×
14.05.2023
223.018.5729

Ракетный двигатель твердого топлива

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области ракетно-космической техники, преимущественно для конструкции твердотопливных двигателей разделения системы аварийного спасения объекта. Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий силовую цилиндрическую оболочку с доньями, на цилиндрической части которой выполнены сопловые блоки, при этом внутри силовой оболочки расположена соединенная с доньями камера сгорания, в которой расположен твердотопливный заряд в виде цилиндрических канальных шашек всестороннего горения и воспламенитель, а также пиропатрон, установленный в гнезде донной части силовой оболочки со стороны воспламенителя, при этом оси сопловых блоков пересекаются в одной точке на продольной оси оболочки, а центры выходных сечений сопловых блоков лежат на одной окружности с центром на продольной оси оболочки. Два центра выходных сечений сопловых блоков лежат в плоскости увода, а другие центры попарно располагаются симметрично плоскости увода под углами α и β по окружности так, что расстояние от центров с углами α до плоскости увода меньше, расстояние от центров с углами β, а газовые тракты сопловых блоков соединены с кольцевым ресивером, образованным внутренней поверхностью силовой оболочки и внешней поверхностью камеры сгорания. Соотношения объемов ресивера и камеры сгорания W=(0,8…1,0)WИзобретение обеспечивает повышение стабильности тяговых характеристик, уменьшение траекторных разбросов и зоны падения спасаемого объекта. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, преимущественно для конструкции твердотопливных двигателей разделения системы аварийного спасения объекта.

При создании системы аварийного спасения объекта основной задачей является увод спасаемого объекта с траектории полета как при старте, так и при работе ракетоносителя в случае нештатной ситуации (см. САС Космических кораблей «Союз», стр. 16. Научное издание «Создание перспективных ракетных двигателей твердого топлива» под редакцией М.Д. Граменицкого, М.: изд. МАИ. 2004). Как правило, для этих целей используются многосопельные двигатели (от двух и более сопел) расположенные на боковой поверхности силовой оболочки двигателя (см. а.с. № 315628 от 12.12.1988 г., ФГУП "ФЦДТ "Союз"). Для увода с траектории полета сопла двигателей, расположенные в плоскости увода, имеют разные площади критических сечений (см. «Двигатели специального назначения импульсного типа на твердом топливе. Основы проектирования, конструирования и опыт отработки». Авт. И.М. Гладков и др., стр. 102, рис. 33, М.: ЦНИИ информации, 1990 г.). Недостаток такого решения заключается в том, что давление перед соплами, обусловленное газодинамическими потерями, неравномерно и как следствие нет стабильности величины тяги сопел.

Кроме того, для такого класса двигателей время работы составляет τдв=1…2 сек., поэтому в основном используется набор канальных шашек всестороннего горения. При их горении толщина свода уменьшается, что снижает прочность шашек, и они разрушаются от действий перепада давления как по длине шашки, так и между наружной и внутренней поверхностями. Этому способствует и растущие по времени перегрузки при работе двигателя. Как следствие, это приводит к нестабильности величины тяги в соплах и потере импульса тяги (энергетики). Одно из решений повышения энергетической эффективности двигателя приведено в патенте RU № 2133371 от 20.07.1999 г.

Известна конструкция ракетного двигателя твердого топлива, представленная в патенте RU № 2468237 от 31.05.2011 г. (прототип), в котором сопла расположены на цилиндрической части корпуса в одной плоскости, перпендикулярной оси двигателя. Внутри корпуса с зазором закреплена перфорированная оболочка, соединенная соответственно с передним и задним днищем. В оболочке напротив сопел выполнены отверстия. Внутри оболочки расположен заряд, а со стороны торцов защитные перфорированные экраны с опорами для заряда. Между экраном и днищем корпуса образуется застойная зона, что значительно уменьшает тепловое воздействие на днище корпуса.

К недостаткам такой конструкции можно отнести то, что цилиндрическая оболочка при работе двигателя передает деформацию от ее нагрева на днище корпуса. Это может вызвать нерасчетное отклонение оси сопел (вектора тяги). Кроме того, нерегламентированная величина зазора между корпусом и оболочкой, следовательно, и объем этой полости не обеспечивает выравнивание поля скоростей газа от продуктов сгорания заряда, и следовательно давления перед соплами, что приводит к дополнительным разбросам величин тяг в них.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение стабильности тяговых характеристик сопел двигателя, что обеспечит уменьшение траекторных разбросов и следовательно зоны падения спасаемого объекта.

