×
11.07.2020
220.018.31d5

Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002726095
Дата охранного документа
09.07.2020
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства слоев оснований дорожной одежды автомобильных и железных дорог. Техническим результатом является получение экономически эффективного дорожно-строительного материала на основе отходов дробления горных пород и отходов теплоэнергетики с оптимальными физико-механическими характеристиками при пониженном содержании вяжущего, что позволит расширить сырьевую базу для дорожного строительства. Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды содержит песок из отсевов дробления фракции 0-5 мм; золу уноса сухого улавливания; минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками; полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ : поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата, при следующем соотношении компонентов, мас. %: песок из отсевов дробления - 50-60; зола уноса - 20-10; портландцемент 10-7; полимерный композит 0,5-0,9 (сверх 100%); вода - 20-23. 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства слоев оснований дорожной одежды автомобильных и железных дорог.

Актуальной задачей рационального природопользования является утилизация крупнотоннажных отходов производства, которая возможна лишь в дорожном строительстве за счет крупнотоннажного прямого использования. Исследование возможности вовлечения отходов производства, модифицированных добавками различной природы, в дорожное строительство является важной задачей, позволяющей снизить расход дорогостоящих материалов и решить комплекс острых экологических проблем.

Известен укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных дорог и покрытий переходного типа, содержащий песчаный или супесчаный грунт, высококальциевую золу уноса и воду (патент РФ №2389844, опубл. 2010 г.). Укрепленный грунт дополнительно содержит хлорное железо и полимерсодержащий раствор - отход производства автомобильных шин, включающий каучук в виде латекса ДМВП-10Х в количестве 7 мас. % и каучук в виде латекса СКД 1С в количестве 7 мас. %, при следующем соотношении компонентов, мас. %: песчаный или супесчаный грунт - 75-77, высококальциевая зола уноса - 14-16, хлорное железо - 0,13-0,20, указанный полимерсодержащий раствор - 0,12-0,17, вода - остальное.

Данный укрепленный грунт для дорожного строительства характеризуется сравнительно высокими значениями прочности, водостойкости и морозостойкости. Однако необходимость использования в качестве полимерсодержащего раствора отхода производства автомобильных шин, включающего каучук в виде латекса ДМВП-10Х и каучук в виде латекса СКД 1С, в определенной мере ограничивает доступность к широкому использованию такого производственного отхода.

Известен состав для устройства оснований дорожных одежд, включающий в качестве наполнителя щебень строительный фракции 5-60 мм и отходы щебеночного производства фракции 0-5 мм, золу уноса от сжигания каменного угля, отходы известкового производства - известь-пушонка, а также подмыльный щелок (патент РФ №2135681, опубл. 27.08.1999 г.). Недостатком данного золоминерального состава является малая массовая доля связующих, препятствующих в начальный период строительства выщелачиванию солей тяжелых металлов из дорожной одежды в окружающую среду.

Наиболее близким по техническому решению, принятым за прототип, является золоминеральный состав для оснований дорожных одежд (патент РФ №2350709, опубл. 27.03.2009 г.), содержащий в качестве наполнителя песок фракции до 3 мм, отсев щебеночного производства фракции до 10 мм, зола от сжигания осадка сточных вод с удельной поверхностью 200-300 м2/кг, насыпной плотностью 0,7-0,8 г/м, содержанием SiO2 - 50-60% и рН 12-13,5, в качестве связующих - битум и цемент при следующем соотношении компонентов, мас. %: песок фр. до 3 мм - 10-18; отсев щебеночного производства фр. до 10 мм - 10-15; зола от сжигания осадка сточных вод - 35-55; нефтяной дорожный битум - 5-10; портландцемент не ниже 400 - 6-12; вода 15-20% от массы смеси.

Недостатком данной смеси является необходимость смешивания всех пяти компонентов в три стадии с применением дополнительной смесительной техники. На третьей стадии в работающий смеситель добавляется необходимый объем воды, после чего готовая масса выгружается в самосвал и доставляется к месту производства работ. Это не позволяет обеспечить оптимальное увлажнение смеси, за счет испарения воды в момент доставки, кроме того является трудоемким и экономически нецелесообразным процессом. Максимальная прочность получаемого материала достигается при введении в состав 12% цемента, что также является экономически неэффективным.

