×
18.03.2020
220.018.0cd9

Результат интеллектуальной деятельности: СИНХРОНИЗИРУЮЩАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ПАРОВОЙ ВИНТОВОЙ МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002716805
Дата охранного документа
16.03.2020
Аннотация: Изобретение относится к области энергетического машиностроения. Синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины содержит два ротора, связанные между собой. На хвостовиках роторов установлены шестерня и ступица. На ступице установлено зубчатое колесо и зубчатый компенсатор с возможностью осевого перемещения. В осевые отверстия компенсатора входят направляющие, одновременно входящие в соответствующие отверстия зубчатого колеса. На направляющих установлены цилиндрические пружины сжатия. Зубья колеса и подпружиненный компенсатор входят в зацепление с шестерней. Упругая связь колеса и компенсатора с шестерней образует беззазорное зацепление, которое исключает заклинивание передачи. Изобретение направлено на обеспечение снижения аварийности, повышение уровня надежности и безопасности. 4 ил.

Изобретение относиться к области энергетического машиностроения, а именно к конструкции паровых винтовых машин и может быть использовано для производства электроэнергии за счет взаимодействия с электрическим генератором.

Известна паровая винтовая машина по патенту РФ №2448273 F04C 18/16, опубл. 20.04.2016, содержащая два ротора с винтовыми зубьями, входящие в зацепление, и связанные между собой зубчатыми косозубыми колесами, образующим синхронизирующую зубчатую передачу. Боковой зазор в зацепление этой передачи не регулируются.

Недостатком этой конструкции является опасность выборки бокового зазора и как следствие появление значительной циркулирующей мощности и заклинивания, что ведет к аварии.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой является синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины (см., «Винтовые компрессорные машины. Справочник - Л.: Машиностроение, 1977 г., 265 с., стр. 189, рис. IV.41»), содержащая два ротора, размещенные в рабочей зоне корпуса с витками в виде зубьев, расположенными боковыми зазорами, выполненные заодно с валами, расположенными в подшипниках, хвостовики валов связаны с зубчатым колесом и шестерней.

Недостатком прототипа является невозможность компенсации бокового зазора в передаче, меняющегося в процессе износа рабочих поверхностей зубьев колес в период эксплуатации паровой винтовой машины.

Задачей данного изобретения является снижение аварийности, путем исключения непосредственного контакта рабочих поверхностей витков роторов паровой винтовой машины, которая может стать причиной ее аварии. Тем самым достигается существенное повышение уровня надежности и безопасности.

Указанная задача решается применением в синхронизирующей зубчатой передаче паровой винтовой машины, содержащей два ротора, размещенные в рабочей зоне корпуса с витками в виде зубьев, расположенных по винтовым линиям и образующих зацепление с нормированными боковыми зазорами, выполненного заодно с валами, расположенными в подшипниках. Хвостовики валов связаны с зубчатым колесом и шестерней, выполнена в виде связанной с валом ротора шестерни с косыми зубьями, которые зацеплены с зубьями косозубого колеса, установленного на ступице, жестко связанной с хвостовиком вала другого ротора посредством направляющих. Зубчатое колесо связано с зубчатым компенсатором за счет расположения направляющих в отверстиях колеса компенсатора, а его зубья образуют зацепление с соответствующими зубьями шестерни. Кроме того, на наружных поверхностях названных направляющих установлены цилиндрические пружины сжатия с возможностью воздействия на компенсатор. Шестерня размещена на соответствующем хвостовике вала ротора с возможностью осевого перемещения и посредством винтов связана с гайкой, имеющей осевые отверстия для указанных винтов.

Конструкция зубчатой передачи поясняется чертежами: где на фиг. 1 показан разрез А-А по поперечному сечению паровой винтовой машины; на фиг. 2 изображен вид сверху так же паровой винтовой машины; фиг. 3 показывают зубчатую передачу паровой винтовой машины в разрезе Б-Б по плоскости, проходящей через оси валов. Взаимодействие зубьев зубчатых колес показано в виде развертки цилиндрических поверхностей по делительным окружностям диаметров (d1, d2) фиг. 4.

