×
04.05.2020
220.018.1b03

Способ повышения эффективности человека на основе оценки и развития эмоционального интеллекта

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002720400
Дата охранного документа
29.04.2020
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области вычислительной техники, а также к области психологии и может быть использовано для повышения эффективности человека на основе оценки и развития эмоционального интеллекта. Способ заключается в оценке эмоционального интеллекта и последующем обучении человека. При этом при оценке осуществляют: установку на человеке одного или нескольких измерительных сенсорных датчиков, выполнение человеком интеллектуальных задач с использованием информации, которую дают эмоции, с изображением проявлений определенных эмоций, аудио- и видеофиксации оцениваемого человека и его изменений при выполнении интеллектуальных задач, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео оцениваемого человека и интеллектуальных задач, выполняемых им, и обработку полученных данных с определением одного или нескольких параметров эмоционального интеллекта, неудовлетворяющих каким-либо критериям, которые необходимо улучшить. При обучении и развитии осуществляют: установку на обучаемом человеке измерительных сенсорных датчиков, выполнение обучаемым человеком обучающих или развивающих или интеллектуальных задач с использованием информации, которую дают эмоции, с изображением проявлений определенных эмоций, аудио- и видеофиксации оцениваемого человека и его изменений при выполнении обучающих или развивающих или интеллектуальных задач, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео оцениваемого человека и интеллектуальных задач, выполняемых им, и обработку полученных данных с определением степени развития эмоционального интеллекта обучаемого человека и его эффективности работы в результате пройденного обучения, основанным на одном или нескольких параметрах по сравнению с параметрами, выявленными при оценке, и выдачу рекомендаций по дальнейшему развитию эмоционального интеллекта и повышению эффективности работы данного человека. При необходимости - повторение обучения. Изобретение обеспечивает повышение точности и скорости оценки способностей эмоционального интеллекта, ускорение развития эмоционального интеллекта и повышение эффективности человека. 7 з.п. ф-лы.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности, к области обработки цифровых данных на базе алгоритмов машинного обучения с применением искусственного интеллекта, а также к области психологии и может быть использовано для повышения эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека, его адаптивности и стрессоустойчивости на основе оценки и развития способностей эмоционального интеллекта, а также для повышения эффективности организации за счет формирования эмоционально – интеллектуальной развивающей корпоративной культуры, на основе своевременного выявления и развития эмоционально-интеллектуальных ресурсов.

Уровень техники

В настоящее время очень актуальным становится вопрос оценки и развития эмоционального интеллекта (ЭИ) как ведущего навыка будущего. Многие компании вводят «эмоциональный интеллект» в систему корпоративных компетенций, внедряют программы развития ЭИ в систему обучения и развития сотрудников и руководителей. Возрастает также потребность рынка в оценке ЭИ руководителей и сотрудников в целях принятия решения о наборе, ротации, кадровых перестановках, формировании кадрового резерва, а также в целях мониторинга эмоционального выгорания и повышения эффективности деятельности и взаимодействия руководителей и сотрудников.

