Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к современным автоматизированным системам сбора информации от удаленных, территориально распределенных источников, ее обработки (систематизации, ранжирования, суммирования и т.п.), формирования баз консолидированных данных и предоставления из сформированного хранилища данных удаленным пользователям интересующих их сведений. В данном случае это касается сведений об опасных факторах летной работы и авиационных событиях с воздушными судами государственной авиации, которыми по положениям [1] являются авиационные происшествия, авиационные инциденты, чрезвычайные и наземные происшествия. Согласно данному документу сведения о таких событиях, произошедших на практике, должны немедленно передаваться соответствующим органам управления, где они будут систематизироваться, храниться, накапливаться и использоваться в последующем различными авиационными структурами и организациями для изучения всех зарегистрированных опасных факторов и авиационных событий в целях организации более эффективной профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов. Кроме того, о каждом произошедшем авиационном событии и первоочередных мерах недопущения подобных ему соответствующие органы управления оперативно должны информировать все авиационные структуры. Очевидно, что для решения этих задач наиболее подходят современные автоматизированные системы сбора и обработки информации.
Известна иерархическая многоуровневая автоматизированная система сбора и обработки данных [2], состоящая из n идентичных по структуре и функциональному назначению звеньев сбора и обработки данных, n-канального блока передачи данных и решающего звена, включающего несколько функциональных блоков, одним из которых является блок сопоставления и анализа полученных данных и выбора наиболее достоверной информации. Как можно судить по описанию данного изделия, оно предназначено только для сбора информации от нескольких источников, формирования консолидированных данных, последующего их анализа и выбора наиболее достоверной информации. Очевидно, что подобная система в силу своего устройства будет не способна обеспечить сбор данных от территориально распределенных источников информации, систематизацию и суммирование полученных сведений и в последующем предоставление каких-либо из них заинтересованным пользователям, также удаленным от источника общих данных.
Из [3] известна автоматизированная система сбора, хранения и обработки данных, обеспечивающая передачу сведений от удаленных источников информации через АРМ оператора проверки изделий на АРМ оператора анализа данных. Основным предназначением такой системы является обеспечение контроля функционирования сложных технических систем, в которых контролируется большое количество цифровых и аналоговых сигналов, удаленных как от оператора проверки изделий, так и от оператора анализа данных. При этом связь между различными функциональными блоками системы в различных вариантах ее построения может осуществляться с использованием как локальных вычислительных сетей, так и с помощью глобальной сети Интернет. В системе также предусмотрено разделение прав пользователей и возможность их доступа к системе в объеме установленных для них полномочий.
Несмотря на расширенные функциональные возможности, данная система также не подходит для сбора, обработки и передачи сведений об опасных факторах и авиационных событиях в силу, прежде всего, существенных различий в характере обрабатываемой информации (в одном случае это цифровые и аналоговые сигналы от технических систем, в другом - преимущественно текстовая и кодируемая информация) и необходимых способах ее обработки.
Известна также автоматизированная система сбора, обработки и хранения данных для их последующего анализа [4], предназначенная для автоматизированного сбора данных в области военной техники, документируемых в процессе эксплуатации автоматизированных систем реального времени, от по крайней мере одного источника информации, и передачи их с использованием буферных устройств в единый центр для хранения и последующей обработки консолидированных данных. По описанию данная система предназначена для сбора и обработки данных в области военной техники, состоит из удаленных друг от друга устройства сбора и устройства обработки консолидированных данных, связь между которыми может осуществляться как с использованием буферного устройства хранения данных, так и с применением защищенных радиолокационных, гидроакустических (или иных) каналов связи. При этом передача данных фактически осуществляется от АРМ оператора сбора информации через блок обработки и хранения консолидированных данных к АРМ оператора анализа консолидированных данных.
О неприменимости данной системы в области авиации для сбора и обработки сведений об опасных факторах и авиационных событиях свидетельствует, прежде всего, отсутствие возможности получения информации из блока консолидированных данных с других рабочих мест, кроме АРМ оператора анализа консолидированных данных. Кроме того, в системе не предусмотрено автоматизированное информирование пользователей о поступающих в систему сведений.
