×
18.07.2020
220.018.33cd

Результат интеллектуальной деятельности: Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к камере жидкостного ракетного двигателя малой тяги. Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги, содержащая камеру сгорания, сопло и смесительную головку, с расположенной по ее оси двухкомпонентной центробежной форсункой, с соответствующими коллекторами компонентов топлива на входе в тангенциальные каналы сопел наружной и внутренней центробежных форсунок, при этом в коллекторе наружной форсунки на внешней ее поверхности в зоне входных тангенциальных каналов герметично установлено кольцо, образующее дополнительный коллектор, который соединен с основным коллектором тангенциальными каналами, расположенными в полости, смещенной относительно плоскости входных каналов наружной центробежной форсунки, и направлеными в сторону, совпадающую с направлением закрутки тангенциальных каналов наружной форсунки. Дополнительный коллектор выполнен в виде кольцевой канавки на внешней поверхности наружной центробежной форсунки в зоне тангенциальных каналов. Коллектор внутренней форсунки выполнен с осевым подводом компонента топлива. Коллектор наружной форсунки дополнительно сообщен со струйными форсунками, размещенными по периферии смесительной головки либо периферии наружной форсунки. Коллектор наружной форсунки сообщен с коллектором струйных форсунок через кольцевой щелевой канал. Изобретение обеспечивает повышение энергетических и динамических характеристики двигателя. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а более конкретно - к организации рабочего процесса в камере жидкостного ракетного двигателя малой тяги.

Известна камера жидкостного ракетного двигателя, состоящая из камеры сгорания, сопла, смесительной головки, двухкомпонентной центробежной форсунки с коллекторами на входе в тангенциальные каналы наружной и внутренней центробежных форсунок (п. РФ № 54102, МПК F02K 9/52, F02K 9/62).

В известной камере выполнены боковые каналы подачи топлива в коллекторы форсунок.

При проектировании конструкций камеры с целью обеспечения высоких динамических и энергетических характеристик на импульсных режимах работы двигателей малой тяги требуется минимизация заклапанных объемов, в том числе и объемов входного коллектора, при сохранении высокой равномерности распыла топлива и, как следствие, равномерности протекания рабочего процесса в камере сгорания и сопле камеры.

Наличие бокового подвода топлива в коллектор центробежной форсунки не позволяет обеспечить одинаковые условия на входе в тангенциальные каналы центробежной форсунки, что не обеспечивает достаточную равномерность распыла центробежной форсунки. Для повышения равномерности условий входа в тангенциальные каналы приходится увеличивать объем коллектора, но и это решение не позволяет решить задачу. Кроме того, это приводит к увеличению заклапанных объемов и ухудшению динамических характеристик двигателя.

В предлагаемом устройстве ставится задача устранить этот недостаток.

Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги содержит камеру сгорания, сопло и смесительную головку с расположенной по ее оси двухкомпонентной центробежной форсункой с соответствующими коллекторами компонентов топлива на входе в тангенциальные каналы сопел наружной и внутренней центробежных форсунок, при этом коллектор наружной форсунки дополнительно сообщен со струйными форсунками, размещенными по периферии смесительной головки, либо периферии наружной форсунки. Согласно изобретению, в коллекторе наружной форсунки на внешней ее поверхности в зоне входных тангенциальных каналов герметично установлено кольцо с дополнительным коллектором, который соединен с основным коллектором тангенциальными каналами, расположенными в плоскости, смещенной относительно плоскости входных каналов наружной центробежной форсунки и направленными в сторону, совпадающую с направлением закрутки тангенциальных каналов наружной форсунки.

Для повышения равномерности распределения компонента топлива на стенке камеры сгорания коллектор наружной форсунки сообщен с коллектором струйных форсунок через кольцевой щелевой канал.

Такое решение позволяет реализовать повышенную равномерность распределения компонента топлива в конусе распыла при меньших заклапанных объемах по сравнению с центробежной форсункой без кольца и дополнительного коллектора.

Вторым преимуществом предлагаемого решения является наличие щелевого кольцевого канала, соединяющего основной коллектор с коллектором струйных форсунок, расположенных на периферии наружной центробежной форсунки, либо на периферии смесительной головки. Данное решение позволяет подбором ширины щели обеспечить равные условия на входе в струйные форсунки, а значит наименьшую разнорасходность струй между собой, тем самым повысить однородность рабочего процесса в камере сгорания и сопле, а также обеспечить повышенную равномерность температуры внутренней и наружной поверхностей камеры сгорания и сопла.

В целом предлагаемое техническое решение позволяет повысить в широком диапазоне входных условий энергетические и динамические характеристики двигателя.

Предлагаемое устройство поясняется чертежами. На фиг. 1 приведен общий вид камеры, на фиг. 2 приведена схема двухкомпонентной форсунки с расположенными по периферии струйными форсунками.

Камера 1 состоит из камеры сгорания 2, сопла 3, смесительной головки 4 с расположенной по ее оси двухкомпонентной центробежной форсункой 5 с соответствующими коллекторами 6 и 7 компонентов топлива на входе в тангенциальные каналы 8 и 9, наружной центробежной форсунки 10 и внутренней центробежной форсунки 11, а коллектор наружной форсунки дополнительно сообщен через щелевой кольцевой канал 12 с коллектором 13, струйных форсунок 14.