В науке и практике известны способы оценки эмоционального интеллекта в форме опросников, например, шкалы настроения Trait Meta Mood Scale (Salovey et al., 1995); опросник Н. Шутте, Emotional Intelligence Survey (Schutte et al., 1998); профиль ЭИ рабочей группы, Workgroup Emotional Intelligence Profile (Jordan et al., 2002); Wong and Law Emotional Intelligence Survey, WEIS (Wong, Law, 2002); Self Report Emotional Intelligence Scale, SREIS (Brackett et al., 2006); Emotional Quotient Inventory, EQI (Bar-On, 1997); Emotional Competence Inventory, ECI (Boyatzis, Goleman, Rhee, 2000); Trait Emotional Intelligence Questionnaire, TEIQue (Petrides, Furnham, 2003); опросник Н. Холла (Hall, 2005); опросник «ЭмIQ» (Орел, 2009); опросник «ЭмИн» (Люсин, 2004, 2006), опросник К. Барчарда (Barchard, 2001) в адаптации Г.Г. Князева, Л.Г. Митрофановой и О.М. Разумниковой (Князев и др., 2012), основанных на самоотчете, общим недостатком которых является большая субъективная составляющая, респондент может дать социально желательный ответ, например, чтобы произвести лучшее впечатление на работодателя и получить желаемую должность или желаемое продвижение. Самоотчетные методики не являются объективным и эффективным методом оценки ЭИ, поскольку они основаны на субъективных оценках и подвержены большей социальной желательности (Brackett et al., 2006; Webb et al., 2013). Объективно ЭИ может быть измерен только задачным методом (тестом). Известен тест MSCEIT V2.0 и программы развития, основанные на модели Джона Мэйера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо (Mayer, Salovey, Caruso, 2002), которая была выбрана в качестве теоретического прототипа заявленного способа. Однако указанный тест не содержит стимульный материал (карточки) с ситуациями, которые позволяют оценить способность распознавать эмоции в ситуациях взаимодействия, динамике, смене ситуации и контента (в качестве одного из основных элементов заявленного изобретения используется тест оценки эмоционального интеллекта ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта), разработанный авторами заявленного изобретения в составе авторского коллектива (Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Киселева Т.С., 2017-2019) с учетом недостатков MSCEIT V2.0 и запатентованный в форме программы ЭВМ (Программа для ЭВМ «Тест Эмоционального Интеллекта», Регистрационный номер в ФИПС: 2018618517)).

Общим недостатком указанных способов является отсутствие объективных составляющих фиксации эмоций и состояний человека (данные с сенсорных датчиков, видео и др.). Эффективность данных способов может быть повышена за счет учета большего спектра анализируемых параметров.

Из уровня техники также известны решения по распознаванию эмоций человека, например: Affectiva (https://www.affectiva.com/), Kairos (https://www.kairos.com/), Nviso (https://www.nviso-insights.com/en), VisionLabs (https://visionlabs.ai/ru/), NTechLab (https://ntechlab.ru/) и др.

Известны также решения, собирающие и анализирующие речевую аналитику, например: Nice (https://www.nice.com/), Verint (https://ru.verint.com/), Nuance (https://www.nuance.com/index.html), BIOMETRIC LABS http://biometriclabs.ru/ и др.

Ключевым недостатком таких решений является то, что они предоставляют только один аналитический инструмент, а именно, либо оценку эмоций, либо речевую аналитику.

Известен способ и система оценки качества обслуживания клиентов на основе анализа видео- и аудиопотоков с помощью инструментов машинного обучения, патент РФ №2703969 от 22.10.2019 заключается в повышении точности определения оценки качества обслуживания клиентов на основе фиксации в режиме реального времени эмоций клиента, поведенческих проявлений и др. и дальнейшего анализа видео- и аудиопотоков с помощью инструментов машинного обучения. Недостатком данного способа является узко направленность, а именно данный способ позволяет производить только оценку качества обслуживания клиентов и не направлен на выявление способностей человека в различных ситуациях, имитируемых посредством предоставления того или иного теста. Также данный способ не позволяет развивать способности человека.

Наиболее близким техническим решением является способ обработки информации для подготовки рекомендаций на основе компьютеризированной оценки способностей пользователей, см. патент РФ №2672171 от 12.11.2018. Данный способ содержит выполняемые операции:

• осуществляют распознавание эмоций пользователя в реальном времени во время указанного решения посредством одной видеокамеры, с помощью которой получают набор эмоций и используют искусственные нейронные сети для распознавания полученных эмоций;

• передают данные на устройство обработки данных системы для получения параметров действий пользователя во время указанного решения, по меньшей мере, одного задания;

• определяют, по меньшей мере, одну способность пользователя на основании данных, полученных после пользовательского решения по одному заданию, и распознанных эмоций пользователя;

• в устройстве обработки данных преобразуют данные в числовые значения, а распознанные эмоции - в шкалу, по которым рассчитывают показатель способностей пользователя;

• по полученным результатам система определения способностей формируют рекомендации пользователю для принятия решений на основании определенной на предыдущем шаге по меньшей мере одной способности на основе рассчитанных значений способностей.

