×
07.06.2020
220.018.24c1

Результат интеллектуальной деятельности: Способ изготовления рабочего колеса центробежного насоса

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к изготовлению рабочего колеса из основного и покрывающего дисков. На основном диске выполняют лопасти и ступицу. На лопастях в области сопряжения дисков выполняют выступы. На покрывающем диске выполняют ответные выступам сквозные пазы, расположенные по диаметру рабочего колеса в соответствии с расположением лопастей. Пазы имеют форму, повторяющую контур лопасти 3, и выполнены параллельно оси вращения рабочего колеса. По периметру каждого паза, на внешней стороне покрывающего диска выполняют разделку кромки, образованной внешней поверхностью покрывающего диска и внутренними гранями паза, таким образом, чтобы поперечное сечение разделки кромки по всему периметру паза сохраняло свою форму. В результате чего минимизируется риск деформации рабочего колеса от термических сварочных напряжений. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении центробежных лопастных насосов с рабочим колесом, имеющим сложную пространственную форму межлопастных каналов.

Изобретение может быть использовано в соответствующих конструктивных узлах центробежных насосов, например, в энергетических лопастных насосах, таких как питательные насосы, а также в главных циркуляционных насосных агрегатах для атомных электростанций.

Известна полезная модель рабочее колесо центробежного насоса (патент RU №188231, В23Р 15/00, F04D 29/22, опубл. 03.04.2019 г. Бюл. №10) согласно описанию которой рабочее колесо центробежного насоса содержит основной диск с лопатками, выполненными за одно целое с ним, и приваренный к основному диску покрывающий диск. На вершинах лопаток выполнены фаски под сварочные швы, механически обработанные в виде галтелей. Сварку частей рабочего колеса проводят не по всей длине лопатки, а только между выходными кромками соседних лопаток. Целью полезной модели является упрощение и удешевление изготовления рабочего колеса центробежного насоса.

Недостатком предложенной полезной модели является невозможность ее применения для изготовления массивных рабочих колес центробежных лопастных насосов, применяемых в энергомашиностроении. Выполнение сварного шва на периферии колеса и не по всей длине лопатки не обеспечивает выполнение требований прочности и надежности, предъявляемых к такому виду рабочих колес.

Известен способ изготовления рабочего колеса (патент RU №2494848, В23Р 15/02, опубл. 10.10.2013 г. Бюл. №28) согласно которому рабочее колесо центробежного насоса, преимущественно имеющего наружный диаметр не более 400 мм и сложную пространственную форму межлопастных каналов, выполняют путем сварки его из двух половин: дисков основного и покрывающего. Основной диск рабочего колеса выполняют за одно целое с половиной от общего количества лопастей рабочего колеса, расположенных через одну. Покрывающий диск выполняют за одно целое со второй половиной от общего количества лопастей. Основной и покрывающий диски выполняют с пазами на сопрягаемых с лопастями поверхностях, а лопасти с выступами. Диски собирают с образованием межлопастных каналов. При сборке выступы лопастей вводят в пазы дисков с возможностью передачи между дисками крутящего момента. Основной и покрывающий диски сваривают между собой. Сварное соединение выполняют в пазах дисков, например, с их внешней стороны. Пазы могут быть выполнены симметрично относительно оси вращения рабочего колеса. Задача, решаемая изобретением, состоит в повышении надежности рабочего колеса, путем исключения необходимости выполнения термообработки после сварки, улучшении качества изготовления проточной части за счет изготовления основного и покрывающего дисков на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) и упрощении технологии изготовления сложной пространственной формы межлопастных каналов для рабочих колес небольших размеров (наружным диаметром до 400 мм).

Недостаток этого способа изготовления рабочего колеса заключается в том, что для изготовления рабочего колеса указанным способом должны быть применены заготовки, учитывающие толщину рабочего колеса, при этом как для основного, так и для покрывающего дисков необходимо одинаково учесть высоту лопатки. Для массивных рабочих колес, например, диаметром от 250 мм и до 400 мм из коррозионностойкой стали в качестве заготовок применяют поковки. В такой ситуации использование поковок как для покрывающего, так и для основного дисков ведет к удорожанию стоимости готового изделия. При этом в процессе механической обработки сложную пространственную геометрию необходимо выполнять на обоих дисках с помощью станков с ЧПУ. Также данный способ изготовления не учитывает требования к технологии сварки дисков. Учитывается лишь наличие паза и соответствующего ему выступа на лопастях. В случае, когда речь идет о сварке, подведомственной определенным нормам и правилам, например, в атомной энергетике, очень важно выполнить разделку под сварку пазов и выступов в заготовках дисков рабочего колеса в строгом соответствии с требования нормативных документов. Для обеспечения этих требований необходимо учесть особое конструктивное исполнение паза и выступа.

