×
15.07.2020
220.018.329a

Результат интеллектуальной деятельности: Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью заключается в следующем. Устанавливают в соответствии с типом опорной поверхности уровень температуры протектора шины колеса, находящегося на этой поверхности. Производят изменение температуры протектора шины посредством элемента, который устанавливают на шине под протектором, соединенного с электрической цепью мобильной машины регулятором установки уровня температуры протектора шины, связанным с блоком управления, блоком экстренного включения регулирования температуры протектора шины и с датчиком температуры через токосъемник. В качестве элемента, который устанавливают на шине под протектором, используют термоэлектрический преобразователь, преимущественно из последовательно включенных элементов Пельтье, с одним видом спаев, размещенным под протектором, и другим видом спаев, размещенным в полости шины. Изменение температуры протектора шины осуществляют в режиме ручного управления включением и выключением питания, или в режиме автоматического управления включением и выключением нужного режима для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нужного режима для быстрого достижения оптимальной температуры. Расширяются функциональные возможности способа за счет обеспечения не только нагрева протектора, но и его охлаждения, и расширения за счет этого рабочего диапазона температур, обеспечивающих повышенные значения коэффициента сцепления. Технический результат – расширение функциональных возможностей в улучшении сцепления шин с опорной поверхностью. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству безрельсовых колесных транспортных средств, в частности к производству автомобилей, колесных тракторов и других колесных мобильных машин.

Взаимодействие колесной мобильной машины при движении происходит в контакте пневматических шин с опорной поверхностью. При этом передаются реакции дороги, тяговые, тормозные силы, силы сопротивления качению. Тягово-скоростные и тормозные эксплуатационные свойства мобильной машины зависят от силы сцепления шины колеса с опорной поверхностью, определяемой произведением нормальной нагрузки на коэффициент сцепления. Величина коэффициента сцепления зависит как от вида опорной поверхности, так и от конструкции пневматических шин, а также от температуры внешней поверхности протектора и влияет на безопасность движения.

Известен способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью, включающий установление зависимости между рисунком протектора и коэффициентом сцепления шин и выбор рисунка протектора, в наибольшей степени соответствующего виду опорной поверхности (Иларионов В.А. Теория конструкции автомобиля / В.А. Иларионов, М.М. Морин, Я.Е. Фаробин, А.А. Юрчевский. - М.: Машиностроение, 1985 - С. 229-231; Осепчугов В.В. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета / В.В. Осепчугов, А.К. Фрумкин. - М.: Машиностроение, 1989. - С. 278-279).

Недостатком такого способа является невысокая эффективность, так как, во-первых, число рисунков протектора ограничено по сравнению с разновидностями опорных поверхностей, во-вторых, одна и та же опорная поверхность может менять свои характеристики.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью путем изменения температуры протектора шины в сторону ее повышения во время движения мобильной машины в режиме ручного управления включением и выключением питания, то есть, нагрева протектора шины, или в режиме автоматического управления включением и выключением нужного режима, то есть, нагрева протектора шины, для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нужного режима, то есть, нагрева протектора шины, для быстрого достижения оптимальной повышенной температуры посредством электрического нагревательного элемента, который устанавливают на шине под протектором, соединенного с электрической цепью мобильной машины регулятором установки уровня температуры, то есть нагрева протектора шины, связанным с блоком управления, предназначенным для подачи питания от электрической цепи мобильной машины, блоком экстренного включения регулирования температуры протектора шины, то есть, нагрева протектора шины, и с датчиком температуры через токосъемник (патент RU 2652872, МПК (51) В60С 27/06 (2006.01), В60В 39/00(2006.01), В60С 11/00(2006.01)).

Недостатком данного способа является ограниченные возможности по регулированию температуры протектора, так как обеспечивается только повышение температуры, в то время как возможны потребности по снижению его температуры.

Техническая проблема, решение которой обеспечивается при осуществлении изобретения, заключается в создании способа повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью с расширенными функциональными возможностями за счет обеспечения не только нагрева протектора, но и его охлаждения, и расширения за счет этого рабочего диапазона температур, обеспечивающих повышенные значения коэффициента сцепления.