Данный способ не предполагает формирование показателей для улучшения способностей и индивидуальной программы дальнейшего развития для повышения личной эффективности пользователя.

Сущность изобретения

Предлагаемый способ направлен на устранение указанных выше недостатков.

Задача настоящего изобретения заключается в повышении эффективности человека и результативности его профессиональной деятельности (и жизнедеятельности, в общем) за счет развития способностей: эффективно перерабатывать информацию, которую дают эмоции, распознавать эмоции по визуальным маркерам, телесным проявлениям, характеристикам среды, гибко использовать данную информацию в качестве основы для принятия решения и деятельности, анализа причин появления эмоций и понимания эмоциональных сценариев, управления эмоциями своими и влияния на эмоции других людей; в повышении стрессоустойчивости, адаптивности человека, развития эффективных стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях.

Задача настоящего изобретения также заключается в повышении эффективности организации за счет формирования эмоционально – интеллектуальной развивающей корпоративной культуры, своевременном выявлении и развитии эмоционально-интеллектуальных ресурсов.

Технический результат заключается в повышении точности и скорости оценки способностей эмоционального интеллекта, ускорении развития эмоционального интеллекта и повышении эффективности человека.

Технический результат достигается применением способа повышения эффективности человека на основе оценки и развития эмоционального интеллекта, заключающегося в:

а) установке на оцениваемом человеке одного или несколько измерительных сенсорных датчиков, выбранных из датчиков, измеряющих: пульс, температуру, сердечный ритм, кожно-гальваническую реакцию (КГР), электроэнцефалограмму,

б) выдаче и выполнении оцениваемым человеком интеллектуальных задач с использованием информации, которую дают эмоции, а также с изображением проявлений определенных эмоций,

в) видеофиксации оцениваемого человека и его мимических и пантомимических проявлений эмоций при выполнении интеллектуальных задач, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео оцениваемого человека и интеллектуальных задач выполняемых им,

г) аудиофиксации голоса оцениваемого человека и его особенностей: тона, темпа, тембра, интонации, скорости речи, при выполнении интеллектуальных задач, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации голос оцениваемого человека и видео интеллектуальных задач выполняемых им,

д) видеофиксации взгляда, положения каждого глаза в пространстве, направления движения взгляда для каждого глаза, точки фиксации при выполнении обучающих или развивающих или интеллектуальных задач оцениваемого человека, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео оцениваемого человека и интеллектуальных задач выполняемых им,

е) обработке полученных данных на этапах а-д с определением одного или нескольких параметров эмоционального интеллекта, неудовлетворяющим каким-либо критериям, которые необходимо улучшить у оцениваемого человека для его дальнейшего обучения,

ж) установке на обучаемом человеке измерительных сенсорных датчиков, измеряющих: пульс, температуру, сердечный ритм, кожно-гальваническую реакцию (КГР), электроэнцефалограмму,

з) выдаче и выполнении обучаемым человеком обучающих или развивающих или интеллектуальных задач, составленных для параметров, полученных на этапе е, которые необходимо улучшить, с использованием информации, которую дают эмоции, с изображением проявлений определенных эмоций,

и) видеофиксации обучаемого человека и его мимических и пантомимических проявлений эмоций, при выполнении обучающих или развивающих или интеллектуальных задач, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео обучаемого человека и обучающих или развивающих или интеллектуальных задач выполняемых им,

к) аудио фиксации голоса обучаемого человека и его особенностей: тона, темпа, тембра, интонации, скорости речи, при выполнении обучающих или развивающих или интеллектуальных задач, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации голос обучаемого человека и видео обучающих или развивающих или интеллектуальных задач выполняемых им,

л) видеофиксации взгляда, положения каждого глаза в пространстве, направления движения взгляда для каждого глаза, точки фиксации при выполнении обучающих или развивающих или интеллектуальных задач обучаемого человека, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео обучаемого человека и обучающих или развивающих или интеллектуальных задач выполняемых им,

м) обработке полученных данных с определением степени развития эмоционального интеллекта обучаемого человека в результате пройденного обучения на этапах ж-л одного или нескольких параметров по сравнению с параметрами выявленных при оценке на этапах а-е, и выдача рекомендаций по дальнейшему развитию эмоционального интеллекта,

н) при необходимости повторения этапов ж-м.

