×
06.03.2020
220.018.09e4

Результат интеллектуальной деятельности: Способ высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002715885
Дата охранного документа
04.03.2020
Аннотация: Использование: для высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что подают в рельс ультразвуковые зондирующие сигналы несколькими однонаправленными наклонными электроакустическими преобразователями, получают ими отраженные ультразвуковые сигналы, выполняют совместную оценку их средством обработки, по результатам которой судят о наличии дефекта, при этом моменты излучения электроакустических преобразователей выбирают так, чтобы ультразвуковые зондирующие сигналы от них поступали к предполагаемому дефекту одновременно. Технический результат: повышение достоверности обнаружения и точности оценки дефектов при высокоскоростной ультразвуковой дефектоскопии рельсов. 2 ил.

Изобретение относится к области ультразвукового высокоскоростного контроля дефектов в твердых телах, может преимущественно использоваться для обнаружения дефектов в рельсах железнодорожного транспорта, метрополитена и т.п., в частности, в области болтовых стыков рельсов, при высоких скоростях перемещения дефектоскопических средств.

Требование увеличения пропускных способностей рельсового транспорта оставляет меньше времени на контроль состояния рельсов и устранение выявленных в них дефектов. Поэтому создание надежных способов высокоскоростного контроля рельсов представляет собой актуальную задачу.

Известен [1] способ ультразвукового (УЗ) зондирования области отверстий болтового стыка рельса, заключающийся в подаче в рельс ультразвуковых зондирующих сигналов электроакустическим преобразователем, получении приемными электроакустическими преобразователями из рельса отраженных ультразвуковых сигналов, совместной оценке их, по результатам которой средствами обработки судят о наличии дефекта в виде трещин вокруг болтового отверстия. Сущность способа состоит в том, что предполагаемую область дефекта зондируют под разными углами.

Известен способ ультразвукового (УЗ) зондирования зоны болтового стыка [2], заключающийся в излучении с поверхности катания рельса зондирующих УЗ сигналов электро-акустическими преобразователями (ЭАП) под острыми (порядка 45°) углами и приеме ими отраженных эхо-сигналов сигналов. Способ [1] предназначен для обнаружения самих отверстий, например, для координатной привязки дефектоскопа к рельсовому пути, а также для обнаружения дефектов в виде трещин вокруг отверстий, дополнительных сверлений и т.п.

Недостатком [1] и [2] способов является их непригодность для высокоскоростной дефектоскопии. Для пояснения рассмотрим подробнее процесс УЗ зондирования рельса. УЗ ЭАП является двунаправленным устройством, поэтому он обычно решает, как задачи излучения зондирующих, так и приема отраженных сигналов, переключаясь между режимами и образуя цикл излучения/приема. Во избежание нежелательного взаимовлияния нескольких зондирующих и отраженных сигналов очередной цикл начинают после окончания предыдущего. В случае рельсов период излучения зондирующих сигналов ЭАП не может быть меньше времени распространения УЗ сигнала, излученного ЭАП до подошвы рельса и обратно, а именно 250 мкс. Нормативные документы Российских железных дорог (РЖД) требуют 5 мм дискретности измерений дефектов в рельсах. При высоких скоростях перемещения ЭАП, например, 120 км/час ЭАП за 250 мкс. перемещается на 10 мм, что не удовлетворяет предъявленным требованиям.

Наиболее близким к заявляемому является способ высокоскоростного УЗ зондирования рельсов [3], заключающийся в подаче в рельс ультразвуковых зондирующих сигналов несколькими излучающими однонаправленными, наклонными электроакустическими преобразователями, получении ими отраженных ультразвуковых сигналов, совместной оценке их средством обработки, по результатам которой судят о наличии дефекта

Идея способа [3] заключается в том, что УЗ зондирование осуществляется одновременно несколькими (основным и дополнительными) ЭАП. Расстояние между ними выбирается из соотношения L=(2n-1)N, где N - шаг сканирования, a n - натуральные числа от 3 до 100. Требуемая дискретность (5 мм) обеспечивается тем, что ЭАП разнесены так, чтобы точки зондирования по длине рельса отличались на 5 мм. Например, если основной ЭАП зондировал рельс из точки А, то дополнительный ЭАП, пройдя расстояние L должен выполнить зондирование из точки (А ± 5 мм). Исключение взаимовлияния УЗ сигналов достигается пространственным разнесением основного и дополнительных ЭАП, т.е. каждый ЭАП принимает отраженные УЗ сигналы только от своих зондирующих сигналов.