Задачей, положенной в основу предлагаемого изобретения, является упрощение технологии изготовления рабочих колес путем сокращения трудоемкости операций, выполняемых на станках с ЧПУ, снижение металлоемкости и одновременное обеспечение разделки кромок под сварку основного и покрывающего дисков за счет выполнения ответного выступу паза на диске и соответствующего выступа на лопасти особым конструктивным способом согласно требованиям нормативных документов.

При осуществлении предлагаемого изобретения достигается технический результат, со следующими характеристиками:

- снижение металлоемкости за счет уменьшения габаритов заготовок при изготовлении рабочих колес, достигается за счет выполнения покрывающего диска из листа, а основного из паковки;

- сокращение временных затрат на выполнение операций на станках с ЧПУ;

- сокращение сроков сварки изделия за счет выполнения пазов только на одном из дисков и тем самым устраняя необходимость технологической переустановки изделия;

- повышение качества изделия за счет повышения технологичности свариваемого узла, тем самым минимизируя риски деформации колеса от термических сварных напряжений.

Как решение задачи, позволяющее достигнуть технический результат с указанными характеристиками, предлагается способ изготовления рабочего колеса, отличающийся от способа-прототипа (патент RU №2494848) следующим.

Рабочее колесо изготавливается из двух дисков, основного и покрывающего. Рабочие лопасти колеса, а также ступица для посадки колеса на вал, выполняются на основном диске. Покрывающий диск же не содержит прочих конструктивных элементов проточной части, выполняя только одну функцию - закрыть канал тока рабочей жидкости в колесе. Таким образом, на основном диске выполнены все лопасти колеса, а на лопастях в области сопряжения дисков для обеспечения собираемости, передачи крутящего момента между дисками и фиксации их между собой методом сварки выполняют выступы. Указанные выступы по своей форме соответствуют сквозным пазам в покрывающем диске. При этом выступы на лопастях выполняются параллельно оси вращения рабочего колеса. Выступы по форме соответствуют контуру лопасти, по толщине тоньше толщины лопасти, что обеспечено снятием толщи материала по периметру выступа на толщину, достаточную для обеспечения упора лопасти в покрывающий диск и одновременно обеспечения требований по передаваемому усилию момента силы, передаваемому от основного диска покрывающему при рабочих условиях, что подтверждается расчетным обоснованием. Поверхность выступа, образованная на торцевой поверхности лопасти снятием материала, по форме поверхности выполняется соответствующей ответной поверхности на покрывающем диске, что достигается современными методами обработки на станках с ЧПУ. По размеру относительно своей продольной оси (по длине лопасти) выступ может быть произвольным, в зависимости от конструкционных особенностей колеса.

На покрывающем диске выполняют ответные выступам сквозные пазы, расположенные по диаметру колеса в полном соответствии расположению лопастей рабочего колеса. Пазы также, как и выступы имеют форму, повторяющую контур лопасти и выполнены параллельно оси вращения колеса в полном соответствии выступам на лопасти. Необходимость выполнения параллельности осей пазов и выступов оси колеса обусловлена собираемостью изделия. С внешней стороны рабочего колеса, где выполняется сопряжение пазов и выступов, торцевая поверхность выступа выполняется так, чтобы соответствовать по форме внешней поверхности покрывающего диска, или, в случае определенных требований технологии сварки, выполняется на расстоянии равно отстоящим от внешней поверхности покрывающего диска по всему периметру паза. В свою очередь по периметру паза на внешней стороне покрывающего диска, в соответствии с требованиями нормативных документов по технологии сварки, выполняется разделка (как правило треугольная фаска) кромки, образованной внешней поверхностью покрывающего диска и внутренними гранями паза таким образом, чтобы поперечное сечение разделки по всему периметру паза сохраняло свою форму. Периметр контура паза имеет сложную пространственную форму, разделку его кромки, также, как и выступ на лопасти, выполняют на станке с ЧПУ. Предложенный способ изготовления рабочего колеса позволяет выполнить сварной шов равномерно на всем его протяжении, что значительно минимизирует риск деформации рабочего колеса от термических сварочных напряжений.

