×
20.04.2023
223.018.4ac0

Результат интеллектуальной деятельности: РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ АМОРТИЗИРОВАННЫЙ БЛОК ДАТЧИКОВ МАЛОГАБАРИТНОЙ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002778428
Дата охранного документа
18.08.2022
Аннотация: Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью. Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной БИНС содержит корпус, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, разъем и элементы электропроводки. При этом корпус установлен на четыре амортизатора и содержит четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а точка пресечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани. Технический результат – повышение точности, надежности и механической устойчивости заявленного блока датчиков малогабаритной БИНС. 5 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью.

Наиболее близким к заявляемым техническим решениям является амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной системы (Патент РФ на полезную модель №121364, МПК: G01C 21/00, опубл. 20.10.2012 г., бюл. №29), состоящий из амортизируемого корпуса, в состав которого включены три акселерометра, два динамически настраиваемых гироскопа, элементы электропроводки и съема информации. К недостаткам устройства можно отнести недостаточную надежность устройства, вызванную тем, что в условиях сильной вибрации, характерной для полета высокодинамичных беспилотных летательных аппаратов, увеличивается вероятность выхода из строя любого акселерометра или динамически настраиваемого гироскопа, т.к. они содержат подвижные части, подверженные вибрации. При их отказе устройство перестает выполнять свою функцию, что приводит к неисправности системы управления беспилотного летательного аппарата.

Известны навигационная система и корпус навигационной системы (Патент РФ №2702845, МПК: G01C 21/00, опубл. 11.10.2019, бюл. 29), состоящий из корпуса, четырех волоконно-оптических гироскопов, четырех угловых акселерометров, четырех линейных акселерометров и блока электроники. К недостаткам указанного устройства можно отнести большие габариты, низкую устойчивость к механическим нагрузкам, отсутствие амортизированного основания, избыточное количество датчиков для системы управления беспилотного летательного аппарата.

Известен датчик крена и оборотов быстровращающегося управляемого снаряда (Патент РФ на полезную модель №143669, МПК: G01C 21/00, опубл. 27.07.2014 г., бюл. №21), состоящий из двух МЭМС акселерометров, МЭМС датчика угловой скорости, датчика магнитного поля, блока электроники. К недостаткам устройства можно отнести недостаточную надежность устройства, вызванную тем, что при выходе из строя любого акселерометра или датчика угловой скорости устройство перестает выполнять свою функцию, низкую точность МЭМС датчиков, устройство измеряет только угол крена и угловую скорость относительно продольной оси, что недостаточно для управления высокодинамичным беспилотным летательным аппаратом.

Технический результат, создаваемый изобретением, - повышение точности, надежности и механической устойчивости устройства.

Для достижения указанного результата предлагается резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной системы, содержащий корпус, установленный на четыре амортизатора, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а

точка пересечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани, разъем и элементы электропроводки.

Применение вместо трех акселерометров четырех, использование сигналов всех четырех измерительных осей двух динамически настраиваемых гироскопов, а также расположение датчиков специальным образом, позволит обеспечить функционирование устройства при выходе из строя любого одного из четырех акселерометров и при выходе из строя любой одной из четырех измерительных осей двух динамически настраиваемых гироскопов. При исправном функционировании всех датчиков точность определения проекций угловой скорости и линейного ускорения возрастает по сравнению с амортизированным блоком датчиков, содержащим три акселерометра и два динамически настраиваемых гироскопа.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».

Реализация отличительных признаков заявленного устройства позволяет обеспечить повышение точности, надежности и механической устойчивости устройства.

Указанные обстоятельства обуславливают, по мнению заявителя, соответствие данного технического решения критерию «изобретательский уровень». Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - структурная схема резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы,

на фиг. 2 - рисунок, показывающий направление измерительных осей акселерометров изделия,

на фиг. 3 - рисунок, показывающий направление измерительных осей динамически настраиваемых гироскопов изделия,