При этом обучающие или развивающие, или интеллектуальные задачи могут включать также аудио записи или видеоизображения.

Предпочтительно чтобы обработка полученных данных осуществлялась с помощью искусственного интеллекта.

Определяемые параметры на этапах е, м представляют собой: скорость выполнения/заполнения/просмотра карточки теста, выбора ответа, эмоций обучаемого человека, пульса, сердечного ритма, показателей кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы, особенностей голоса человека (тона, тембра, интонации, скорости), направления движения взгляда.

Задачи с изображением проявлений определенных эмоций на этапах 6, з отражают: интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вину.

Кроме того, задачи могут выполняться на компьютере, планшете или смартфоне.

Кроме того, при распознавании эмоций пользователя на этапах е, м используют сверточную нейронную сеть и/или рекуррентную нейронную сеть.

При распознавании эмоций пользователя на этапах е, м определяются 27 эмоций человека - интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вина).

Подробное описание изобретения

Ниже будут описаны понятия и этапы, необходимые для раскрытия осуществляемого технического решения.

Предлагаемый способ представляет собой комплексную программу оценки и развития способностей эмоционального интеллекта с использованием компьютера, планшета или мобильного телефона, видеокамеры и носимых сенсорных датчиков разной функциональности. Способ может реализоваться с помощью цифровой системы «Работающий эмоциональный интеллект» (way2wei.ru). Данная система комплексно решает следующие задачи: автоматизации процессов оценки и развития эмоционально-интеллектуальных ресурсов организации и человека, непрерывное обучение руководителей и специалистов в области применения эмоционального интеллекта, информационно-аналитическая поддержка экспертов в области развития эмоционального интеллекта (статьи, информационные дайджесты, результаты научных исследований) и пр.

В качестве одного из основных элементов реализации предлагаемого способа используется объективированный тест оценки эмоционального интеллекта ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта), разработанный авторами данного способа в составе авторского коллектива под руководством проф. д.психол.н., Е.А. Сергиенко (Программа для ЭВМ «Тест Эмоционального Интеллекта», Регистрационный номер в ФИПС: 2018618517).

Реализация способа подразумевает несколько этапов.

При этом оценка эмоционального интеллекта человека осуществляется следующем путем:

1. Установке на оцениваемом человеке одного или нескольких измерительных сенсорных датчиков, выбранных из датчиков, измеряющих: пульс, температуру, сердечный ритм, кожно-гальваническую реакцию (КГР), электроэнцефалограмму.

Т.к. различное эмоциональное состояние и степень возбуждения влияет на способность решения задач (например, в злости повышается пульс, возбудимость, человеку становится сложно сосредоточиться на выполнении определенной задачи и т.п.), эти данные учитываются в дальнейшей оценке и при формировании программы развития.

2. Предоставления доступа человеку с использованием средств аутентификации к решению компьютеризированных интеллектуальных задач, кейсов и специальных карточек с лицами людей и ситуациями.

3. Выдаче человеку нескольких карточек теста ТЭИ, включающих: лица людей, выражающие эмоции (интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вина в соответствии с теориями эмоций Р. Плутчика и К. Изарда); визуальные образы, характеризующие вышеперечисленные эмоции; задачи с вариантами ответов, из которых человеку предлагается выбрать наиболее подходящий, по его мнению; кейсы, описывающие сложную эмоциональную ситуацию с вариантами решения, эффективность которых человеку предлагается оценить по шкале лайкерта (от 1 до 5 баллов) и др.

4. Видеофиксации человека, мимические и пантомимические проявления эмоций человека при выполнении/заполнении/просмотре карточки теста, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео оцениваемого человека и карточки теста.