Решение настоящей технической проблемы достигается тем, что в способе повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью путем изменения температуры протектора шины в режиме ручного управления включением и выключением питания, или в режиме автоматического управления включением и выключением нужного режима для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нужного режима для быстрого достижения оптимальной температуры посредством элемента, который устанавливают на шине под протектором, соединенного с электрической цепью мобильной машины регулятором установки уровня температуры протектора шины, связанным с блоком управления, блоком экстренного включения регулирования температуры протектора шины и с датчиком температуры через токосъемник, согласно изобретению в качестве элемента, который устанавливают на шине под протектором, используют термоэлектрический преобразователь, преимущественно из последовательно включенных элементов Пельтье, с одним видом спаев, размещенным под протектором, и другим видом спаев, размещенным в полости шины, соединенного с электрической цепью мобильной машины блоком управления, предназначенным для изменения направления движения электрического тока в цепи на обратное при необходимости обеспечения нагрева или охлаждения протектора.

Эффективное регулирование температуры шин с повышенным удобством реализации процесса обусловлены использованием в качестве элемента, который устанавливают на каждой шине под протектором, термоэлектрического преобразователя, преимущественно из последовательно включенных элементов Пельтье, с одним видом спаев, размещенным под протектором, и другим видом спаев, размещенным в полости шины, с присоединением термоэлектрического преобразователя к автономной электрической цепи мобильной машины блоком управления, предназначенным для изменения направления движения электрического тока в цепи на противоположное при необходимости обеспечения нагрева или охлаждения протектора и осуществлением прогрева или охлаждения протектора шины в режиме либо ручного управления включением и выключением термоэлектрического преобразователя, либо автоматического управления для достижения заданного диапазона температур, либо автоматического экстренного включения от соответствующего датчика температуры, например в режиме экстренного торможения или разгона. При этом спаи термоэлектрического преобразователя, являющегося теплообменным элементом, находятся в одном из трех состояний: нагревание, охлаждение и без теплообмена с окружающей средой. Для регулирования температурного режима при выходе температуры протектора шины из допустимого диапазона включают посредством блока управления питание термоэлектрического преобразователя, преимущественно из последовательно включенных элементов Пельтье, соответственно на нагрев или охлаждение спаев, находящихся в протекторе, причем вид спаев, размещенный в полости шины, соответственно охлаждается или нагревается, производя теплообмен с внешней средой, например воздухом во внутренней полости шины. За счет такой регулировки температура протектора находится в заданном диапазоне, обеспечивая повышенное значение коэффициента сцепления.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображена схема использования способа повышения коэффициента сцепления шины колеса автомобиля с опорной поверхностью.

Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью осуществляется следующим образом.

Устанавливают в соответствии с типом опорной поверхности 1 уровень температуры протектора 2 шины 3 колеса 4, находящегося на этой поверхности. Затем производят изменение температуры протектора 2 каждой шины 3 до установленного уровня термоэлектрическим преобразователем 5, связанным через токосъемник 6 с датчиком 7 температуры и блоком 8 управления, предназначенным для изменения направления движения электрического тока в цепи на обратное при необходимости обеспечения нагрева или охлаждения протектора, подключенным к регулятору 9 установки уровня температуры протектора шины и блоку 10 экстренного включения регулирования температуры протектора шины, причем термоэлектрический преобразователь 5 устанавливают под протектором 2 шины 3. Термоэлектрический преобразователь 5 используют преимущественно из последовательно включенных элементов Пельтье, с одним видом спаев, размещенным под протектором 2, и другим видом спаев, размещенным в полости шины 3.

Изменение температуры протектора 2 шины 3 производят в режиме ручного управления включением и выключением питания, или в режиме автоматического управления включением и выключением нужного режима для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нужного режима для быстрого достижения оптимальной температуры, который используют в критических ситуациях, например, при экстренном торможении.

Таким образом, предложенный способ обеспечивает установленный уровень температуры протектора 2 шины 3 на основании сигнала датчика 7 температуры посредством включения и выключения нагрева или охлаждения, реализуемого блоком 8 управления, предназначенным для изменения направления движения электрического тока в цепи на обратное при необходимости обеспечения нагрева или охлаждения протектора. При экстренном торможении предложенный способ обеспечивает переход на повышенный нагрев или охлаждение, несмотря на возможный увеличенный износ шин. При выключении зажигания регулирование температуры отключается.

