×
01.08.2020
220.018.3b1a

Результат интеллектуальной деятельности: ЗАЩИТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕДНЕЙ КРОМКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002728673
Дата охранного документа
30.07.2020
Аннотация: Изобретение относится к области лопаток лопаточных машин и, в частности, к защитному элементу (32) передней кромки лопатки (16) лопаточной машины, при этом указанный защитный элемент (32) передней кромки содержит пластинку (34) корытца и пластинку (36) спинки. Пластинка (34) корытца и пластинка (36) спинки проходят, каждая, по высоте от нижнего края (50) до верхнего края (51) и по длине от передней кромки (18) до заднего края (40, 42) и соединены друг с другом через переднюю кромку (18), при этом задний край (42) пластинки (36) спинки имеет по меньшей мере один сегмент (S1, S2), выполненный таким образом, чтобы длина пластинки (36) спинки внутри этого сегмента была меньше длины (l2, l3, l21, l22, l31, l32) пластинки (36) спинки на каждом конце этого сегмента (S1, S2). Благодаря этим признакам, распространение волн деформации через пластинку спинки в случае удара происходит таким образом, чтобы получить более быстрое и эффективное рассеяние энергии удара. Кроме того, дополнительным преимуществом этого варианта осуществления является создание препятствия для отслаивания пластинки спинки, начиная от ее верхнего края и/или ее заднего края. 5 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к защитному элементу передней кромки лопатки лопаточной машины. Под «лопаточной машиной» в этом контексте следует понимать любую машину, в которой может происходить передача энергии между потоком текучей среды и по меньшей мере одним лопаточным колесом, например, таким как компрессор, насос, турбина, воздушный винт или комбинация по меньшей мере двух из них.

Уровень техники

Такие защитные элементы передней кромки обычно предназначены для предохранения передних кромок вращающихся лопаток или направляющих лопаток от ударов. Под «лопатками» в этом контексте следует понимать как лопатки вентилятора, так и лопасти воздушного винта. Для ограничения веса этих лопаток они, как правило, в основном образованы корпусом лопатки из композиционного материала с органической матрицей, например, из полимера, усиленной волокнами. Хотя, как правило, эти материалы имеют очень хорошие механические свойства, в частности, относительно своей массы, все же они обладают некоторой чувствительностью к точечным ударам. На передних кромках таких лопаток обычно устанавливают защитные элементы, как правило, из высокопрочного металлического материала, такого как титановые сплавы, чтобы предохранить их от этих ударов. Эти защитные элементы обычно выполнены в виде тонкой пластинки корытца и тонкой пластинки спинки, соединенных более толстым участком, охватывающим переднюю кромку, при этом весь узел соответствует форме лопатки на передней кромке и смежных участков корытца и спинки. Пластинки корытца и спинки проходят по высоте и по длине на этих участках соответственно корытца и спинки лопатки и в основном служат для позиционирования и крепления защитного элемента на передней кромке, а также для распределения силы удара и для рассеяния его энергии на большей площади корпуса лопатки. Так, в случае удара по защитному элементу передней кромки волны деформации будут распространяться через этот защитный элемент, в том числе по пластинкам, пока окончательно в них не рассеются. Однако в некоторых случаях это распространение может создавать пики деформации, которые могут даже привести к частичному отслоению пластинки.

Раскрытие сущности изобретения

Задача изобретения состоит в преодолении вышеуказанных недостатков за счет создания защитного элемента передней кромки лопатки лопаточной машины, который позволяет более эффективно рассеивать энергию ударов и ограничивать потенциальные отслоения.

По меньшей мере в одном варианте осуществления эта задача решается за счет того, что в указанном защитном элементе передней кромки, который может быть выполнен из металлического материала и содержит пластинку корытца и пластинку спинки, каждая из которых проходит по высоте от нижнего края до верхнего края и по длине от передней кромки до соответствующего заднего края и которые соединены друг с другом через переднюю кромку, при этом задний край пластинки спинки имеет по меньшей мере один сегмент, выполненный таким образом, чтобы длина пластинки спинки внутри этого сегмента была меньше длины пластинки спинки на каждом конце этого сегмента.

Благодаря этим признакам, распространение волн деформации через пластинку спинки в случае удара происходит таким образом, чтобы получить более быстрое и эффективное рассеяние энергии удара. Кроме того, дополнительным преимуществом этого варианта осуществления является создание препятствия для отслаивания пластинки спинки, начиная от ее верхнего края и/или ее заднего края.