В коллекторе наружной центробежной форсунки установлено герметично кольцо 15 с дополнительным коллектором 16, который сообщен с основным коллектором тангенциальными каналами 17, направленными в ту же сторону, что и тангенциальные каналы 8 наружной центробежной форсунки. С целью достижения более высокой равномерности, плоскость расположения тангенциальных каналов 17, соединяющих дополнительный коллектор с основным, смещена относительно плоскости расположения тангенциальных каналов 8 наружной центробежной форсунки. Дополнительный коллектор может быть выполнен в виде кольцевой канавки 18 (показана условно) на поверхности наружной форсунки в зоне входных тангенциальных каналов 8 наружной центробежной форсунки.

Внутренняя центробежная форсунка 11 имеет торцевую заглушку 19, образующую коллектор 7 с осевым подводом 20 компонента топлива, позволяющим создать равные условия на входе в тангенциальные каналы 9.

Каналы 21 и 22 предназначены для подачи компонентов топлива соответственно в коллекторы 6 и 7.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. При подаче команды на запуск компоненты топлива по каналам 21 и 22 поступают в коллекторы 6 и 7 наружной 10 и внутренней 11 форсунок. Далее часть топлива для наружной форсунки поступает через щелевой канал 12 в коллектор струйных форсунок 13 и через струйные форсунки 14 истекает в камеру сгорания. Вторая часть топлива поступает через тангенциальные каналы 17, совпадающие с направлением тангенциальных каналов 8 центробежной форсунки, в дополнительный коллектор 16 (18). При этом за счет последовательного двухступенчатого движения жидкости через тангенциальные каналы, а также за счет смещения плоскости осей тангенциальных каналов 17 дополнительного коллектора относительно плоскости осей тангенциальных каналов 8 наружной форсунки 10 обеспечивается высокая равномерность расхода по сечению в сопле форсунки 10 и, как следствие, равномерность распыла форсунки в целом.

Второй компонент топлива, поступающий через канал 22 и осевой подвод 20, равномерно растекается по коллектору 7, чем создаются равные условия на входах тангенциальных каналов 9 внутренней форсунки 11. Столкновение пелен компонентов топлива происходит в районе среза сопел соосных центробежных форсунок 10 и 11. Равномерное распределение компонентов топлива по периметру способствует устойчивому протеканию процессов воспламенения и горения в объеме камеры сгорания 2. Продукты сгорания ускоряются в процессе расширения в сопле 3 и создают необходимое управляющее усилие двигателя.

Данное решение позволяет существенно уменьшить объем кольцевого коллектора 6 за счет заполнения его дополнительным коллектором 15 и сократить его геометрические размеры, т.к. не требуется значительный объем для выравнивания входных параметров компонента топлива в тангенциальные каналы 8.


Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги
Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги
Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
10.05.2018
№218.016.42ad

Двигательный модуль космического летательного аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции двигательных модулей. Двигательный модуль космического летательного аппарата (КЛА) состоит минимум из двух шпангоутов и трех баков для топлива с верхними полюсными элементами, соединенными с верхним шпангоутом, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649539
Дата охранного документа: 03.04.2018
13.03.2019
№219.016.dec8

Смесительная головка жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к ракетной технике, а более конкретно - к организации смесеобразования жидких самовоспламеняющихся компонентов топлива в камере жидкостного ракетного двигателя малой тяги (ЖРДМТ). Смесительная головка состоит из корпуса с каналами подачи окислителя и горючего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681564
Дата охранного документа: 11.03.2019
20.04.2019
№219.017.3508

Устройство для измерения усилий

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при измерении механических усилий различного происхождения. Устройство для измерения усилий содержит динамометрическую платформу на упругих опорах, датчик перемещения, программно-управляемый генератор сигналов, подключенный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685443
Дата охранного документа: 18.04.2019
27.06.2019
№219.017.98d2

Ионный ракетный двигатель

Изобретение относится к области электростатических ракетных двигателей. Двигатель состоит из ионизатора с каналом подачи рабочего тела, ускоряющего электрода и нейтрализатора, подключенных к источнику высокого напряжения. Ионизатор выполнен в виде пучка углеродных волокон, закрепленного одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692594
Дата охранного документа: 25.06.2019
18.03.2020
№220.018.0cf8

Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к организации смесеобразования жидкостного ракетного двигателя особо малой тяги на самовоспламеняющихся компонентах топлива. Камера содержит смесительную головку с каналами подачи компонентов топлива со струйными форсунками окислителя и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716778
Дата охранного документа: 16.03.2020
14.05.2020
№220.018.1bd6

Смесительная головка жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно - к смесительным головкам жидкостных ракетных двигателей малой тяги и особо малой тяги (0,3-0,5 Н) на самовоспламеняющихся компонентах топлива. Смесительная головка состоит из корпуса, струйных форсунок окислителя и горючего с пересекающимися...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002720657
Дата охранного документа: 12.05.2020
14.05.2020
№220.018.1bef

