×
15.05.2023
223.018.5b79

Результат интеллектуальной деятельности: Способ измерения магнитного курса судна в высоких широтах

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002763685
Дата охранного документа
30.12.2021
Аннотация: Изобретение относится к области навигационного приборостроения. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют установку на котелок магнитного компаса, закрепленного в кардановом подвесе, в качестве датчика угловой скорости с вертикальной осью чувствительности микромеханический гироскоп (ММГ), который вырабатывает мгновенные значения угловых скоростей изменения курса и рыскания. Выходные данные ММГ используются для компенсации значений угловых скоростей изменения курса и рыскания в сигнале, формируемом путем дифференцирования показаний датчика магнитного курса компаса (ДМК). В результате вычисления разности между выходными сигналами дифференцирующего звена и ММГ формируется сигнал, который далее пропускается через фильтр низких частот для формирования на выходе фильтра сигнала, пропорционального погрешности. Технический результат – уменьшение погрешности компаса на качке. 1 ил.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в высокоширотных магнитных компасах, оборудованных устройствами дистанционной передачи информации о курсе.

Известны дистанционные магнитные компасы, содержащие корпус, заполненный демпфирующей жидкостью, картушку с магнитным чувствительным элементом (далее - МЧЭ), установленную на опоре, индукционный преобразователь, размещенный в магнитном поле МЧЭ, девиационный прибор, содержащий компенсатор полукруговой девиации компаса, и электромеханическую дистанционную передачу, например, магнитные компасы "Сектор" ["Магнитные компасы". В.П. Кожухов, В.В. Воронов, В.В. Григорьев // М.: Транспорт, 1981, стр. 173-180] и КМ145-С ["Современные судовые магнитные компасы". Л.А. Кардашинский-Брауде // С-Пб.: Изд. ГНЦ РФ ЦНИИ "Электроприбор", 1999, стр. 60-62]. К недостаткам способа измерения магнитного курса, реализуемого в этих компасах относится значительная систематическая погрешность δр их показаний на качке при работе в высоких широтах, вызванная действием в плоскости диска картушки с МЧЭ проекции вертикальной составляющей земного магнетизма, выражаемой формулой ["Магнитно-компасное дело". Н.Ю. Рыбалтовский // Государственное издательство водного транспорта, Л., 1954, стр. 441]:

,

где h - высота картушки компаса над осью качаний судна;

l0 - длина маятника с периодом колебания, соответствующим периоду колебаний судна;

i - угол поперечного крена судна;

θ - магнитное наклонение;

k - магнитный курс судна.

За прототип способа и устройства, описанного в изобретении, принято техническое решение, приведенное в патенте №2688900 - Способ измерения магнитного курса судна в высоких широтах и устройство для его реализации. Авторы: Зиненко В.М., Грязин Д.Г., Молочников А.А., Сергачёв И.В., Матвеев Ю.В., Короленко И.В.

Указанный способ и устройство осуществляют позиционное управление за счет использования в схеме датчика угловой скорости типа волоконно-оптического гироскопа и формирования сигнала, представляющего собой разность выходного показания магнитного компаса и проинтегрированного сигнала датчика угловой скорости. В связи с тем, что эксплуатация магнитного компаса происходит на длительном интервале времени, при интегрировании сигнала датчика угловой скорости будет накапливаться ошибка, что со временем приведет к увеличению погрешности в выходном сигнале предлагаемого устройства. Использование в этом способе и устройстве датчика угловой скорости типа микромеханического гироскопа (далее ММГ), в погрешности которого преобладают флуктуационные составляющие типа белого шума и случайного блуждания угла, не представляется возможным, поскольку быстро накапливающаяся ошибка ММГ при интегрировании его выходного сигнала приводит к резкому повышению погрешности компаса.

Решаемая техническая проблема - разработка способа компенсации систематической погрешности компаса на качке (далее - погрешности ), вызванной действием в плоскости диска картушки с МЧЭ проекции вертикальной составляющей земного магнетизма и совершенствование его конструкции путем применения в его схеме ММГ с целью уменьшения стоимости прибора и уменьшения погрешности компаса на длительных интервалах времени.

