×
01.02.2020
220.017.fce4

Результат интеллектуальной деятельности: Коробка передач транспортного средства

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения. Коробка передач транспортного средства содержит корпус, в котором размещены входной вал с двумя шестернями, выходной вал с шестерней и промежуточные валы - вал понижающего диапазона передач переднего хода, вал повышающего диапазона передач переднего хода, вал передач заднего хода и три вала, которые предназначены для получения собственно передач, а именно вал первой и второй передачи, вал третьей и четвертой передачи, вал пятой и шестой передачи. На валах понижающего диапазона передач переднего хода, передач заднего хода, третьей и четвертой передачи, первой и второй передачи установлены соответственно входные шестерни и выходные шестерни, а на валах повышающего диапазона передач переднего хода, пятой и шестой передачи установлены соответственно входные шестерни и по паре выходных шестерен, размещенных с возможностью соединения между собой муфтами. Обеспечивается увеличение диапазона передач при сохранении исходных габаритных параметров коробки передач. 11 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к многоскоростным коробкам передач вального типа с переключением под нагрузкой для различных транспортных и строительных машин.

Ближайшим аналогом заявляемого изобретения является коробка 6×3 [патент на полезную модель Республики Беларусь №755, опубл. 30.12.2002], содержащая входной вал с шестерней, выходной вал с шестерней, и промежуточные валы с установленными на каждом из них входной и выходной шестернями, способными соединяться между собой сцепной муфтой, причем одна из шестерен вращается на валу свободно, а другая жестко связана с корпусом муфты, при этом два промежуточных вала предназначены для получения диапазонов передач прямого хода - понижающего или повышающего, один - для передач обратного хода, а три остальных - для получения собственно передач, где один из валов передач через шестерню связан с выходным валом. Шестерня входного вала находится в зацеплении одновременно с входными шестернями валов прямого и заднего хода, выходная шестерня вала понижающего диапазона переднего хода находится в зацеплении с выходной шестерней вала заднего хода и входными шестернями двух валов передач, выходные шестерни которых зацепляются с выходной шестерней третьей передачи переднего хода, находящейся также в зацеплении с шестерней выходного вала, а выходная шестерня вала повышенного диапазона переднего хода зацепляется с входной шестерней вала первой передачи переднего хода, находящейся также в зацеплении с входной шестерней вала третьей передачи переднего хода.

Недостаток известной конструкции заключается в ограниченном диапазоне коробки передач, что приводит к ухудшению работы машины в тяжелых условиях эксплуатации.

Задачей данного изобретения является улучшение тягово-динамических характеристик машины за счет увеличения диапазона передач при сохранении исходных габаритных параметров коробки передач транспортного средства.

Решение указанной задачи осуществляется следующим образом.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус, в котором размещены входной вал с шестерней, находящейся в зацеплении одновременно с входными шестернями валов переднего и заднего хода, выходной вал с шестерней и промежуточные валы с установленными на каждом из них, по крайней мере, одной входной шестерни, одной выходной шестерни и сцепной муфтой, причем одна из шестерен вращается на валу свободно, а другая жестко связана с корпусом муфты, при этом два промежуточных вала предназначены для получения диапазонов передач переднего хода - понижающего или повышающего, один промежуточный вал - для передач заднего хода, а остальные три промежуточных вала предназначены для получения собственно передач, при этом входные и выходные шестерни каждого из промежуточных валов размещены с возможностью соединяться между собой сцепными муфтами, а один из валов передач связан с выходным валом постоянно, согласно заявляемому изобретению на входной вал установлена дополнительно шестерня, которая находится в зацеплении с входной шестерней вала повышающего диапазона, при этом вторая шестерня входного вала находится в зацеплении одновременно с входными шестернями вала заднего хода и вала понижающего диапазона, а три промежуточных вала передач являются соответственно валом первой и второй передач, валом третьей и четвертой передач и валом пятой и шестой передач, причем на валу повышающего диапазона установлена дополнительно выходная шестерня, которая находится в зацеплении с входной шестерней вала первой и второй передач, которая в свою очередь одновременно находится в зацеплении с входной шестерней вала пятой и шестой передач и выходной шестерней вала понижающего диапазона, при этом на валу пятой и шестой передач установлена дополнительно выходная шестерня, которая находится в зацеплении с шестерней выходного вала, а вторая выходная шестерня пятой и шестой передачи находится в зацеплении одновременно с выходной шестерней вала первой и второй передач и выходной шестерней вала третьей и четвертой передач.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема коробки передач транспортного средства;

