×
31.05.2020
220.018.22c0

Настольная игра

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к производству товаров народного потребления, а именно к настольным обучающим играм. Настольная игра включает игровое поле с разметкой, расположенной на подложке 1, и карточки 6 с информацией 7. Согласно изобретению игровое поле 1 выполнено в виде гексагона - правильного шестиугольника, к каждой стороне которого присоединен элемент 3 в виде правильного треугольника с возможностью его складывания к центру шестиугольника 2 по линии соединения. Каждый треугольный элемент 3 снабжен рамкой 5, расположенной на игровом поле, для размещения в ней карточки 6 с информацией 7, выполненной идентичной по форме и размеру рамке 5, выбранной из набора, соответствующего изучаемого искусства. Техническим результатом изобретения является возможность комбинировать игровое пространство, моделируя его в зависимости от уровня имеющихся и предлагаемых для основания знаний о специфике разного вида искусства. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к производству товаров народного потребления, а именно к настольным обучающим играм и может применяться в процессе обучения и проверки эффективности освоения обучающимися 7-10 лет в области разных видов искусства (музыкальное, изобразительное, народное, кино, танец, театр).

В психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др. В развитии воображения и образного мышления решающее значение имеют игры. Действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом, постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.

Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий, что ведет к более глубокому пониманию их значения. В игре зарождаются элементы учебной деятельности. В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.

Из уровня техники известна интеллектуальная лингвистическая игра, развивающая мышление и речь, содержащая игровое поле, разделенное на игровые позиции, набор игровых карт с заданиями для игроков, игровые фишки для обозначения позиций игроков на игровом поле, таймер, генератор случайных чисел в виде игрового кубика с маркировкой граней, при этом игровое поле имеет форму плоской геометрической фигуры, а игровые позиции образуют игровую дорожку, каждая игровая позиция игрового поля имеет форму плоской геометрической фигуры с нанесенной в ней картиной, изображающей: игровую речевую ситуацию, персонаж, описываемый характером и психотипом лица, от которого должен выступать игрок, указатель прямых действий игроков, обозначающий переход на другую позицию или пропуск хода, указатель направления перехода от одной позиции к другой, а набор игровых карт с заданиями для игроков состоящий из карт речевых актов, задающих параметры и характер высказываний игроков и союзов, определяющих логику высказывания (RU 2697774, A63F1/02, 19.08.2019 г.).

Недостатком известной игры является необходимость использования ограниченного набора игровых карт с заданиями для игроков, влияющих на заданность игровых позиций с нанесенной изображаемой картиной речевых ситуаций.

Известна настольная обучающая игра «Квадратон», содержащая конструктивное основание, набор информационных карт с вопросами и ответами и контрольное средство. Информационные карты разделены на два самостоятельных набора, один из которых является перечнем вопросов, а второй – перечнем соответствующих ответов. Информационные элементы в наборах расположены заданным образом и могут быть как в виде текста, так и в виде предметных изображений, снабженных баллами для определения сложности соответствующего задания, а также сами могут являться символами количественной или качественной значимости. Один из наборов сброшюрован в альбом с обложкой и скрепляющими элементами, являясь при этом конструктивным основанием игры. Его листы имеют выполненные внутри по отношению к внешнему контуру альбома зоны-окна, в количестве и с закономерностью расположения, позволяющие последовательно просматривать через них всю совокупность информации из второго набора. Второй набор состоит из карт - вкладышей, помещаемых в каждый промежуток между листами альбома произвольным или заданным образом. Контрольное средство выполнено в виде информационных элементов, являющихся ответами наглядно или компактно расположенных на картах одного из наборов, и могут быть доступны только при перелистывании (RU 2121391, A63F9/18, 10.11.1998 г.).

Недостатками этой настольной игры с обучающими возможностями является из-за ее конструктивности, ограничивает возможность усвоения разнообразных знаний, и развития свойств и качеств личности игроков дошкольного и младшего школьного возраста.