Это достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива содержащим силовую цилиндрическую оболочку с доньями, на цилиндрической части которой выполнены сопловые блоки, при этом внутри силовой оболочки расположена соединенная с доньями камера сгорания, в которой расположен твердотопливный заряд в виде цилиндрических канальных шашек всестороннего горения и воспламенитель, а также пиропатрон, установленный в гнезде донной части силовой оболочки со стороны воспламенителя, сопловые блоки через соосные с ним газоходы установлены своими продольными осями под острым углом к продольной оси цилиндрической части силовой оболочки и пересекаются в одной ее точке в направлении увода, а центры выходных сечений сопловых блоков лежат в плоскости перпендикулярной продольной оси силовой оболочки и расположены на одной окружности с центром на продольной оси, причем два центра выходных сечений сопловых блоков, расположенные диаметрально противоположно друг другу, лежат в плоскости увода объекта, а другие центры сопел располагаются попарно симметрично плоскости увода под углами α и β по окружности так, что расстояние от центров с углом а до плоскости увода меньше аналогичного расстояния от центров с углом β

При этом газовые тракты сопловых блоков соединены с кольцевым ресивером, образованным внутренней поверхностью цилиндрической части силовой оболочки и внешней поверхностью камеры сгорания, причем объем ресивера (Wpec) от объема, занимаемого камерой сгорания (WK.C.) составляет Wpес=(0,8…1,0)1WК.С., а сама камера сгорания жестко закреплена соосно цилиндрической части силовой оболочки с одним из ее доньев и с возможностью взаимного осевого перемещения с противоположной донной частью. В предлагаемом двигателе угол наклона продольной оси сопловых блоков к продольной оси силовой оболочки выполнен одинаковым для всех блоков и находится в пределах от 25 до 40 градусов, а камера сгорания выполнена из двух соосных стаканов и кольца в средней части между ними, которые по внутренней поверхности охватывают многошашечный заряд и жестко связаны между собой профилированными стойками, контактирующими с боковыми поверхностями расположенных около них шашек заряда, при этом с внешней стороны днища стаканов выполнены соосно продольной оси камеры сгорания втулки, соединенные по внешней боковой поверхности с днищем стакана ребрами, между которыми в стенках днища и втулки выполнены сквозные отверстия, причем в одной из втулок, обращенной к гнезду пиропатрона закреплен воспламенитель, а противоположная втулка контактирует с центрирующими выступами на днище силовой оболочки, при этом высота боковой стенки стакана, контактирующая с шашками заряда составляет 1,2…3,0 толщины боковой стенки шашки заряда.

Кроме того, внутри каждого газохода соплового блока со стороны ресивера с опорой на цилиндрическую часть силовой оболочки установлен с зазором к внутренней поверхности газохода полый в виде конического сепаратора с дном в сторону выходного сечения сопла, а сепаратор по боковой стенке и дну перфорирован сквозными отверстиями, причем на конической части сепаратора со стороны дна, отстоящего от критического сечения сопла на расстоянии не менее диаметра критического сечения сопла, выполнены три выступа, центрирующие продольную ось сепаратора соосно продольной оси газохода, при этом суммарная площадь перфорированных отверстий (ΣSотв.) составляет от 1,3 до 2,5 площади (Sкр.) критического сечения сопла (ΣSотв.=(1,3…2,5)Sкр.), а диаметр этих отверстий находится в пределах от 1,0 до 3,0 мм.

Предложенное техническое решение конструкции ракетного двигателя твердого топлива поясняется чертежами (фиг. 1, 2, 3).

Фиг. 1 - общий вид двигателя с камерой сгорания и схемой отклонения векторов тяги сопел.

Фиг. 2 - вид на выходные сечения сопел и расположение шашек в камере сгорания.

Фиг. 3 - общий вид сепаратора установленного в сопловом блоке.

Двигатель (Фиг. 1) состоит из силовой оболочки (1) с доньями (2 и 3). В гнезде донной части (2) установлены пиропатроны (4) и датчик (5) регистрирующий давление в двигателе. Внутри силовой оболочки образован кольцевой ресивер (6), внутри которого закреплена камера сгорания с многошашечным зарядом (7), соединенная с дном (2) и с возможностью осевого перемещения совместно с дном (3).

