×
21.11.2019
219.017.e412

Способ ресурсных испытаний газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002706514
Дата охранного документа
19.11.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам испытаний авиационных газотурбинных двигателей. Способ ресурсных испытаний газотурбинного двигателя включает разбиение рабочей области частоты вращения ротора с рабочими лопатками на несколько диапазонов и наработку в каждом диапазоне времени нагружения Т, по прохождении которой при отсутствии повреждений на рабочих лопатках делают вывод о подтверждении ресурса. Для всех рабочих лопаток определяют частоту их собственных колебаний по первой изгибной форме f, и по наименьшему значению собственной частоты колебаний f определяют время нагружения Т по зависимости: , где N - нормативная база нагружения, равная 20⋅10 циклов, затем рабочую область частоты вращения ротора для испытуемого двигателя разбивают на площадки шириной 0,4-0,5% от минимального значения частоты рабочей области, после чего на каждой площадке производят наработку по времени нагружения Т при средней частоте вращения ротора для данной площадки. Изобретение позволяет повысить достоверность подтверждения динамической прочности рабочих лопаток ротора. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам испытаний авиационных газотурбинных двигателей.

Большинство отказов газотурбинных двигателей на этапе доводки и эксплуатации связано с проблемами прочности, в частности, вызванными усталостными разрушениями, которые характерны для деталей, подверженных динамическим нагрузкам. Для лопаток турбомашин такими нагрузками являются неравномерности газовоздушного потока в проточной части двигателя. Роторные лопатки, вращаясь в таком возмущенном потоке с равномерной скоростью, подвергаются периодическим импульсам, частота которых кратна частоте вращения ротора и числу конструктивных элементов. Когда собственные частоты лопатки совпадают с частотой следования импульсов наступает резонанс. Он характеризуется резким возрастанием амплитуды вибронапряжений, приводящим к разрушению лопатки. Таким образом, при проведении ресурсных испытаний двигателя необходимо проводить наработку на резонансных режимах.

Известен способ ресурсных испытаний газотурбинного двигателя, включающий разбиение рабочей области частоты вращения ротора с рабочими лопатками на несколько диапазонов и наработке в каждом диапазоне времени нагружения, по прохождении которой при отсутствии повреждений на рабочих лопатках делают вывод о подтверждении ресурса. В известном способе рабочую область частот от малого газа до максимального режима разбивают на несколько диапазонов шириной до 5% от максимальной частоты вращения. В каждом диапазоне обеспечивается наработка из расчета 1 мин на 1 час наработки в рассматриваемом диапазоне типового полетного цикла.

(Н.Н. Сиротин, «Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинного двигателя», Москва, РИА-ИНФОРМ, 2002, стр. 353 - прототип).

Указанный способ не обеспечивает достаточного подтверждения динамической прочности элементов двигателя, а именно рабочих лопаток ротора, так как не гарантируется отработка, требуемая для подтверждения динамической прочности, а также отсутствуют наработки на резонансных режимах, которые всегда имеют место в рабочей области частоты вращения.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении достоверности подтверждения динамической прочности рабочих лопаток ротора.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе ресурсных испытаний газотурбинного двигателя, включающем разбиение рабочей области частоты вращения ротора с рабочими лопатками на несколько диапазонов и наработке в каждом диапазоне времени нагружения Т, по прохождении которой при отсутствии повреждений на рабочих лопатках делают вывод о подтверждении ресурса, согласно предложению для всех рабочих лопаток определяют частоту их собственных колебаний по первой изгибной форме f1, и по наименьшему значению собственной частоты колебаний f1min определяют время нагружения Т по зависимости:

где N - нормативная база нагружения, равная 20⋅106 циклов, затем рабочую область частоты вращения ротора для испытуемого двигателя разбивают на площадки шириной 0,4-0,5% от минимального значения частоты рабочей области, после чего на каждой площадке производят наработку по времени нагружения Т при средней частоте вращения ротора для данной площадки.

Предлагаемый способ позволяет подтвердить ресурс двигателя по рабочим лопаткам компрессора и/или турбины.