Известна настольная игра «Поэтикус», которая относится к развивающим и обучающим играм, а именно к играм, обучающим навыкам стихосложения. Игра включает игровое поле, на которое нанесена разметка, и набор игровых элементов. Разметка игрового поля представляет собой имитационную модель стихотворной строфы, содержащей, как минимум, две строки, каждая из которых выполнена в виде последовательности ячеек с нанесенными на часть из них символами, указывающими на местоположение слов-рифм. Игровые элементы выполнены в виде карточек, имеющих, по крайней мере, с одной стороны слово или его часть, являющееся составной частью складываемой стихотворной строфы. При этом карточки, содержащие слова-рифмы, отмечены одинаковыми символами. Ячейки разметки игрового поля выполнены цветными и/или решены в разном графическом исполнении. Карточки, имеющие слова или части слов, относящиеся к одной грамматической категории, выполнены одним цветом и/или в единой графике. Ячейки разметки игрового поля и игровые элементы выполнены в едином цветографическом исполнении. Кроме того, игра снабжена, как минимум, одним игровым полем (RU 2212921, A63F3/00, A63F9/00, 27.09.2003 г.).

Существенным недостатком известной настольной развивающей и обучающей игры «Поэтикус» является узкая направленность ориентации на обучение навыкам, исключительно к стихосложению, ограничивая тем самым ее применение для изучения других видов искусства.

Прототипом изобретения является настольная историческая игра «Мир славянской мифологии», предназначенная для игр детей школьного возраста и может быть использована для повышения знаний в области славянской мифологии. Настольная историческая игра содержит игральную доску с игровым полем, имеющим разметку, и плоские игровые элементы. Игровое поле выполнено в виде круга с разметкой его на три основных сектора и два дополнительных, причем основные сектора разделены на колонки, соответствующие видам информации славянской мифологии. Колонки разбиты на сегменты, соответствующие числу божеств, взятых в игре. Каждый дополнительный сектор выполнен в виде колонки и разбит только на сегменты. Плоские игровые элементы выполнены в виде карточек с нанесенной на обеих сторонах информацией: на лицевой стороне – информацией славянской мифологии, а на обратной – цветовой. Настольная историческая игра позволяет развить познавательные способности и логическое мышление (RU 2117510, A63F3/06, A63F 3/04, 20.08.1998 г.).

Данная игра не дает обобщенного, целостного представления о специфике народного искусства во всем его синкретическом разнообразии (музыка, танец, декоративно-прикладное искусство). Кроме того игра направлена на школьный возраст, поэтому, в силу ее сложности понимания детьми в возрасте от 7 до 10 лет, для них она будет не достаточно занимательной.

Проблемой изобретения является разработка конструкции обучающей настольной игры повышенной информативности в области разных видов искусства и разнообразием информационных элементов позволяющих комбинировать игровое пространство, моделируя его в зависимости от уровня имеющихся и предполагаемых для освоения знаний о специфике разных видов искусства.

Техническим результатом изобретения является повышение занимательности игры, а также творческой самостоятельности игроков, за счет освоения знаний о специфике разных видов искусства, обогащения словарного запаса, развитие художественного кругозора и художественного мышления, памяти и эрудиции.

Поставленная проблема и указанный технический результат достигаются тем, что настольная игра включает игровое поле с разметкой, расположенной на подложке и карточки с информацией. Согласно изобретению игровое поле выполнено в виде гексагона – правильного шестиугольника к каждой стороне которого присоединен элемент в виде правильного треугольника с возможностью его складывания к центру шестиугольника по линии соединения. Каждый треугольный элемент снабжен рамкой, расположенной на игровом поле, для размещения в ней карточки с информацией, выполненной идентичной по форме и размеру рамке, выбранной из набора, соответствующего изучаемого искусства.

Подложка игрового поля преимущественно выполнена из прочного материала, например, из экологически чистого полимера: полипропилена, полиэтилена низкого давления или фанеры, картона, а по линии сгиба на участке между стороной правильного шестиугольника и треугольниками подложка может быть снабжена гибким элементом, например из резины, латексного каучука или пластизоля.

Карточка с информацией включает один из специфических ключевых понятий или символов какого-либо одного вида искусства, выбранного из набора, и может быть выполнена из плотной бумаги или картона преимущественно белого цвета и/или его оттенков.

Набор информационных карточек может включать следующие виды искусств, такие как: музыка, архитектура, литература, живопись, графика, скульптура, хореография, театр, кино, цирк, телевидение, фотография, декоративно – прикладное искусство.

Настольная игра под названием «АРТ-знаниум» представляет собой принципиально новое решение, имеющее отношение к устройству для освоения, закрепления и систематизации полученных знаний в области разных видов искусства, и процессу осуществления действий с помощью информационных элементов с набором символов, изображений, понятий, как заданных, предлагаемых, так и воспроизводимых, дополняемых из множества перечня видов искусства.