Камера сгорания состоит из двух соосных стаканов (8, 9) и кольца (10) охватывающих заряд (7) и соединенных жесткой связью с помощью профилированных стоек (11), контактирующих (Фиг. 2) с боковой поверхностью шашек заряда.

На внешней стороне днищ стаканов (8, 9) выполнены соосно продольно оси камеры сгорания втулки (12, 13) подкрепленные ребрами (14). Между ребрами (14) в стенках днищ стаканов (8, 9) и втулок (12, 13) выполнены сквозные отверстия (15, 16). Во втулке (13) обращенной к гнезду пиропатронов (4), закреплен воспламенитель (17). Противоположная втулка (12) контактирует с центрирующей втулкой (18) дна (3) с возможностью взаимного перемещения. На внешней боковой стороне цилиндрической части силовой оболочки (1) выполнены сопловые блоки (19), газовые тракты которых через соосные с ними газоходы (20) соединены с ресивером (6). Продольные оси сопловых блоков (19) располагаются под острым углом (γ) к продольной оси цилиндрической части силовой оболочки (1) и пересекаются в одной точке (Фиг. 1) в направлении увода. Центры выходных сечений сопловых блоков (19) лежат в плоскости перпендикулярной продольной оси силовой оболочки (1) и расположены на одной окружности (Д) с центром на продольной оси. Два центра (Фиг. 2) лежат в плоскости увода объекта, а другие центры сопловых блоков (19) располагаются попарно симметрично плоскости увода под углами α и β по окружности Д так, что расстояние - меньше расстояния -

Внутри (Фиг. 3) газоходов (20) со стороны ресивера (6) с опорой на газоходы (20) установлен с зазором в виде конического с дном сепаратор (21), на боковой стенке которого выполнены сквозные отверстия (22). На конической части сепаратора (21) со стороны дна выполнены три выступа (23) центрирующие продольную ось сепаратора (21) соосно продольной оси газохода (20).

Ракетный двигатель твердого топлива функционирует следующим образом. При поступлении команды на запуск двигателя срабатывает пиропатрон (4), форс которого зажигает навеску пороха воспламенителя (17), а его продукты сгорания зажигают заряд (7). Продукты сгорания заряда (7) истекают из камеры сгорания через ресивер (6) в газоходы (20) и далее через сопловые блоки (19), создавая тягу.

При запуске двигателя происходит заполнение газом высокого давления объема двигателя, что приводит к деформации корпуса и как следствие взаимные перемещения камеры сгорания и донной части. Для компенсации влияния деформаций стакан (9) камеры сгорания жестко скреплен с дном (2), а противоположная втулка (12) имеет возможность осевого перемещения относительно центрирующей втулки (18), установленной на дне (3) двигателя.

Конструкция камеры сгорания обеспечивает стабильность положения шашек заряда за счет их размещения между стаканами (8, 9), кольца 10 и профилированных стоек (11), контактирующих с боковой поверхностью шашек заряда (7) при транспортировании и работе двигателя, причем при работе двигателя большая часть газа, образованного при горении заряда проходит через боковую поверхность камеры сгорания практически без сопротивления непосредственно в ресивер двигателя, что снижает газодинамические потери и выравнивает поля скоростей перед сопловыми блоками, и как следствие снижает разбросы величин тяг в них.

Кроме того, расположение заряда внутри объема ресивера исключает контакт шашек со стенкой силовой оболочки двигателя, что уменьшает нагрузки на них и уменьшает вероятность их зажжения как от трения, так и от возможного нагрева от воздействия солнечной радиации и аэродинамического нагрева оболочки.

В многошашечных зарядах (7) в конце работы уменьшается свод (δ) пороховой шашки и от действия перепада давления и перегрузок приводит к разрушению шашек заряда (7). Ресивер (6) и газоходы (20) способствуют увеличению времени пребывания разрушенных частиц топлива в газовом тракте. Этому способствует и установка сепаратора (21) в газоходе (20). Причем его расположение (расстояние L) и проходные сечения (Σ,Sотв.) не влияют на параметры газового потока в сопловом блоке (1g).