На фиг. 2 - схема включения муфт коробки передач для получения шести передач переднего хода и трех передач заднего хода;

На фиг. 3 - схема включения первой передачи переднего хода;

На фиг. 4 - схема второй передачи переднего хода;

На фиг. 5 - схема третьей передачи переднего хода;

На фиг. 6 - схема четвертой передачи переднего хода;

На фиг. 7 - схема пятой передачи переднего хода;

На фиг. 8 - схема шестой передачи переднего хода;

На фиг. 9 - схема включения первой передачи заднего хода;

На фиг. 10 - схема включения второй передачи заднего хода;

На фиг. 11 - схема включения третьей передачи заднего хода.

Коробка передач транспортного средства содержит входной вал 1 с двумя шестернями 2 и 3, выходной вал 4 с шестерней 5, и промежуточные валы - вал 6 понижающего диапазона передач переднего хода; вал 7 передач заднего хода; вал 8 повышающего диапазона передач переднего хода; вал 9 третьей и четвертой передач; вал 10 первой и второй передач; вал 11 пятой и шестой передач.

На валах 6, 7, 9, 10 установлены соответственно входные шестерни 12, 13, 14, 15 и выходные шестерни 16, 17, 18, 19, а на валах 8 и 11 установлены соответственно входные шестерни 20 и 21 и по паре выходных шестерен 22 и 23, 24 и 25, которые размещены с возможностью соединяться между собой соответственно муфтами 26, 27, 28, 29, 30 и 31.

Коробка передач имеет следующую кинематическую схему.

На входном валу 1 установлены шестерни 2 и 3. Шестерня 2 находится в зацеплении одновременно с входной шестерней 12 вала 6 понижающего диапазона передач переднего хода и входной шестерней 13 вала 7 передач заднего хода, при этом шестерня 3 находится в зацеплении с входной шестерней 20 вала 8 повышающего диапазона передач переднего хода.

Выходная шестерня 22 вала 8 повышающего диапазона передач переднего хода находится в зацеплении одновременно с выходной шестерней 17 вала 7 передач заднего хода и входной шестерней 14 вала 9 третьей и четвертой передач, а выходная шестерня 23 вала 8 повышающего диапазона передач переднего хода находится в зацеплении с шестерней 15 вала 10 первой и второй передач. Выходная шестерня 18 вала 9 третьей и четвертой передач и выходная шестерня 19 вала 10 первой и второй передач находятся в зацеплении соответственно с парой выходных шестерен 25 и 24 вала 11 пятой и шестой передач, в свою очередь выходная шестерня 24 вала 11 пятой и шестой передач находятся в зацеплении также с шестерней 5 выходного вала 4, а входная шестерня 21 вала 11 пятой и шестой передач находится в зацеплении с входной шестерней 15 вала 10 первой и второй передач, которая в свою очередь одновременно, как было сказано выше, находится в зацеплении с выходной шестерней 23 вала 8 передач повышающего диапазона передач переднего хода и выходной шестерней 16 вала 6 понижающего диапазона передач переднего хода.

Коробка передач транспортного средства работает следующим образом (фиг. 1, 2). В исходном положении - нейтрали - муфты всех промежуточных валов находятся в разомкнутом состоянии. Поток мощности от входного вала 1 к выходному валу 4 не передается.

Включение первой передачи переднего хода (фиг. 3) осуществляется включением муфт 26 и 30. При этом поток мощности, подводимый к входному валу 1, передается через шестерню 2 вала 1 на входную шестерню 12 вала 6, далее посредством муфты 26 на выходную шестерню 16 вала 6, затем через входную шестерню 15 вала 10 и посредством муфты 30 на выходную шестерню 19 вала 10, а далее через пару выходных шестерен 25 и 24 вала 11 передается на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4.

Для получения второй передачи переднего хода (фиг. 4) происходит выключение муфты 26 и включение муфты 28, при этом муфта 30 остается во включенном положении. В этом случае поток мощности, подводимый к входному валу 1, передается через шестерню 3 вала 1 на входную шестерню 20 вала 8 и посредством муфты 28 на выходную шестерню 23 вала 8, затем через входную шестерню 15 вала 10 посредством муфты 30 на выходную шестерню 19 вала 10 и далее через пару выходных шестерен 24 и 25 вала 11 передается на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4.