5. Аудио фиксации голоса человека и его особенностей: тона, темпа, тембра, интонации, скорости речи, при выполнении/заполнении/просмотре карточки теста, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации аудиоинформацию оцениваемого человека и карточки теста.

6. Видеофиксации взгляда, положения каждого глаза в пространстве, направления движения взгляда для каждого глаза, точки фиксации при выполнении обучающих или развивающих или интеллектуальных задач оцениваемого человека, при которой сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео оцениваемого человека и интеллектуальных задач выполняемых им.

7. Обработки на компьютере информации этапов 2,3, 4, 5, 6, например, с помощью искусственного интеллекта с получением одного или нескольких параметров выбранных из: скорости выполнения/заполнения/ просмотра карточки теста, выбора ответа, эмоций обучаемого человека, пульса, сердечного ритма, показателей кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы, особенностей голоса человека (тона, тембра, интонации, скорости), направления движения взгляда и др.

Данные анализируют с использованием нейронных сетей (алгоритмы обучения, которые созданы на основе модели человеческого мозга и направлены на решение многоклассовой, двухклассовой и регрессионной задач.). Обученная на большом наборе данных, нейронная сеть включает обнаружение, по меньшей мере, двадцати семи различных эмоций из таких, например, как, интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вина в соответствии с теориями эмоций Р. Плутчика и К. Изарда.

В режиме реального времени фиксируются и анализируются данные, а именно:

• извлекают из видеозаписи следующие параметры: мимические и пантомимические проявления эмоций человека и их изменения в течение выполнения задания, количество эмоциональных состояний человека в рамках выполнения заданий, направление взгляда, точки фиксации, позу человека, положение тела в пространстве и его изменение в течение всего времени выполнения заданий;

• извлекают из аудиозаписи следующие параметры: тон голоса и его изменения в течение выполнения задания, скорость речи и ее изменения, длительность пауз, позитивность/негативность содержания речи;

• извлекают с датчиков параметры пульса, сердечного ритма, температуры, показатели кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы, например, любые вспышки во время выполнения заданий, на сколько часто они встречаются, общий эмоциональный фон пользователя во время выполнения заданий;

• записывают результаты анализа в базу данных.

8. Выявления параметров, полученных на этапе 7, которые необходимо улучшить.

Полученные данные, описанные выше, обрабатываются компьютерной программой, используются в качестве входящих параметров для алгоритмов, основанных на методах машинного обучения.

Итогом действия алгоритмов является: уровень развития эмоционального интеллекта и способностей эмоционального интеллекта человека (распознавать эмоции, гибко использовать эмоции в решении задач и для усиления мышления, понимать причины появления эмоций и прогнозировать эмоциональные сценарии, управлять эмоциями), например, посредством нашей программы (Программа для ЭВМ «Тест Эмоционального Интеллекта», Регистрационный номер в ФИПС: 2018618517), а также сильные стороны и зоны роста, критические показатели и параметры для улучшения, рекомендации для дальнейшего развития эмоционального интеллекта и повышения эффективности человека.

На основе полученных данных определяют:

• программу развития эмоционального интеллекта в форме развивающих практик, задач, тренажеров и др.

• предрасположенность оцениваемого человека к той или иной области профессий, рекомендации по более подходящей деятельности для человека,

• рекомендации для подбора и ротации руководителей, прогноз относительно эффективности управленческой деятельности,

• рекомендации для массового подбора на соответствие определенным должностям,

• рекомендации для обучения и развития персонала по составлению групп обучения, направлениям развития, составлению индивидуальных планов развития,

• рекомендации для улучшения корпоративной культуры на основе анализа интегративных карт эмоционально-интеллектуальных ресурсов подразделений, отделов, департаментов, выявления сильных сторон и потенциальных зон роста подразделения и организации в целом.

На этапе развития эмоционального интеллекта проводят подобные операции (п.1-7). На данном этапе задачи отличаются большей вариативностью содержания, уровней сложности, методов решения. В соответствие с результатами оценки формируется индивидуальная программа развития с набором определенных задач (заданий) в соответствии с выявленными параметрами (способностями), которые нужно улучшить (п.8). Формат проведения обучающих действий может быть разным: индивидуально с одним человеком или в группе с несколькими людьми, также время проведения обучения может варьироваться.