В некоторых конструкциях рабочих колес допускается выполнять сварку не над каждой лопастью, а через одну, или через две, в случае если этого не требуют прочностные характеристики, определяемые расчетом. Из производственного опыта, для рабочих колес до 200 мм осевые силы, действующие на одну ступень (силы, создаваемые перепадом давления на одном рабочем колесе) настолько незначительны, что достаточно применить лишь два стыковочных сварных соединения на взаимно противолежащих относительно радиального сечения лопастях, тогда как общее количество лопастей рабочего колеса может доходить до восьми.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, представленными на фиг. 1-5:

фиг. 1 - рабочее колесо общий вид (аксонометрия, разнесенное состояние; часть колеса показана увеличено - выносной элемент А);

фиг. 2 - рабочее колесо (общий вид, продольный разрез);

фиг. 3 - диск основной (выносной элемент Б);

фиг. 4 - диск покрывающий (выписной элемент Б);

фиг. 5 - разрез в области стыковки дисков основного и

покрывающего (выносной элемент Б).

Рабочее колесо (фиг. 1, фиг. 2) изготавливается из двух дисков, основного 1 (фиг. 1, фиг. 2, фиг. 3, фиг. 5) и покрывающего 2 (фиг. 1, фиг. 2, фиг. 4, фиг. 5). Каждую заготовку основного диска 1 и покрывающего диска 2 обрабатывают на станке с ЧПУ. Лопасти рабочего колеса 3 (фиг. 1, фиг. 2, фиг. 3, фиг. 5), а также ступица 4 (фиг. 2) для посадки колеса на вал, выполняются на основном диске 1. На основном диске 1 выполнены все лопасти 3 рабочего колеса (фиг. 1), а на лопастях 3 в области сопряжения дисков 1 и 2 (фиг. 5) для обеспечения собираемости, передачи крутящего момента между дисками 1 и 2 и фиксации их между собой методом сварки выполняют выступы 5 (фиг. 1, фиг. 3, фиг. 5).

Выступы 5 (фиг. 1, фиг. 3, фиг. 5) по своей форме соответствуют сквозным пазам 6 (фиг. 1, фиг. 4, фиг. 5) в покрывающем диске 2. При этом выступы 5 на лопастях 3 выполняются параллельными оси вращения рабочего колеса, по форме соответствующей контуру лопасти 3, по толщине тоньше толщины лопасти 3, что обеспечено снятием толщи материала по периметру выступа 5 (фиг. 1, фиг. 3, фиг. 5) на толщину, достаточную для обеспечения упора лопасти 3 в покрывающий диск 2 и одновременного обеспечения требований по передаче усилия от основного диска 1 покрывающему диску 2 контактом боковой поверхности 7 (фиг. 3, фиг. 5) выступа 5 и внутренней ответной поверхности 13 (фиг. 4, фиг. 5) в пазу 6. Поверхность 8 (фиг. 3, фиг. 5) выступа 5, образованная на торцевой поверхности лопасти 3 снятием толщи материала, по форме поверхности выполняется соответствующей ответной поверхности 9 (фиг. 4, фиг. 5) на покрывающем диске 2, что достигается современными методами обработки на станках с ЧПУ.

По размеру относительно своей продольной оси выступ 5 может быть произвольным в зависимости от конструкционных особенностей рабочего колеса. На покрывающем диске 2 выполняют ответные выступам 5 сквозные пазы 6 (фиг. 1, фиг. 4), расположенные по диаметру колеса в полном соответствии с расположением лопастей 3 рабочего колеса. Пазы 6 также, как и выступы 5 имеют форму, повторяющую контур лопасти 3 и выполнены параллельно оси вращения колеса в полном соответствии с размерами выступов 5 (фиг. 1, фиг. 5).

