×
07.06.2020
220.018.24b7

Корпус ракетного двигателя твердого топлива

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к корпусам ракетных двигателей на твердом топливе, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит днище с центральным отверстием и эластичную манжету, имеющая отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью эластичной манжеты. Для формования заряда твердого топлива манжета снабжена технологическим фиксатором, демонтируемым после окончания формования заряда. Фиксатор расположен на отогнутой внутрь корпуса части манжеты со стороны центрального отверстия, имеет форму цилиндра и снабжен по своему торцу утолщением, выполненным с возможностью закрепления в оснастке. Изобретение позволяет повысить надежность конструкции твердотопливного двигателя и качество процесса его заполнения топливом за счет исключения попадание топливной массы в заманжетную полость. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к корпусам ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет.

Из технической литературы известен корпус РДТТ, содержащий манжеты для раскрепления торцов твердотопливного заряда от днищ корпуса (см. «Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе». / Под общ. ред. чл.-корр. Российской академии наук, д-ра техн. наук, проф. Л.Н.Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993, рис. 2.19, стр. 62).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению является корпус РДТТ по патенту РФ №2418187 (прототип), содержащий корпус с теплозащитным покрытием (ТЗП) и размещенный в нем канальный заряд, частично скрепленный с корпусом и раскрепленный по торцам эластичными манжетами, выполненными из чередующихся слоев эластичных материалов и слоев эластичной ткани, при этом законцовка манжеты направлена внутрь по поверхности канала заряда снаряженного корпуса, скреплена с поверхностью канала заряда и выполнена с равномерным утонением к ее краю.

Авторы указывают, что это конструктивное решение исключает проход топливной массы в заманжетую полость за счет плотного прилегания законцовки манжеты к снаряжательной оснастке ввиду того, что при давлении формования твердотопливного заряда направление законцовки внутрь корпуса обеспечивает эффект самоуплотнения по границе законцовки со снаряжательной оснасткой.

Однако это решение имеет ряд недостатков:

1. При использовании его в корпусах РДТТ из композиционного материала не исключается проникновение топливной массы в заманжетную полость. Совокупность неблагоприятных факторов, включающих: повышенную деформативность днищ, большие зазоры между манжетой и внутренней поверхностью ТЗП вследствие волнистости манжеты (в т.ч. законцовки), затруднение контроля натяга законцовки манжеты на снаряжательную оснастку, отличие соприкасаемых профилей манжеты и ТЗП, отсутствие механического закрепления в оснастке законцовки манжеты, что может приводить к выходу законцовки манжеты из канавки при заполнении и проходу топливной массы в заманжетную полость.

При заполнении масса топлива растекается по стенке законцовки манжеты. При вертикальном заполнении корпуса масса топлива под действием силы тяжести давит на манжету. Воздух, находящийся в заманжетной полости, под действием давления от массы на поверхность манжеты начинает выдавливаться. При движении воздушного пузыря из заманжетной полости возможно стаскивание законцовки манжеты с элементов оснастки, тем самым позволяя массе топлива пройти в заманжетную полость с последующим выдавливанием манжеты вглубь корпуса в массив топливной массы.

2. Существует вероятность отслоения манжеты от топлива вследствие реализации больших отрывных напряжений на границе законцовки манжеты и топлива, возникающих в момент извлечения элемента снаряжательной оснастки, на которой в канавке закреплена законцовка, одновременно скрепленная с топливом.

Задачей изобретения является повышение надежности конструкции РДТТ и качества процесса его заполнения топливом за счет исключения попадание топливной массы в заманжетную полость.

Технический результат достигается тем, что в корпусе ракетного двигателя твердого топлива, содержащем днище с центральным отверстием и эластичную манжету, имеющая отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью эластичной манжеты, для формования заряда твердого топлива манжета снабжена технологическим фиксатором, демонтируемым после окончания формования заряда, фиксатор расположен на отогнутой внутрь корпуса части манжеты со стороны центрального отверстия, имеет форму цилиндра и снабжен по своему торцу утолщением, выполненным с возможностью закрепления в оснастке.

В корпусе ракетного двигателя твердого топлива торец фиксатора может выходить из объема корпуса.

Отличительные признаки изобретения являются существенными.

Фиксатор позволяет организовать герметичное механическое соединение манжеты с установленными элементами снаряжательной оснастки под заполнение корпуса топливом за счет жесткого закрепления утолщения фиксатора в элементах снаряжательной оснастке в течение всего цикла заполнения корпуса топливом, что гарантированно исключает попадание топливной массы в заманжетную полость.

На фиг. 1 показано продольное сечение корпуса РДТТ: силовая оболочка корпуса 1 с теплозащитным покрытием 2, фланцем 3 и эластичной раскрепляющей манжетой 4 с отгибом манжеты 5.

На фиг. 2 показано сечение корпуса в зоне отгиба манжеты 5 с фиксатором 6, с утолщением 7, с установленными элементами 8, 9, 10 снаряжательной оснастки под заполнение корпуса топливом.

