×
09.05.2023
223.018.52d4

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ГЕОКРИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В КРИОЛИТОЗОНЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области геокриологического мониторинга и может быть использовано для геокриологического мониторинга автомобильных дорог. Сущность: на участке автомобильной дороги контролируют температуру и влажность в деятельном слое грунта, толщину снежного покрова, температуру поверхности дорожного полотна и потоки тепла дорожного полотна. Кроме того, измеряют температуру, силу ветра и величину осадков вблизи участка автомобильной дороги. Контроль температуры в деятельном слое грунта осуществляют посредством бурения термометрических скважин и проведения в них термометрических наблюдений с использованием температурных датчиков. Термометрические скважины бурят на глубину 15-20 м и на всю глубину оборудуют их термометрическими трубами. При этом одну скважину располагают посередине дорожного полотна, еще две скважины располагают на откосах дорожной насыпи и еще две скважины – вне дороги с обеих сторон полотна в естественном ландшафте. Технический результат: повышение точности оценки состояния дорог в криолитозоне. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам геокриологического мониторинга многолетнемерзлых грунтов и предназначено для контроля (оценки) состояния автомобильных дорог в криолитозоне и их эффективной эксплуатации.

Известен «СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ГРУНТОВ» RU 2361208 [1], заключающийся в установке датчика для измерения температуры парожидкостной фазы грунта в приподошвенной зоне основания, измерении температуры парожидкостной фазы до и после приложения динамической нагрузки и определении разности измеренных параметров, в той же зоне основания устанавливают датчик для измерения относительной электропроводимости грунта, измеряют относительную электропроводимость грунта.

Недостатком известного способа является низкая точность контроля и оценки состояния транспортных магистралей в криолитозоне.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является «СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БОРТОВ КАРЬЕРОВ, ОТВАЛОВ И СООРУЖЕНИЙ ИЗ МЕРЗЛЫХ ПОРОД» RU 2684543 [2] включающий установку датчиков температуры и влажности в деятельном слое сооружения.

К недостаткам способа является низкая точность мониторинга и оценки состояния автодорог в криолитозоне, обусловленная отсутствием учета вклада сезонной составляющей.

Техническим результатом является повышение точности мониторинга и оценки состояния автодорог в криолитозоне.

Технический результат достигается тем, что способ геокриологического мониторинга и оценки состояния автомобильных дорог в криолитозоне, включающий мониторинг температуры в деятельном слое грунта посредством бурения термометрических скважин и проведения в них термометрических наблюдений с использованием температурных датчиков, мониторинг влажности в деятельном слое грунта, мониторинг толщины снежного покрова, сбор и обработку информации для дальнейшего анализа, характеризуется тем, что термометрические скважины бурят на глубину 15-20 м и на всю глубину оборудуют их термомерическими трубами, при этом одну скважину располагают посередине дорожного полотна, еще две скважины располагают на откосах дорожной насыпи и еще две скважины - вне дороги с обеих сторон полотна в естественном ландшафте, дополнительно проводят мониторинг температуры поверхности дорожного полотна и мониторинг потоков тепла дорожного полотна, а также измеряют температуру, силу ветра и величину осадков вблизи участка мониторинга.

Для мониторинга потоков тепла могут использоваться тепломеры, установленные под дорожным полотном, что позволит оценить потоки тепла и дополнительно увеличить точность мониторинга.

Может использоваться метеостанция (с непрерывной записью температуры, силы ветра, величины осадков) для увеличения точности мониторинга.

В качестве устройства приповерхностного мониторинга снежного покрова могут использоваться снегомерные вешки с контрастными метками, расположенные в поле зрения цифровой фотокамеры. Использование цифровых фотокамер позволит снизить воздействие на окружающую среду в процессе измерения, что дополнительно повысит точность измерения высоты снежного покрова.

Данные от всех датчиков и метеостанции передаются в центральный обрабатывающий центр, который осуществляет запись и обработку данных от всех датчиков и выдает результат.

Осуществление изобретения:

Схематически способ показан на чертеже (разрез), где:

1. щебенисто-супесчаная насыпь с дорожным полотном;

2. суглинок;

3. лед;

4. подземный лед;

5. верхняя кровля мерзлоты;

6. граница грунтовых слоев;

7. изотермы;

8. термометрические скважины, их номер;

9. тепломеры;

10. датчики влажности; 11.снегомерные вешки;

12. камеры наблюдения;

13. метеостанция.

Способ осуществляют следующим образом:

Естественный ландшафт состоит из подземного льда 4, чистого льда 3, слоя суглинка 2. Граница грунтовых слоев показана 6. На поверхности суглинка устраивается насыпь 1 с дорожным полотном. После устройства насыпи изотермы 7 и верхняя кровля мерзлоты 5 смещаются в зависимости от средней температуры на поверхности и от сезонной составляющей.

Термометрические скважины 8 проходят вертикально, от поверхности. Тепломеры 9 устанавливают под полотном и под поверхностью участка естественного ландшафта. Датчики влажности 10 могут устанавливаться в теле насыпи и прямо под ней. Снегомерные вешки 11 устанавливают по краям насыпи и на поверхности прилегающего к насыпи естественного ландшафта. Камеры наблюдения 12 устанавливают так, что в поле зрения камер попадали снегомерные вешки. Метеостанцию 13 располагают в близости от участка дороги.

На ключевых участках проводится бурение термометрических скважин глубиной 15-20 м с отбором образцов грунта на физико-механические свойства (на Фиг.). Эти скважины должны быть установлены следующим образом:

- одна скважина по середине дорожного полотна;

- две скважины на откосах дорожной отсыпки;

- две скважины вне дороги с обеих сторон полотна в естественном ландшафте.

Буровые скважины необходимо оборудовать термометрическими трубами на всю глубину. В термометрических трубах должны быть установлены температурные датчики по ГОСТ 25358-2012 «ГРУНТЫ. Метод полевого определения температуры». Для получения более детальных данных с непрерывным рядом записи температуры грунтов используются термокосы с логгерной системой.

Все полученная информация будет сведена в базы данных с оперативной обработкой и анализом. Это позволит комплексно, с использованием массива получаемых натурных данных и математического моделирования подготовить рекомендации по техническим решениям, учитывающие особенности инженерно-геокриологических условий ключевых участков автомобильной дороги на период его строительства, капитального ремонта и эксплуатации.

Технический результат повышение точности мониторинга и оценки состояния автодорог в криолитозоне достигается тем, что позволяет учесть влияние величины атмосферных осадков и температуры поверхности объекта на температурный режим участка автодороги и своевременно предсказывать ухудшение ее состояния. При этом появляется возможность учета вариации сезонных погодных условий (холодная зима, удлиненное лето и т.д.) на состояние температурного поля и состояние автодороги.

Промышленное применение. Предлагаемый способ геокриологического мониторинга может с успехом применяться для оценки состояния автомобильных дорог в криолитозоне.


СПОСОБ ГЕОКРИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В КРИОЛИТОЗОНЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
21.10.2018
№218.016.94cf

Способ георадиолокационного исследования подводных линейных объектов

Изобретение относится к геофизике, а именно к георадиолокации в условиях среды, при которой происходит естественное затухание электромагнитных сигналов, и может быть использовано для обнаружения линейных объектов, в частности трубопроводов, линий связи и др. Способ георадиолокационного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670175
Дата охранного документа: 18.10.2018
+ добавить свой РИД