Технический результат - уменьшения погрешности компаса на качке, в том числе в высоких широтах, на длительных интервалах времени, а также повышение конкурентоспособности магнитного компаса путем уменьшения его цены за счет применения в его конструкции дешевого ММГ.

Реализация предлагаемого способа достигается путем установки на котелок магнитного компаса, закрепленного в кардановом подвесе, в качестве датчика угловой скорости с вертикальной осью чувствительности - ММГ, который вырабатывает мгновенные значения угловых скоростей изменения курса и рыскания. Выходные данные ММГ используются для компенсации значений угловых скоростей изменения курса и рыскания в сигнале, формируемом путем дифференцирования показаний датчика магнитного курса компаса (далее ДМК). В результате вычисления разности между выходными сигналами дифференцирующего звена и ММГ формируется сигнал, который далее пропускается через фильтр низких частот для формирования на выходе фильтра сигнала, пропорционального погрешности . Для достижения технического результата полученное значение погрешности вычитается из результатов измерений ДМК и передается на выносной индикатор.

На фиг. 1 показана блок-схема выработки измерительных сигналов и их обработки в вычислительном устройстве, работающем на основе предлагаемого способа.

Предлагаемый способ, использующий управление по угловой скорости рыскания, заключается в следующем:

1. Выработка с помощью ДМК сигнала , состоящего из мгновенных значений магнитного курса Км, угла рыскания γр и погрешности .

2. Выработка с помощью ММГ с вертикальной осью чувствительности, установленного в горизонтной системе координат на котелке компаса, сигнала , состоящего из угловых скоростей изменения курса , рыскания и погрешности .

3. Дифференцирование показаний ДМК и формирование на выходе дифференцирующего звена с постоянной времени T1 сигнала , состоящего из угловых скоростей изменения курса , рыскания и погрешности . При выполнении вычислений значение T1 выбирается исходя из задачи наилучшего воспроизведения угловых скоростей изменения курса и рыскания.

4. Вычисление разности между выходными сигналами дифференцирующего звена и ММГ с целью формирования сигнала, состоящего из погрешности и погрешности .

5. Фильтрация сигнала, состоящего из погрешности и погрешности с помощью фильтра низких частот с постоянной времени T2, значение которой выбирается исходя из задачи наилучшего воспроизведения погрешности и сглаживания погрешности .

Коэффициенты K1 и K2 выбираются исходя из масштабных коэффициентов ДМК и ММГ, р - оператор дифференцирования, 1 - дифференцирующее звено, 2 - фильтр низких частот.

6. Исключение из измеряемых мгновенных значений магнитного курса погрешности производится путем вычисления разности между выходным сигналом ДМК и сигналом с выхода фильтра низких частот, пропорциональным погрешности . Передача откорректированного значения магнитного курса выполняется на выносной индикатор.

Полученные на основе компьютерного моделирования результаты работы компаса подтверждают возможность корректировки результатов измерений мгновенного значения магнитного курса за счет компенсации в нем погрешности от вертикальной составляющей земного магнетизма, возникающей на качке, не менее чем в десять раз на интервале времени, составляющем 200 часов, т.е. в отличие от прототипа, в предлагаемом способе обеспечивается долговременное сохранение точности, что позволяет использовать магнитный компас при плавании судов до 84° северной широты.

Таким образом, заявленный технический результат считается достигнутым. В настоящее время изготавливается опытный образец компаса.

Способ измерения мгновенного значения магнитного курса судна на качке при воздействии на магниточувствительный элемент (МЧЭ) картушки компаса вертикальной составляющей магнитного поля Земли, заключающийся в выработке датчиком магнитного курса (ДМК) сигнала, состоящего из магнитного курса , угла рыскания и погрешности , и датчиком угловой скорости с вертикальной осью чувствительности, установленным на котелке компаса, сигнала, состоящего из угловых скоростей изменения курса , рыскания и погрешности , отличающийся тем, что в качестве датчика угловой скорости используется микромеханический гироскоп (ММГ) и для его применения реализуется управление по угловой скорости рыскания, заключающееся в том, что сигнал ДМК пропускается через дифференцирующее звено, на выходе которого формируется сигнал , состоящий из угловых скоростей изменения курса , рыскания и погрешности , затем вычисляется разность между выходными сигналами дифференцирующего звена и ММГ для формирования сигнала , который далее пропускается через фильтр низких частот для формирования на выходе фильтра сигнала, пропорционального погрешности затем производится вычисление разности между выходным сигналом ДМК и погрешностью , откорректированное значение магнитного курса передается на выносной индикатор.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
12.04.2023
№223.018.4297