Недостатки способа [3] заключается в следующих обстоятельствах:

Сложность конструктивного исполнения. При больших значениях n ЭАП оказываются разнесенными на значительные расстояния (до метра). Возможность конструктивного исполнения такого искательного УЗ блока представляется сомнительной.

Низкая точность измерений, обусловленная двумя обстоятельствами:

- требуемая дискретность зондирования (5 мм) при фиксированном относительном положении основного и дополнительных ЭАП и одновременном зондировании реализуемо только при фиксированных скоростях их перемещения. Точное поддержание таких скоростей не реализуемо;

- для простоты технической реализации искательного блока целесообразно разместить основной и дополнительные ЭАП рядом друг с другом, например, при n=3. Размеры ЭАП для УЗ зондирования рельсов обычно составляют около 10 мм, а сами ЭАП размещаются на расстоянии 20-25 мм. В этом случае на первый план выходит проблема взаимовлияния зондирующих и отраженных сигналов. Действительно, одновременное излучение основным и дополнительным ЭАП, расположенными на разных расстояниях от возможного дефекта, приводит к возникновению двух зондирующих сигналов с небольшой задержкой. Сигналы, отраженные от возможного дефекта, из-за достаточно широкой диаграммы направленности поступают как на основной, так и дополнительный ЭАП, т.е. возникают перекрестные связи (основной - дополнительный, дополнительный - основной ЭАП), эти сигналы сложно оценить корректно.

Задачей заявляемого способа является повышение точности высокоскоростной УЗ дефектоскопии, решаемой за счет устранения взаимовлияния каналов зондирования.

Техническим результатом реализации заявляемого способа является повышение достоверности обнаружения и точности оценки дефектов при высокоскоростной УЗ дефектоскопии.

Для достижения этого результата в способе высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов, заключающемся в подаче в рельс ультразвуковых зондирующих сигналов несколькими однонаправленными, наклонными электроакустическими преобразователями, получении ими отраженных ультразвуковых сигналов, совместной оценке их средством обработки, по результатам которой судят о наличии дефекта, моменты излучения электроакустических преобразователей выбирают так, чтобы ультразвуковые зондирующие сигналы от них поступали к предполагаемому дефекту одновременно.

Идея заявляемого способа состоит в том, что зондирующие сигналы от всех ЭАП (основного и дополнительных в терминах прототипа) поступают к предполагаемому дефекту одновременно. В результате:

В качестве зондирующего используется суммарный УЗ сигнал нескольких ЭАП - SΣ. Таким образом, указанные ЭАП образуют УЗ линейную систему, направляющую зондирующие сигналы в область ожидаемого дефекта.

Каждый ЭАП принимает лишь один сигнал, отраженный - от суммарного сигнала SΣ, которые отличаются временем поступления, но это различие легко устраняется средствами обработки отраженных сигналов.

Далее будем рассматривать простейший вариант - при наличии двух ЭАП.

Заявляемый способ иллюстрируют следующие графические материалы:

Фиг. 1 - Структурная схема устройства высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов, в случае наличия основного и одного дополнительного ЭАП, где:

1. Рельс.

2. Болтовое отверстие.

3. ЭАП.

4. Дополнительный ЭАП.

5. Устройство задержки зондирующего сигнала на Δt.

6. Формирователь зондирующего сигнала.

7. Приемник отраженного сигнала от ЭАП 3.

8. Приемник отраженного сигнала от ЭАП 4.

9. Средство обработки.

Фиг. 2 - Временная диаграмма сигналов ЭАП 3 и 4.

Рассмотрим назначение элементов.

Рельс 1 с болтовым отверстием 2 являются объектами дефектоскопии.

