×
15.05.2023
223.018.5a3f

Результат интеллектуальной деятельности: СТАЛЬНОЙ ПОРШЕНЬ, ИМЕЮЩИЙ СЛОЙ ФОСФАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002769041
Дата охранного документа
28.03.2022
Аннотация: Изобретение относится к стальному поршню, имеющему слой аморфного фосфата, в частности для двигателя внутреннего сгорания, а также к способу для его производства. Стальной поршень для двигателя внутреннего сгорания содержит слой аморфного фосфата, имеющий толщину 0,05–3 мкм, который получен путем распыления раствора, содержащего фосфорную кислоту, на поверхность поршня, и в котором антифрикционное покрытие нанесено на слой аморфного фосфата. Благодаря этому слою улучшается адгезия антифрикционного покрытия. 3 н. и 7 з.п. ф-лы.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Настоящее изобретение относится к стальному поршню, имеющему слой аморфного фосфата, в частности для двигателя внутреннего сгорания, а также к способу для его производства.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Стальные поршни для двигателей внутреннего сгорания обычно снабжаются покрытием юбки поршня для уменьшения трения о цилиндр, а также для предотвращения заклинивания. Например, часто используется антифрикционное покрытие, содержащее один или более твердых смазочных материалов, таких как графит или MoS2. Когда оно наносится прямо на поршень, антифрикционное покрытие прилипает прежде всего за счет механической адгезии.

Для того, чтобы гарантировать адгезию антифрикционного покрытия в течение всего срока службы поршня, поршень должен быть предварительно обработан. В предшествующем уровне техники для этого используется, например, нанесение фосфата марганца с помощью способа погружения. Для выполнения этого процесса погружения необходимо прервать нормальный процесс производства и обработать поршень вручную. Это может привести к загрязнению поверхности поршня.

В качестве альтернативы можно просто подвергнуть стальной поршень нейтральной, щелочной и/или кислотной промывке перед нанесением антифрикционного покрытия. Поскольку этот процесс только удаляет смазку с поверхности, и не истирает ее, в результате этого зачастую получается неудовлетворительная адгезия антифрикционного покрытия.

По этим причинам существует потребность в создании простого и недорогого способа, который приводил бы к улучшенной адгезии антифрикционного покрытия к поршню.

Эта цель неожиданно достигается с помощью конкретного способа фосфатирования и получаемого таким образом стального поршня, имеющего аморфный фосфатный слой.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Настоящее изобретение относится к стальному поршню, предпочтительно к стальному поршню для двигателя внутреннего сгорания, содержащему слой аморфного фосфата по меньшей мере в одной его области. Кроме того, настоящее изобретение относится к способу для производства такого стального поршня.

В соответствии с настоящим изобретением термин «слой аморфного фосфата» означает, что этот слой имеет аморфную структуру на виде сверху.

Из–за этой аморфной структуры фосфатный слой в соответствии с настоящим изобретением отличается от обычных слоев фосфата марганца или фосфата цинка с кристаллической структурой. Аморфная структура слоя оказывает влияние на свойства слоя, такие как его шероховатость и толщина.

Способ в соответствии с настоящим изобретением содержит следующие стадии:

(1) формирование слоя аморфного фосфата посредством обработки раствором, содержащим фосфорную кислоту;

(2) при необходимости, нанесение антифрикционного покрытия; и

(3) при необходимости, формирование слоя фосфата марганца.

В результате обработки раствором, содержащим фосфорную кислоту, как на стадии (1), будет не только сформирован слой аморфного фосфата, но и поверхность поршня также будет истираться, и любые присутствующие на ней оксиды будут удалены.

Слой аморфного фосфата, сформированный в соответствии с настоящим изобретением, имеет капилляры, и тем самым способствует лучшему закреплению антифрикционного покрытия, которое, следовательно, может также выдерживать высокое напряжение. Кроме того, слой аморфного фосфата действует в качестве слоя пассивирования, так что повторное окисление поршня предотвращается.

