×
23.02.2020
220.018.04fa

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПРАВКИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ МАШИН ТЕПЛОВОЙ РЕЗКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002714980
Дата охранного документа
21.02.2020
Аннотация: Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для правки направляющих рельсов, получивших деформацию изгиба в процессе изготовления или транспортировки, для машин тепловой резки. Направляющий рельс устанавливают на горизонтальной плите на опорах и проводят вибрационную правку на резонансных частотах с использованием вибровозбудителя. Расположение опор выбирают из условия получения обратной деформации рельса. Перед вибрационной правкой с помощью домкратов выполняют силовой выгиб средней части или концевых участков направляющего рельса в сторону, противоположную начальному изгибу, на равную и противоположную по знаку величину. Повышается качество правки рельса за счет исключения изломов. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области вырезки деталей из листового проката машинами тепловой резки, установленными на направляющих рельсах, и может быть использовано в судостроении, машиностроении и других отраслях промышленности для повышения точности вырезки.

Для вырезки деталей из листового проката в настоящее время используются газовая, плазменная и лазерная резки, которые существенно отличаются между собой по скорости, ширине и шероховатости реза, а также по величине зоны термического воздействия на материал. Плазменная и лазерная резка показали высокую эффективность за счет уменьшения трудоемкости по подготовке кромок деталей под сварку. По этой причине указанные способы активно совершенствуются в части оборудования, защитных сред, плазмообразующих газов и пр. Наибольшими технологическими возможностями обладают машины тепловой резки нового поколения, созданные фирмами Kjellberg, Esab, Hypertherm, Messer, а также отечественное оборудование производства АО «ЦТСС».

АО «ЦТСС» спроектировано, изготовлено и испытано следующее оборудование: газорежущая машина «Ладога», широкопортальная машина плазменной резки «РИТМ-МПл-5000», комплекс лазерного раскроя металлопроката «РИТМ-MA Лазер», позволяющие производить вырезку деталей из листового проката. Указанные машины поставлены по заказам предприятий (Васильев А.А., Догадин А.В., Левшаков В.М., Невская А.Н. Технология и технологическое оборудование корпусообрабатывающих цехов судостроительных предприятий - СПб: АО «ЦТСС», 2016). Однако на текущий момент зарубежные аналоги машин тепловой резки отличаются более высокой точностью вырезки деталей и повышенной производительностью.

Конструкция современных стационарных машин для тепловой резки включает портал с системой управления машиной и поперечной кареткой с резаком, перемещающийся по двум направляющим рельсам. Для обеспечения процесса резки применяется система подачи газов, воды и электропитания для режущей головки. В соответствии с ГОСТ 5614-74 точность воспроизведения программ при прочерчивании окружности диаметром 500 мм на скорости 0,016 м/с должна составлять ±0,35 мм, а при вычерчивании контура до 800 мм - не должна превышать ±0,5 мм.

При сборке машин тепловой резки в АО «ЦТСС» неоднократно возникали сложности из-за деталей поставки, в том числе точности поставляемых направляющих рельсов. Рельсы поступают с отклонениями ±4 мм, как по вертикали, так и по горизонтали, а согласно установленной ГОСТ 5614-74 норме, изгиб каждого рельса не должен превышать ±0,5 мм. От указанных отклонений зависит точность вырезки деталей и качество реза.

Отклонение рельсов по вертикали компенсируется специальными устройствами, которые удерживают уровень сопла резки над листом раскроя, поэтому особое значение уделяется устранению деформаций горизонтального изгиба.

В настоящее время известны два способа устранения деформаций горизонтального изгиба устанавливаемых рельсов: «холодный» способ - при помощи пресса (Технология судостроения: учебник для вузов / Александров В.Л. и др., под общ. Ред. Гармашева А.Д. - СПб.: Профессия, 2003), и «тепловой» способ - при помощи местного нагрева (Михайлов B.C. Основы технологии правки сварных конструкций. Л.: Судостроение, 1974). Недостатками данных способов применительно для правки рельсов для машин тепловой резки является то, что они дают эффект в виде ограниченного участка изгиба рельса, и на протяжении всей длины рельса образуются местные сломы, которые приводят к искажению формы вырезаемых на машине деталей. Кроме того, полученные такими способами срезы требуют дополнительной обработки, что значительно повышает трудоемкость процесса и снижает его производительность.

