×
12.04.2023
223.018.48e3

Результат интеллектуальной деятельности: ЛИТОЙ КОРПУС СЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002755711
Дата охранного документа
20.09.2021
Аннотация: Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления деталей железнодорожного подвижного состава, в частности литых корпусов сцепок, из легированной стали класса Е, отвечающей требованиям спецификации М-201 стандарта AAR. Литой корпус сцепки включает в себя голову для размещения механизма сцепления и хвостовик для присоединения головы к железнодорожному вагону. Корпус изготовлен из стали, содержащей следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,25 до 0,30, кремний от 0,15 до 0,40, марганец от 1,00 до 1,25, сера не более 0,025, фосфор не более 0,025, хром от 0,40 до 0,60, никель от 0,40 до 0,70, медь не более 0,30, молибден от 0,20 до 0,30, ванадий не более 0,04, алюминий от 0,02 до 0,06, остальное – железо. После термической обработки, включающей в себя закалку с температуры в диапазоне 890-940°С с последующим высоким отпуском при температуре в диапазоне 620-700°С, корпус имеет ударную вязкость при температуре минус 40°С не менее 27 Дж, предел текучести не менее 700 МПа, временное сопротивление не менее 840 МПа, относительное удлинение не менее 14%, относительное сужение не менее 30% и твёрдость от 241 до 311 HB. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления литых корпусов сцепок железнодорожного подвижного состава из легированной стали класса Е, отвечающей требованиям спецификации М-201 стандарта AAR (Ассоциации Американских Железных Дорог).

Согласно требованиям спецификации М-201 стандарта AAR, сталь класса Е имеет следующий химический состав с верхними границами диапазонов значений, мас.%: C ≤ 0,32; Si ≤ 1,50; Mn ≤ 1,85; S ≤ 0,040; P ≤ 0,040. Содержание других элементов производители задают, исходя из требуемых механических свойств изготавливаемых литых деталей. Углеродный эквивалент (СЕ) каждой конкретной плавки по результатам анализа ковшевой пробы стали класса Е рассчитывают по формуле:

СЕ = C + (Mn + Si)/6 + (Cr + Mo + V)/5 + (Ni + Cu)/15 ≤ 0,88.

Известен литой корпус сцепки, включающий в себя соединительную голову для размещения механизма сцепления и хвостовик, присоединяющий соединительную голову к железнодорожному вагону, на котором установлена соединительная голова, при этом корпус сцепки изготовлен из стали, предназначенной для изготовления деталей железнодорожного подвижного состава (см. US4595109A, 1986-06-17).

Техническая проблема, которая не решается известным техническим решением, заключается в том, что литые корпуса сцепок, являющиеся массивными деталями с толстыми стенками, имеют недостаточно высокий уровень прочности. Обусловлена указанная техническая проблема изготовлением корпусов литых сцепок из известной стали и выполнением известных операций термической обработки (закалки с отпуском). К упомянутым массивным деталям относятся крупногабаритные детали или детали с толстыми стенками, какими являются литые корпуса сцепных устройств железнодорожного подвижного состава.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении прочности литого корпуса сцепки, изготовленного из стали класса Е и подвергнутого термической обработке, при обеспечении характеристик пластичности (относительное удлинение и сужение) и вязкости (работа удара), требуемых стандартом AAR.

Достигается указанный технический результат за счёт того, что литой корпус сцепки железнодорожного подвижного состава, изготовленный из стали и включающий в себя голову для размещения механизма сцепления и хвостовик для присоединения головы к железнодорожному вагону, согласно изобретению, изготовлен из стали, содержащей следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,25 до 0,30, кремний от 0,15 до 0,40, марганец от 1,00 до 1,25, сера не более 0,025, фосфор не более 0,025, хром от 0,40 до 0,60, никель от 0,40 до 0,70, медь не более 0,30, молибден от 0,20 до 0,30, ванадий не более 0,04, алюминий Al от 0,02 до 0,06, при этом после термической обработки, включающей в себя закалку с температуры в диапазоне 890-940 °С с последующим высоким отпуском при температуре в диапазоне 620-700°С, он имеет ударную вязкость при температуре минус 40°С не менее 27 Дж, предел текучести не менее 700 МПа, временное сопротивление не менее 840 МПа, относительное удлинение не менее 14%, относительное сужение не менее 30% и твёрдость от 241 до 311 HB.

При этом литой корпус сцепки изготовлен из стали, химический состав которой по результатам анализа ковшевой пробы удовлетворяет условию:

C + (Mn + Si)/6 + (Cr + Mo + V)/5 + (Ni + Cu)/15 ≤ 0,88,

где C, Mn, Si, Cr, Mo, V, Ni, Cu означает содержание углерода, марганца, кремния, хрома, молибдена, ванадия, никеля и меди в процентах по массе.