С использованием настоящего изобретения может быть нанесен тонкий слой аморфного фосфата. В частности, он может быть более тонким чем, обычный слой кристаллического фосфата. Это в свою очередь позволяет уменьшить производственные допуски. Предпочтительно слой аморфного фосфата имеет толщину 0,05–5 мкм, и особенно предпочтительно 0,1–3 мкм.

В рамках настоящего изобретения слой аморфного фосфата может быть нанесен на весь поршень или на его отдельные области, такие как, например, юбка поршня или отверстие для пальца. Предпочтительно этот слой наносится на весь поршень.

При желании антифрикционное покрытие (2) также может быть нанесено на слой аморфного фосфата. На стадии (3) слой фосфата марганца опционально наносится на полученный таким образом поршень.

Поршень, конечно, также может быть покрыт только антифрикционным покрытием.

Раствор, содержащий фосфорную кислоту, который используется в соответствии с настоящим изобретением, может быть нанесен посредством распыления, так, чтобы слой аморфного фосфата мог создаваться на производственной линии. Это устраняет необходимость ручной обработки поршня и уменьшает риск загрязнения поверхности поршня. Кроме того, способ в соответствии с настоящим изобретением может быть интегрирован в процесс для производства поршня без значительных дополнительных затрат.

Предпочтительно раствор, используемый на стадии (1), в дополнение к фосфорной кислоте (ортофосфорной кислоте) содержит поверхностно–активное вещество. В результате смачивание поверхности улучшается, так что формируется более ровный слой. Этот раствор может также содержать дополнительные компоненты. Подходящие дополнительные компоненты, которые оказались пригодными, включают нитраты, такие как нитрат натрия, нитрат марганца и нитрат цинка, и/или сульфонаты.

В одном предпочтительном варианте осуществления концентрация фосфорной кислоты в растворе составляет 4–14% (г/г), в частности 6–12 % (г/г). Этот раствор предпочтительно имеет значение рН 1–3.

Температура 30–80°C, предпочтительно 45–65°C, и продолжительность обработки 50–500 с, предпочтительно 100–400 с, оказались особенно подходящими для выполнения стадии (1).

Сразу же после завершения стадии (1) раствор должен быть удален с поверхности поршня, например посредством ополаскивания.

После стадии (1) антифрикционное покрытие может быть нанесено на необязательной стадии (2). В этом случае стадия (2) выполняется с использованием способа, известного специалистам в данной области техники.

Затем, на следующей стадии (3), слой фосфата марганца может быть сформирован на поршне, полученном посредством способа в соответствии с настоящим изобретением. Этот процесс может быть выполнен с использованием способа, известного специалистам в данной области техники. Как было указано выше, обработка стального поршня в соответствии с настоящим изобретением приводит к улучшению адгезии антифрикционного покрытия.

Антифрикционное покрытие предпочтительно является антифрикционным покрытием, содержащим полимерную матрицу. Обычные исходные материалы для поршневых покрытий, такие, например, как фенольные смолы, эпоксидные смолы, полиамид, полиамидоимид и/или PTFE, могут использоваться в качестве полимерной матрицы; и предпочтительно использовать фенольные смолы и/или эпоксидные смолы.

Если в качестве матрицы для покрытия используется сшиваемый полимер, то он сшивается после нанесения. Сшивание матрицы может осуществляться термически или посредством излучения, например посредством ультрафиолетового излучения или инфракрасного излучения.

Антифрикционное покрытие также особенно предпочтительно содержит функциональные компоненты, такие как один или более твердых смазочных материалов. В соответствии с настоящим изобретением в качестве твердого смазочного материала (материалов) предпочтительно используются вещества с ламинарной кристаллизующейся структурой, например такие, как графит, MoS2, WS2 и α–BN. Также могут использоваться полимеры, например такие, как PTFE.