Настольная игра под названием «АРТ-знаниум» иллюстрируется следующими графическими материалами, где: на фиг.1 изображено закрытое игровое поле на фиг.2 - игровое поле с отогнутыми элементами треугольной формы; на фиг.3 - информационная карточка треугольной формы; на фиг.4 показан процесс расположения информационного карточки в рамку треугольного элемента игрового поля.

Настольная игра «АРТ-знаниум» включает подложку 1 игрового поля в форме гексагона - правильного шестиугольника, выполненную из прочного материала (фиг.1). Игровое поле образовано из шестиугольника 2 и шести складываемых вовнутрь к центру шестиугольника элементов 3 правильной треугольной формы также выполненных из прочного материала. Каждый треугольный элемент 3 соединен одной стороной через гибкий элемент 4 со стороной шестиугольника подложки 1 для возможности отгибания его от центра шестиугольника 2 наружу и обратно вовнутрь (фиг.2). На игровом поле в области треугольника 3 расположена рамка 5 для размещения в ней информационных карточек 6 треугольной формы (фиг.3) с изображением 7 из области одного из информационных элементов, отнесенного к одному из видов искусства, например, живопись (натюрморт). Подложка 1 в форме правильного шестиугольника, соединенного с шестью правильными треугольниками 2 образует единое игровое поле.

Конструкция игрового поля предполагает во время игры обеспечивать несколько видов конфигурации, что значительно расширяет вариантность игровых условий проведения игры, так, например, при закрытом игровом поле (фиг.1), когда элементы треугольной формы, составляющих общую конструкцию, сложены внутрь, к центру или отогнуты наружу, при этом может быть отогнут только один из элементов 3 треугольной формы, и в рамку 5 учитель, родитель или ребенок может вставить информационный элемент 6 (фиг.3) с каким-либо символом 7 (изображением или термином), касающимся какого-либо одного вида искусства. Могут быть отогнуты только два элемента 3, соответственно могут быть отогнуты три, четыре, пять элементов треугольной формы из шести или все шесть элемента 3. При всех вариантах модификации разложенного игрового поля сохраняется общее правило: элемент 3 треугольной формы с изображением 7 различных информационных элементов с одним из специфических ключевых понятий или символов какого-либо одного вида искусства содержит только один символ 7 (изображение или термин), касающийся одного вида искусства.

Такая возможность модификации обеспечивает соблюдение важнейших принципов обучения при освоении, закреплении и повторении детьми ключевых понятий и терминов, изображенных на информационных карточках 6 (изменяемых, дополняемых в соответствии с целями и задачами обучения в игровой форме). В числе таковых принципов существенны следующие:

– последовательность и систематичность (от одного открытого, развернутого элемента 3 с понятиями, изображениями 7 какого-либо одного вида искусства – к шести развернутым элементам 3 с понятиями, изображениями шести разных видов искусства);

– сознательность и творческая активность (когда обучающиеся могут сами предлагать для размещения на информационных карточках 6 соответствующих изображений 7, символы и т.п.);

– доступность при необходимом уровне сложности обучения и наглядности (при регулировании учителем, родителями реальных возможностей детей на данном этапе их обучения, уровня развития памяти и художественного мышления, учета интеллектуального и творческого потенциала детей).

Информационная карточка 6 треугольной формы (фиг.3), которую вставляют в рамку 5 игрового поля с изображением 7 различных специфических ключевых понятий или символов какого-либо одного вида искусства выполнен из плотной бумаги или картона преимущественно белого цвета и/или его оттенков и содержит только один символ (изображение или термин), касающийся одного вида искусства.

Таким образом, информационные карточки 6, предлагаемые детям для освоения, повторения, закрепления или знакомства, элементарны по виду и выполнению, просты по конфигурации и могут быть изображены как учителем, так и родителями, а в отдельных случаях (например, при развитых художественных умениях и навыках) и самим ребенком или группой детей.

На этапе элементарного освоения видов искусства возможно применение от трех до шести информационных карточек 3 (фиг.3) с одним из специфических ключевых понятий или символов какого-либо одного вида искусства (по выбору ребенка, родителей, педагога). В дальнейшем, по мере освоения и закрепления необходимых знаний в области разных видов искусства предусматривается применение шести информационных карточек 6 с одним из специфических ключевых понятий или символов 7 какого-либо одного вида искусства (по выбору ребенка, родителей, либо педагога).

Ниже приводится примерный перечень для разных видов искусства.

Для вида искусства «Музыка» предполагаются информационные карточки 6 с изображением 7 таких символов, как нота, нотный стан, скрипичный ключ, барабан, свирель, скрипка, гитара, а также информационные карточки 6 с такими терминами, как композитор, исполнитель, слушатель, опера, балет, симфония, концерт, солист, ансамбль, хор, дирижер, мелодия, оркестр, сопрано, альт, тенор, бас.