Задачей изобретения является получение экономически эффективного дорожно-строительного материала на основе отходов дробления горных пород и отходов теплоэнергетики с оптимальными физико-механическими характеристиками при пониженном содержании вяжущего, что позволит расширить сырьевую базу для дорожного строительства.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом составе для устройства слоев оснований дорожной одежды содержится песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 фракции 0-5 мм; зола уноса сухого улавливания по ГОСТ 25818-2017; минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками по ГОСТ 31108-2016; полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

песок из отсевов дробления 50-60
зола уноса 20-10
портландцемент 10-7
полимерный композит 0,5-0,9 (сверх 100%)
вода 20-23

Достижение указанного технического результата обусловлено образованием межмолекулярных водородных связей при взаимодействии поли(1-карбамоилэтилена) с продуктами гидролиза поливинилацетата, что способствует равномерному распределению и закреплению связующего. Использование полимерного композита в составе дорожно-строительного материала позволяет повысить предел прочности при сжатии и на растяжение при изгибе.

Характеристика исходных материалов:

1. Песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 фракции 0-5 мм.

2. Зола уноса сухого улавливания по ГОСТ 25818-2017, тип - кислая, с удельной поверхностью - не менее 150 м2/кг, влажностью - не более 1%, Аэфф - не более 370 Бк/кг, с содержанием оксида кальция (СаО) - не более 10%, потеря массы при прокаливании (п.п.п.) - не более 25 мас. %.

3. Минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками по ГОСТ 31108-2016: тип ЦЕМII; класс прочности - 32,5; быстротвердеющий.

4. Полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата (синтезирован в воде при 60°С; массовое соотношение ПАВ - 3:7).

5. Вода по ГОСТ 23732-2011.

Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды разработан в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94 путем подбора оптимального количества вяжущего в процентах от массы полученного техногенного грунта, состоящего из смеси песка из отсевов дробления и золы уноса с учетом оптимальной влажности. Основными критериями оценки оптимальности состава являлись прочностные характеристики.

Пример. В воздушно-сухую смесь песка из отсевов дробления фракции 0-5 мм по ГОСТ 31424-2010 и золы уноса сухого улавливания по ГОСТ 25818-2017 вносили вяжущее - портландцемент с минеральными добавками по ГОСТ 31108-2016. Состав смеси, мас. %: песок из отсева дробления - 50-60; зола уноса - 20-10; портландцемент - 10-7. Затем смесь перемешивали вручную и вводили полимерный композит (0,5-0,9 мас. % сверх 100%), растворенный в оптимальном количестве воды (20-23 мас. %), после чего снова перемешивали. Из полученной смеси каждого вида изготавливали образцы в соответствии с ГОСТ 23558-94. Прочностные характеристики получены на образцах, подвергнутых полному водонасыщению. Анализ физико-механических характеристик образцов проводили через 28 суток.

Физико-механические характеристики образцов приведены в таблице 1. Показано, что применение полимерного композита на основе поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата позволяет получить дорожно-строительный материал с оптимальными для дорожного строительства прочностными характеристиками в соответствии с ГОСТ 23558-94.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый состав для устройства слоев оснований дорожной одежды позволяет получать дорожно-строительный материал с прочностью при сжатии 5,2-7,3 МПа и растяжении при изгибе 0,8-1,5 МПа при содержании вяжущего 7-10 мас. %. По прототипу максимальная прочность при сжатии 7 МПа и растяжении при изгибе 1,2 МПа достигнута при содержании вяжущего 12 мас. %. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна». Сравнение заявляемого состава для устройства слоев оснований дорожной одежды с прототипом и другими аналогичными техническими решениями в данной области не позволили выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого состава для устройства слоев оснований дорожной одежды условию патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет получать экономически эффективный дорожно-строительный материал для устройства слоев оснований дорожной одежды с прочностью при сжатии 5,2-7,3 МПа и прочностью на растяжении при изгибе 0,8-1,5 МПа в соответствии с ГОСТ 23558-94. Применение в дорожном строительстве состава для устройства слоев оснований дорожной одежды позволит решить острые экологические проблемы путем комплексной утилизации отходов дробления горных пород и отходов теплоэнергетики.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
10.02.2013
№216.012.237a