Для исправления общего и местных изгибов каждого направляющего рельса использовался предлагаемый способ местного силового упругого выгиба деформированного участка рельса с последующим воздействием низкочастотной виброобработки на него в закрепленном состоянии.

В качестве прототипа изобретения выбран способ вибрационной правки деформированных металлических конструкций (патент №2612463), получивших сварочную деформацию в виде изгиба и/или скручивания, при котором концы конструкции жестко закрепляют на стенде через установленные под конструкцию опоры таким образом, чтобы получить обратный выгиб конструкции. Данное техническое решение используется для исправления деформации изгиба или скручивания сварных конструкций, а в заявленном изобретении речь идет о правке рельсов. Кроме того, в прототипе способ правки дает эффект для ограниченного участка изгиба рельса, а не по всей длине рельса как в предлагаемом способе.

Задачей настоящего изобретения является разработка недорогостоящего способа правки рельсов, получивших деформацию изгиба в процессе изготовления или транспортировки, для машин тепловой резки, отличающегося повышенной точностью и качеством реза.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, заключается в способе правки направляющих рельсов с помощью упругого выгиба деформированного участка рельса на величину равную начальному изгибу, но с противоположным знаком, с последующим воздействием низкочастотной виброобработки на него в закрепленном состоянии.

Сущность заявленного изобретения поясняется следующими фигурами.

Фиг. 1 - общий вид машины для тепловой резки.

Фиг. 2 - схема изгиба направляющего рельса.

Фиг. 3 - комплект оборудования ВТУ-01М2 для проведения вибрационной обработки.

Фиг. 4 - схема изгиба концевой части рельса.

На фиг. 1 видно, что портал машины тепловой резки опирается на два направляющих рельса, которые поддерживают портал на высоте по всей площади сечения. Для обеспечения высокой точности перемещения поперечной каретки (или несколько кареток) с резаком и системы управления машиной, размещенных на портале, направляющие рельсы должны иметь высокую точность опорных поверхностей. Для выполнения указанных условий в процессе сборки узлов машины, рельсы проверяют на прямолинейность верхней и боковой его поверхностей. Для этого направляющий рельс 1 (фиг. 2) укладывают на горизонтальную сборочно-сварочную плиту и вдоль всей длины рельса 1 натягивают металлическую струну. Далее измеряют зазоры между струной и опорной плоскостью направляющего рельса при помощи щупа.

По результатам измерений оценивается прямолинейность рельса, и определяются участки, имеющие отклонения. Если величины отклонений не превышают допустимое значение ±0,5 мм, то рельсы можно устанавливать на машину для тепловой резки, в случае превышения указанного допуска необходимо выполнять правку. Для этого по концевым участкам зоны изгиба направляющего рельса 1 устанавливают на плите с вогнутой стороны две опоры 3. После оценки надежности опор с выпуклой стороны направляющего рельса 1 на плите устанавливают два домкрата 4, с упором в середине каждой половины зоны изгиба. Затем включают домкраты 4 и выгибают направляющий рельс 1 в сторону, противоположную ее начальному прогибу. При этом величина изгиба 2 равна величине начального прогиба, но с противоположным знаком.

Далее, сохраняя изогнутое состояние рельса, выполняют низкочастотную вибрационную обработку рельса. При этом вибровозбудитель 5 устанавливают в центральной части изогнутого участка 2, обработка выполняется на резонансных частотах, определяемых опытным путем. Для определения резонансных частот использовалось оборудование, разработанное АО «ЦТСС» и имеющее следующие характеристики (фиг. 3): наибольшая частота колебаний - 120 Гц; наибольшее усилие - 18 кН; максимальная потребляемая мощность вибровозбудителя - 850 Вт. Данный технологический процесс низкочастотной вибрационной обработки деталей, узлов и корпусных конструкций после их изготовления изложен в документе РД5Р.ГКЛИ.0104-216-95. Руководящий документ».