Для вида «Изобразительное искусство» предполагаются информационные карточки 6 с изображением цветных карандашей, фломастеров, кисточки, мольберта, картины, фотографии, а также информационные карточки 6 с такими терминами, как художник, живопись, графика, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет, акварель, цвет.

Для вида искусства «Театр» предполагаются информационные карточки 6 с изображением персонажей кукольного театра, театральных масок, театрального бинокля, билета, афиши, а также информационные карточки 6 с такими терминами, как программа, спектакль, пьеса, роль, занавес, театральная сцена, действующие лица, исполнители, дикция.

Для вида искусства «Танец» могут быть могут быть информационные карточки 6 с элементарным изображением танцующего человека или группы людей, а также информационные карточки 6 с такими терминами, как жест, поза, движение, ритмический рисунок, композиция, координация, пластичность.

Для вида искусства «Кино» предполагаются информационные карточки 6 с элементарным изображением камеры, киноленты, киноафиши, а также информационные карточки 6 с такими терминами, как кинофильм, камера, кинокадр, ракурс, сюжет, актер и актриса, видеоряд, клип.

Для вида «декоративно - прикладное искусство» предполагаются информационные карточки 6 с такими изображениями предметов декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, как: вышивка, кружево, игрушка и др., гусли, ложки, балалайка, гармонь, домра, а также информационные карточки 6 с такими терминами, как аппликация, резьба, лепка, роспись, вышивка, хоровод, пляска, частушки и т.п.

Информационные карточки 6 в виде набора выполняются для каждого из видов искусства, это может быть: музыка, архитектура, литература, живопись, графика, скульптура, хореография, театр, кино, цирк, телевидение, фотография, декоративно – прикладное искусство, в уменьшенном или расширенном вариантах. Содержание (предлагаемых символов, изображений) приведенных в информационных карточках 6 по разным видам искусства является примерным. Учитель, родители могут дополнять и варьировать содержание. Главное условие - информационная карточка 6 с одним из специфических ключевых понятий или символов должна относится к одному виду искусства.

В игре могут принимать участие ребенок и взрослый (учитель или родитель), несколько детей и учитель (родитель), ребенок (в роли одного участника) и ребенок (другой участник игры), то есть работа в парах. Результаты игры контролирует взрослый, определяя правильность данного ответа участником (участниками) игры. При работе в парах (ребенок – ребенок) взрослый осуществляет общее руководство и при необходимости помогает, подправляет. За каждый правильный ответ участник игры получает один балл. Максимальное количество баллов – шесть, минимальное количество баллов – три. Призы, поощрения для участника (участников) игры, набравшего (набравших) максимальное количество баллов могут быть различными, исходя из возможностей учителя (родителя). Если, например, игра проводится на одном из заключительных уроков предметной области «Искусство» в начальном общем образовании, то учитель может учесть максимальное количество набранных баллов при подведении итоговой оценки достижения планируемых результатов. Не исключается и поощрение участников игры, набравших минимальное количество баллов, в виде экскурсии в художественную галерею, музей изобразительного искусства, посещения концерта, музыкального спектакля, кукольного театра.

Настольная игра «АРТ-знаниум» подразумевает несколько вариантов проведения – элементарный, оптимальный, продвинутый с постепенным усложнением задач.

Для элементарного уровня учитель (или родитель) заранее готовит шесть информационных карточек 6 с набором символов, изображений, понятий из области какого-либо одного вида искусства и вставляет их в рамки 5 треугольной формы игрового поля так, как показано на фиг. 4. Далее закрывает игровое поле (фиг. 1) и предлагает ребенку настольную игру, говоря, например, такие слова: «Сегодня мы поговорим с тобой об одном из видов искусства (например, о музыке), вспомним самое важное. Посмотри внимательно, это игровое поле состоит из шести треугольников 3. Пожалуйста, отогни любой элемент 3 треугольной формы, рассмотри внимательно и ответь на вопрос: что изображено? (или – что это означает? – если на информационной карточке 6 предложено для ответа какое-либо понятие, например, «мелодия»). Отогни любой другой элемент 3 и ответь на тот же вопрос» и так далее.

Ребенок последовательно, начиная с любого элемента 3 открывает игровое поле, внимательно рассматривает символ, изображение и дает ответ: что изображено на одной из информационной карточке 6, вставленной в рамку 5 игрового поля (или что означает). Если ребенок затрудняется с ответами, то учитель (родитель) объясняет, напоминает значение, предлагает ребенку самому нарисовать изображение и запомнить.

