Описание произведения:
«Райский фонтан, или Последний оазис» - это четырехуровневая композиция, состоящая из основания и трех ярусов фонтана. Ярусы символизируют уровни Бытия. Вертикальная ось говорит о связи земли и неба, бренного и возвышенного, имманентного и трансцендентного. Такая трактовка как бы встраивает в произведение самого человека – наблюдателя, который своим восприятием и осмыслением художественного замысла и замыкает это единство материального и духовного.
Изысканное сочетание матовых и глянцевых фактур, темных и светлых оттенков, различных материалов образуют сложное диалектическое единство произведения. Основание фонтана, выполненное из малахита и мулдакаевской яшмы темных велюровых тонов, задают произведению мажорную ноту, вступающую в созвучие с легкими, искрящимися, наполненными светом и воздухом аккордами струящейся воды. По периметру основания установлены четыре ароматницы небесно-синего цвета из лазурита в обрамлении серебра, инкрустированного сапфирами и топазами. Эта деталь является функциональным элементом произведения, позволяющим наполнить чаши ароматной водой или воскурить благовония, разместив внутри этих сосудов ароматические пирамидки.
На верхнем ярусе композиции в благоуханном окружении нежных цветов уютно устроились томящиеся от спелости фрукты. Наполненные светом и внутренней энергией, они символизируют изобилие, благополучие, духовную силу.
Венцом композиции фруктово-цветочного плато является ананас. Мастера Ювелирного Дома MOISEIKIN виртуозно воссоздали ячеистую фактуру кожицы ананаса из цитринов разных оттенков. Благодаря этой технике свет, преломляясь о грани фрукта, создает живой объем, наполняет фигуру витальностью, сообщая всей композиции звонкое, радостное звучание.
Неподалеку в неге покоя расположился царственный гранат, увенчанный роскошной короной. Розовый халцедон, гранаты-альмандины изящно передают цвет и текстуру плода. Обнажившиеся на срезе зерна граната, как будто вобравшие в себя каждый луч солнца, на котором они зрели, пышут спелостью. Имеющий репутацию «короля всех плодов», гранат издревле считался символом силы и власти, талисманом крепких семейных уз, здоровья и процветания потомков.
Свисающая веточка винограда, выполненная из цитринов и нефритов, является еще одной изобразительной метафорой Рая, олицетворяя плодородие, животворящую силу, изобилие. Прозрачность и глянцевый блеск ягод, а также подвижность грозди, достигнутая при помощи уникальной технологии закрепки, придает работе еще большую натуралистичность.
Если фрукты раскрывают тему изобилия, то манифестом красоты здесь являются цветы: аристократичные орхидеи, нежные лилии, хрупкие, изящные глицинии.
Глициния – символизирует женское начало, процветание и долголетие. Глицинии «Райского фонтана», как будто только что сорванные с куста, еще хранят в себе память о жарких солнечных лучах. Свет наполняет прозрачные цветы, выполненные из аметистов разных оттенков, играет в переливах нефритовых серебристо-зеленых листьев, словно «выбеленных» солнцем. Благодаря сочетанию разных оттенков и фактур фигура «оживает», наполняется объемом и экспрессией.
Несмотря на то, что материалом работы «Райский фонтан» выступает неподвижный камень, вся композиция выглядит динамично: вот легкими каскадами стекает вода, оставляя искрящиеся брызги на основании фонтана. Разные свойства воды: цвет, блеск, прозрачность, текучесть - переданы разными материалами: топаз, жемчуг, кварц, серебро. Иллюзию ниспадающего потока поддерживает и специально подобранный рисунок малахитовых стоек между ярусами фонтана, изготовленных из цельного массива камня. Дуновение ветерка колышет гроздья глициний: одна веточка случайно срывается с цветочно-фруктовой чаши и падает вниз, чудом уцепившись за бортик нижнего яруса… Движение воды завораживает: его невольным свидетелем становится павлин, застывший в благоговейном созерцании…
Райская птица – павлин – очаровывал человека с самых истоков нашей истории. Роскошное оперение павлина, в котором нашли свое выражение все цвета радуги, во все времена было источником безграничного эстетического удовольствия, вознесшего эту птицу в ранг сокровища, достойного величия венценосных особ. Неслучайно иудейскому царю Соломону павлинов специально привозили из Индии наряду с драгоценными металлами и слоновой костью. Не оставил равнодушными павлин и русских правителей: эти экзотические птицы еще со времен Ивана Грозного стали обязательным украшением монарших зверинцев и дворцовых парков.
Образ павлина – это древнейший образ, формировавшийся под влиянием культурно-исторической традиции каждого народа. Однако общим для всех культур элементом символики павлина было сакральное значение этой птицы. Он фигурировал в космогонических мифах древности, являлся атрибутом богов, элементом солярного культа в некоторых цивилизациях. В разные времена павлин считался символом бессмертия, величия Создателя, духовного возрождения.
Такая богатая палитра смыслов не могла не поспособствовать активному включению образа этой царственной птицы и в сюжетно-тематическое пространство русской культуры. Один из самых ранних примеров репрезентации павлина в древнерусском искусстве обнаруживается уже в литературном памятнике XI в., т.н. «Изборнике Святослава» 1073 г., представляющем собой славянский перевод греко-византийской антологии. На страницах богато декорированной рукописи встречаются изображения павлинов, обращенных друг к другу. На некоторых миниатюрах в центре пары птиц запечатлен шар, который, по мнению ряда исследователей, ассоциируется с Чашей изобилия, солнцем или Древом жизни. Являясь иносказательным изображением Рая, павлины здесь выступают эмблемой высших сил, а заодно и персонифицируют уровень земной власти, подчеркивая легитимность правления князя.
Павлин, а точнее, самка павлина – пава – стала впоследствии одним из самых популярных мотивов русской традиционной вышивки. «Павлинья» тематика в русском искусстве актуализируется в конце XIX – начале XX вв. в связи с популяризацией в России эстетических идеалов европейского модерна. Образ этой птицы часто фигурировал в произведениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, Д. Мережковского, А. Блока, Н. Гумилева и пр., запечатлелся на полотнах художников-авангардистов Н. Гончаровой и М. Ларионова.
Павлин как элемент композиции «Райский фонтан» выполнен на высочайшем уровне художественного мастерства. При работе над этой камнерезной скульптурой тщательно соблюдались пропорции тела птицы. Фигура выглядит очень натуралистично: объемная мозаика из памирского лазурита и лабрадорита искусно передает изгибы и линии туловища, строение и рисунок пера. Элементы крыла соединены между собой особым методом закрепки, что придает этой детали туловища ощущение легкости: создается иллюзия, что птица вот-вот вспорхнет cо своего каменного постамента. Перламутровые переливы оперения переданы особой радужной фактурой лабрадорита, который благодаря этой своей особенности получил в народе название «таусинного камня» («тавуси» - с персидского языка - «павлин»). Филигранно исполнен хвост птицы: изумрудные «глазки» в роскошном окружении сапфиров и бриллиантов гармонично сочетаются с кружевной фактурой перьев. Включение образа павлина в данное художественное произведение, с одной стороны, наполняет его эстетическим совершенством, а, с другой, привносит в его прочтение глубокий мистический смысл.