ЭАП 3 и 4 предназначены для излучения зондирующих и приема отраженных УЗ сигналов (переключатели излучения/приема ЭАП на Фиг. 1 не показаны с целью упрощения).

Устройство задержки 5 предназначено для задержки на Δt зондирующих УЗ сигналов ЭАП 4, по отношению к зондирующим УЗ сигналам ЭАП 3, так, чтобы они поступили к объекту зондирования (болтовому отверстию 2) одновременно, формируя общий УЗ зондирующий сигнал SΣ.

Формирователь зондирующего сигнала 6 вырабатывает электрические сигналы, которые ЭАП 3 и 4 преобразуют в УЗ зондирующие сигналы.

Приемники электрических сигналов 7 и 8, сформированных по отраженным от предполагаемого дефекта УЗ сигналов соответственно ЭАП 3 и 4 подаются на средство обработки 9.

Средство обработки 9 может быть реализовано в виде микрокомпьютера семейства ARM.

Рассмотрим возможность реализации заявляемого способа.

На рельс 1 устанавливают основной 3 и дополнительный ЭАП 4 при минимальном расстоянии между ними (20…25 мм). В качестве предполагаемого дефекта будем рассматривать болтовое отверстие 2. Такой выбор обусловлен следующими обстоятельствами:

болтовое отверстие 2 является наиболее сложным объектом дефектоскопии;

расположение болтового отверстия 2 посредине рельса 1 приводит к фокусировке зондирующих УЗ сигналов от всех ЭАП (3 и 4) на нем. В результате возможные дефекты, расположенные выше или ниже болтового отверстия 2, в той или иной степени, подвергаются совместному зондированию и обнаружению предполагаемых дефектов.

С целью упрощения описания рассмотрим случай использования двух ЭАП, имеющих одинаковое направление излучения и приема Фиг. 1. ЭАП 3 и 4 имеют одинаковые диаграммы направленности, показанные пунктиром.

Формирователь 6 вырабатывает электрический зондирующий сигнал Sэ, который ЭАП 4 в момент времени t0 преобразует в УЗ зондирующий сигнал SЗ4, Фиг. 2.

Устройство 5 задерживает Sэ на интервал Δt, в результате в момент времени t2 ЭАП 3 формирует УЗ зондирующий сигнал SЗ3. Величина Δt выбирается так, чтобы SЗ3 и SЗ4 с учетом диаграммы направленности поступили к объекту исследования 2 одновременно в момент времени t2 в виде УЗ сигнала SΣ.

Сигналы SЗ3 и SЗ4 находятся не на максимуме диаграммы направленности каждого ЭАП, но в сумме обладают большей амплитудой по сравнению с одиночным ЭАП. Такой подход позволяет свести многоточечное зондирование к одноточечному.

После излучения ЭАП 3 и 4 переключаются в режим приема отраженных УЗ сигналов.

УЗ сигналы SO3 и SO4, отраженные от предполагаемого дефекта 2 поступают в моменты времени t3 и t4 на ЭАП 3 и 4 соответственно. Указанные сигналы преобразуются ЭАП в электрические и подаются на приемники 7 и 8 соответственно, где преобразуются в цифровую форму и обрабатываются в средстве обработки 9 (компьютером).

Задержка между отраженными сигналами SO3 и SO4 легко компенсируется цифровыми средствами обработки 9, в результате чего удается обработать суммарный отраженный УЗ сигнал.

При совместном движении ЭАП 3 и 4 вдоль рельса и периодическом зондировании точка исследования перемещается, обеспечивая заданное разрешение по длине рельса.

При необходимости повысить допустимую скорость дефектоскопии требуется установить большее количество ЭАП. При этом каждый ЭАП (кроме одного) снабжается собственной задержкой 5 с сохранением общего принципа: зондирующие сигналы должны поступать к объекту зондирования одновременно, формируя SΣ. Напомним, что в противном случае зондирующий сигнал SЗ каждого ЭАП вызовет отраженный сигнал SO, который будет принят не только им, но и другими ЭАП. В результате различить отраженные сигналы практически невозможно.