С внешней стороны рабочего колеса, где выполняется сопряжение пазов 6 и выступов 5, внешняя торцевая поверхность 10 (фиг. 3, фиг. 5) выступа 5 выполняется соответствующей по форме внешней поверхности 11 (фиг. 1, фиг. 4, фиг. 5) покрывающего диска 2 или, в случае определенных требований технологии сварки, поверхность 10 выполняется на расстоянии равно отстоящим от внешней поверхности 11 покрывающего диска 2 по всему периметру паза 6. В свою очередь по периметру паза 6 на внешней поверхности 11 покрывающего диска 2, в соответствии с требованиями нормативных документов технологии сварки, выполняется разделка 12 (фиг. 1, фиг. 4, фиг. 5) кромки, образованной внешней поверхностью 11 покрывающего диска 2 и внутренними гранями 13 (фиг. 4, фиг. 5) паза 6 таким образом, чтобы поперечное сечение разделки кромки 12 по всему периметру паза 6 сохраняло свою форму. Учитывая тот факт, что периметр контура паза 6 имеет сложную пространственную форму, разделку 12 его кромки, также, как и выступ 5 на лопасти 3, выполняют на станке с ЧПУ

Затем с внешней стороны покрывающего диска 2 в пазах 6 последовательно в диаметрально-противоположных сторонах сваривают покрывающий диск 2 и основной диск 1. Сборку, сварку и контроль стыковочных сварных соединений выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов технологии сварки. Предложенный способ изготовления рабочего колеса позволяет выполнить сварной шов равномерно на всем его протяжении, что значительно минимизирует риск деформации рабочего колеса от термических сварочных напряжений.

В частном случае реализации предложенного способа для изготовления рабочих колес диаметром до 200 мм допускается выполнять сварку не над каждой лопастью, а через одну, две или три лопасти, в случае если такое чередование допускают прочностные характеристики, определяемые расчетом. Например, применяют лишь два стыковочных сварных соединения на взаимно противолежащих относительно радиального сечения лопастях рабочего колеса с общим количеством лопастей равным восьми.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 19.
27.06.2015
№216.013.5b51

Накладка упорного подшипника скольжения

Изобретение относится к сегментным накладкам упорных подшипников скольжения, охлаждаемых водой, у которых хотя бы одна из рабочих поверхностей выполнена из силицированного графита, применяемых преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554918
Дата охранного документа: 27.06.2015
20.11.2015
№216.013.914e

Шахта стыковки камеры разделки отработавших твэлов с транспортным контейнером

Изобретение относится к атомной технике, в частности к устройствам отделения разделки отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) на АЭС. В шахте стыковки камеры разделки отработавших твэлов с транспортным контейнером установлена передаточная камера, выполненная в виде прямоугольной камеры с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568814
Дата охранного документа: 20.11.2015
27.02.2016
№216.014.c156

Тепловыделяющая сборка

Изобретение относится к области ядерных технологий и может быть использовано в ядерных реакторах с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. Тепловыделяющая сборка содержит хвостовик, головку, очехловывающую трубу и твэлы, в которой упомянутые хвостовик, головка, очехловывающая труба выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576024
Дата охранного документа: 27.02.2016
10.07.2016
№216.015.56a0

Устройство для сборки твэлов в пучок

Изобретение относится к области механосборочного производства и может быть применено для объектов использования атомной энергии, в частности, к размещенному в защитной камере устройству для сборки трубчатых изделий стержневого типа, обладающих ионизирующим излучением, например тепловыделяющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589950
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.8e37

Способ автоматической дезактивации стержневых тепловыделяющих элементов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к изготовлению тепловыделяющих элементов ядерных реакторов с урановым и МОКС-топливом. Дезактивация осуществляется методом протягивания твэла через картридж, содержащий чистящий материал, не оставляющий следов на поверхности твэла. После одного протягивания твэла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605540
Дата охранного документа: 20.12.2016
26.08.2017
№217.015.d900

Способ и устройство для аварийного извлечения из пенала кантователя пучка твэлов

Изобретение относится к грузозахватному устройству, предназначенному для аварийного извлечения пучка твэлов из пенала кантователя. Для аварийного извлечения из пенала кантователя пучка твэлов устанавливают грузозахватное устройство в зазор между пеналом кантователя и пучком твэлов, захватывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623424
Дата охранного документа: 26.06.2017
10.05.2018
№218.016.440c

Биологическая защита разгрузочно-загрузочной машины

Изобретение относится к области атомного машиностроения, в частности к оборудованию, предназначенному для защиты персонала от ионизирующего излучения при проведении транспортно-технологических операций при перегрузке топлива в составе разгрузочно-загрузочных машин (РЗМ) в ядерных реакторах....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649900
Дата охранного документа: 05.04.2018
09.06.2018
№218.016.5c19