Импульсный плазменный электрический реактивный двигатель

Изобретение относится к электрореактивным двигателям импульсного действия, использующим в качестве рабочего тела жидкофазную рабочую среду. Двигатель состоит из анода и катода с разрядным промежутком линейного типа, сформированных на цилиндрической поверхности диэлектрика, смоченного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002720602
Дата охранного документа: 12.05.2020
24.06.2020
№220.018.2a40

Способ организации рабочего процесса в жидкостном газогенераторе

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается способа организации рабочего процесса в жидкостном газогенераторе. Способ заключается в подаче горючего и окислителя с помощью смесительной головки с использованием соосных центробежных форсунок при близком к стехиометрическому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724067
Дата охранного документа: 19.06.2020
24.07.2020
№220.018.37ca

Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Камера жидкостного ракетного двигателя содержит камеру сгорания, сопло и смесительную головку, с расположенной по ее оси двухкомпонентной центробежной форсункой, с соответствующими коллекторами компонентов топлива на входе в тангенциальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727736
Дата охранного документа: 23.07.2020
15.05.2023
№223.018.58a5

Регулятор расхода и пусковое устройство с регулятором расхода

Изобретение относится к регуляторам расхода прямого действия и может применяться в различных устройствах, например в ракетных двигателях для поддержания расхода или заданного соотношения компонентов топлива. Регулятор содержит корпус с входной и выходной полостями, втулку с выходным каналом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002764474
Дата охранного документа: 17.01.2022
Показаны записи 1-10 из 11.
10.01.2014
№216.012.950a

Импульсный электрический реактивный двигатель

Изобретение относится к электрореактивным двигателям, использующим электронно-детонационный тип разряда. Двигатель состоит из анода и катода с разрядным промежутком между ними, заполненным жидким рабочим телом в виде пленки. Электроды анод и катод выполнены из магнитомягкого материала, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503848
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.05.2014
№216.012.c824

Клапан с электромагнитным двухпозиционным приводом

Изобретение относится к электромагнитным двухпозиционным клапанам, а также может быть использовано для привода различных переключателей и импульсных насосов. Клапан с электромагнитным двухпозиционным приводом состоит из запорного органа, корпуса с магнитопроводом, якоря, электромагнитной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517002
Дата охранного документа: 27.05.2014
27.09.2014
№216.012.f880

Устройство пусковое стабилизирующее

Изобретение относится преимущественно к ракетной технике и используется для поддержания заданного расхода компонентов топлива при изменении давления на входе в двигатель. Устройство имеет регулирующий орган, с соответствующим ему дросселирующим отверстием, корпус с входной и выходной полостями,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529453
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.11.2014
№216.013.04da

Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а конкретно к жидкостным ракетным двигателям малой тяги, используемым в качестве исполнительных органов систем управления движением космических летательных аппаратов. Камера состоит из смесительной головки с трактами подачи компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532640
Дата охранного документа: 10.11.2014
13.01.2017
№217.015.8e29

Блок ракетных двигателей малой тяги

Изобретение относится к ракетным двигателям малой тяги, предназначенным для управления положением космических летательных аппаратов. Блок ракетных двигателей включает в себя смесительную головку, клапаны подачи топлива с запорными органами, седлом, тарелью и силовым приводом, смесительные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605267
Дата охранного документа: 20.12.2016
19.01.2018
№218.015.ff64

Двигательная установка космического летательного аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции двигательных установок (ДУ) космического назначения. ДУ состоит из топливных баков с газовой и топливной горловинами, системы подачи топлива, системы исполнительных органов, включающей, как минимум, отклоняющие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629586
Дата охранного документа: 30.08.2017
10.05.2018
№218.016.42ad

Двигательный модуль космического летательного аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции двигательных модулей. Двигательный модуль космического летательного аппарата (КЛА) состоит минимум из двух шпангоутов и трех баков для топлива с верхними полюсными элементами, соединенными с верхним шпангоутом, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649539
Дата охранного документа: 03.04.2018
10.07.2019
№219.017.acd9

Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к ракетным двигателям реактивных систем управления космических летательных аппаратов. Камера ЖРДМТ содержит корпус камеры, смесительную головку со струйными форсунками подачи окислителя и горючего, направленными под острым углом на внутреннюю поверхность камеры сгорания, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002318130
Дата охранного документа: 27.02.2008
24.06.2020
№220.018.2a40

Способ организации рабочего процесса в жидкостном газогенераторе

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается способа организации рабочего процесса в жидкостном газогенераторе. Способ заключается в подаче горючего и окислителя с помощью смесительной головки с использованием соосных центробежных форсунок при близком к стехиометрическому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724067
Дата охранного документа: 19.06.2020
24.07.2020
№220.018.37ca

Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Камера жидкостного ракетного двигателя содержит камеру сгорания, сопло и смесительную головку, с расположенной по ее оси двухкомпонентной центробежной форсункой, с соответствующими коллекторами компонентов топлива на входе в тангенциальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727736
Дата охранного документа: 23.07.2020
+ добавить свой РИД