Следовательно, предложенный способ повышения коэффициента сцепления шин автомобиля с опорной поверхностью позволяет обеспечить эффективный нагрев или охлаждение шин до требуемой температуры в соответствии с условиями движения мобильной машины и типом опорной поверхности.

Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью путем изменения температуры протектора шины в режиме ручного управления включением и выключением питания, или в режиме автоматического управления включением и выключением нужного режима для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нужного режима для быстрого достижения оптимальной температуры посредством элемента, который устанавливают на шине под протектором, соединенного с электрической цепью мобильной машины регулятором установки уровня температуры протектора шины, связанным с блоком управления, блоком экстренного включения регулирования температуры протектора шины и с датчиком температуры через токосъемник, отличающийся тем, что в качестве элемента, который устанавливают на шине под протектором, используют термоэлектрический преобразователь, преимущественно из последовательно включенных элементов Пельтье, с одним видом спаев, размещенным под протектором, и другим видом спаев, размещенным в полости шины, соединенного с электрической цепью мобильной машины блоком управления, предназначенным для изменения направления движения электрического тока в цепи на обратное при необходимости обеспечения нагрева или охлаждения протектора.
Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью
Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 140.
27.03.2016
№216.014.dcbf

Способ получения сорбента для очистки воды

Изобретение относится к области сорбционной очистки воды. Способ получения сорбента для очистки воды включает обработку гречневой лузги в растворе гидроксида натрия c концентрацией 500 мг/л в течение двух часов. Соотношение твердой и жидкой фазы при обработке составляет 1:(3-5). Отделение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579129
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.06.2016
№217.015.04a4

Осевая гидротурбина

Изобретение относится к малой гидроэнергетике. Осевая гидротурбина содержит направляющий аппарат с внутренним корпусом 2, установленным на валу 11, рабочее колесо 5, размещенное в камере 6, с лопастями 7 криволинейной формы, закрепленными на корпусе 8, струевыравнивающую часть, выполненную из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587396
Дата охранного документа: 20.06.2016
27.04.2016
№216.015.38f0

Способ индукционного упрочнения почвообрабатывающего рабочего органа

Способ индукционного упрочнения почвообрабатывающего рабочего органа предназначен для использования в сельхозмашиностроении, строительной и других отраслях промышленности. На упрочняемую поверхность почвообрабатывающего рабочего органа детали наносят шихту, содержащую, мас.%: сормайтовую крупку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582840
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.04.2016
№216.015.3965

Способ формирования сортового профиля в закрытых калибрах

Способ относится к обработке металлов давлением в прокатном и волочильном производстве. Способ включает многоступенчатую деформацию заготовки в ряде калибров, образованных ручьями смежных валков роликовой волоки при сопряжении их контактных поверхностей, путем формирования профиля на отдельных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582839
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.04.2016
№216.015.39a3

Роликовый подшипник качения (варианты)

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Роликовый подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца, снабженные цилиндрическими дорожками качения с буртиками (3) с обеих сторон дорожек качения, тела качения в виде цилиндрических роликов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582630
Дата охранного документа: 27.04.2016
10.05.2016
№216.015.3bc9

Способ идентификации операции механической обработки

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано для прогнозирования параметров качества обрабатываемой поверхности. Способ включает формирование полигармонического возбуждающего воздействия на входе металлообрабатывающего станка путем взаимодействия инструмента станка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583557
Дата охранного документа: 10.05.2016
20.08.2016
№216.015.4ed3

Паста для индукционной наплавки

Изобретение может быть использовано для индукционной наплавки при упрочнении деталей машин и механизмов, подвергаемых интенсивному изнашиванию, в частности средств сельскохозяйственного и дорожно-строительного назначения. Паста содержит компоненты в следующем соотношении, мас. %: карбид бора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595180
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.50d6

Субстрат для выращивания грибов grifola frondosa

Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к грибоводству. Для приготовления субстрата для выращивания плодовых тел грибов Grifola frondosa используют березовые опилки и минеральные компоненты в следующем соотношении, мас.%: березовые опилки - 65,0-80,0; пшеничные отруби -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595737
Дата охранного документа: 27.08.2016
12.01.2017
№217.015.5820