Зубчатая передача паровой винтовой машины обслуживает вращательное движение размещенных в рабочей зоне корпуса (1) паровой винтовой машины, с плитой (2), стенкой (3), подшипниками (4), роторов (5, 6), крышкой (7) с косозубой шестерней (8). Профили выполнены сложными кривыми, соответствующими принятому закону зацепления, обеспечивающему постоянные величины зазоров (б1 б2) в любой фазе зацепления. Передача размещена в отсеке, изолированном от рабочей зоны паровой винтовой машины крышкой (7). Роторы (5, 6) выполнены с валами, хвостовики которых используются для установки косозубой шестерни (8) и ступицы (9). На цилиндрической поверхности ступицы (9) размещен зубчатый компенсатор (10), в осевые отверстия которого входят направляющие (11), одновременно входящие в соответствующие отверстия зубчатого колеса (12). На направляющих (11) размещены цилиндрические пружины сжатия (13), имеющие возможность воздействия на компенсатор (10). Зубья колеса (12) и компенсатор (10) входят в зацепление с косозубой шестерней (8). Передача вращающих моментов между косозубой шестерней (8) и ступицей (9) обеспечена соответствующими шпонками (14, 15). Ступица (9) закреплена на валу ротора (6) гайкой (16). Шестерня (8) фиксируется в осевом направлении гайкой (17) и винтом (18), входящими в резьбовые отверстия косозубой шестерни (8).

Работает синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины следующим образом: Вращение роторов (5, 6), обеспеченное действием водяного пара, воспринимается посредством шпонок (14, 15) косозубой шестерней (8), колесом (12) и зубчатым компенсатором (10). Пружины (13) воздействуют на компенсатор (10) и смещают его вдоль ступицы (9) и, как показано на фиг. 4, устраняют зазоры в зацеплениях косозубой шестерни (8), колеса (12) слева, компенсатора (10) и шестерни (8) справа, благодаря наличию угла наклона (β) фиг. 4. Осевое смещение (Δ), необходимое для полного устранения зазора (е), соответствуют уравнению:

Δ=е/tgβ

После устранения зазора связь, осуществляемая взаимодействием зубьев косозубой шестерни (8), колеса (12) и компенсатора (10), остается упругой, что исключает возможность заклинивания передачи. Необходимое воздействие пружин определяется величиной полезной окружной силы в зацеплении и ограничено только величинами допускаемых контактных напряжений в указанных зацеплений.

Величина зазоров (б1, б2) в зацеплении роторов (5, 6) могут быть обеспечены следующим образом. Вращением гайки (17) устанавливается необходимая величина перемещение шестерни (8) относительно хвостовика роторов (5), затем винтами (18) косозубая шестерня (8) смещается, и, за счет наличия угла β, колесо (12) и компенсатор (10) проворачивают на величину, соответствующую нормированным значениям (б1, б2). Затем, винты вывинчивают, гайка (17) доворачивается до упора в торец косозубой шестерни (8) и вновь фиксируется винтами (18).

Таким образом, зубчатая передача паровой винтовой машины надежно обеспечивает величины зазоров (б1, б2) в зацеплении зубьев роторов в нормированных пределах и гарантирует отсутствие их непосредственного контакта, что исключает появление циркулирующей мощности, наличие которой приводит к тяжелым авариям.

Синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины, содержащая два ротора, размещенные в рабочей зоне корпуса с витками в виде зубьев, расположенных по винтовым линиям и образующих зацепление с нормированными боковыми зазорами, выполненные заодно с валами, расположенными в подшипниках, хвостовики валов связаны с зубчатым колесом и шестерней, отличающаяся тем, что она выполнена в виде связанной с валом ротора шестерни с косыми зубьями, которые зацеплены с зубьями косозубого колеса, установленного на ступице, жестко связанной с хвостовиком вала другого ротора, посредством направляющих, зубчатое колесо связано с зубчатым компенсатором за счет расположения направляющих в отверстиях колеса компенсатора, а его зубья образуют зацепление с соответствующими зубьями шестерни, кроме того, на наружных поверхностях названных направляющих установлены цилиндрические пружины сжатия с возможностью воздействия на компенсатор, шестерня размещена на соответствующем хвостовике вала ротора с возможностью осевого перемещения и посредством винтов связана с гайкой, имеющей осевые отверстия для указанных винтов.
СИНХРОНИЗИРУЮЩАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ПАРОВОЙ ВИНТОВОЙ МАШИНЫ
СИНХРОНИЗИРУЮЩАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ПАРОВОЙ ВИНТОВОЙ МАШИНЫ
СИНХРОНИЗИРУЮЩАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ПАРОВОЙ ВИНТОВОЙ МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
20.02.2015
№216.013.277d