Частота при колебаниях по первой изгибной форме является низшей из собственных частот колебаний лопатки. При этой форме колебаний в лопатке, как правило, возникают наибольшие вибронапряжения, приводящие к ее разрушению. Таким образом, предварительное определение собственных частот колебаний по первой изгибной форме и расчет времени наработки исходя из минимальной частоты собственных колебаний при проведении ресурсных испытаний позволяет достоверно определить наличие повреждений рабочих лопаток.

Резонансные режимы, как правило, имеют узкий диапазон частоты вращения - ширина площадки по частоте вращения составляет 1-1,5%. Предлагаемый способ позволяет проводить наработку при резонансных колебаниях, что достигается определением конкретной величины наработки времени нагружения Т исходя из нормативной базы и разбиением рабочей области частоты вращения на площадки шириной 0,4-0,5%, которое гарантирует в диапазоне резонанса отработку 2-3-х кратного времени нагружения Т.

Исходя из норм прочности наработка на резонансных режимах должна соответствовать нагружению 20⋅106 циклов. Интервал рабочих частот вращения ротора определяется конкретным типом двигателя.

Пример реализации способа на рабочих лопатках турбины.

На экспериментальной установке типа «Сирена» перед установкой рабочих лопаток турбины в ротор проводят испытания по определению частоты собственных колебаний по первой изгибной форме f1.

Результаты испытаний каждой лопатки из комплекта, предназначенного для установки в ротор, приведены на фигуре в виде зависимости частоты f1 по номеру лопатки в комплекте, состоящем из 60 лопаток. На фигуре видно, что наименьшую частоту колебаний равную f1=l839 Гц имеет лопатка номер 27. Для этой лопатки вычисляют время Т нагружения комплекта рабочих лопаток турбины:

Т=20⋅106/1839=10875,5 сек (или 3 час. 1 мин. 15,5 сек.).

Рабочий диапазон для конкретного испытуемого двигателя по частоте вращения составляет 11200-12150 об/мин. Минимальное значение частоты вращения составляет 11200 об/мин., а ширина площадки будет равна (0,004-0,005)⋅11200=44,8-56 об/мин. Для удобства разбиения рабочего диапазона принимают ширину площадки 50 об/мин.

Таким образом, рабочий диапазон частот разбивают на следующие площадки: 11200-11250; 11250-11300; 11300-11350; … 12000-12050; 12050-12100; 12100-12150, об/мин..

Осуществляют наработку, равную времени нагружения Т=10875,5 сек на каждой частоте вращения, равной среднему значению на каждой площадке, а именно на частотах вращения 11225; 11275; 11325; … 12025; 12075; 12125 об/мин.

В результате проведения наработки выявлено отсутствие дефектов на всех испытуемых лопатках, сделан вывод о возможности их установки в двигатель и о подтверждении ресурса двигателя.


Способ ресурсных испытаний газотурбинного двигателя
Способ ресурсных испытаний газотурбинного двигателя
Способ ресурсных испытаний газотурбинного двигателя
Способ ресурсных испытаний газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 327.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc9

Подшипник скольжения с наноструктурным антифрикционным керамическим покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной и других областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и установленный на корпусе, по меньшей мере, один элемент скольжения, по меньшей мере, поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476736
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c3a

Способ контроля технического состояния и обслуживания двухроторного газотурбинного двигателя при его эксплуатации

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, к контролю технического состояния во время их эксплуатации для принятия решений по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В известном способе контроля технического состояния в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476849
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e58

Энергосберегающий подшипник скольжения

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиакосмической, нефтедобывающей, нефтеперекачивающей, нефтеобрабатывающей и иных областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и смонтированные на корпусе элементы скольжения, поверхности скольжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477395
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2013
№216.012.375d

Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины

Изобретение относится к охлаждению газотурбинного двигателя и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части и полок лопатки турбины высокого давления. Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины содержит канал для охлаждающего воздуха, выполненный внутри лопатки в направлении вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479726
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.37ba

Защитная маскирующая система для летательного аппарата, подвергающегося радиолокационному облучению

Изобретение относится к средствам защиты и маскирования объектов от систем радиолокационного облучения и опознавания, захвата, автоматического сопровождения и целеуказания, работающих в радиолокационном диапазоне электромагнитного спектра. Защитная маскирующая система для летательного аппарата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479819
Дата охранного документа: 20.04.2013
+ добавить свой РИД