Каждое задание рассчитано на развитие преимущественно одной способности эмоционального интеллекта. Задания могут включать лица людей, выражающие эмоции (интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вина в соответствии с теориями эмоций Р. Плутчика и К. Изарда); визуальные образы, характеризующие вышеперечисленные эмоции, а также аудио записи или видеоизображения. Задания могут быть в форме кейсов с эмоционально-насыщенными ситуациями и описанными способами реагирования в данных ситуациях, в форме проигрывания обучаемым определенной ситуации, выражения определенной эмоции, фиксации своих эмоций обучаемым человеком и ежедневного мониторинга причин появления эмоций и пр.

По результатам прохождения программы развития эмоционального интеллекта, человеку предъявляются для выполнения задачи теста ТЭИ (аналогичные как в п. 3) для повторной оценки уровня развития эмоционального интеллекта. Задачи аналогичные, что и при входной оценке для того, чтобы получить сравнимые результаты, значимые для оценки степени развития эмоционального интеллекта.

При выполнении заданий, в соответствие со способом проходит видеофиксация человека и мимических и пантомимических проявления его эмоций при выполнении определенных заданий, при котором сопоставляют и сохраняют на носителе информации видео пользователя в процессе выполнения определенного задания; происходит фиксация пульса, температуры, сердечного ритма, кожно-гальванической реакции (КГР), показателей электроэнцефалограммы пользователя с помощью носимых сенсорных датчиков и сохранение динамики показателей в течении выполнения задания; происходит фиксация голоса человека и его особенностей: тона, темпа, тембра, интонации, скорости речи при выполнению задания, связанного с его реакцией на определенные ситуации; происходит фиксация взгляда, положение каждого глаза в пространстве и направления движения взгляда (для каждого глаза), точки фиксации при выполнении определенного задания. Также учитывается время решения всех заданий. Данные используются в качестве входящих параметров для алгоритмов, основанных на методах машинного обучения, учитываются при формировании и анализе результата выполнения заданий.

В результате обработки получаются показатели динамики критических показателей, выявленных на этапе оценки, дальнейшие направления улучшения способностей. Степень увеличения критических показателей показывает эффективность пройденного обучения. Степень увеличения критических показателей вычисляется в % соотношении показателей до и после прохождения обучения. При необходимости формируют новые задания (задачи) программы развития эмоционального интеллекта для повторного прохождения.

Осуществление изобретения:

Предлагаемый способ повышения эффективности человека на основе оценки и развития эмоционального интеллекта прошли уже более 650 человек, по результатам которого все участники показали значительные улучшения. Участники прошли этап оценки эмоционального интеллекта, по итогам оценки каждому была предложена программа развития эмоционального интеллекта, которая включала задания (тренажеры) на увеличение критических показателей, выявленных по результатам оценки. Продолжительность обучения была 3 месяца (участники ежедневно в течение 30 минут выполняли развивающие/обучающие/интеллектуальные задания), после которого участники прошли повторную оценку уровня развития эмоционального интеллекта. Был зафиксирован статистически значимый прирост уровня развития эмоционального интеллекта от 12 до 28%

В тоже время у контрольной группы (участники которой проходили только этап оценки, без программы развития) увеличение уровня эмоционального интеллекта было зафиксировано в среднем на 3% (предположительно из-за развивающего эффекта этапа оценки).

По данным обратной связи участников по итогам программы развития они стали лучше осознавать свои эмоции и управлять ими, успешнее применять знания об эмоциях в своей профессиональной деятельности и личной жизни, стали легче справляться со стрессовыми ситуациями. Участники сообщали также об успешном применении навыков, полученных в процессе обучения в профессиональной деятельности, при принятии решений, при решении управленческих задач, проведении сложных переговоров и пр.

Конкретные примеры использования:

Ниже приведены примеры использования предлагаемого способа:

При применении способа в организации, выделяют определенную группу людей (сотрудников и руководителей), выдают им необходимые датчики, данные с которых будут фиксироваться.