После обработки следует открепить рельс от горизонтальной плиты, выполнить измерения его прямолинейности и в случае необходимости повторно произвести обработку по описанной выше схеме. В случае обнаружения остаточного изгиба направляющего рельса в другой плоскости также следует выполнить правку по описанной схеме.

В частном случае (фиг. 4), когда повышенные деформации имеются в концевых участках направляющего рельса 1, опоры 3 до выполнения обработки следует устанавливать в поперечных сечениях, где отклонения имеют величину менее 0,5 мм, а изгиб концевой части рельса 2 производить при помощи домкратов 4 в сторону, противоположную начальному прогибу. При этом величина изгиба 2 равна величине начального прогиба, но с противоположным знаком. После выполнения изгиба выполняют вибрационную правку с установлением вибровозбудителя 5 на расстоянии 1/3 длины изогнутого участка рельса.

Таким образом, применение способа правки путем местного силового упругого выгиба деформированного участка рельса с последующим воздействием низкочастотной виброобработки позволяет исключить изломы направляющей в отличие от правки под прессом или тепловым методом. Также предлагаемый способ правки значительно снижает трудоемкость сборки конструкции машины тепловой резки и процесса вырезки деталей на ней, тем самым увеличивает производительность, что позволяет конкурировать с зарубежными аналогами.

Данный способ правки может быть применен и в других областях, например, в транспортной системе (метрополитене, на железной дороге и т.д.), где для передвижения и транспортировки используются рельсы.


СПОСОБ ПРАВКИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ МАШИН ТЕПЛОВОЙ РЕЗКИ
СПОСОБ ПРАВКИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ МАШИН ТЕПЛОВОЙ РЕЗКИ
СПОСОБ ПРАВКИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ МАШИН ТЕПЛОВОЙ РЕЗКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
20.11.2015
№216.013.9341

Способ торкретирования наружных поверхностей радиационно-защитной блок-упаковки

Изобретение относится к атомной технологии, в частности к комплексной утилизации, консервации, временному и длительному хранению радиационно-опасных крупногабаритных объектов. На наружной поверхности блок-упаковки закрепляют арматурную сетку и наносят под давлением сжатого воздуха слой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569315
Дата охранного документа: 20.11.2015
20.03.2016
№216.014.c657

Способ определения формы судовой забойной трубы и настроечный шаблон

Изобретение относится к области метрологии. Cпособ предполагает определение оптимальных размеров и формы судовой забойной трубы, трассы её расположения на судне. Размещают трубу между двумя конечными фланцами, соединяют фланцы настроечным шаблоном и измеряют координаты нанесенных на нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578175
Дата охранного документа: 20.03.2016
27.05.2016
№216.015.442e

Универсальное полупогружное крупнотоннажное транспортное судно для плавания в морях с ледовым покровом и на чистой воде

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции полупогружных судов, предназначенных для эксплуатации в ледовых условиях Арктики и в незамерзающих морях. Предложено универсальное полупогружное крупнотоннажное транспортное судно для плавания в морях с ледовым покровом и на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585199
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.7170

Универсальный перегрузочный защитный контейнер

Изобретение относится к области ядерной энергетики, в частности к обращению чехлов с облученными тепловыделяющими сборками (ОТВС) в хранилищах ОЯТ на плавучих технических базах (ПТБ) и береговых технических базах (БТБ). Технический результат - повышение надежности работы контейнера по обращению...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596848
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.9ac8

Способ стабилизации формы и размеров корпусов судов, построенных каркасным методом

Изобретение относится к судостроительной отрасли промышленности в части изготовления металлических корпусов судов, построенных каркасным методом. Вибровозбудитель устанавливают на обшивку в местах пересечения ребер жесткости корпуса судна, закрепленного на сборочной плите днищем вверх. Проводят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610195
Дата охранного документа: 08.02.2017
25.08.2017
№217.015.9ba9

Способ стабилизации формы и размеров корпусов судов, построенных в лекальных стендах