Если направления излучения ЭАП не совпадают с направлением перемещения дефектоскопа, то на фиг. 1 задержка 5 должна устанавливаться у ЭАП 4.

Таким образом, заявляемый способ может быть реализован и позволяет проводить дефектоскопию на высоких скоростях.

Источники информации

1. Патент RU 2052808.

2. Марков А.А., Кузнецова Е.А. Дефектоскопия рельсов. Формирование и анализ сигналов. Книга 2. Расшифровка дефектограмм (практическое пособие в двух книгах. - Санкт-Петербург.: Ультра Принт, 2014. - 332 с, стр. 23.

3. Патент RU 2440568.

Способ высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов, заключающийся в подаче в рельс ультразвуковых зондирующих сигналов несколькими однонаправленными наклонными электроакустическими преобразователями, получении ими отраженных ультразвуковых сигналов, совместной оценке их средством обработки, по результатам которой судят о наличии дефекта, отличающийся тем, что моменты излучения электроакустических преобразователей выбирают так, чтобы ультразвуковые зондирующие сигналы от них поступали к предполагаемому дефекту одновременно.
Способ высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов
Способ высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов
Способ высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 24.
10.01.2014
№216.012.9555

Способ калибровки магнитного компаса пешехода

Заявляемый способ калибровки магнитного компаса (МК) пешехода относится к способам построения устройств, предназначенных для калибровки МК, используемых на подвижных объектах. Способ может быть использован, преимущественно, для оперативной калибровки автономной навигационной системы пешехода с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503923
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.01.2014
№216.012.989c

Акустический блок дефектоскопа

Использование: для дефектоскопии и толщинометрии. Сущность: заключается в том, что акустический блок дефектоскопа содержит платформу с возможностью ее перемещения вдоль исследуемого объекта, электроакустические преобразователи и проводник акустических колебаний, выполненный в виде тела вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504767
Дата охранного документа: 20.01.2014
10.04.2015
№216.013.36b5

Способ ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса

Использование: для ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса. Сущность изобретения заключается в том, что на поверхности катания рельса устанавливают два электроакустических преобразователя, направленные на противоположные внутренние поверхности головки рельса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545493
Дата охранного документа: 10.04.2015
27.12.2015
№216.013.9e1f

Способ калибровки электронного магнитного компаса

Изобретение относится к способам построения устройств, используемых на подвижных объектах. Техническим результатом изобретения является устранение инструментальных погрешностей магнитного компаса и повышение точности определения азимута передвижения объекта α в плоскости. Способ калибровки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572109
Дата охранного документа: 27.12.2015
27.03.2016
№216.014.c8be

Способ оценки угона рельсовой плети

Изобретение относится к способам продольного перемещения (угона) участков рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути. Способ оценки угона рельсовой плети заключается в том, что на каждой маячной шпале и на рельсовой плети, на нерабочей стороне рельса и на известном расстоянии друг от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578897
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.03.2016
№216.014.c9df

Способ калибровки акселерометрического трехосевого инклинометра

Изобретение относится к метрологическому обеспечению - калибровке инклинометров, выполненных на основе трехосевого акселерометра. Способ предполагает при калибровке измерение проекций вектора гравитационного ускорения на оси акселерометра при его вращении вокруг двух осей, каждый раз в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577806
Дата охранного документа: 20.03.2016
10.06.2016
№216.015.44b3

Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств, в частности фиксации изменений величины магнитного потока при изменении номинального сечения или структуры металла с ферромагнитными свойствами. Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586090
Дата охранного документа: 10.06.2016
13.01.2017
№217.015.875e

Способ настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа

Использование: для настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа. Сущность изобретения заключается в том, что настройку чувствительности ведут не по образцовым изделиям с искусственно созданными дефектами, а по конструктивным элементам дефектоскопируемого рельсового пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603332
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.b261

Способ ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса

Использование: для ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса. Сущность изобретения заключается в том, что на поверхности катания рельса устанавливают два электроакустических преобразователя, направленных зеркально относительно плоскости поперечного сечения так,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613574
Дата охранного документа: 17.03.2017
26.08.2017
№217.015.d543

