах спусковой платформы с расположенной на ней спасательной шлюпкой с персоналом о корпус морского сооружения под воздействием на нее штормовых аэродинамических нагрузок и возможные разрушения спасательной шлюпки, и обеспечить безопасный спуск шлюпки с персоналом при его эвакуации с морского сооружения.
Кольца с перфорационными отверстиями, охватывающие стабилизирующий блок, обеспечивают демпфирование действующих на спусковую платформу со спасательной шлюпкой и персоналом внешних аэродинамических сил за счет перетекания гидравлической жидкости через указанные отверстия с созданием сопротивления горизонтальному смещению спусковой платформы, и тем самым повышая безопасность спуска персонала.
Противоударный упор на демпфирующем устройстве предотвращает возможность удара последнего о корпус спусковой платформы при действии на спусковую платформу с расположенной на ней шлюпкой с людьми штормовых нестационарных аэродинамических сил.
Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 представлен общий вид спускового устройства спасательной шлюпки персонала морского сооружения, на фиг. 2 - спусковое устройство спасательной шлюпки на фиг. 1 в процессе спуска персонала морского сооружения и на фиг. 3 - вид сверху на спусковую платформу на фиг. 2 (без спасательной шлюпки).
Предлагаемое спусковое устройство содержит установленную на морском сооружении 1 лебедку 2 для опускания шлюпки 3 с персоналом и спусковые тросы 4, намотанные на шкивы (на рисунке не показаны) лебедки 2. Спусковое устройство оснащено спусковой платформой 5, на которой расположена спасательная шлюпка 3 с персоналом, связанной через прикрепленные к ней спусковые тросы 4 с лебедкой 2 (фиг. 1, 2). Спусковая платформа 5 оборудована демпфирующим устройством 6, смягчающим ее удары о вертикальный борт 7 корпуса морского сооружения в процессе ее спуска со шлюпкой 3 и персоналом в шлюпке под воздействием на них штормовых аэродинамических нагрузок (фиг. 2, 3). Для этого демпфирующее устройство 6 подвижно соединено с одной стороны с вертикальным бортом 7 морского сооружения 1 через ограничитель 8, подвижно установленный внутри ответной под него направляющей 9, прикрепленной к вертикальному борту 7 морского сооружения, а с противоположной стороны демпфирующее устройство 6 имеет противоударный упор 10, предотвращающий удар демпфирующего устройства 6 о стенку корпуса спусковой платформы 5 при действии упомянутых внешних сил. Причем демпфирующее устройство 6 выполнено по принципу гидравлического демпфера с использованием гидравлической жидкости и включает стабилизирующий блок 11, подвижно установленный в замкнутом пространстве 12, образованном в корпусе спусковой платформы 5 и заполненном гидравлической жидкостью. Стабилизирующий блок 11 оснащен размещенными по длине блока 11 и поперечно охватывающими его перфорированными кольцами 13, которые имеют снаружи форму, идентичную форме поперечного сечения упомянутого замкнутого пространства 12. Причем противоударный упор 10 демпфирующего устройства 6 закреплен на корпусе стабилизирующего блока 11, через который демпфирующее устройство 6 подвижно соединено с вертикальным бортом 7 морского сооружения 1 через ограничитель 8 и упорную балку 14 стабилизирующего блока 11 (фиг. 1-3). Ограничитель 8, подвижно установленный в направляющей 9 вертикального борта 7, соединен со стабилизирующим блоком 11 демпфирующего устройства 6 шарнирно.
Эвакуация персонала с морского сооружения с помощью предлагаемого спускового устройства спасательной шлюпки 3 с персоналом осуществляется следующим образом.
Персонал переходит с палубы морского сооружения в спасательную шлюпку 3, расположенную на спусковой платформе 5, подвешенной на спусковых тросах 4, связанных с лебедкой 2, и размещается в ней. По команде с морского сооружения или со спасательной шлюпки 3 приводится в действие лебедка 2, разматывающая со своих шкивов (на рисунке не показаны) спусковые тросы 4, прикрепленные свободными концами к спусковой платформе 5, которая начинает опускаться вместе с размещенным в шлюпке 3 персоналом морского сооружения. При воздействии внешних аэродинамических сил на спусковую платформу 5 вместе со спасательной шлюпкой 3 с персоналом, гидравлическая жидкость, заполняющая полость в замкнутом пространстве 12 между стабилизирующим блоком 11 и корпусом спусковой платформы 5, начинает перетекать через сквозные перфорационные отверстия 15 в корпусе перфорированных колец 13, закрепленных на стабилизирующем блоке 11. В результате этого происходит демпфирование колебаний спусковой платформы 5, вызванных действием штормовых аэродинамических сил на спусковую платформу с расположенной на ней шлюпкой 3 с персоналом. При этом спусковая платформа 5 без ударов о вертикальный борт 7 корпуса морского сооружения плавно перемещается вдоль его вертикального борта 7 вместе с ограничителем 8 демпфирующего устройства 6 спусковой платформы, скользящим внутри прикрепленной к вертикальному борту 7 направляющей 9, плавно опускается на ледяную или водную поверхность.
Предлагаемое спусковое устройство спасательной шлюпки персонала морского сооружения позволяет в любых гидрометеорологических и ледовых условиях осуществлять безопасную эвакуацию персонала с морских сооружений любого типа, обеспечивая одновременно безударный контакт загруженной спасательной шлюпки с ледовой и водной поверхностью, что выгодно его отличает от прототипа.