Из [5] известна автоматизированная система сбора и обработки данных территориально-распределенных объектов. Данная система предназначена для формирования и предоставления заинтересованным пользователям - уполномоченным представителям авиакомпании сводных сведений о продаже авиабилетов различными агентствами авиакомпании. По сути, данная система обеспечивает сбор сведений о продаже авиабилетов от всех территориально распределенных агентств, формирование сводных сведений и предоставление их опять же всем агентствам. Из этого следует, что в качестве сводных сведений в системе постоянно циркулирует переменная информация, в накоплении которой и последующем изучении нет никакой необходимости. Это обстоятельство и определяет невозможность принятия данной системы за близкий аналог предлагаемому изобретению, где база данных должна быть стабильна и периодически пополняться новыми сведениями.
Из описания [6] известна автоматизированная система распространения цифровой картографической информации внутренних водных путей. Назначение этой системы понятно из ее наименования. Однако, несмотря на специфику обрабатываемой информации, данная система наиболее близка по устройству и порядку функционирования предлагаемому изобретению. Система включает несколько существенно удаленных друг от друга компонентов, а именно: единый отраслевой центр с несколькими АРМ различных операторов и другими объектами, объединенными локальной вычислительной сетью; несколько региональных центров с АРМ различных операторов, также объединенных локальной сетью; множество различных (стационарных, судовых, мобильных) АРМ пользователей, а также несколько разнообразных источников картографической информации. При этом различные компоненты системы связаны между собой двухсторонними каналами связи, которыми служит сеть общего пользования Интернет с обеспечением ограниченного и разграниченного доступа пользователей к информации. Функционирование системы заключается в получении от различных источников необходимой информации, формировании на ее основе в региональных центрах конечной консолидированной информации (карт водных путей) и предоставлении этой информации заинтересованным пользователям. Отраслевой центр в системе выполняет функции администрирования, осуществляя контроль и установку стоимости карт, обработку заказов, учет оплаты и бухгалтерии, формирование и отправку лицензий.
Разумеется, что данная система в силу своего специфического устройства и функционирования, использования общедоступной сети Интернет для передачи информации между территориально распределенными объектами и различия источников информации и пользователей не может быть даже адаптирована для решения задач сбора и обработки сведений об опасных факторах и авиационных событий, происходящих в сфере авиации, где основные пользователи (авиационные части) являются и источниками информации (об опасных факторах и авиационных событиях). Вместе с тем, по своему устройству и функционированию система [6] наиболее близка предлагаемому изобретению.
Задачей изобретения было определение целесообразного облика системы, обеспечивающей передачу от авиационных частей оперативной информации о произошедших авиационных событиях, ее сбор, обработку (систематизацию, регистрацию, ранжирование, суммирование данных, определение экстремумов или тенденций значений и т.п.), формирование хранилища консолидированных данных о всех известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях в центральном органе военного управления, курирующим вопросы безопасности полетов, оперативное автоматизированное доведение информации о произошедшем авиационном событии от центрального органа управления до всех структур авиации, а также предоставление из хранилища консолидированных данных сведений заинтересованным пользователям - уполномоченным представителям различных авиационных структур по их запросу, ограниченных рамками их запроса и установленными для них полномочиями, с гарантированным исключением несанкционированного доступа к информации сторонних лиц на всех этапах ее использования: передачи, сбора, обработки, хранения, доведения или предоставления.
Технический результат от реализации данного изобретения заключается в создании в структурах государственной авиации единого хранилища полной, непротиворечивой и постоянно пополняемой электронной базы данных об известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях, необходимой для объективной оценки состояния и тенденций в изменении уровня безопасности полетов и принятия адекватных мер по снижению авиационной аварийности в структурах государственной авиации, а также в повышении эффективности профилактической работы, проводимой на всех уровнях управления авиации по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, за счет повышения оперативности передачи информации о произошедших авиационных событиях и информированности органов управления и отдельных специалистов авиации об известных опасных факторах и особенностях их проявления в различных условиях.
Для достижения указанного технического результата предложена автоматизированная система обработки сведений об опасных факторах и авиационных событиях, которая строится по многоуровневой иерархической схеме.