Способ калибровки электронного магнитного компаса

Изобретение относится к способу калибровки электронного магнитного компаса (МК). Способ калибровки электронного магнитного компаса содержит этапы, на которых компас устанавливают на плоскость так, чтобы приемники магнитного поля его ортогональных осей 0Х и 0Y лежали в этой плоскости, вращают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623192
Дата охранного документа: 22.06.2017
Показаны записи 1-10 из 13.
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.08.2013
№216.012.651e

Волоконно-оптический термометр

Изобретение относится к области термометрии и может быть использовано для измерения температуры в зонах с сильными электромагнитными помехами, в зонах повышенной взрыво-пожароопасности и в других условиях, где недопустимо применение стандартных электронных средств контроля температурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491523
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.02.2014
№216.012.9f9c

Устройство измерения показателя преломления

Изобретение относится к оптико-электронному приборостроению, а именно к рефрактометрическим средствам измерения показателя преломления жидких и пастообразных веществ, порошков и т.п. веществ. Устройство измерения показателя преломления содержит по меньшей мере один щуп-зонд, соединенный с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506568
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.09.2015
№216.013.7c20

Высевающий аппарат

Высевающий аппарат содержит корпус, внутри которого на приводных валах установлены высевающие катушки с ребрами, выполненными по винтовой линии и имеющими щеточное обрамление. Катушки расположены напротив друг друга в одной горизонтальной плоскости и с угловым смещением относительно друг друга...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563373
Дата охранного документа: 20.09.2015
10.10.2015
№216.013.80e3

Способ оптимизации размещения роликов в рекламных блоках на плазменных экранах

Изобретение относится к области рекламы и вычислительной техники. Достигаемый технический результат - оптимизация процесса размещения массива рекламных роликов в сетях плазменных экранов с выполнением всех заданных условий размещения и минимизации штрафа за недоборы планов сплитов роликов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564592
Дата охранного документа: 10.10.2015
13.01.2017
№217.015.6d3b

Способ лечения постлучевых ректовагинальных свищей

Изобретение относится к медицине, хирургии. Осуществляют лечение постлучевых ректовагинальных свищей. С необлученных участков тела пациента, посредством вакуумной липосакции, забирают липоаспират. Очищают его от супранатанта и от инфранатанта. Выделяют стромально-васкулярную фракцию. Вводят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597320
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.b261

Способ ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса

Использование: для ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса. Сущность изобретения заключается в том, что на поверхности катания рельса устанавливают два электроакустических преобразователя, направленных зеркально относительно плоскости поперечного сечения так,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613574
Дата охранного документа: 17.03.2017
10.05.2018
№218.016.4d41

Способ ультразвукового обнаружения микротрещин на поверхности катания головки рельса

Изобретение относится к области ультразвукового неразрушающего контроля железнодорожных рельсов. Способ заключается в том, что на поверхности катания рельса устанавливают три наклонных электроакустических преобразователя, смещенных от продольной оси рельса в сторону, противоположную от рабочей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652511
Дата охранного документа: 26.04.2018
29.04.2019
№219.017.3e4b

Способ эндоскопического лечения внутренних дефектов желудочно-кишечного тракта

Изобретение относится к медицине, в частности к эндоскопической хирургии. Осуществляют забор аутологичного жирового трансплантата, доставку его к стенкам дефекта посредством эндоскопа и удаление рубцово-измененных тканей краев дефекта и детрита. При этом часть аутологичного жирового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686434
Дата охранного документа: 25.04.2019
04.06.2019
№219.017.7298

Технология автоматического запуска операционной системы на аппаратной платформе с элементами, не поддерживаемыми модулями операционной системы, при включении компьютера

Изобретение относится к способам запуска операционной системы компьютера. Технический результат - сокращение времени запуска гостевой операционной системы на аппаратной платформе с элементами, не поддерживаемыми модулями гостевой операционной системы в среде программных средств эмуляции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690415
Дата охранного документа: 03.06.2019
+ добавить свой РИД