При участии в игре группы детей информационные карточки 6, вставленные заранее учителем (родителем) в рамку 5 игрового поля должны быть разными, то есть содержать разные символы и изображения, если задачей проведения игры на данном этапе является закрепление и систематизация полученных знаний в области одного вида искусства.

Для оптимального уровня учитель (или родитель) заранее готовит шесть информационных карточек 6 с набором символов, изображений, понятий из области разных видов искусства (от двух до шести включительно, виды искусства предлагаются по выбору учителя, родителя), и вставляет их так, как показано на фиг. 4 в произвольном порядке. Далее закрывает игровое поле (фиг. 1) и предлагает детям настольную игру. Учитель предлагает отогнуть любой элемент 3 и рассмотреть изображение 7 и ответь на вопрос: что изображено, к какому виду искусства относится? (или – что это означает? к какому виду искусства относится? – если на информационной карточке 6 предложено для ответа какое-либо понятие, например, натюрморт. Далее необходимо отогнуть любой другой элемент 3 и ответь на такие же вопросы и так далее.

Ребенок последовательно, начиная с любого элемента 3, открывает игровое поле, внимательно рассматривает символ и изображение и дает ответ: что изображено на одной из информационной карточке 6, вставленной в рамку 5 игрового поля (или что означает) и к какому виду искусства относится. Если ребенок затрудняется с ответами, то учитель (родитель) объясняет, напоминает значение, предлагает ребенку самому нарисовать изображение и запомнить. При участии в игре группы детей, информационные карточки 6, вставленные в рамку 5 игрового поля, должны быть разными (изображения или символы, касающиеся разных видов искусства), поскольку задачей проведения игры на данном этапе является закрепление и систематизация полученных знаний в области разных (от двух до шести) видов искусства.

Продвинутый уровень предполагает две формы взаимодействия: ребенок (дети) – взрослый (учитель, родитель); ребенок– ребенок (работа в парах) под наблюдением и руководством взрослых (учителя, родителя).

Для продвинутого уровня – родитель заранее готовит шесть информационных карточек 6 с набором символов и изображений, понятий из области разных видов искусства (не менее шести), и вставляет их рамку 5 в произвольном порядке. Руководитель предлагает отогнуть один любой элемент 3, рассмотреть его внимательно и ответь на вопрос: что изображено? к какому виду искусства относится? (или – что это означает? к какому виду искусства относится? – если на информационной карточке 6 предложено для ответа какое-либо понятие, к примеру, «видеоряд». Отогнув любой другой элемент 3 нужно также ответь на те же вопросы и так далее.

Ребенок последовательно, начиная с любого элемента 3, открывает игровое поле, внимательно рассматривает символ 7 или изображение и дает ответ: что изображено на одном из информационной карточке, вставленной в рамку 5 игрового поля (или что означает) и к какому виду искусства относится. Если ребенок затрудняется с ответами, то учитель (родитель) объясняет, напоминает значение, предлагает ребенку самому нарисовать изображение и запомнить.

Для продвинутого уровня - работа в парах ребенок самостоятельно (не исключая наблюдения и общего руководства взрослым) заранее готовит шесть информационных карточек 6 с набором символов и изображений, понятий из области разных видов искусства (не менее шести), и вставляет их в произвольном порядке в рамку 5. Далее закрывает игровое поле и предлагает другому ребенку (на уроке, внеклассном занятии и тому подобное) настольную игру для дальнейших аналогичных выше действий. Таким образом, на данном уровне ребенок выступает в роли взрослого и контролирует правильность ответов другого участника игры, выставляет и подсчитывает баллы за правильные ответы. Руководитель наблюдает и контролирует правильность ответов, отмечает для себя затруднения детей, при необходимости помогает, подправляет. Такая форма работы в парах может применяться и на оптимальном уровне с сохранением задач проведения игры для закрепления и систематизации полученных знаний в области разных видов искусства.

Настольная игра «АРТ-знаниум» в системе общего и дополнительного художественного образования способствует освоению детьми специфических ключевых понятий и символов, углублению представлений о разных видах искусства, закреплению и систематизации полученных знаний на основании сходства и различия, расширению словарного запаса, формированию у обучающихся культуры речи, развитию памяти и художественного мышления.


Настольная игра
Настольная игра
Настольная игра
Источник поступления информации: Роспатент
+ добавить свой РИД