Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для изготовления эластичной зубной шины. Известен способ изготовления комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины получают полные анатомические оттиски челюстей. По оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин. Полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха. Подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате. Пластину прогревают пластину до состояния провисания ее в центральной части на глубину в 12-20 мм. Разогретую пластину опускают на гипсовую модель. Рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе. На внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы. Толщина промежуточного слоя составляет от 1 до 4 мм и может варьировать в зависимости от назначения шины. Указанный слой из полимерной пластмассы не должен достигать края внутреннего слоя, отмеченного на границе пластины. Расстояние от края внутреннего слоя до края промежуточного слоя должно составлять 5 мм. На рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем формируют наружный слой. Отступ в 5 мм промежуточного слоя от границ внутреннего слоя, дает возможность адгезии слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру индивидуальной защитной зубной шины. Для достижения адгезии внутреннего и наружного слоев рабочую модель с шиной фиксируют в артикулятор и равномерно разогревают со стороны зубов антагонистов. Смыкают артикулятор до перекрытия нижних зубов не более 1/3. Края изготовленной шины шлифуют и полируют. Готовую пластину промывают и дезинфицируют. Способ, за счет конструктивных особенностей, позволяет повысить эффективность профилактики травм челюстно-лицевой области (Патент РФ №2577758 от 20.07.2015).
Из уровня техники известна спортивная зубная шина изготавливаемая следующим образом - получают полные анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей, по оттискам отливают гипсовые модели, на них отмечают границы шин, модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии, производят разобщение модели на выбранную толщину шины (например, 2-3 мм). Осуществляют моделирование шины из воска: со стороны преддверия рта шина доходит до переходной складки, огибая уздечки и тяжи слизистой оболочки и покрывая верхнечелюстные бугры, на небной стороне кала захватывает зону поперечных складок, оставляя свободным небный шов. Таким образом, шина покрывает зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков. На нижней челюсти шина перекрывает жевательные поверхности боковых зубов до экватора. Гипсовую модель с восковой репродукцией шины гипсуют в кювету, выплавляют воск, покрывают изоляционным лаком гипсовую модель и контур-пресс-форму, осуществляют паковку эластической пластмассой (например, этиленвинилацетата), проводят прессовку кюветы, извлекают, формируют дыхательный просвет, корректируя высоту фронтальной части шины, уменьшая ее на 2 мм - 4 мм от расстояния физиологического покоя пациента; затем шину промывают и дезинфицируют (Патент РФ 2424027 от 20.07.2011). Известен одночелюстной эластопозиционер. Методика изготовления эластопозиционера. В предварительно изготовленной негативной гипсовой модели эластопозиционера на границе сегмента зубного ряда с дистопированными зубами с сегментом зубного ряда с ортогнатическим положением зубов устанавливаются переборки из алюминиевой фольги, предотвращающие чрезмерное перемешивание эластомеров с различной степенью жесткости. Замешанный эластомер с жесткостью по Shore SH50 наносится в области зубного ряда с дистопированными зубами, эластомер с жесткостью по Shore SH70 помещается на участках с ортогнатическим положением зубов. После заполнения кюветы комбинацией эластомеров переборки удаляются, и кювета помещается под винтовой пресс. Затем кювета фиксируется держателем и устанавливается в печь-вулканизатор для полимеризации эластомера на 45 мин при 225 С°. Взаимное проникновение эластомеров, обеспечивающее прочность соединения сегментов с различной жесткостью, составляет менее 1 мм, что не влияет на показатели жесткости ригидного (SH70) и пластичного (SH50) участков. (Патент РФ №2365355 от 27.08.2009).
Задачей на решение которой направлено изобретение изготовление эластической зубной шины.
Техническим результатом является изготовление эластичной зубной шины конфигурации и жесткости необходимой в зависимости от ее назначения с применением современных технологий компьютерного изготовления зубных протезов.