Количественное содержание указанных легирующих элементов и их соотношение выбраны таким образом, чтобы после объёмной закалки с отпуском предлагаемая сталь обеспечивала более высокий по сравнению с требуемым стандартом AAR уровень прочностных механических характеристик корпуса сцепки, поглощающего аппарата и других деталей сцепных устройств железнодорожного подвижного состава.

Увеличение содержания хрома, никеля и молибдена, а также введение ванадия увеличивает устойчивость аустенита, что приводит к увеличению прокаливаемости стали (образованию структуры закалки на большей глубине относительно поверхности детали). Более глубокое проникновение структуры закалки (мартенсита) в тело детали позволяет получить после отпуска более высокую прочность.

Как правило, при увеличении прочности снижается пластичность и вязкость. Для того, чтобы компенсировать это снижение, предусмотрено снижение содержания углерода, ужесточение требований к вредным примесям и увеличение содержания хрома, никеля и молибдена относительно наиболее близкого аналога, что способствует увеличению характеристик пластичности (относительное удлинение и сужение) и вязкости (работа удара) стали.

Термическая обработка включает в себя закалку с температуры в диапазоне 890-940 °С и последующий высокий отпуск при температуре в диапазоне 620-700°С.

В результате изготовления из предлагаемого химического состава стали и применения указанных режимов термической обработки литой корпус сцепки приобретает механические характеристики, представленные в таблице.

Таблица

Сталь класса Е Предел текучести, МПа Временное сопротивление, МПа Относительное удлинение, % Относительное сужение, % KV-40, Дж Твёрдость, HB
Сталь по стандарту AAR ≥ 690 ≥ 830 ≥ 14 ≥ 30 ≥ 27 241-311
Предлагаемая сталь ≥ 700 ≥ 840 ≥ 14 ≥ 30 ≥ 27 241-311

Как видно из таблицы, предлагаемые химический состав легированной стали класса Е и режимы термической обработки позволяют обеспечить литому корпусу сцепки железнодорожного подвижного состава запас прочностных характеристик, превышающий минимальные требования спецификации М-201 стандарта AAR.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 26.
25.08.2017
№217.015.c339

Сталь для изготовления железнодорожных колёс

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618033
Дата охранного документа: 02.05.2017
29.12.2017
№217.015.f1e2

Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для улучшения механических и эксплуатационных свойств железнодорожное колесо нагревают до температуры аустенизации, погружают его в закалочный бак на глубину до точки начала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636777
Дата охранного документа: 28.11.2017
17.02.2018
№218.016.2cb2

Литое железнодорожное колесо с маркировочными знаками и способ литья железнодорожного колеса с маркировочными знаками

Изобретение относится к литейному производству. Отливку железнодорожного колеса изготавливают в формах из смесей холодного отверждения или полученных вакуумно-пленочным способом. Штампы с маркировочными знаками закрепляют на литейной модели низа или верха отливки в местах литейной модели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643537
Дата охранного документа: 02.02.2018
04.04.2018
№218.016.371d

Котел вагона-цистерны

Изобретение относится к железнодорожным цистернам. Котел вагона-цистерны содержит обечайку (1) и люк с горловиной (3), закрепленной в обечайке котла. Место соединения горловины люка с обечайкой усилено накладкой (4), установленной на поверхности обечайки и охватывающей горловину люка. Накладка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646709
Дата охранного документа: 06.03.2018
10.05.2018
№218.016.40dd

Способ вакуумно-пленочной формовки и литейная форма

Изобретение относится к литейному производству. Собирают модельную оснастку. На подмодельную плиту устанавливают модели отливки. На поверхность модели отливки, на которой при формовке или заливке синтетическая плёнка подвержена разрушающим воздействиям, закрепляют усиливающие элементы для их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649192
Дата охранного документа: 30.03.2018
29.05.2018
№218.016.5513

Надрессорная балка

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к надрессорным балкам. Надрессорная балка включает в себя верхний пояс, нижний пояс, содержащий в концевых частях опорные поверхности, сопряжённые с наклонными элементами, две вертикальные боковые стенки, соединённые с верхним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654233
Дата охранного документа: 17.05.2018
29.05.2018
№218.016.561c

Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к узлам соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой. Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой содержит передний и задний упоры, выполненные раздельными, установленные в проемах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654458
Дата охранного документа: 17.05.2018
16.06.2018
№218.016.6217