на фиг. 4 - общий вид резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы,

на фиг. 5 - чертеж конструкции резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы состоит из корпуса 1, на который действуют внешнее линейное ускорение а и угловая скорость Ω, четыре акселерометра 2…5, предназначенные для измерения проекций линейного ускорения а на оси a1, а2, а3, а4, два динамически настраиваемых гироскопа 6, 7, каждый из которых измеряет проекции вектора угловой скорости Ω на две оси Ω1, Ω2 и две оси Ω3, Ω4 соответственно, разъема и элементов электропроводки 8, четырех устройств амортизации 9-12, предназначенных для уменьшения влияния вибрации, характерной для работы двигательной установки высокодинамичных беспилотных летательных аппаратов.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы работает следующим образом. Через разъем и элементы электропроводки 8 на акселерометры 2…5 подается напряжение питания, на динамически настраиваемые гироскопы 6, 7 подается напряжение питания и управляющие сигналы. Происходит включение датчиков линейного ускорения и динамически настраиваемых гироскопов. На корпус 1 и закрепленные на нем четыре акселерометра 2…5 и два динамически настраиваемых гироскопа 6, 7 воздействуют силы, зависящие от вектора линейного ускорения а и вектора угловой скорости Ω. Акселерометры 2…5 измеряют величину проекции вектора линейного ускорения а на оси чувствительности a1, а2, а3, а4. Динамически настраиваемый гироскоп 6 измеряет величину проекции вектора угловой скорости Ω на оси чувствительности Ω1, Ω2. Динамически настраиваемый гироскоп 7 измеряет величину проекции вектора угловой скорости Ω на оси чувствительности Ω3, Ω4. Особенностью данной схемы является избыточность измеряемой информации о воздействующем параметре. Так при одновременном пропадании одного из параметров a1, а2, а3, а4 и одного из параметров Ω1, Ω2, Ω3, Ω4 существует возможность по трем оставшимся параметрам каждого наименования определить значение вектора линейного ускорения а и вектора угловой скорости Ω, воздействующих на корпус 1.

Изобретение может быть использовано для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, содержащий корпус, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, разъем и элементы электропроводки, отличающийся тем, что корпус установлен на четыре амортизатора и содержит четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а точка пресечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
20.04.2023
№223.018.4b37

Устройство предупреждения сближения лопастей несущих винтов соосного вертолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям соосных несущих систем винтокрылых летательных аппаратов. Колонка соосных несущих винтов с зеркальным расположением автоматов перекоса содержит редуктор с двумя соосными полыми валами, вращающимися в противоположных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002772464
Дата охранного документа: 20.05.2022
Показаны записи 1-8 из 8.
20.01.2015
№216.013.2030

Волоконно-оптический преобразователь линейного ускорения на основе оптического туннельного эффекта

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для измерения линейного ускорения. Волоконно-оптический преобразователь линейного ускорения состоит из двух каналов приемо-передачи оптического излучения и чувствительного элемента, включающего два устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539681
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.03.2015
№216.013.3462

Микро-опто-электромеханический датчик угловой скорости

Изобретение относится к области приборостроения и касается датчика угловой скорости. Датчик включает в себя волоконно-оптический ответвитель, связанный световодами с источником и приемником оптического излучения. Приемник излучения соединен с блоком обработки информации и с чувствительным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544885
Дата охранного документа: 20.03.2015
27.10.2015
№216.013.87dd

Микро-опто-электромеханический двухосевой датчик угловой скорости и линейного ускорения

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для измерения угловой скорости и линейного ускорения. Микро-опто-электромеханический двухосевой датчик угловой скорости и линейного ускорения, состоящий из основного канала приемо-передачи оптического излучения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566384
Дата охранного документа: 27.10.2015
25.08.2017
№217.015.a4d7

Микро-опто-электромеханический трехосевой датчик угловой скорости и линейного ускорения

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для измерения угловой скорости и линейного ускорения. Сущность изобретения заключается в том, что устройство поглощения оптического излучения микро-опто-электромеханического трехосевого датчика угловой скорости и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607731
Дата охранного документа: 10.01.2017
13.02.2018
№218.016.20a8

Микро-опто-электро-механический датчик угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа с кольцевым резонатором и оптического туннельного эффекта

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для измерения угловой скорости. Датчик состоит из устройства управления, чувствительного элемента, выполненного в виде кольцевого резонатора, закрепленного на упругих подвесах в кремниевой пластине, соединенной со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641507
Дата охранного документа: 17.01.2018
12.10.2019
№219.017.d553

Микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости с кольцевым резонатором

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к устройствам для измерения угловой скорости. Микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости выполнен на основе волнового твердотельного гироскопа и оптического туннельного эффекта, содержит чувствительный элемент, выполненный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702703
Дата охранного документа: 09.10.2019
16.05.2023
№223.018.5e10

Микро-опто-электромеханический компенсационный преобразователь линейных ускорений с контурами грубо-точной стабилизации чувствительного элемента

Изобретение относится к области приборостроения. Микро-опто-электромеханический компенсационный преобразователь линейных ускорений с контурами грубо-точной стабилизации чувствительного элемента содержит источник оптического излучения, волоконно-оптический ответвитель, разделяющий оптическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002758814
Дата охранного документа: 02.11.2021
16.05.2023
№223.018.5e11

Микро-опто-электромеханический компенсационный преобразователь линейных ускорений с контурами грубо-точной стабилизации чувствительного элемента

Изобретение относится к области приборостроения. Микро-опто-электромеханический компенсационный преобразователь линейных ускорений с контурами грубо-точной стабилизации чувствительного элемента содержит источник оптического излучения, волоконно-оптический ответвитель, разделяющий оптическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002758814
Дата охранного документа: 02.11.2021
+ добавить свой РИД