Чтобы лучше рассеивать энергию удара, указанный сегмент заднего края пластинки спинки может, в частности, находиться ближе к верхнему краю, чем к нижнему краю пластинки спинки. Кроме того, чтобы увеличить эффект рассеяния, указанный задний край пластинки спинки может иметь несколько сегментов, выполненных таким образом, чтобы длина пластинки спинки внутри каждого сегмента была меньше длины пластинки спинки на каждом конце этого сегмента.

Чтобы избегать концентрации усилий, задний край пластинки спинки может иметь тангенциальную непрерывность по всей высоте защитного элемента, при этом изменение длины пластинки спинки является постепенным и может, в частности, избегать слишком выраженной кривизны, соответствующей радиусам кривизны ниже заранее определенного минимума.

Поставленная задача решена также в лопатке, расположенной по высоте от ножки лопатки до вершины лопатки и содержащая корпус лопатки и такой защитный элемент передней кромки, соединенный с корпусом лопатки, при этом корпус лопатки выполнен из композиционного материала с органической матрицей, например, из полимера, усиленной волокнами, при этом защитный элемент передней кромки выполнен из материала с более высокой стойкостью к точечным ударам, чем композиционный материал корпуса лопатки.

В этой лопатке передняя кромка может, в частности, по меньшей мере локально иметь положительный прогиб, равный или превышающий 30°, при более высоком аэродинамическом КПД. Действительно, форма заднего края пластинки спинки позволяет рассеивать удары вблизи передней кромки лопатки, имеющей такой прогиб.

Поставленная задача решена также в лопаточной машине, содержащей множество таких лопаток, вентиляторе, содержащем множество таких лопаток, и двухконтурном турбореактивном двигателе, содержащем такой вентилятор.

Краткое описание чертежей

Изобретение и его преимущества будут более очевидны из нижеследующего подробного описания варианта осуществления, представленного в качестве неограничивающего примера. Описание ссылается на прилагаемые чертежи, на которых:

на фиг. 1 схематично показан двухконтурный турбореактивный двигатель, вид в перспективе;

на фиг. 2 схематично показана вращающаяся лопатка вентилятора турбореактивного двигателя, изображенного на фиг. 1, согласно первому варианту осуществления лопатки, вид в перспективе со стороны спинки;

на фиг. 3 показан частичный вид в разрезе лопатки, изображенной на фиг. 2, по плоскости III-III;

на фиг. 4 показана вращающаяся лопатка вентилятора турбореактивного двигателя, изображенного на фиг. 1, согласно второму варианту осуществления лопатки, схематичный вид в перспективе со стороны спинки.

Осуществление изобретения

На фиг. 1 показан двухконтурный турбореактивный двигатель 10, содержащий газогенераторную установку 12 и вентилятор 14. Этот вентилятор 14 содержит множество вращающихся лопаток 16, расположенных радиально вокруг центральной оси Х, аэродинамические профили которых выполнены таким образом, чтобы приводить воздух в движение при своем вращении. Как показано на фиг. 2 и 3, каждая лопатка 16 имеет переднюю кромку 18, заднюю кромку 20, корытце 22, спинку 24, вершину 26 лопатки и ножку 28 лопатки.

Во время нормальной работы относительный ветер по существу направлен в сторону передней кромки 18 каждой лопатки 16. Таким образом, эта передняя кромка 18 особенно подвержена действию ударов. В частности, когда лопатка 16 содержит корпус 30 из композиционного материала с полимерной матрицей, усиленной волокнами, следует предохранять переднюю кромку 18 при помощи защитного элемента 32 передней кромки, встроенного в каждую лопатку. Иначе говоря, защитный элемент 32 передней кромки соединен с корпусом 30 лопатки.

Защитный элемент 32 передней кромки выполнен из материала, обладающего более высокой стойкостью к точечным ударам, чем композиционный материал корпуса 30 лопатки. Защитный элемент 32 передней кромки в основном является металлическим и, в частности, выполнен из сплава на основе титана, например, TA6V (Ti-6Al-4V). Защитный элемент 32 передней кромки можно также выполнить из стали или из металлического сплава, обычно известного под зарегистрированным товарным знаком “Inconel”. В дальнейшем для обозначения сплава на основе железа, легированного никелем и хромом, будет использовано название Инконель.