В корпус РДТТ со стороны центрального отверстия днища устанавливаются элементы снаряжательной оснастки под заполнение корпуса топливом: в месте отгиба манжеты в заманжетную полость устанавливается технологический клин оснастки 10, затем устанавливается кольцевой элемент оснастки 8 с местным кольцевым утолщением 11 у его торца, которым он входит в зацепление с верхней частью фиксатора 6 эластичной манжеты 4. Далее устанавливается кольцевой элемент оснастки 9, обеспечивая плотное прилегание к нижней части фиксатора 6 и создавая необходимые условия для полной герметизации на их границе (поверхность 12). При этом элементами оснастки 8 и 9 при их установке в корпус организуется замок, в котором утолщение 7 фиксатора 6 жестко закрепляется, обеспечивая гарантированное устойчивое положение в заданном месте и герметичность на границе «законцовка-снаряжательная оснастка» в течение всего цикла заполнения корпуса топливом, что гарантированно исключает попадание топливной массы в заманжетную полость 13.

При заполнении корпуса топливная масса растекается по внутренней поверхности 14 эластичной манжеты, при этом воздух из заманжетной полости 13 отводится наружу через специальные каналы (на эскизе не показаны) в элементах оснастки 10, 9 и 8.

После окончания полного цикла формования заряда в процессе извлечения элементов снаряжательной оснастки фиксатор 6 демонтируется по цилиндрической части.

Данное техническое решение экспериментально проверено на корпусах ряда изделий, выполненных как из композиционного материала методом намотки (типа «двойной кокон»), так и металлических корпусах. На всех снаряженных корпусах отсутствовало проникновение топливной массы в заманжетную полость.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность конструкции РДТТ и повысить качество процесса его заполнения топливом за счет исключения попадание топливной массы в заманжетную полость.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
10.11.2014
№216.013.0527

Способ соединения вала и силовой оболочки с помощью штифта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к регуляторам расхода горячего газа, в которых валы соединены с силовой оболочкой при помощи штифтов. Способ соединения включает установку во входное отверстие силовой оболочки штифта и его запрессовку. В процессе перемещения штифта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532717
Дата охранного документа: 10.11.2014
Показаны записи 1-10 из 19.
10.02.2013
№216.012.2402

Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании малогабаритного ракетного двигателя твердого топлива с поворотным соплом. Ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус и поворотное сопло, часть наружной поверхности которого формирует шар, контактирующий со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474720
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.04.2013
№216.012.33d9

Способ отработки раздвижного сопла ракетного двигателя с несколькими выдвигаемыми насадками

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей, раздвижные сопла которых имеют несколько выдвигаемых насадков. При отработке раздвижного сопла ракетного двигателя выполняют первый насадок со степенью расширения, соответствующей отношению...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478816
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.05.2013
№216.012.4048

Спасаемый накопитель информации

Изобретение относится к морской технике и касается отстрела выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии. Спасаемый накопитель информации содержит корпус для установки на изделие. В корпусе размещена на двух опорных поясах спасаемая капсула с накопителем, электрически связанным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482026
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4e3c

Спасаемый накопитель информации

Изобретение относится к аварийным сигнальным устройствам. Спасаемый накопитель информации содержит корпус, спасаемую капсулу с накопителем информации, электрически связанным быстроразъемным соединителем с бортовой системой управления, устройство продольной фиксации спасаемой капсулы и поршневую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485610
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.08.2013
№216.012.64cc

Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с зарядом, имеющим глухой канал. Ракетный двигатель содержит корпус, заряд с глухим каналом, частично утопленное в корпус сопло и кольцевой воспламенитель. Сопло снабжено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491441
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.06.2015
№216.013.5a72

Стенд для испытаний корпусов типа "кокон" ракетных двигателей на твердом топливе на внутреннее давление

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к стендам для проведения гидроиспытаний корпусов ракетных двигателей на твердом топливе, как на рабочее давление, так и на давление формования твердотопливного заряда. Стенд для испытаний корпусов типа «кокон» ракетных двигателей на твердом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554695
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.08.2015
№216.013.6937

Ракетный двигатель твёрдого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива летательного аппарата. Ракетный двигатель содержит корпус, заряд, сопло и переднюю крышку. Передняя крышка выполнена в виде стакана, с внутренней цилиндрической поверхностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558488
Дата охранного документа: 10.08.2015
25.08.2017
№217.015.c7bd

Ёмкость из композиционного материала

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов, контейнеров, емкостей, баллонов давления из композиционного материала. Емкость из композиционного материала содержит силовую оболочку, образованную сопряженной с днищами обечайкой, и узел стыка,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619000
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.de51

Раздвижное сопло ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при разработке и изготовлении ракетных двигателей с соплами большой степени расширения для верхних ступеней ракет и космических аппаратов. Раздвижное сопло ракетного двигателя содержит стационарный раструб и сдвигаемые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624683
Дата охранного документа: 05.07.2017
20.11.2017
№217.015.ef8c

Ракета и ракетный двигатель твёрдого топлива

Изобретения относятся к ракетной технике и могут быть использованы при создании ракеты и ракетного двигателя твердого топлива, имеющих габаритные ограничения в исходном состоянии, причем длина полезного груза ракеты сопоставима с длиной корпуса ракетного двигателя. Ракета содержит тянущий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629048
Дата охранного документа: 24.08.2017
+ добавить свой РИД