Авторы:
Ноев Иван Иванович, доцент кафедры «Машиноведение» Автодорожного факультета,
кандидат технических наук
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
г. Якутск, ул. Белинского, д. 58 e-mail: noev56@mail.ru
Филиппов Дмитрий Васильевич, декан Автодорожного факультета,
кандидат экономических наук
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, ул. Белинского, д. 58 e-mail: fil_dv@mail.ru
Правообладатели:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»;
ООО «Испытательный полигон СВФУ».
ВИД РИД – ИЗОБРЕТЕНИЕ:
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН СВФУ - NEFU Universal testing proving Ground
Аннотация: Универсальный испытательный полигон Северо-Восточного федерального университета создан на территории опережающего социально-экономического развития «Якутия», отличающегося использованием естественных климатических и географических особенностей региона в научно-исследовательских, производственных и коммерческих целях. Предпосылками создания Испытательного полигона является реализация ключевых преимуществ региона и его социально-экономическое развитие за счет использования природного и человеческого потенциала территории, уникальных климатических условий путем строительства и эксплуатации испытательного полигона. Основными видами деятельности предприятия предполагаются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, технические испытания, исследования, анализ и сертификация. Для полигона выделено 72,3 га и 0,49 га на территории «Индустриального парка «Кангалассы». Полигон располагается: площадка 1 «Полигон» (испытательный полигон, технический центр) и площадка 2 «Капитоновка» (центр сервисного обслуживания).
Ключевые слова: испытательный полигон СВФУ, технические испытания, климат, холод, экстремально низкие температуры, ТОР «Якутия».
Изобретение относится к области использования уникальных природно-климатических условий предполагают создание научно-испытательных полигонов, исследовательских центров, развитие и продвижение услуг центров коллективного пользования, имеющих испытательное оборудование и позволяющих проводить экспериментальную доработку и испытания опытно-промышленных образцов современной техники, оборудования материалов и технологий в естественных экстремальных условиях. Обозначена уникальность и важность полигона как универсального испытательного центра для тестирования и натурных испытаний различных материалов, машин и оборудования.
Известны примеры также объекты-аналоги, расположенные в Новой Зеландии, Финляндии, Швеции, Канаде, США (Аляске), Норвегии:
- Новая Зеландия – Ванака, Southern Hemisphere Proving Grounds. Полигон SHPG является лидером в отрасли сезонного тестирования в зимних условиях уже более 15 лет. Расположенный на высоте 1500 метров над уровнем моря в Южных Альпах Новой Зеландии, полигон предлагает различные виды испытаний в условиях холода, предоставляя необходимые поверхности и оборудование для тестирования с конца июня до конца августа;
- Финляндия – Ивало, White Hell. Компания Nokian Tyres основала этот полигон в 1986 году, чтобы тестировать свойства шин в суровых арктических условиях. White Hell считается крупнейший полигоном для испытания;
- Финляндия – Ивало, Arctic Center. Компания Goodyear Dunlop открыла новый испытательный полигон для зимних шин ArcticCenter в Финляндии, недалеко от поселка Ивало. Трек является одним из лучших испытательных полигонов для зимних шин в Европе и используется исключительно компанией Goodyear Dunlop. Полигон расположен в долине, что обеспечивает идеальный микроклимат для тестирования зимних шин в условиях снега и льда в период с ноября до начала апреля;
- Финляндия – Ивало, Fox Farm. Компания Michelin также приобрела испытательный полигон в Финляндии для тестирования зимних шин. Fox Farm находится к северу от Полярного круга. Ее площадь равна 60 га, включает 20 различных трасс. Тестирование выполняется в период с ноября по март и проходит при температуре от 0 до -30 градусов.
Целью изобретения является реализация ключевых преимуществ региона и его социально-экономическое развитие за счет использования природного и человеческого потенциала территории, уникальных климатических условий путем строительства и эксплуатации испытательного полигона.
Поставленная цель достигается созданию нового испытательного центра в зоне вечной мерзлоты с арктическим климатом и длительным периодом низких температур. Создание испытательного полигона автомобильных шин на территории опережающего социально-экономического развития (далее –ТОР) «Якутия» предполагает возведение научно-производственной площадки для проведения технических испытаний и научно-исследовательской, инновационной, технической и методической деятельности, прежде всего, в области повышения надежности транспортных средств, оборудования, изделий и материалов в условиях арктической эксплуатации.
Испытательный полигон располагается на территории опережающего социально-экономического развития «Якутия» на площадке Индустриального парка «Кангалассы».
Кангалассы — микрорайон города Якутска в Республике Якутия, Россия. Микрорайон расположен на левом берегу реки Лена в 45 км к северу от центра Якутска, с которым связан автобусным сообщением. В настоящее время создать «Индустриальный парк «Кангалассы». Координаты - 62°19′53″с.ш. 129°57′05″в.д.
Инфраструктура испытательного полигона:
Площадка № 1:
1. Общая площадь – 72,3 га.
2. Имеющаяся инфраструктура: здание Технического центра (Дом под куполом) – 128 кв.м., включая гараж на два бокса и офисное помещение для персонала;
3. Метеостанция (оборудование для измерения температуры воздуха, солнечной радиации, влажности);
4. Треки для испытаний автомобильных шин: прямой 800м х 25м, криволинейные замкнутые 1800м х 5м и 800м х 5м.
Площадка № 2:
1. Общая площадь – 0,49 га.
2. Имеющаяся инфраструктура: здание Центр сервисного обслуживания техники – 240 кв.м. с гаражом на 6 машиномест и офисные помещения для персонала;
3. Интернет – мобильный 4G;
4. Имеется шиномонтажное оборудование.
Преимуществами универсального испытательного полигона автомобильных шин и транспортной техники в ТОР «Якутия» Республики Саха (Якутия) перед конкурентами являются:
1. Длительность сезона для проведения испытаний техники и технологий позволяет способствовать разработке и применению новых технологических решений в создании транспортной техники и новых технологий.
2. Благоприятные климатические условия: низкие температуры, круглогодичная вечная мерзлота, качественный натуральный снег.
3. Транспортная доступность полигона для азиатских производителей и, как следствие, снижение их затрат на испытания.
4. Использование передовых технологий во время натурных испытаний в условиях криолитозоны ведущим производителям позволило существенно снизить сроки вывода продукции на рынок и ее стоимость, сократить материалоемкость, уменьшить уровень брака деталей и комплектующих.
5. Испытательный полигон университета способствует обеспечению технологического суверенитета страны, и конкурентного импортозамещения в области тестовых испытаний новых перспективных видов транспорта и материаловедения, и формированию технологического партнерства с российскими научными и образовательными учреждениями.
Таким образом, ключевые преимущества якутского полигона обуславливают растущий интерес к деятельности существующего полигона автомобильных шин со стороны производителей машин, техники и материалов, что становится естественным и гармоничным продолжением для создания условий по дальнейшему развитию полигона и формированию уникального универсального испытательного центра мирового уровня в Арктической части Дальнего Востока России.