Дицитратоборат гуанидиния, проявляющий антимикробные свойства

Изобретение относится к дицитратоборату гуанидиния, структурной формулы Дицитратоборат гуанидиния получают взаимодействием борной, лимонной кислот и гидрохлорида гуанидиния в молярном соотношении 1:2:1 соответственно, в воде при нагревании на водяной бане. Данное соединение обладает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474584
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.01.2016
№216.013.a21e

Способ укрепления грунта

Изобретение относится к области строительства, в частности к упрочнению грунта путем введения в грунт затвердевающих веществ, и может быть использовано для упрочнения оснований фундаментов, основания и тела земляного полотна железных и автомобильных дорог, в том числе и в условиях действия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573144
Дата охранного документа: 20.01.2016
20.01.2016
№216.013.a21f

Способ защиты свайного фундамента несущей опоры от воздействий сил морозного пучения грунта

Изобретение относится к области строительства, а именно к фундаментам и основаниям для отдельных несущих опор или мачт, впервые возводимых или восстанавливаемых при выполнении ремонтно-восстановительных работ в условиях слабых грунтов или глубокого сезонного промерзания грунта с применением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573145
Дата охранного документа: 20.01.2016
10.02.2016
№216.014.c483

Способ защиты бетонного фундамента от воздействий сил вспучивания замерзшего грунта

Изобретение относится к области строительства, а именно к фундаментам, возводимым в грунте, подверженном сезонным промерзаниям, и может быть использовано не только при возведении бетонных фундаментов, но также и при ремонтно-восстановительных работах в качестве мер защиты бетонного фундамента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574643
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.05.2016
№216.015.3d96

Способ создания противофильтрационного экрана в грунте

Изобретение относится к области строительства, в частности к упрочнению грунта путем введения в грунт затвердевающих веществ, и может быть использовано для защиты бетонных фундаментов, основания и тела земляного полотна железных и автомобильных дорог от воздействия грунтовых и поверхностных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583815
Дата охранного документа: 10.05.2016
20.01.2018
№218.016.193f

Укрепленный грунт для дорожного строительства

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для подготовки оснований автомобильных дорог путем укрепления грунта. Укрепленный грунт для дорожного строительства содержит, мас.%: природный грунт 50-60, цемент 10-15, зола-унос 15-20, водный раствор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636176
Дата охранного документа: 21.11.2017
12.07.2018
№218.016.709a

Состав для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. Состав для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог содержит, мас.%: отсев щебеночного производства фр. до 10 мм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660969
Дата охранного документа: 11.07.2018
24.01.2019
№219.016.b30d

Способ определения динамического состояния тягового двигателя с опорно-осевой подвеской

Изобретение относится к способам текущего контроля динамического состояния коллекторных электрических машин. В предлагаемом способе контроля динамического состояния коллекторных электрических машин на тяговый электродвигатель устанавливают датчики вибрации и регистрируют данные о его движении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677947
Дата охранного документа: 22.01.2019
29.03.2019
№219.016.ee6f

Способ изготовления светопроницаемого тонкопленочного солнечного модуля на основе халькопирита

Способ изготовления светопроницаемого тонкопленочного солнечного модуля на основе халькопирита включает нанесение слоя металлических электродов на прозрачную предварительно очищенную подложку, формирование на ней слоя металлических электродов в виде массива поочередно расположенных отдельных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682836
Дата охранного документа: 21.03.2019
09.06.2019
№219.017.7607

Состав грунтобетонной смеси и способ применения ее в строительстве

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения. Состав грунтобетонной смеси содержит, мас.%: техногенный грунт 80,5-83,7, минеральное вяжущее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691042
Дата охранного документа: 07.06.2019
+ добавить свой РИД