Этап 1. Оценка.

Каждому человеку выдается доступ в личный кабинет в системе «Работающий эмоциональный интеллект» (way2wei.ru) к компьютеризированным заданиям для их решения на любом устройстве (компьютер, телефон, планшет). Каждый человек (пользователь) получает URL-ссылку на доступ к системе, на которой расположены компьютеризированные задания для решения на свою электронную почту. Данную операцию по распределению ссылок проводит представитель организации, который отвечает за оценку и развитие персонала из личного кабинета организации в системе. Таким образом, все полученные данные будут храниться в личном кабинете организации.

Также человек (пользователь) может сам зарегистрироваться, заполнив информацию о себе, и далее приступить к решению задач.

Затем пользователь решает компьютеризированные интеллектуальные задачи системы, используя, например, носимое или стационарное вычислительное устройство, например персональный компьютер, ноутбук, мобильный телефон или планшет. В соответствии со способом проходит видео- и аудиофиксация всех перечисленных выше параметров.

По результатам этапа 1, оценки уровня развития эмоционального интеллекта пользователей принимают решения, например о росте, ротации, дальнейшем развитии руководителей и сотрудников, происходит коррекция личных планов развития, а также формирование в соответствии с выявленными особенностями уровня ЭИ, критическими параметрами и зонами роста, групп обучения.

Также на основе обобщенных данных, например по департаменту (сводных карт эмоционально-интеллектуальных ресурсов департамента) принимают решения о перераспределении обязанностей, приеме новых сотрудников, выдвижении сотрудников на руководящие должности и др. решения с целью повышения эффективности работы данного департамента и организации в целом.

Этап 2. Обучение и развитие.

С учетом результатов и направлений улучшения, полученных на этапе 1, для каждой группы обучения формируется специализированная программа развития эмоционального интеллекта, состоящая из различных заданий, например:

I. Серия специальных заданий и тренажеров по развитию способностей эмоционального интеллекта, а именно:

• предлагаются наборы картинок/карточек с изображением проявления определенных эмоций (таких как: интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вина) человеком или несколькими людьми в определенной ситуации. Задача - определить подходящую эмоцию из предложенных, в каждой карточке. По карточке с ситуацией пользователь должен не только определить эмоции, но также спрогнозировать итог завершения ситуации.

предлагаются наборы картинок/карточек с изображением природы, произведений искусства. Задача - определить подходящую эмоцию из предложенных, к каждой карточке.

• предлагаются кейсовые задачи с эмоционально-насыщенными ситуациями и способами их решения. Задания и кейсы содержат описание ситуаций, относящихся к четырем базовым областям взаимодействия, связанного с эмоциями:

карьера и успешность в работе (взаимодействие с коллегами, разноуровневые взаимодействия, корпоративные мероприятия);

близкие отношения (семья, дети и друзья);

взаимодействие в социуме (умение наладить общение, войти в социум, взаимодействие на улице);

разрешение конфликтов (с коллегами, в семье, в социуме).

Задача - определить эффективность данных способов выходов из ситуаций.

• предлагаются задания с видео и/или звуковыми образами, характеризующие перечисленные выше эмоции. Задача - зафиксировать свою эмоцию, испытываемую в момент прослушивания (просмотра), а также зафиксировать эмоции героев, представленных в видео. Задания дополняются демонстрацией пользователем с последующей фиксацией определенных эмоций.

• предлагается фиксировать свои эмоции, испытываемые в заданный момент времени, их интенсивность, а также причину появления (на экран мобильного устройства или персонального компьютера в течение заданного промежутка времени периодически выводится набор тестовых вопросов в виде перечня испытываемых человеком эмоций: интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вина). Тренажер сохраняет результаты, дату и время фиксации эмоций, указание выбранной эмоции, причины возникновения эмоции, сведения о рассчитанной текущей средней интенсивности для эмоций с целью обучения навыкам определения, осознавания, управления эмоциями на новом уровне.