Подходящие антифрикционные покрытия, адгезия которых может быть улучшена посредством слоя аморфного фосфата в соответствии с настоящим изобретением, описаны, например, в патентных документах DE 10 2009 002 716 A1 и 10 2009 002 715 A1.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
23.07.2019
№219.017.b7dc

Герметизирующий состав на основе базового полимера с концевой меркаптогруппой/эпоксидной композиции и способ его отверждения посредством фотолатентного катализатора

Настоящее изобретение относится к герметизирующему составу для покрытия поверхности. Герметизирующий состав представляет смесь в основном неотвержденной базовой массы и отверждающего вещества, которое содержит по меньшей мере одну эпоксидную композицию. Базовая масса содержит базовый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695166
Дата охранного документа: 22.07.2019
27.05.2020
№220.018.2113

Способ специального регулирования электрической проводимости конверсионных покрытий

Изобретение относится к регулированию электрической проводимости конверсионного покрытия. В способе металлическую поверхность сначала обрабатывают раствором для конверсии/пассивации, который содержит 10-500 мг/л Zr в комплексной форме, рассчитанного в виде металла, и необязательно содержит, по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721971
Дата охранного документа: 25.05.2020
12.04.2023
№223.018.4823

Способ безникелевого фосфатирования металлических поверхностей

Изобретение относится к безникелевому фосфатированию металлической поверхности. В способе металлическую поверхность, которая может быть подвергнута очистке и/или активации, сначала обрабатывают кислотной водной фосфатирующей композицией, содержащей ионы цинка, ионы марганца и фосфат-ионы. Далее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002746373
Дата охранного документа: 12.04.2021
15.05.2023
№223.018.5a40

Стальной поршень, имеющий слой фосфата

Изобретение относится к стальному поршню, имеющему слой аморфного фосфата, в частности для двигателя внутреннего сгорания, а также к способу для его производства. Стальной поршень для двигателя внутреннего сгорания содержит слой аморфного фосфата, имеющий толщину 0,05–3 мкм, который получен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002769041
Дата охранного документа: 28.03.2022
16.05.2023
№223.018.5ec3

Способ антикоррозионной обработки металлической поверхности с уменьшенным травлением материала

Группа изобретений относится к способу и водной композиции для антикоррозионной обработки металлической поверхности. Способ обработки заключается в том, что металлическую поверхность поочередно приводят в контакт со следующими водными композициями: i) щелочная или кислотная композиция...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002754070
Дата охранного документа: 25.08.2021
16.05.2023
№223.018.6130

Композиция для уменьшения удаления материала путем травления при травлении металлических поверхностей, включающих оцинкованную и/или непокрытую сталь

Изобретение относится к водной композиции для уменьшения удаления материала путем коррозии при травлении металлических поверхностей в виде непокрытой и/или оцинкованной стали, а также к способу травления соответствующей металлической поверхности с уменьшенным удалением материала путем коррозии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002747720
Дата охранного документа: 13.05.2021
15.06.2023
№223.018.7999

Способ обработки поверхностей содержащих алюминий основ

Группа изобретений относится к способу обработки по меньшей мере одной поверхности основы, которая, по меньшей мере частично, изготовлена из алюминия и/или алюминиевого сплава, к кислотной водной композиции для обработки указанной поверхности, концентрату для получения упомянутой кислотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002797854
Дата охранного документа: 08.06.2023
16.06.2023
№223.018.7d66

Улучшенный способ антикоррозионной предварительной обработки металлической поверхности, включающей сталь, оцинкованную сталь, алюминий, магний и/или сплав цинк-магний

Изобретение относится к антикоррозионной предварительной обработки металлической поверхности, включающей сталь, оцинкованную сталь, алюминий, магний и/или сплав цинк-магний. В способе металлическую поверхность приводят в контакт с водной композицией А, включающей а) от 0,01 до 0,5 г/л в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002748887
Дата охранного документа: 01.06.2021
Показаны записи 1-1 из 1.
15.05.2023
№223.018.5a40

Стальной поршень, имеющий слой фосфата

Изобретение относится к стальному поршню, имеющему слой аморфного фосфата, в частности для двигателя внутреннего сгорания, а также к способу для его производства. Стальной поршень для двигателя внутреннего сгорания содержит слой аморфного фосфата, имеющий толщину 0,05–3 мкм, который получен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002769041
Дата охранного документа: 28.03.2022
+ добавить свой РИД