Изобретение относится к судостроительной отрасли промышленности в части изготовления металлических корпусов судов, построенных в лекальных стендах. Корпус судна закрепляют в лекальном стенде и к обшивке палубы, над узлами пересечения набора устанавливают вибровозбудитель так, чтобы ось вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610194
Дата охранного документа: 08.02.2017
25.08.2017
№217.015.9d8b

Стенд промывочный

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к методам промывки контурных систем атомных паропроизводящих установок (АППУ), и может быть использовано при промывке трубопроводов различных энергетических объектов, а также при ремонте энергетических и транспортных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610776
Дата охранного документа: 15.02.2017
25.08.2017
№217.015.acac

Способ вибрационной правки деформированных металлических конструкций

Изобретение относится к области изготовления сварных металлических конструкций с протяженными сварными швами, получающих остаточный изгиб или скручивание вследствие образования остаточных сварочных деформаций. в первую очередь узлов и секций корпусов судов и кораблей. Концы конструкции жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612463
Дата охранного документа: 09.03.2017
25.08.2017
№217.015.c262

Способ измерения формы корпусов подводных лодок

Использование: для измерении отклонений округлости формы крупногабаритных тел вращения, главным образом сечений шпангоутов корпусов цилиндрических или конических вставок судов и подводных лодок. Сущность изобретения заключается в том, что используют маркированные с помощью кернения на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617721
Дата охранного документа: 26.04.2017
26.08.2017
№217.015.d4ed

Способ измерения формы прочного корпуса подводной лодки, закрытого конструкциями легкого корпуса

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при измерении отклонений от круговой формы корпусов крупногабаритных тел вращения, например, в сечениях шпангоутов цилиндрических корпусов или конических вставок, преимущественно, подводных лодок (ПЛ), а также судов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622230
Дата охранного документа: 13.06.2017
Показаны записи 1-6 из 6.
20.07.2013
№216.012.56aa

Ударный механизм гайковерта

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ручному механизированному инструменту ударного действия, в частности к гайковертам, и может быть использовано для затяжки резьбовых соединений. Ударный механизм содержит корпус, в котором вдоль оси расположены шпиндель-наковальня с рабочими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487794
Дата охранного документа: 20.07.2013
25.08.2017
№217.015.9ac8

Способ стабилизации формы и размеров корпусов судов, построенных каркасным методом

Изобретение относится к судостроительной отрасли промышленности в части изготовления металлических корпусов судов, построенных каркасным методом. Вибровозбудитель устанавливают на обшивку в местах пересечения ребер жесткости корпуса судна, закрепленного на сборочной плите днищем вверх. Проводят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610195
Дата охранного документа: 08.02.2017
25.08.2017
№217.015.9ba9

Способ стабилизации формы и размеров корпусов судов, построенных в лекальных стендах

Изобретение относится к судостроительной отрасли промышленности в части изготовления металлических корпусов судов, построенных в лекальных стендах. Корпус судна закрепляют в лекальном стенде и к обшивке палубы, над узлами пересечения набора устанавливают вибровозбудитель так, чтобы ось вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610194
Дата охранного документа: 08.02.2017
25.08.2017
№217.015.acac

Способ вибрационной правки деформированных металлических конструкций

Изобретение относится к области изготовления сварных металлических конструкций с протяженными сварными швами, получающих остаточный изгиб или скручивание вследствие образования остаточных сварочных деформаций. в первую очередь узлов и секций корпусов судов и кораблей. Концы конструкции жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612463
Дата охранного документа: 09.03.2017
21.03.2019
№219.016.eae4

Способ изготовления малогабаритных оребренных листовых деталей

Изобретение относится к области производства сварных металлических конструкций из сталей различных марок и может быть использовано при постройке судов, а также и в других отраслях промышленности. Задачей настоящего изобретения является разработка способа изготовления малогабаритных оребренных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682580
Дата охранного документа: 19.03.2019
10.04.2020
№220.018.13a8

Способ стабилизации формы и размеров платформ, применяемых для монтажа оборудования

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности, для снятия остаточных сварочных напряжений после их изготовления виброобработкой. Предварительно экспериментально или расчетным методом определяют резонансные частоты, при которых исключаются деформация скручивания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718535
Дата охранного документа: 08.04.2020
+ добавить свой РИД