Полувагон сочлененный

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, а именно к сочлененным полувагонам. В полувагоне сочленом использование одной общей тележки (7) для секций (2), (3) полувагона и выполнение в межтележечном пространстве каждой секции понижения пола с образованием дополнительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657712
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.629e

Полувагон (варианты)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. В полувагоне пятниковые стойки боковых стенок (3.1) усилены дополнительными стойками (3.2.2), установленными вертикально. По первому варианту на концевых участках боковых стенок закреплены усиливающие концевые элементы (4). По второму...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657703
Дата охранного документа: 14.06.2018
20.06.2018
№218.016.6453

Выдвижная подножка транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к грузовым вагонам. Выдвижная подножка транспортного средства содержит подвижные стойки (1) со ступеньками (2), расположенный на раме (4) транспортного средства несущий кронштейн (3) с горизонтальной опорой-поперечиной (5) и ограничитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658237
Дата охранного документа: 19.06.2018
Показаны записи 1-10 из 16.
25.08.2017
№217.015.c339

Сталь для изготовления железнодорожных колёс

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618033
Дата охранного документа: 02.05.2017
26.08.2017
№217.015.dd15

Способ испытаний металлов на растяжение-сжатие и образец для его осуществления

Изобретение относится к области испытаний материалов, а конкретно к испытаниям металлических цилиндрических образцов методом деформирования (растяжения-сжатия или сжатия-растяжения), и может быть использовано для физического моделирования в лабораторных условиях процессов многократной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624613
Дата охранного документа: 04.07.2017
29.12.2017
№217.015.f1e2

Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для улучшения механических и эксплуатационных свойств железнодорожное колесо нагревают до температуры аустенизации, погружают его в закалочный бак на глубину до точки начала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636777
Дата охранного документа: 28.11.2017
17.02.2018
№218.016.2cb2

Литое железнодорожное колесо с маркировочными знаками и способ литья железнодорожного колеса с маркировочными знаками

Изобретение относится к литейному производству. Отливку железнодорожного колеса изготавливают в формах из смесей холодного отверждения или полученных вакуумно-пленочным способом. Штампы с маркировочными знаками закрепляют на литейной модели низа или верха отливки в местах литейной модели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643537
Дата охранного документа: 02.02.2018
10.05.2018
№218.016.40dd

Способ вакуумно-пленочной формовки и литейная форма

Изобретение относится к литейному производству. Собирают модельную оснастку. На подмодельную плиту устанавливают модели отливки. На поверхность модели отливки, на которой при формовке или заливке синтетическая плёнка подвержена разрушающим воздействиям, закрепляют усиливающие элементы для их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649192
Дата охранного документа: 30.03.2018
29.05.2018
№218.016.5513

Надрессорная балка

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к надрессорным балкам. Надрессорная балка включает в себя верхний пояс, нижний пояс, содержащий в концевых частях опорные поверхности, сопряжённые с наклонными элементами, две вертикальные боковые стенки, соединённые с верхним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654233
Дата охранного документа: 17.05.2018
14.09.2018
№218.016.8784

Способ изготовления боковой рамы тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и описывает изготовление боковой рамы тележки грузового вагона. Для изготовления боковой рамы изготавливают нижнюю и верхнюю полуформы, устанавливают литниково-питающую систему, включая прибыли, собирают полуформы и стержни с образованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667016
Дата охранного документа: 13.09.2018
28.11.2018
№218.016.a15d

Способ создания твёрдого поверхностного слоя на детали автосцепки грузового вагона

Изобретение относится к области термообработки металлов и может быть использовано для упрочнения деталей автосцепок железнодорожного транспорта. Способ термоупрочнения включает индукционный нагрев автосцепки и последующее ее охлаждение. Индукционный нагрев производят в зоне рабочей поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673437
Дата охранного документа: 26.11.2018
18.01.2019
№219.016.b104

Способ термической противофлокенной обработки железнодорожных колёс

Изобретение относится к способу термической противофлокенной обработки железнодорожных колёс. Способ включает в себя охлаждение колёс из аустенитной области, изотермическую выдержку и замедленное охлаждение. Способ характеризуется тем, что охлаждение колёс из аустенитной области проводят на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677295
Дата охранного документа: 16.01.2019
12.04.2019
№219.017.0bb5

Способ изготовления литейной формы методом вакуумно-пленочной формовки и прокалывающий элемент для его реализации

Изобретение относится к области литейного производства. На модельную оснастку, установленную на подмодельной плите, наносят предварительно нагретую полимерную плёнку и герметизируют ее посредством вакуумирования. Одновременно с обтяжкой литейной модели полимерной плёнкой производят проколы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684519
Дата охранного документа: 09.04.2019
+ добавить свой РИД