×
09.07.2020
220.018.308c

Центробежно-шестеренный насос

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002725915
Дата охранного документа
07.07.2020
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, использующих блок совмещённых насосов, состоящих из центробежной ступени (ЦС) низкой напорности и шестерённой ступени (ШС) высокой напорности. Центробежно-шестерённый насос (ЦШН) содержит корпус, в котором расположены ЦС с рабочим колесом, выполненным в виде крыльчатки, кинематически связанной с ведущей шестерней и (ШС), состоящей из ведущей и ведомой шестерни, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках. В подшипниках выполнены кольцевые и продольные проточки, а в крыльчатке - отверстия для протока рабочей жидкости, поступающей из полости входа в (ШС). Конструкция позволяет использовать для отвода тепла из зон трения (по торцам и цапфам шестерен) топливо с более низкой температурой - со входа в (ШС), что уменьшает износ подшипников, увеличивает КПД и ресурс насоса. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, использующих блок совмещённых насосов, состоящих из центробежной ступени низкой напорности (ЦС) и шестерённой ступени высокой напорности (ШС).

Известен шестеренный насос (см. патент РФ №2263822, F04C2/08 от 01.06.2001 г.), содержащий две шестерни с цапфами и подшипники скольжения, в которых вращаются цапфы каждой шестерни насоса. В указанном устройстве дополнительный отвод тепла из зоны контакта цапф шестерён с подшипниками скольжения производится за счёт подачи в зону контакта рабочей жидкости высокого давления с выхода шестерённого насоса (ШН), которая проходит по зазору между цапфами шестерён и подшипниками скольжения в зону входа в ШС.

Недостатком данного устройства является использование для удаления тепла из зон трения, по торцам и цапфам шестерен рабочей жидкости с выхода из ШН, нагретой после прохождения через ШС высокого давления, что снижает ресурс и КПД насоса, а также увеличивает степень износа подшипников скольжения.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является центробежно-шестерённый насос (ЦШН) (см. патент РФ №2260715, F04D13/12 от 09.02.2004 г.), содержащий ЦС с рабочим колесом и ШС с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках скольжения. В указанном прототипе используется такая же схема охлаждения (удаление тепла из зон трения по торцам и цапфам шестерен осуществляется рабочей жидкостью с выхода из ШС, нагретой после прохождения через ШС высокого давления).

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является уменьшение износа подшипников, а также увеличение КПД и ресурса ЦШН.

Для достижения указанного технического результата в ЦШН, содержащем корпус, в котором расположены ШС с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках-подпятниках скольжения (далее - подшипниках), ЦС с крыльчаткой (рабочим колесом, кинематически связанной с ведущей шестерней), в крыльчатке выполнены отверстия, а в подшипниках-подпятниках кольцевые и продольные проточки, расположенные в зонах трения торцами и цапфами шестерен и соединяющие вход в ШС со входом в ЦС, через отверстия, выполненные в крыльчатке.

Выполнение в подшипниках проточек, а в крыльчатке отверстий для протока рабочей (охлаждающей) жидкости, поступающей из полости входа в ШС позволяет уменьшить износ подшипников, а также увеличить КПД и ресурс ЦШН.

Конструкция предлагаемого ЦШН представлена на фиг. 1. На фиг. 2 представлено направление потока рабочей жидкости в подвижных подшипниках. На фиг.3 представлено направление потока рабочей жидкости в неподвижных подшипниках.

В корпусе 1, между крышкой 2 и фланцем 3 располагаются ЦС и ШС, состоящие из подвижных подшипников 4, 5 и неподвижных подшипников 6, 7, в которых установлены на цапфах ведущая 8 и ведомая 9 шестерни. На ведущей шестерни 8 соосно установлена крыльчатка 10 ЦН с отверстиями 11. На торцах подшипников 4, 5, 6, 7 выполнены кольцевые проточки 12-15, и подведённые к ним в зоне контакта с цапфами продольные проточки 16-19.

Центробежно-шестерённый насос работает следующим образом:

От привода двигателя крутящий момент передаётся на ведущую шестерню 8 и крыльчатку 10.

Рабочая жидкость поступает на вход ЦС через отверстие в крышке 2 под давлением Рвх и выталкивается под давлением Рцн на вход в ШС.

Ведомая шестерня 9 приводится во вращение от ведущей шестерни 8 и они образует (совместно) ШС высокой напорности. Жидкость со входа в ШС (давление Рцн) подается в зоны трения по торцам шестерен через кольцевые проточки 12-15 подшипников 4-7 и далее по подведенным к подшипникам продольным проточкам 16-19 (см. фиг.2 и фиг.3) поступает в полость А, при этом жидкость отводит тепло из зон трения от разогретых деталей качающего узла ШС. Нагретая жидкость выводится из полости А на вход в ЦС через отверстия 11 в крыльчатке 10, тем самым унося избыточное тепло из ШС. Помимо охлаждающей функции продольные проточки 16-19 выполняют функцию смазки цапф шестерён.