Позиционирующее устройство

Изобретение относится к перегрузочной технике, в частности к устройствам, предназначенным для совмещения осей одного изделия с другим при перегрузке изделий, расположенных в каких-либо емкостях. Устройство содержит большую и малую поворотные плиты, установленные таким образом, что ось вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655833
Дата охранного документа: 29.05.2018
02.08.2018
№218.016.772e

Комплекс для создания контура охлаждения и смазки радиально-осевого подшипника

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано преимущественно в конструкции главного циркуляционного насосного агрегата для энергоблоков АЭС. Комплекс для создания контура охлаждения и смазки радиально-осевого подшипника (РОП) включает РОП, гидроциклон, трубопровод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662786
Дата охранного документа: 30.07.2018
04.10.2018
№218.016.8eb7

Контейнер биологической защиты для разгрузочно-загрузочной машины

Изобретение относится к области ядерной энергетики и может быть использовано для защиты персонала от радиоактивного излучения при проведении транспортно-технологических операций при перегрузке с использованием разгрузочно-загрузочных машин (РЗМ). Контейнер биологической защиты для РЗМ содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668558
Дата охранного документа: 02.10.2018
Показаны записи 1-10 из 25.
10.01.2013
№216.012.17ba

Блок очистителей

Изобретение относится к батарейным гидроциклонам для отделения твердых материалов от текучей среды и касается блока очистителей. Корпус блока очистителей выполнен в виде полого цилиндра, полость которого расширена к его торцам, а в средней части разделена сплошной радиальной перегородкой. С...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471566
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.2123

Реакторная установка

Изобретение относится к эксплуатации главного циркуляционного насоса (ГЦН) в составе реакторной установки с интегральной компоновкой бассейнового типа, охлаждаемой тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. Вал ГЦН выполнен такой длины, что рабочее колесо по уровню расположено выше активной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473984
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.2413

Сегментный радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к подшипникам скольжения с рабочей поверхностью из силицированного графита, применяемым в электро- и гидромашинах с валами большого диаметра, преимущественно, в главных циркуляционных насосных агрегатах на АЭС. Подшипник содержит несколько самоустанавливающихся сегментов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474737
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.04.2013
№216.012.33f2

Подшипниковая опора скольжения

Изобретение относится к радиальным подшипниковым опорам скольжения и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС. В подшипниковой опоре скольжения антифрикционные элементы в виде секторов цилиндрического кольца, разделенного в продольном направлении, и планки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478841
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.10.2013
№216.012.7207

Способ изготовления рабочего колеса центробежного насоса

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении центробежных лопастных насосов с рабочим колесом, преимущественно имеющим наружный диаметр не более 400 мм и сложную пространственную форму межлопастных каналов. Основной диск рабочего колеса выполняют за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494848
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.04.2014
№216.012.babe

Центробежный насос

Изобретение относится к насосостроению и может быть преимущественно использовано в ядерных энергетических установках на атомных электростанциях. Центробежный насос содержит щелевое уплотнение. Уплотнение включает плавающее кольцо 3, закрепленное в корпусе 2 насоса с помощью крышки 4. Крышка 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513534
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.12.2014
№216.013.0caa

Осевой подшипник скольжения

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения, одна из рабочих поверхностей которых выполнена из силицированного графита (или других антифрикционных материалов с близкими характеристиками), и может быть использовано в узлах электромашин и гидромашин с упорными подшипниками больших...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534659
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.06.2015
№216.013.5b51

Накладка упорного подшипника скольжения

Изобретение относится к сегментным накладкам упорных подшипников скольжения, охлаждаемых водой, у которых хотя бы одна из рабочих поверхностей выполнена из силицированного графита, применяемых преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554918
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.07.2015
№216.013.5e23

Насос центробежный двухступенчатый со взаимно развернутыми колесами

Изобретение относится к горизонтальным центробежным двухступенчатым насосам с взаимно развернутыми рабочими колесами. Насос состоит из статора с двумя напорными крышками, двумя направляющими аппаратами и обечайкой и ротора с рабочими колесами, консольно установленными на валу. Направляющие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555640
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.10.2015
№216.013.8251

Способ установки уплотнительных колец

Изобретение относится к способам установки уплотнительных колец на оборудовании, в частности в главных циркуляционных агрегатах, работающих в атомных моноблочных реакторных установках с жидкометаллическим теплоносителем свинец. Способ установки уплотнительных колец характеризуется тем, что на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564958
Дата охранного документа: 10.10.2015
+ добавить свой РИД