Редуктор вертолёта

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Редуктор вертолета содержит корпус, в котором размещены конические зубчатые колеса, связанные с валами несущих винтов вертолета, коническая шестерня, образующая зацепления с вышеуказанными коническими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541566
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.2780

Редуктор вертолёта соосной схемы

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий легких вертолетов соосной схемы. Редуктор вертолета соосной схемы содержит корпус, с установленными вертикально и коаксиально внутри него, с возможностью вращательного движения, пустотелые валы. На одном конце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541569
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.08.2015
№216.013.6dd6

Трансмиссия вертолета

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Трансмиссия вертолета, содержит двигатель, посредством муфты своим валом соединенный с ведущим валом редуктора, кинематически связанным с валом несущего винта вертолета, со ступицей винта, несущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559676
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.01.2018
№218.016.1d91

Теплофикационная электростанция

Изобретение относится к энергетике. Теплофикационная электростанция выполнена на базе паровой винтовой машины, на валах которой установлены двойные торцовые уплотнения. Затворной жидкостью в уплотнениях является вода из конденсатного бака, которая подается внутрь уплотнений при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640860
Дата охранного документа: 12.01.2018
10.05.2018
№218.016.3afc

Передача винт-гайка

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к устройствам преобразования вращательного движения в поступательное. Передача винт-гайка содержит винт, сопряженный с гайкой. Гайка выполнена в виде нескольких сегментов, имеющих внутреннюю резьбу, профиль, шаг которой и угол...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647394
Дата охранного документа: 15.03.2018
09.06.2018
№218.016.5eb7

Автомат перекоса

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем управления несущими винтами. Автомат перекоса содержит установленный в расточке якоря шариковый однорядный подшипник с разрезным внутренним кольцом, опирающимся на заплечик корпуса и на навинченную на корпус гайку....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656737
Дата охранного документа: 06.06.2018
07.09.2018
№218.016.841c

Устройство для укладки гибкого тягового органа на барабан лебедки

Изобретение относится области подъемно-транспортного машиностроения и может быть использовано для укладки проволоки на барабан лебедки при очистке насосно-компрессорных труб нефтяных скважин от парафина. Устройство для укладки гибкого тягового органа на барабан лебедки содержит основание,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665999
Дата охранного документа: 05.09.2018
09.06.2019
№219.017.7faf

Паровая винтовая машина

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, конкретно к устройству паровых винтовых машин (ПВМ), работающих на паре и применяющихся для привода, например, электрогенераторов. Паровая винтовая машина содержит корпус высокого давления (КВД) 1 с впускным патрубком 2 для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464427
Дата охранного документа: 20.10.2012
22.06.2019
№219.017.8ec8

Паровая винтовая машина

Изобретение относится к устройству паровых винтовых машин, применяющихся для привода, например электрогенераторов. Машина содержит корпус высокого давления (КВД) 1 с впускным патрубком 2 для подачи пара высокого давления, корпус низкого давления (КНД) 3 с выпускным патрубком 4 для отвода пара...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002374455
Дата охранного документа: 27.11.2009
14.05.2023
№223.018.55f5

Паровая винтовая машина

Изобретение относится к паровым винтовым машинам. Машина содержит корпус высокого давления 1 с впускным патрубком 2, корпус низкого давления 3 с выпускным патрубком 4, винтовые роторы, параллельно установленные на попарно размещенных в обоих корпусах 1 и 3 опорных подшипниках 7, кинематически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002731262
Дата охранного документа: 31.08.2020
+ добавить свой РИД