Такое техническое решение позволяет уменьшить износ подшипников, а также увеличить КПД ЦШН, так как для охлаждения не расходуется жидкость высокого давления, и ресурс ЦШН, так как температура на входе в ШС ниже температуры на выходе из ШС.

Центробежно-шестерённый насос, содержащий корпус, в котором расположены шестерённая ступень с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках-подпятниках, и центробежная ступень с рабочим колесом, выполненным в виде крыльчатки, кинематически связанной с ведущей шестерней, отличающийся тем, что в крыльчатке выполнены отверстия, а в подшипниках-подпятниках - кольцевые и продольные проточки, расположенные в зонах трения с торцами и цапфами шестерен и соединяющие вход в шестеренную ступень со входом в центробежную ступень через отверстия, выполненные в крыльчатке.
Центробежно-шестеренный насос
Центробежно-шестеренный насос
Центробежно-шестеренный насос
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
21.07.2018
№218.016.7303

Способ контроля системы управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей (ГТД). В процессе штатной работы системы управления (СУ) с помощью встроенной системы контроля (ВСК) ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661802
Дата охранного документа: 19.07.2018
22.09.2018
№218.016.88dd

Устройство управления положением лопаток регулируемого направляющего аппарата

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей (ГТД). Устройство управления положением лопаток регулируемого направляющего аппарата (РНА) компрессора газотурбинного двигателя содержит регулируемый выходной дроссель, соединенный через силовой орган с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667200
Дата охранного документа: 17.09.2018
22.09.2018
№218.016.8965

Двухканальная система регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель

Двухканальная система регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя. Система содержит основной и резервный каналы управления, междроссельную камеру,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667201
Дата охранного документа: 17.09.2018
23.02.2019
№219.016.c5f2

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя (гтд)

Двухканальная система топливопитания и регулирования ГТД относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя. Система содержит основной и резервный каналы управления, междроссельную камеру, регулируемые дроссели,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680475
Дата охранного документа: 21.02.2019
26.07.2019
№219.017.b952

Дозатор газообразного топлива

Дозатор газообразного топлива относится к области регулирования газотурбинных двигателей (ГТД), работающих на газообразном топливе, и может быть использован для подачи газообразного топлива в камеру сгорания ГТД. Дозатор газообразного топлива содержит дозирующую иглу. Дозирующая игла связана с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695445
Дата охранного документа: 24.07.2019
02.10.2019
№219.017.d0ab

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя (ГТД) относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя. Система содержит золотник-селектор переключения с основного канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700989
Дата охранного документа: 24.09.2019
09.07.2020
№220.018.30c9

Способ контроля технического состояния насоса топливорегулирующей системы газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для диагностирования технического состояния насоса топливорегулирующей системы газотурбинного двигателя (ГТД). Способ диагностирования насоса топливорегулирования ГТД заключается в том, что на выбранной частоте вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725919
Дата охранного документа: 07.07.2020
14.05.2023
№223.018.54c1

Струйный датчик температуры

Изобретение предназначено для измерения температуры газовых потоков, например, в газотурбинном двигателе. Предложенный струйный датчик температуры содержит струйный генератор, снабженный резонансной камерой с разделителем, входным соплом и выпускным отверстием, которое через канал отвода газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002737596
Дата охранного документа: 01.12.2020
14.05.2023
№223.018.551a

Способ измерения объемного расхода струйным преобразователем

Изобретение относится к области определения объемного расхода газа или жидкости и может быть использовано в теплоэнергетической, газовой и других отраслях промышленности. Способ измерения объемного расхода струйным преобразователем (СПР) заключается в том, что газ или жидкость пропускают через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735899
Дата охранного документа: 09.11.2020
14.05.2023
№223.018.5649

Способ измерения ротаметром объемного расхода воздуха

Изобретение относится к области определения объемного расхода воздуха, в частности определения утечек воздуха через агрегат. Способ измерения ротаметром объемного расхода воздуха через агрегат заключается в том, что воздух от источника высокого давления пропускают в атмосферу через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002739142
Дата охранного документа: 21.12.2020
Показаны записи 1-1 из 1.
23.02.2019
№219.016.c5f2

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя (гтд)

Двухканальная система топливопитания и регулирования ГТД относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя. Система содержит основной и резервный каналы управления, междроссельную камеру, регулируемые дроссели,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680475
Дата охранного документа: 21.02.2019
+ добавить свой РИД