Как показано, в частности, на фиг. 3, защитный элемент 32 передней кромки содержит пластинку 34 корытца, пластинку 36 спинки и более толстый центральный участок 38, выполненный с возможностью охватывать кромку корпуса 30 лопатки и соединяющий пластинку 34 корытца и пластинку 36 спинки с передней кромкой. Пластинки 34, 36 корытца и спинки обеспечивают позиционирование защитного элемента 32 на корпусе 30 лопатки, а также рассеяние энергии удара. Пластинки 34, 36 корытца и спинки проходят, каждая, по высоте на высоте Н от нижнего края 50 до верхнего края 51 и по длине от передней кромки 18 до соответствующего заднего края 40, 42.

Чтобы лучше рассеивать энергию волн деформации, распространяющихся через защитный элемент 32 в результате удара, задний край 42 пластинки спинки не является параллельным передней кромке 18 по всей своей длине, но имеет ближе к верхнему краю 51, чем к нижнему краю 50, например, по меньшей мере сверх 60% высоты Н защитного элемента 32 от нижнего края 50, сегмент S1, выполненный таким образом, чтобы длина l1 пластинки 36 спинки внутри этого сегмента была меньше длины l2, l3 пластинки 36 спинки на каждом конце этого сегмента 52. Длина l1 может быть меньше по меньшей мере на 10%, даже на 15% и даже на 30% каждой длины l2, l3. Это локальное уменьшение длины пластинки 36 спинки не только облегчает рассеяние энергии удара за счет усложнения распространения волн деформации на пластинке 36 спинки, но может также препятствовать распространению локального отслаивания защитного элемента 32 вдоль заднего края 42.

Хотя в этом первом варианте осуществления задний край 42 имеет только один сегмент S1, выполненный таким образом, чтобы длина l1 пластинки 36 спинки внутри этого сегмента была меньше длины l2, l3 пластинки 36 спинки на каждом конце этого сегмента S1, можно также комбинировать несколько таких последовательных сегментов, чтобы усилить их эффект. Так, во втором варианте осуществления, представленном на фиг. 4, задний край 42 пластинки 36 спинки имеет два последовательных сегмента S1, S2, выполненных таким образом, чтобы длина l11, l12 пластинки 36 спинки внутри каждого сегмента S1, S2 была меньше длины l21, l22, l31, l32 пластинки 36 спинки на каждом конце этого сегмента S1, S2. Все остальные компоненты защитного элемента 32 согласно этому второму варианту осуществления являются аналогичными компонентам первого варианта осуществления и, следовательно, имеют на чертежах такие же обозначения.

Хотя настоящее изобретение было описано для конкретного примера осуществления, разумеется, в эти примеры можно вносить различные изменения, не выходя за рамки общего объема изобретения, определенные формулой изобретения. Кроме того, отдельные признаки различных упомянутых вариантов осуществления можно комбинировать в дополнительных вариантах осуществления. Следовательно, описание и чертежи следует рассматривать скорее как иллюстративные, а не как ограничивающие.


ЗАЩИТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕДНЕЙ КРОМКИ
ЗАЩИТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕДНЕЙ КРОМКИ
ЗАЩИТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕДНЕЙ КРОМКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 234.
20.01.2018
№218.016.1534

Способ обнаружения неисправности вентиля в газотурбинном двигателе

Объектом изобретения является способ контроля вентиля в газотурбинном двигателе, при этом упомянутый вентиль производит переключение в ответ на команду (С), переданную в определенный момент (t), при этом упомянутый способ содержит этап (Е2) вычисления первой формы (S1) временного сигнала (S(t))...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634993
Дата охранного документа: 08.11.2017
10.05.2018
№218.016.4274

Способ содействия обнаружению повреждения трубопровода турбореактивного двигателя

Объектом изобретения является способ обеспечения обнаружения повреждения трубопровода, при этом упомянутый трубопровод выполнен с возможностью доставки сжатого воздушного потока, отбираемого на выходе компрессора высокого давления газотурбинного двигателя, до первого датчика давления и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649518
Дата охранного документа: 03.04.2018
10.05.2018
№218.016.48d7