Двухрядный роликовый подшипник качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (4) с двумя цилиндрическими дорожками качения (5), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (6), наружное разрезное кольцо (1),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588288
Дата охранного документа: 27.06.2016
12.01.2017
№217.015.58e1

Двухрядный роликовый подшипник качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (5) с двумя цилиндрическими дорожками качения (6), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (7), и снабженное буртиком (8) на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588299
Дата охранного документа: 27.06.2016
Показаны записи 1-10 из 10.
10.06.2013
№216.012.492d

Гидропневматический аккумулятор

Аккумулятор предназначен для транспортных машинах с двигателями внутреннего сгорания. Внутренняя полость корпуса устройства разделена на газовую и жидкостную камеры изменяемого объема. Между этими камерами размещен разделительный элемент, выполненный в виде поршня. С газовой камерой соединен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484313
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.01.2014
№216.012.93e2

Сцепное устройство тягача

Изобретение относится к сцепным устройствам сельскохозяйственных тракторов, оборудованных задним навесным устройством четырехзвенного типа для обеспечения возможности буксирования прицепных звеньев. Сцепное устройство тягача снабжено четырехзвенным навесным механизмом и содержит верхнюю и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503552
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.10.2015
№216.013.8894

Способ управления мобильной машиной при движении задним ходом

При движении автомобиля передним ходом к месту парковки включают регистрирующее устройство в режим записи кнопкой, расположенной на центральной консоли. Во время движения автомобиля передним ходом к месту парковки и на основе показания датчика угла поворота колеса производят непрерывно запись...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566567
Дата охранного документа: 27.10.2015
25.08.2017
№217.015.965a

Способ определения положения мобильной машины на плоскости

Способ определения положения мобильной машины на плоскости основан на определении положения мобильной машины на плоскости путем использования электромагнитного излучения, полученного от передатчика и воспринимаемого принимающим устройством, установленным на движущейся мобильной машине, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608792
Дата охранного документа: 24.01.2017
19.01.2018
№218.016.0780

Мобильная машина с повышенными эксплуатационными свойствами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Мобильная машина с повышенными эксплуатационными свойствами содержит кузов, в котором расположены тормозное управление, двигатель с трансмиссией, колеса, взаимодействующие с опорной поверхностью. В передней части машины установлен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631377
Дата охранного документа: 22.09.2017
04.04.2018
№218.016.3545

Способ воспламенения рабочей смеси в цилиндрах газодизельного двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ включает подачу в цилиндр с нагретой за счет сжатия основной рабочей смеси воздуха и газа дополнительной порции жидкого топлива, воспламеняющей основную рабочую смесь. В качестве дополнительной порции жидкого топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645847
Дата охранного документа: 28.02.2018
10.05.2018
№218.016.4fad

Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью

Изобретение предназначено для использования в безрельсовых колесных транспортных средствах. Для прогрева протектора каждой шины до повышенной температуры используют электрический нагревательный элемент, который устанавливают под протектором шины, связанный через токосъемник с датчиком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652872
Дата охранного документа: 03.05.2018
05.07.2018
№218.016.6b6a

Силовая установка гибридной мобильной машины

Силовая установка гибридной мобильной машины относится к машиностроению, а именно к производству автомобилей, колесных тракторов и других колесных мобильных машин. Силовая установка содержит двигатель внутреннего сгорания с впускными и выпускными трубопроводами каждого цилиндра, систему выпуска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659111
Дата охранного документа: 28.06.2018
15.03.2019
№219.016.e11b

Способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы поршневого двигателя внутреннего сгорания. Для осуществления способа производят всасывание в цилиндр воздуха, сжатие воздуха в цилиндре, подачу жидкого топлива под давлением в пространство цилиндра между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002403411
Дата охранного документа: 10.11.2010
15.06.2019
№219.017.83b1

Способ повышения силы сцепления колес мобильной машины с опорной поверхностью

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству безрельсовых колесных транспортных средств, в частности к производству автомобилей, колесных тракторов и других колесных мобильных машин. Способ включает пропускание постоянного электрического тока от источника тока через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691527
Дата охранного документа: 14.06.2019
+ добавить свой РИД