• предлагается показать определенную эмоцию или произнести текст с определенной эмоцией с дальнейшей фиксацией и анализом воспроизведенных эмоций и пр.

II. Развитие также может проходить в очно/заочном формате с привлечением онлайн тренажеров между очными сессиями обучения в форме комплексной программы развития эмоционального интеллекта «Эмоционально – интеллектуальный лидер», которая состоит из 4-х модулей:

Модуль Я и Я. Эмоциональный интеллект и управление собой.

Модуль Я и другой. Эмоциональный интеллект в персональной взаимодействии.

Модуль Я и группа. Эмоциональный интеллект во взаимодействии с группой.

Модуль Я и окружение. Эмоциональный интеллект в социальном взаимодействии.

• На каждом модуле происходит развитие способностей эмоционального интеллекта: распознавание эмоций, анализ и понимание эмоций, использование эмоций в решении задач и управление эмоций, используя различный контекст: управление своим эмоциональным состоянием (модуль Ч и Ч), персональное взаимодействие с сотрудником, партнером, клиентом и пр. (модуль Я и другой), взаимодействие с группой и командой (Я и группа), социальное взаимодействие, развитие эмоционально-интеллектуальной среды, корпоративной культуры (модуль Я и окружение). Каждый модуль может содержать задания (задачи), аналогичные, описанным выше, но не ограничиваться ими.

• Отличительно особенностью такой реализации способа является то, что программа составлена таким образом, что человек может начать обучение с любого модуля, на каждом из 4-х модулей содержание программы включает:

концентрированное повторение изученного материала предыдущих уровней;

новый материал данного уровня.

Таким образом, осуществляется преемственность знаний, умений и навыков.

Все данные по прохождению развивающих модулей программы и тренажеров фиксируются (в личном кабинете организации, в котором ведется вся аналитика). В личном кабинете организации также формируются консолидированные данные по подразделениям, департаментам организации.

По итогам прохождения программы, участники повторно проходят этап оценки уровня развития эмоционального интеллекта.

Этап 3. Обработка данных.

Обработка данных, полученных в ходе выполнения заданий, происходит с помощью искусственного интеллекта. В результате обработки получаются показатели динамики критических показателей, выявленных на этапе оценки (этап 1), при необходимости дальнейшие направления улучшения способностей. Показатели могут быть индивидуальными для конкретного человека или общие (усредненные) для отдела/подразделения.

Этап 4. Усложненный уровень обучения и развития.

На основе результатов обработки данных формируется индивидуальная программа более сложного уровня обучения, включающая по форме выполнения похожие задания, но с усложненным содержанием и с учетом результатов обработки данных этапа 3.

По завершению обучения на этапе 4 выделенная группа сотрудников и руководителей может пройти еще раз оценку развития способностей эмоционального интеллекта и получить обновленный уровень развития ЭИ и обновленные рекомендации по ротации, развитию, повышения эффективности и пр.

В результате реализации способа в организации могут быть определены целевые группы на выдвижение в кадровый резерв на руководящие должности, определены группы риска (риск выгорания и снижения результативности, риск увольнения по инициативе работника (отсутствие вовлеченности, низкая мотивация и др.), а также система рекомендаций по направлениям влияния и улучшения, стратегиям работы с каждой из выделенных групп в соответствии с выявленными тенденциями, по обучению и развитию каждой группы. Разработанная специальная программа обучения (из блоков и тренажеров способов) может быть масштабирована на региональные подразделения организации, тем самым повышаются возможности прохождения большим количеством руководителей и сотрудников. Специалисты по оценке, обучению и развитию персонала могут легко отслеживать результаты оценки и обучения, оперативно вводить новые внедрения, в режиме реального времени отслеживать эмоциональный отклик на данные процессы.

В настоящих материалах заявки было представлено раскрытие осуществления заявленного технического решения, которое не должно использоваться как ограничивающее иные, частные воплощения его реализации, которые не выходят за рамки испрашиваемого объема правовой охраны и являются очевидными для специалистов в соответствующей области техники.

Источник поступления информации: Роспатент
+ добавить свой РИД