Для получения третьей передачи переднего хода (фиг. 5) происходит выключение муфт 28 и 30 и включение муфт 26 и 29. В этом случае поток мощности, подводимый к входному валу 1, передается посредством шестерни 2 вала 1 на входную шестерню 12 вала 6 и посредством муфты 26 на выходную шестерню 16 вала 6, далее на входную шестерню 15 вала 10 и от нее на пару выходных шестерен 23 и 22 вала 8 и затем через входную шестерню 14 вала 9 посредством муфты 29 на выходную шестерню 18 вала 9, от которой передается через пару выходных шестерен 24 и 25 на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4.

Для получения четвертой передачи переднего хода (фиг. 6) происходит выключение муфты 26 и включение муфты 28, при этом муфта 29 остается во включенном положении. В этом случае поток мощности, подводимый к входному валу 1, передается через шестерню 3 вала 1 на входную шестерню 20 вала 8 и далее посредством муфты 28 на выходную шестерню 22 вала 8, а затем на входную шестерню 14 вала 9 и посредством муфты 29 на выходную шестерню 18 вала 9, от которой передается через пару выходных шестерен 25 и 24 на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4.

Для получения пятой передачи переднего хода (фиг. 7) происходит выключение муфт 28, 29 и включение муфт 26 и 31. В этом случае поток мощности, подводимый к входному валу 1, передается через шестерню 2 входного вала 1 на входную шестерню 12 вала 6 и посредством муфты 26 на выходную шестерню 16 вала 6, а затем на входную шестерню 15 вала 10 и далее на входную шестерню 21 вала 11, от которой передается посредством муфты 31 на выходную шестерню 24 вала 11, а затем на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4.

Для получения шестой передачи переднего хода (фиг. 8) происходит выключение муфты 26 и включение муфты 28, при этом муфта 31 остается во включенном положении. В этом случае поток мощности, подводимый к входному валу 1, передается через шестерню 3 входного вала 1 на входную шестерню 20 вала 8 и посредством муфты 28 на выходную шестерню 23 вала 8, далее на входную шестерню 15 вала 10 и затем на входную шестерню 21 вала 11, от которой передается посредством муфты 31 на выходную шестерню 24 вала 11 и далее на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4.

С целью получения одной из передач заднего хода включается муфта 27 и соответственно одна из муфт - 29 или 30 или 31 (фиг. 1). Поток мощности от входного вала 1 передается через шестерню 2 входного вала 1 на входную шестерню 13, далее посредством муфты 27 на выходную шестерню 17 вала 7 и затем на выходную шестерню 22 вала 8 и далее в зависимости от необходимости включения одной из передач заднего хода передача потока мощности происходит следующим образом:

- для получения первой передачи заднего хода (фиг. 9) происходит включение муфты 30, при этом поток мощности от пары выходных шестерен 22 и 23 вала 8 передается на входную шестерню 15 вала 10 и посредством муфты 30 на выходную шестерню 19 вала 10 и затем через пару выходных шестерен 25 и 24 вала 11 на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4;

- для получения второй передачи заднего хода (фиг. 10) происходит включение муфты 29, при этом поток мощности от выходной шестерни 22 вала 8 передается на входную шестерню 14 вала 9 и посредством муфты 29 на выходную шестерню 18 вала 9 и далее через пару выходных шестерен 24 и 25 вала 11 на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4;

- для получения третьей передачи заднего хода (фиг. 11) происходит включение муфты 31, при этом поток мощности от пары выходных шестерен 22 и 23 вала 8 передается на входную шестерню 15 вала 10, далее на входную шестерню 21 вала 11 и посредством муфты 31 на выходную шестерню 24 вала 11, а затем на шестерню 5 и соответственно на выходной вал 4.

Таким образом, достигается увеличение числа передач, что позволило расширить диапазон коробки передач, обеспечивая улучшение тягово-динамических характеристик машины при сохранении исходных габаритных параметров коробки передач транспортного средства.

Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, в котором размещены входной вал с шестерней, выходной вал с шестерней, и промежуточные валы с установленными на каждом из них, по крайней мере, одной входной шестерни, одной выходной шестерни и сцепной муфтой, причем одна из шестерен вращается на валу свободно, а другая жестко связана с корпусом муфты, при этом два промежуточных вала предназначены для получения диапазонов передач переднего хода - понижающего или повышающего, один промежуточный вал - для передач заднего хода, а остальные три промежуточных вала предназначены для получения собственно передач, при этом входные и выходные шестерни каждого из промежуточных валов размещены с возможностью соединяться между собой сцепными муфтами, шестерня входного вала находится в зацеплении одновременно с входными шестернями валов переднего и заднего хода, а один из валов передач связан с выходным валом постоянно, отличающаяся тем, что на входной вал установлена дополнительно шестерня, которая находится в зацеплении с входной шестерней вала повышающего диапазона, а вторая шестерня входного вала находится в зацеплении одновременно с входными шестернями вала заднего хода и вала понижающего диапазона, при этом три промежуточных вала передач являются соответственно валом первой и второй передач, валом третьей и четвертой передачи и валом пятой и шестой передачи, причем на валу повышающего диапазона установлена дополнительно выходная шестерня, которая находится в зацеплении с входной шестерней вала первой и второй передачи, которая в свою очередь одновременно находится в зацеплении с входной шестерней вала пятой и шестой передачи и выходной шестерней вала понижающего диапазона, к тому же на валу пятой и шестой передачи также установлена дополнительно выходная шестерня, которая находится в зацеплении с шестерней выходного вала, а вторая выходная шестерня пятой и шестой передачи находится в зацеплении одновременно с выходной шестерней вала первой и второй передачи и выходной шестерней вала третьей и четвертой передачи.
Коробка передач транспортного средства
Коробка передач транспортного средства
Коробка передач транспортного средства
Коробка передач транспортного средства
Коробка передач транспортного средства
Коробка передач транспортного средства
Коробка передач транспортного средства
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
10.09.2013
№216.012.674d

Гидравлический привод с сигнальным клапаном потока

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Гидравлический привод с сигнальным клапаном потока содержит основной гидропривод с основным насосом с приводом от двигателя и аварийный гидропривод с вспомогательным насосом с обратным клапаном с приводом от электромотора. В напорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492092
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.02.2016
№216.014.c301

Гидросистема управления строительно-дорожной машины с регулятором для управления насосом

Изобретение относится к системам управления строительно-дорожной машины, в частности к гидравлическим приводам. Техническим результатом является повышение эффективности работы гидросистемы управления строительно-дорожной машины при выполнении рабочего цикла. Предложена гидросистема управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574440
Дата охранного документа: 10.02.2016
13.02.2018
№218.016.211b

Гидропривод рабочего оборудования экскаватора-погрузчика

Изобретение относится к строительно-дорожной технике, а именно к одноковшовым экскаваторам-погрузчикам, и может быть использовано для осуществления привода и управления рабочим оборудованием: фронтальным и экскаваторным. Гидропривод рабочего оборудования экскаватора-погрузчика содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641631
Дата охранного документа: 19.01.2018
08.11.2018
№218.016.9a82

Машина лесозаготовительная

Изобретение относится к лесозаготовительным машинам, а именно к гидросистемам лесозаготовительных машин, например форвардеров. Машина лесозаготовительная содержит шарнирно-сочлененную раму, состоящую из моторной полурамы с установленной на ней кабиной, за которой размещен гидравлический бак, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671802
Дата охранного документа: 06.11.2018
05.09.2019
№219.017.c782

Мини-погрузчик (варианты)

Изобретение относится к навесным одноковшовым экскаваторам, представляющим собой малогабаритный мини-погрузчик с навесным рабочим органам, имеющим гидравлический привод. Технический результат - обеспечение комфортных условий оператору мини-погрузчика при работе с навесным экскаваторным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699094
Дата охранного документа: 03.09.2019
17.10.2019
№219.017.d6ce

Автогрейдер

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам, в частности к автогрейдерам, а именно к устройствам грейдерного оборудования. Технический результат - повышение долговечности и ремонтоспособности рабочего оборудования автогрейдера с возможностью замены элементов шаровой опоры....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703035
Дата охранного документа: 15.10.2019
+ добавить свой РИД