Верхний уровень системы образуют программно-аппаратные средства, размещаемые в центральном органе военного управления, курирующим вопросы обеспечения безопасности полетов (в военной авиации таким органом управления в настоящее время является Служба безопасности полетов авиации Вооруженных сил Российской Федерации - СБП авиации ВС РФ, в авиации других силовых ведомств - соответствующие Службы безопасности полетов). Техническими средствами этого уровня будут центральный сервер с размещаемыми на нем средствами администрирования, серверным хранилищем консолидированных данных и каталога единиц хранения, а также АРМ администратора системы, печатающие и (при необходимости) сканирующие устройства. К центральному серверу системы на этом уровне посредством локальной сети и соответствующего оборудования подключаются как минимум одно или несколько автоматизированных рабочих мест уполномоченных пользователей - представителей данного органа управления.
Пользователям на этом уровне предоставляются полномочия и возможности редактирования или дополнения данных, находящихся в хранилище, по всем зарегистрированным авиационным событиям, изменения формализованных протоколов и автоматизированных процедур внесения данных в систему, коррекции положений регламентов информирования структур авиации о произошедшем авиационном событии, установления полномочий пользователей нижестоящих инстанций на допуск к информации хранилища консолидированных данных, а также получения по запросу сведений из хранилища консолидированных данных. При этом для реализации запроса применяются формализованные протоколы и автоматизированные процедуры, предоставляемые специальным программным обеспечением системы, а объем предоставляемых пользователям этого уровня сведений из хранилища консолидированных данных ограничивается только рамками их запроса.
Средний уровень системы представлен программно-аппаратными средствами, размещаемыми на рабочих местах уполномоченных представителей органов управления авиации среднего и высшего звеньев (от авиационных соединений до главных командований авиацией видов Вооруженных сил). В состав оборудования системы на этом уровне в каждом органе управления могут входить как средства одного рабочего места, включающие системный блок, монитор, клавиатуру, манипулятор типа «мышь», печатающее устройство, так и средства нескольких пользователей, а именно, несколько АРМ различных специалистов органа управления с необходимыми печатающими устройствами, подключенных к одному серверу через сетевой коммутатор по локальной сети.
Пользователи на этом уровне будут обладать полномочиями и возможностями редактирования или дополнения данных, находящихся в хранилище, но только по авиационным инцидентам и наземным происшествиям, а также получения по запросу сведений из хранилища консолидированных данных, ограниченных как рамками их запроса, так и установленными для органа управления полномочиями. При этом запросы пользователей также осуществляются с применением формализованных протоколов и автоматизированных процедур, которые включены в специальное программное обеспечение системы.
На нижнем уровне система будет представлена множеством комплектов программно-аппаратных средств авиационных частей, непосредственно организующих и проводящих полеты. Перечень оборудования этого уровня системы в каждой авиационной части могут составить (как и в органах управления среднего и высшего звена) как средства одного рабочего места, включающие системный блок, монитор, клавиатуру, манипулятор типа «мышь», печатающее устройство, так и средства нескольких уполномоченных пользователей из состава управления авиационной части, а именно, несколько АРМ различных специалистов с необходимыми печатающими устройствами, подключенных к одному серверу через сетевой коммутатор по локальной сети.
Пользователям на этом уровне предоставляются полномочия и возможности передачи сведений о произошедших авиационных событиях в вышестоящие органы управления с использованием формализованных протоколов и автоматизированных процедур, а также получения по запросу сведений из хранилища консолидированных данных, ограниченных как рамками запроса, так и установленными для них полномочиями. Для внесения в систему данных о произошедшем авиационном событии предусмотрено применение автоматизированных процедур и различных формализованных протоколов, предполагающих предоставление пользователю форматов передаваемых сведений, полностью согласованных с форматами установленных для этого положениями [1] документов (карточек учета авиационных происшествий, карточек учета авиационных инцидентов, карточек учета неисправностей авиационной техники и др.), а также вариантов формулировок различных аспектов авиационного события (в частности, этапов полета, непосредственных и главных причин события, условий полета и др.), исключающих или существенно снижающих возможность внесения в систему некорректных сведений.
В некоторых вариантах построения система может быть ограничена размещением программно-аппаратных средств только на двух уровнях: верхнем, представляющем центральный орган управления, курирующим вопросы безопасности полетов в данном виде авиации, и нижнем, объединяющим в себе программно-аппаратные средства авиационных частей, организующих полеты, без размещения средств в органах военного управления среднего и высшего звена.