Коробка приводов для авиационного газотурбинного двигателя

Коробка приводов содержит картер, образующий камеру для размещения смазываемых маслом вращающихся элементов, трубчатую муфту, соединяемую с вращающимися элементами и выполненную с возможностью приведения во вращение вала, а также средства сбора масла для смазки вращающихся элементов и доставки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651004
Дата охранного документа: 18.04.2018
29.05.2018
№218.016.55d3

Способ и устройство контроля параметра ракетного двигателя

Изобретение относится к общей области аэронавтики, в частности оно относится к контролю ракетного двигателя. Способ содержит: этап (Е10) получения измерения контролируемого параметра, измеряемого датчиком и соответствующего рабочей точке двигателя, причем эту рабочую точку определяют по меньшей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654310
Дата охранного документа: 17.05.2018
09.06.2018
№218.016.5fe3

Способ изготовления мартенситно-стареющей стали

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления стального слитка из мартенситно-стареющей стали. В способе осуществляют стадию изготовления методом вакуумной плавки переплавляемого электрода, содержащего от 0,2 до 3,0 мас.% титана и от 0,0025...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656899
Дата охранного документа: 07.06.2018
05.07.2018
№218.016.6ae5

Способ и устройство для изготовления композитной лопатки

Изобретение относится к способу изготовления композитной лопатки турбомашины, а также к устройству уплотнения, используемому в этом способе. Композитной лопаткой может быть лопатка, содержащая заготовку из нитей или волокон, выполненную посредством трехмерного тканья, и связующее, удерживающее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659995
Дата охранного документа: 04.07.2018
10.07.2018
№218.016.6f3c

Система и способ экстренного запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата

Предложена система экстренного запуска газотурбинного двигателя, содержащая, по меньшей мере, один газогенератор на твердом ракетном топливе, электрически управляемое устройство воспламенения, вычислительное устройство, связанное с устройством воспламенения, и, по меньшей мере, два независимых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660725
Дата охранного документа: 09.07.2018
19.07.2018
№218.016.7289

Волокнистая заготовка для полой лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к волокнистой заготовке для полой лопатки газотурбинного двигателя, к такой полой лопатке и способу изготовления такой полой лопатки. Изобретение также относится к газотурбинному двигателю и летательному аппарату, содержащим такую полую лопатку. Волокнистая заготовка для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661582
Дата охранного документа: 17.07.2018
26.07.2018
№218.016.75c9

Противопожарная защита картера вентилятора из композиционного материала

Изобретение относится к противопожарной защите картера газовой турбины. Картер содержит цилиндрический корпус (10), главное направление которого проходит вдоль продольной оси (X), и входной фланец (20), выполненный радиально относительно продольной оси (X) от входного конца корпуса (10). Картер...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662264
Дата охранного документа: 25.07.2018
02.08.2018
№218.016.7805

Лопатка спрямляющего аппарата газотурбинного двигателя

Изобретение относится к лопатке спрямляющего аппарата газотурбинного двигателя (1). Содержит множество сечений (35) лопатки, наслоенных вдоль радиальной оси Z. На нижнем участке лопатки от 0 до 50% общей высоты передняя кромка (BA) каждого сечения выступает вперед относительно передней кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662761
Дата охранного документа: 30.07.2018
Показаны записи 1-3 из 3.
20.05.2014
№216.012.c3b6

Способ изготовления лопатки для газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу изготовления лопатки для газотурбинного двигателя. Согласно способу улучшают видимость обрезанных концов некоторых нитей этой предварительно изготовленной формы, например, нитей основы, для того, чтобы сделать видимыми кривые линии, и сравнивают конфигурацию этих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515861
Дата охранного документа: 20.05.2014
26.07.2020
№220.018.384f

Защитный элемент передней кромки

Изобретение относится к области лопаток лопаточных машин, и в частности к защитному элементу (32) передней кромки лопатки (16) лопаточной машины, который содержит пластинку (34) корытца и пластинку (36) спинки, каждая из которых проходит по высоте и по длине и которые соединены друг с другом по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727825
Дата охранного документа: 24.07.2020
29.07.2020
№220.018.38b9

Защитный элемент передней кромки

Изобретение относится к области лопаток лопаточных машин и, в частности, к защитному элементу (32) передней кромки для лопатки (16) лопаточной машины, который проходит по высоте от нижнего конца (40) до верхнего конца (41), имеет наружную сторону (50), охватывающую переднюю кромку (18), и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727940
Дата охранного документа: 27.07.2020
+ добавить свой РИД