Выполнение высоты (Н) боковых стенок стаканов (8, 9) контактирующих с боковой поверхностью шашек заряда (7), от 1,2 до 3 толщины (δ) боковой стенки шашек, обеспечивает стабильное оптимальное положение шашек, которые при горении изменяют свою длину и толщину свода внутри камеры сгорания.

Расположение сопловых блоков (19) с параметрами углов α и β и расстоянием , создает разность моментов сил в плоскости увода относительно центра масс для обеспечения отклонения суммарного вектора тяги FΣ двигателя на угол (ϑ) необходимый для увода спасаемого объекта по траектории, обеспечивающей падение объекта в заданный район. Угол наклона осей сопел (γ) обеспечивает с одной стороны оптимальные потери тяги, компенсируемые массой топлива, а с другой стороны минимальными потерями при обтекании продуктами сгорания спасаемого объекта. Угол наклона сопловых блоков (γ) определяется из условий с одной стороны, чем меньше угол, тем меньше потери тяги и как следствие меньше масса топлива для обеспечения требуемой осевой тяги, а с другой стороны надо учитывать, что влияние газовых струй на спасаемый объект при минимальной величине угла (γ) увеличивается. Для конкретного спасаемого объекта параметры двигателя оптимизируются. Пересечения осей сопловых блоков с продольной осью двигателя в одной точке и нахождении центров выходных сечений сопловых блоков в одной плоскости, перпендикулярной оси двигателя снижает разбросы геометрических параметров соплового блока и в конечном счете снижает разбросы моментов сил и предельные величины разбросов угла отклонения вектора тяги. Выполнение в двигателе ресивера (6) оптимального объема (Wрес) обеспечивает стабильные параметры газового потока (давление и скорость газа) в сопловом тракте, повышая полноту процесса горения.

Таким образом, предлагаемая конструкция двигателя позволяет повысить эффективность и стабильность тяговых характеристик, что обеспечит уменьшение траекторных разбросов и, следовательно, зоны падения спасаемого объекта.

Рассмотренную конструкцию двигателя предполагается использовать при создании новейшей системы аварийного спасения при запуске космонавтов с помощью современного ракетоносителя.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 58.
27.06.2015
№216.013.5a68

Твердотопливный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании ракет различного назначения, в частности космического, в системе аварийного спасения. Твердотопливный ракетный двигатель состоит из двух прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554685
Дата охранного документа: 27.06.2015
20.10.2015
№216.013.8456

Способ сборки газовода с эластичным шарниром

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на разработку способа сборки гибких газоводов, работающих в условиях высоких температур и переменных давлений. Гибкий газовод содержит подвижный телескопический узел в виде металлических оболочек, сопряженных по цилиндрическим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565481
Дата охранного документа: 20.10.2015
10.02.2016
№216.014.c273

Клапан регулирования расхода газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, предназначенных для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан регулирования расхода газа состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, седла, заслонки и вала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574779
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.02.2016
№216.014.c4c0

Способ подтверждения внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя и стендовое устройство

При подтверждении внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя сжигают серию зарядов с различной скоростью горения в камере-имитаторе с расходным круглым отверстием критического сечения с замером давления в камере-имитаторе. Перед сжиганием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574778
Дата охранного документа: 10.02.2016
13.01.2017
№217.015.8c04

Импульсный малогабаритный пороховой вытеснитель рабочей жидкости

Импульсный малогабаритный пороховой вытеснитель рабочей жидкости содержит камеру сгорания с пороховым зарядом, пиропатрон и емкость, разделенную выворачивающей диафрагмой на две полости - газовую, сообщающуюся с камерой сгорания, и жидкостную, заполненную рабочей жидкостью. Камера сгорания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604775
Дата охранного документа: 10.12.2016
13.01.2017
№217.015.8cdb

Твердотопливный импульсный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании твердотопливных импульсных двигателей, к которым предъявляются повышенные требования разноимпульсности при работе в паре или в целой связке. Твердотопливный импульсный двигатель содержит камеру сгорания с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604772
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.ba6c

Нагружающее устройство

Изобретение относится к испытательной технике. Нагружающее устройство содержит привод, корпус с крышкой, выполненной с полым валом, установленный в крышке шестеренчатый редуктор, малая шестерня которого установлена на валу привода, а большая - на полом валу крышки, винтовую передачу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615719
Дата охранного документа: 07.04.2017
25.08.2017
№217.015.bbc4