Способ обсервации подводного аппарата

Использование: изобретение относится к способам навигации автономных подводных аппаратов (ПА), конкретно к гидроакустическим способам определения местонахождения ПА с использованием подводных акустических маяков. Сущность: вместо активного акустического маяка, излучающего гидроакустические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002763114
Дата охранного документа: 27.12.2021
15.05.2023
№223.018.5d68

Одноосный стенд для оценки амплитудно-частотной характеристики системы коррекции магнитного компаса

Изобретение относится к области приборостроения. Одноосный стенд для оценки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) системы коррекции магнитного компаса (МК) характеризуется тем, что ось разворота картушки МК расположена на плече относительно оси вращения платформы таким образом, что при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002757536
Дата охранного документа: 18.10.2021
Показаны записи 1-8 из 8.
20.08.2013
№216.012.61d7

Буй для определения характеристик морских ветровых волн

Изобретение относится к области океанографии и может быть использовано для определения характеристик морских ветровых волн. Сущность: устройство состоит из корпуса (3), устройства для передачи информации по радио- и спутниковым каналам связи (13), модуля управления (1) с опционным блоком GPS,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490679
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.06.2016
№216.015.4905

Способ определения магнитного азимута в скважинном инклинометре в процессе бурения

Изобретение относится к области инклинометрии и может быть использовано в нефте- и газопромысловой геофизике. Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей инклинометра за счет более высокой точности выработки азимута и обеспечения работоспособности инклинометра в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586341
Дата охранного документа: 10.06.2016
25.08.2017
№217.015.9f56

Внутритрубный снаряд-дефектоскоп

Изобретение относится к области метрологии, в частности к средствам неразрушающего контроля. Внутритрубный снаряд-дефектоскоп содержит цилиндрический гермоконтейнер, опорные элементы в виде эластичных манжет, датчики, расположенные снаружи по периметру гермоконтейнера и соединенные с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606205
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.c9e2

Способ азимутальной акустической коррекции инклинометра

Изобретение относится к области бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин и используется для точного определения азимутального направления истинной плоскости бурения. Предложен способ измерения азимута наклонных и горизонтальных скважин, заключающийся в создании с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619563
Дата охранного документа: 16.05.2017
26.08.2017
№217.015.e45a

Электромагнитно-акустический преобразователь

Изобретение используется для неразрушающего контроля изделий из ферромагнитного материала. Сущность заключается в том, что электромагнитно-акустический преобразователь содержит магнитную систему в виде постоянного магнита и три плоские катушки, электрически изолированные друг от друга и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626577
Дата охранного документа: 28.07.2017
25.06.2018
№218.016.6646

Установка для восполнения энергии аккумуляторов малых морских автономных аппаратов и буёв

Изобретение относится к области источников для восполнения энергии и может быть использовано для пополнения энергии аккумуляторных батарей подвижных объектов. В качестве инерционного тела установки используются цилиндрические постоянные магниты, которые вместе с неподвижными обмотками образуют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658713
Дата охранного документа: 22.06.2018
15.03.2019
№219.016.e15d

Стенд для воспроизведения угловых скоростей, изменяющихся по гармоническому закону

Изобретение предназначено для оценки амплитудно-частотных и фазово-частотных характеристик датчиков угловых скоростей при необходимости их использования в навигационных приборах и других приборах управления. Стенд содержит поворотную платформу, два жестко закрепленных на основании постоянных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002460079
Дата охранного документа: 27.08.2012
15.05.2023
№223.018.5d68

Одноосный стенд для оценки амплитудно-частотной характеристики системы коррекции магнитного компаса

Изобретение относится к области приборостроения. Одноосный стенд для оценки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) системы коррекции магнитного компаса (МК) характеризуется тем, что ось разворота картушки МК расположена на плече относительно оси вращения платформы таким образом, что при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002757536
Дата охранного документа: 18.10.2021
+ добавить свой РИД