В системе для пользователей всех уровней инстанций предусмотрена формализация запросов с автоматизированным формированием и предоставлением различных их вариантов (например, данных статистики с выборкой по видам авиации, по типам воздушных судов, по типам событий, по условиям полетов и т.п.; данных сравнительного анализа показателей аварийности в различных структурах или в одной структуре, но в разные периоды; расчета трендов в значениях показателей аварийности за некоторый период и др.).
Основными уполномоченными пользователями системы на всех уровнях ее построения и во всех структурах авиации являются оперативные дежурные органов управления.
В состав программных средств системы на всех уровнях ее построения входят продукты как общего, так и специального программного обеспечения, разработанные на базе операционной системы Astra Linux Special Edition версии 1.5 и выше, сертифицированной для применения в структурах Министерства обороны РФ.
Взаимосвязь разноуровневых компонентов системы во всех случаях осуществляется с использованием выделенных каналов в закрытой сети связи Министерства обороны или другого силового ведомства, исключающей несанкционированный допуск к передаваемой информации сторонних лиц.
Существенными признаками, характеризующими изобретение, являются:
- система строится по многоуровневой иерархической схеме:
верхний уровень системы образуют программно-аппаратные средства, размещаемые в центральном органе военного управления, курирующим вопросы обеспечения безопасности полетов, главными элементами которых являются центральный сервер, на котором располагается хранилище консолидированных данных по опасным факторам и авиационным событиям, АРМ администратора системы и от одного до нескольких АРМ уполномоченных пользователей системы из состава данного органа управления;
средний уровень системы образуют программно-аппаратные средства, располагаемые в органах управления авиации среднего и высшего звена, основными элементами которых в каждом органе управления будут системный блок или сервер и одно или несколько АРМ уполномоченных представителей органа управления;
нижний уровень системы создают программно-аппаратные средства авиационных частей, самостоятельно организующих и проводящих полеты, которые в каждой авиационной части будут представлены одним или несколькими АРМ уполномоченных представителей управления авиационной части;
- на каждом уровне построения системы ее компоненты могут быть представлены одним или несколькими автоматизированными рабочими местами уполномоченных пользователей системы, объединенных локальной сетью;
- хранилище консолидированных данных об известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях располагается только на центральном сервере системы и обеспечивает регистрацию и хранение нескольких сотен параметров по каждому событию, при этом данные о произошедших авиационных событиях, поступающие от авиационных частей, регистрируются, систематизируются и вносятся в хранилище консолидированных данных автоматически, право на редактирование или дополнение данных, находящихся в хранилище, предоставляется только уполномоченным на то пользователям системы;
- связь с центральным сервером уполномоченных пользователей системы среднего и нижнего уровней осуществляется по выделенным каналам связи закрытой сети Министерства обороны или другого силового ведомства;
- сведения на центральный сервер системы о вновь произошедших авиационных событиях передаются от авиационных частей только их уполномоченными представителями путем внесения ими данных с применением формализованных протоколов и автоматизированных процедур;
- при поступлении в систему сведений от авиационных частей о вновь произошедшем авиационном событии системой автоматически формируется сообщение о нем, которое автоматически в соответствии с утвержденным регламентом передается по всем установленным для этого адресам уполномоченных пользователей;
- уполномоченные пользователи системы могут получать по запросу любые сведения из хранилища консолидированных данных, но ограниченные как рамками их запроса, так и установленными для них полномочиями, при этом запросы пользователей производятся с применением формализованных протоколов и автоматизируемых процедур, формируемых специальным программным обеспечением.
Связь между указанными признаками изобретения и заявленным техническим результатом заключается в следующем.
Во-первых, предоставление авиационным частям возможности подготовки с использованием формализованных протоколов и автоматизированных процедур сведений о произошедших авиационных событиях и их своевременной передачи в центральный орган военного управления, курирующий вопросы безопасности полетов, по закрытым каналам связи с последующей автоматической систематизацией и регистрацией обеспечивает создание в государственной авиации единого хранилища полной, непротиворечивой и постоянно пополняемой базы данных об известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях, необходимой для объективной оценки состояния и тенденций в изменении уровня безопасности полетов и принятия адекватных мер по снижению авиационной аварийности в структурах государственной авиации.