Нагружающее устройство

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для создания тянущих и толкающих усилий в силовых цепях испытательных стендов, для тарировки датчиков силы, испытания материалов на прочность, в качестве приводов исполнительных механизмов, в качестве домкратов и прессов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615913
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.c7bb

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование газораспределительных клапанов, обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан содержит корпус с входным и двумя выходными патрубками, заслонки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619008
Дата охранного документа: 11.05.2017
25.08.2017
№217.015.cd56

Узел соединения отделяемых частей летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам соединения разделяемых частей летательных аппаратов. Технический результат - повышение сдвигоустойчивости узла соединения при длительных знакопеременных нагрузках с одновременной возможностью его распадения - отделения. Узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619611
Дата охранного документа: 17.05.2017
Показаны записи 1-10 из 33.
20.03.2013
№216.012.2ff3

Способ гашения работающего рдтт при испытаниях и установка для его осуществления

Изобретение относится к области ракетной и измерительной техники и может быть использовано для гашения ракетных двигателей твердого топлива при отработке и наземных испытаниях. При гашении работающего ракетного двигателя подают хладагент в камеру сгорания испытуемого двигателя. Предварительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477810
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.05.2013
№216.012.41f8

Способ испытаний управляющего сопла с эластичным опорным шарниром и приводом с определением угла поворота подвижной части сопла

Изобретение относится к области разработки летательных аппаратов, более конкретно к способу испытаний управляющего сопла. Способ заключается в том, что предварительно перед огневым испытанием в составе ракетного двигателя твердого топлива сопло или эластичный опорный шарнир, определяющий осевую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482458
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.09.2013
№216.012.6846

Способ высотных испытаний крупногабаритного рдтт и установка для его осуществления

При высотных испытаниях ракетного двигателя создают разрежение за счет предварительного вакуумирования пространства вокруг двигателя, эжектирующих свойств струи продуктов сгорания в диффузоре и инжекции дополнительного газа в выхлопную магистраль. Запуск диффузора обеспечивают до момента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492341
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.12.2013
№216.012.899f

Устройство воспламенения заряда твердотопливного ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано в конструкции ракетных двигателей твердого топлива, преимущественно для воспламенителя многошашечного заряда всестороннего горения. Устройство воспламенения заряда твердотопливного ракетного двигателя содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500913
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.04.2014
№216.012.b8dc

Ракетный двигатель твердого топлива для увода отделяемых частей ракеты

Ракетный двигатель твердого топлива для увода отделяемых частей ракеты содержит корпус с твердотопливным многошашечным зарядом, расположенным между опорными решетками и двумя газосвязанными соплами, имеющими разные диаметры критических сечений, а также воспламенители с пиротехническим составом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513052
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.05.2015
№216.013.4906

Способ очистки газовой смеси от водорода и/или его изотопов

Изобретение относится к способу очистки газовой смеси от водорода и/или его изотопов. В способе очистки газовой смеси от водорода и/или его изотопов, включающем окисление водорода кислородом в присутствии палладийсодержащего катализатора, согласно изобретению формируют диффузией поток водорода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550201
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.06.2015
№216.013.5a68

Твердотопливный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании ракет различного назначения, в частности космического, в системе аварийного спасения. Твердотопливный ракетный двигатель состоит из двух прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554685
Дата охранного документа: 27.06.2015
20.08.2015
№216.013.6f6f

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено в качестве газораспределительных клапанов управлять летательными аппаратами по плоскостям тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан состоит из корпуса с входным и двумя выходными патрубками, в которых выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560097
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.02.2016
№216.014.c4c0

Способ подтверждения внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя и стендовое устройство

При подтверждении внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя сжигают серию зарядов с различной скоростью горения в камере-имитаторе с расходным круглым отверстием критического сечения с замером давления в камере-имитаторе. Перед сжиганием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574778
Дата охранного документа: 10.02.2016
13.01.2017
№217.015.7068

Поглотитель водорода

Изобретение относится к области химии. Поглотитель водорода размещают в замкнутом объеме с очищаемой кислородсодержащей или кислородобедненной газовой средой. Обеспечивают окисление содержащегося в смеси водорода на палладиевом катализаторе 4. Образующиеся пары воды проникают через мембрану 5...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596258
Дата охранного документа: 10.09.2016
+ добавить свой РИД