Технический результат достигается за счет того, что способ изготовления эластической зубной шины заключается в сканировании челюстей и зубных рядов пациента, фиксации положения нижней челюсти по отношению к верхней в пространстве в зависимости от поставленной задачи лечения, моделировании границ зубной шины в программе компьютерного моделирования по полученным виртуальным моделям челюстей пациента, выделении объемного изображения шины в отдельный файл, увеличение объема полученного изображения на 0,4 мм от общего объема, редукции внутреннего изображения объекта с формированием границ объекта толщиной в 0,4 мм, 3D-печати полученной виртуальной модели из стоматологического термостойкого полимера, формировании отверстий в торцевой части полученного объекта на разном уровне для внесения силикона и удаления оттока воздух а, внесение через сформированное отверстие через шприц силикона, жесткостью по Шору в зависимости от последующего практического назначения, температурной полимеризации шины в сухожаровом шкафу при температуре 82 градуса в течение 1 часа, разрушении пластмассовой оболочки шины, очистка, шлифование и полирование стоматологической шины.
Предлагаемый способ позволяет изготавливать эластические стоматологические шины различной конфигурации и назначения. Это могут быть как одночелюстные так и двухчелюстные шины, эластпозиционеры для ортодонтического перемещения зубов, так и мышечные тренеры для позиционированиями нижней челюсти и лечения гипертонуса жевательных мышц, а так же, спортивные и защитные капы. Что связанно с возможностью использования эластического силикона разной степени жесткости по Шору. К преимуществам предлагаемого способа можно отнести высокую точность изготавливаемого продукта, связанную с использованием компьютерных технологий сканирования, моделирования и изготовления, исключающие на этапах производства погрешности, связанные с деформацией вспомогательных конструкционных материалов, используемых в аналоговой технологии и минимизации человеческого фактора.
Способ изготовления эластической зубной шины осуществляется следующим образом:
1. Получение оптических оттисков челюстей и зубных рядов пациента внутриротовым сканированием.
2. Регистрация положения нижней челюсти по отношению к верхней в пространстве в зависимости от поставленной задачи лечения, методом сканирования.
3. Моделирование границ зубной шины в программе компьютерного моделирования по полученным виртуальным моделям челюстей пациента.
4. Выделение объемного изображения шины в отдельный файл.
5. Увеличение объема полученного изображения на 0,4 мм от общего объема.
6. Редукция внутреннего изображения объекта с формированием границ объекта толщиной в 0,4 мм.
7. 3D-печать полученной виртуальной модели из стоматологического термостойкого полимера.
8. Формирование отверстий в торцевой части полученного объекта на разном уровне для внесения силикона и удаления оттока воздуха.
9. Внесение стоматологического силикона, через сформированное отверстие через шприц.
10. Полимеризация шины в сухожаровом шкафу при температуре 82 градуса в течение 1 часа.
11. Удаление пластмассовой оболочки шины, очистка, шлифование и полирование стоматологической шины.
12. Фиксация шины в полости рта.
Способ изготовления эластической зубной шины заключается в сканировании челюстей и зубных рядов пациента, фиксации положения нижней челюсти по отношению к верхней в пространстве в зависимости от поставленной задачи лечения, моделировании границ зубной шины в программе компьютерного моделирования по полученным виртуальным моделям челюстей пациента, выделении объемного изображения шины в отдельный файл, увеличении объема полученного изображения на 0,4 мм от общего объема, редукции внутреннего изображения объекта с формированием границ объекта толщиной в 0,4 мм, 3D-печати полученной виртуальной модели из стоматологического термостойкого полимера, формировании отверстий в торцевой части полученного объекта на разном уровне для внесения силикона и удаления оттока воздуха, внесении через сформированное отверстие через шприц силикона жесткостью по Шору в зависимости от последующего практического назначения, температурной полимеризации шины в сухожаровом шкафу при температуре 82 градуса в течение 1 часа, разрушении пластмассовой оболочки шины, очистке, шлифовании и полировании стоматологической шины.