Во-вторых, автоматизированная подготовка и рассылка по всем установленным адресам информационных сообщений о произошедшем авиационном событии и первоочередных мерах по исключению повторения подобных ему случаев обеспечивает повышение оперативности и точности информирования авиационных структур (в сравнении с применяемым в настоящее время телеграфным способом).
В-третьих, предоставление органам управления авиации всех уровней инстанций (от авиационных частей до главного командования авиацией вида Вооруженных сил или другого силового ведомства) и их уполномоченным представителям возможности получения и изучения сведений из единого хранилища консолидированных данных об известных опасных факторах и всех (имевших место на практике) авиационных событиях, включающих различные аспекты и нюансы их происхождения, обеспечивает точность принимаемых органами управления авиации решений по организации и проведению профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов и, следовательно, повышение ее эффективности.
Изобретение иллюстрируется прилагаемым рисунком (фиг. 1), на котором изображена структурная схема автоматизированной системы обработки сведений об опасных факторах и авиационных событиях и направления движения в ней информации.
Предлагаемая автоматизированная система обработки сведений об опасных факторах и авиационных событиях в общем случае содержит: центральный сервер (1), на котором располагаются средства администрирования, серверное хранилище (2) консолидированных данных и каталога единиц хранения, одно АРМ (3) администратора системы с печатающим устройством (4), одно или несколько АРМ (5) уполномоченных пользователей - представителей данного органа управления, располагаемые в центральном органе военного управления, курирующим вопросы обеспечения безопасности полетов (в авиации ВС РФ - СБП авиации ВС РФ, в авиации других силовых ведомств - соответствующие Службы безопасности полетов), и объединенные локальной сетью (6); одно или несколько АРМ (7) с необходимым оборудованием уполномоченных пользователей - представителей органов управления авиации среднего и высшего звена в каждом органе управления; одно или несколько АРМ (8) в каждой авиационной части с необходимым оборудованием уполномоченных пользователей - представителей управления авиационной части. Связь пользователей среднего и нижнего уровня системы с центральным сервером осуществляется с использованием выделенных каналов связи закрытой сети Министерства обороны или другого силового ведомства.
Осуществление изобретения.
После определения и оснащения необходимым оборудованием всех рабочих мест пользователей на всех уровнях построения системы и установки на них необходимого программного обеспечения может начинаться эксплуатация системы. При этом хранилище консолидированных данных к началу работы системы может оставаться пустым, тогда статистический учет данных будет вестись с первых поступивших сведений о произошедшем авиационном событии, или в него уполномоченными пользователями системы будут внесены имеющиеся данные по произошедшим событиям за всю историю их регистрации или за некоторый период. В этом случае статистический учет событий будет продолжен и вестись от последнего зарегистрированного события.
При фиксировании в какой-либо авиационной части какого-либо авиационного события уполномоченный пользователь системы (оперативный дежурный) этой части со своего АРМ (8) с применением формализованных протоколов и автоматизированных процедур подготовит сведения (9) и по выделенным каналам связи передаст их на центральный сервер (1), где они автоматически будут зарегистрированы и занесены в хранилище (2) консолидированных данных. На основе поступивших на сервер сведений системой автоматически будут сформировано информационное сообщение (10) о произошедшем авиационном событии, которое в соответствии установленным регламентом будет отправлено по закрытым каналам связи всем авиационным структурам, подключенным к системе.
Коррекция или внесение дополнений или изменений (11) в данные, содержащиеся в хранилище (2), что актуально для практики, а необходимость этого обычно возникает в ходе и по завершению расследования авиационного события, осуществляются уполномоченными пользователями системы верхнего или среднего уровней (в зависимости от характера сведений) с рабочих мест (7) или (8) соответственно.
В случае необходимости все уполномоченные пользователи системы по запросу могут получить из хранилища (2) консолидированных данных некоторые сведения (12), объем и содержание которых будут ограничены рамками их запроса и установленными для них полномочиями.
1. Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ-2000). Утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1329.
2. RU 119 909 U1, 05.03.2012
3. RU 81 351 U1, 26.08.2008
4. RU 122 790 U1, 14.06.2012
5. RU 71 177 U1, 02.11.2007
6. RU 117 661 U1, 17.10.2011