×
13.11.2019
219.017.e102

Результат интеллектуальной деятельности: Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам контроля и сигнализации газотурбинных двигателей. Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки содержит корпус с установленным в нем с зазором постоянным магнитом и электрическую цепь с источником питания. Для дискретных систем измерения сигнализатор содержит терморезистор с опорной температурой в 70-230°С, переменный резистор для подстройки порогового значения сопротивления терморезистора и реле тока с размыканием цепи при достижении тока от 0,01 мкА до 1 мА. Терморезистор размещен в зазоре между корпусом и постоянным магнитом и совместно с переменным резистором и реле тока образует электрическую цепь с последовательным соединением. Терморезистор может представлять собой позистор или термистор, а реле тока может представлять собой реле максимального или минимального тока. Технический результат, достигаемый при реализации предлагаемого изобретения, - получение возможности многоразового использования, повышение точности и достоверности срабатывания сигнализатора. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам контроля и сигнализации газотурбинных двигателей.

Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки предназначен для индикации предельной концентрации металлических частиц, появляющихся в процессе неисправной работы и деградации технического состояния взаимодействующих поверхностей, омываемых маслом, и индикации предельной температуры маслосистемы вследствие высокого тепловыделения в результате взаимодействия поверхностей, имеющих повреждения.

Известен сигнализатор стружки (RU 118716 U1), содержащий полый корпус, в котором установлен фильтр, входной и выходной патрубки для циркуляции жидкости через корпус, изолированные друг от друга контакты, один из которых выполнен в виде втулки из электропроводного материала, а другой на сердечнике, в виде установленного в ней с зазором сердечника из магнитного материала и плавкой вставкой из электропроводного материала, охватывающей в твердом состоянии сердечник без контакта с ним и установленной во втулке.

Известен сигнализатор стружки (RU 118020 U1), содержащий полый корпус, в котором установлен фильтр, входной и выходной патрубки для циркуляции жидкости через корпус, изолированные друг от друга контакты, связанные с разъемом, один из контактов выполнен в виде втулки из электропроводного материала, в другой - в виде установленного в ней с зазором магнитного сердечника и оснащенный плавкой вставкой из электропроводного материала, размещенной в отверстии сердечника без контакта в твердом состоянии со стержнем пластины.

Известен сигнализатор состояния узлов двигателя, омываемых маслом, а именно наличия в масле стружки (SU 871563 - прототип), содержащий корпус с установленным в нем с зазором постоянным магнитом и электрическую цепь с источником питания и сигнальной лампой, а корпус снабжен плавкой электропроводной вставкой, установленной в зазоре между корпусом и магнитом и изолированной по меньшей мере от одного из упомянутых элементов.

Общими недостатками данных изобретений является наличие плавкой вставки, которая не подлежит для многоразового использования, обладает невысокой точностью и достоверностью срабатывания.

Технический результат, достигаемый при реализации предлагаемого изобретения - получение возможности многоразового использования, повышение точности и достоверности срабатывания сигнализатора.

Указанный технический результат достигается тем, что известный сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки, содержащий корпус с установленным в нем с зазором постоянным магнитом и электрическую цепь с источником питания, согласно предложению для дискретных систем измерения содержит терморезистор с опорной температурой в 70-230°С, переменный резистор для подстройки порогового значения сопротивления терморезистора, реле тока с размыканием цепи при достижении тока от 0,01 мкА до 1 мА, при этом терморезистор размещен в зазоре между корпусом и постоянным магнитом и совместно с переменным резистором и реле тока образуют электрическую цепь с последовательным соединением. Терморезистор может представлять собой позистор, при этом реле тока представляет собой реле максимального тока. Терморезистор может представлять собой термистор, при этом реле тока представляет собой реле минимального тока.

Технический результат достигается за счет исключения из конструкции сигнализатора плавкой вставки, вместо которой используют многоразовые терморезистор с требуемой температурной зависимостью, переменный резистор, имеющий возможность подстройки с заданной точностью порогового значения сопротивления, и реле тока, срабатывающего по пороговому значению.

Терморезистор является полупроводниковым элементом многоразового использования, обладает довольно высокой точностью и представляет собой резистор, изменяющий свое сопротивление в процессе воздействия на него температуры. Переменный резистор представляет из себя резистор с возможностью подстройки его сопротивления, для подстройки зависимости температуры от силы тока, являющейся пороговым значением размыкания реле тока. Система, состоящая из терморезистора, переменного резистора и реле тока обладает высокой достоверностью срабатывания. В качестве примера можно привести систему, состоящую из терморезистора с начальным сопротивлением 3,3 кОм, с опорной температурой в 150°С и сопротивлением в 2200 кОм, переменного резистора в 1 кОм и реле минимального тока, с размыканием цепи при достижении тока в 1 мкА.

Опорной температурой является температура, при которой график сопротивления от температуры терморезистора резко изменяется, т.е. данная точка, является началом перехода от прямого участка к резко возрастающему (термистор) или убывающему (позистор). Использование терморезистора с опорной температурой в 70-230°С обусловлено максимальными значениями рабочих температур используемых в авиационных двигателях масел, циркулирующих в маслосистеме.

Возможно использование терморезисторов типа термистор или позистор. Отличие состоит в увеличении сопротивления термистором и уменьшении позистором при нагреве. Данные виды полупроводников выбираются с опорной точкой, близкой к требуемой температуре срабатывания. При использовании термистора необходимо использовать реле минимального тока, подобранное под срабатывание (размыкание цепи) для силы тока, с сопротивлением созданным термистором в требуемой точке срабатывания, определяющейся из сравнения характеристики сопротивления терморезистора на требуемой температуре и подбором реле под данный ток на выходе из термистора. При использовании позистора необходимо использовать реле максимального тока, подобранное под срабатывание (размыкание цепи) для силы тока, с сопротивлением, созданным позистором в требуемой точке срабатывания. Для более точной настройки данной точки используется переменный резистор. Примером терморезистора, используемого в предложенном изобретении, может служить терморезистор TP - 4, 1,0 кОм, рабочая температура - 60…+200°С.

Поскольку от температуры меняются только сопротивление терморезистора, то он является основным элементом измерения температуры и для обеспечения его контакта с маслом должен быть размещен в зазоре между корпусом и постоянным магнитом. Переменный резистор и реле тока являются вспомогательными подстроечными элементами и могут находиться в любом участке цепи.

Реле тока размыкает цепь при сильном падении или увеличении силы тока. После размыкания цепи ток не поступает в один из каналов комплексного регулятора двигателя. Комплексный регулятор двигателя в свою очередь формирует сигнал и выдает его на регистратор (запись сигнала в виде разовой команды) и в информационную систему самолета, которая выдает сигнал о неисправности маслосистемы летчику. Использование реле тока с размыканием цепи при достижении тока от 0,01 мкА до 1 мА обусловлено характеристиками сопротивления существующих терморезисторов в необходимых температурных диапазонах.

Дискретной системой или дискретными каналами называются такие системы или каналы, в которых информация имеет только несколько значений. В предлагаемом изобретении имеются два значения, а именно есть сигнал (ток) или нет сигнала. Предлагаемое изобретение специально разработано для дискретных каналов и позволяет из множества информации измеряемого параметра, при достижении определенных значений изменить дискретный сигнал на требуемый для регистрирующей аппаратуры, являющейся пороговым значением. В отличие от дискретных, аналоговые и цифровые системы отображают все множество информации измеряемого параметра и не могут изменить сигнал на требуемый для дискретной системы.

На чертеже представлен сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки с разрезом в области постоянного магнита.

1 - терморезистор;

2 - переменный резистор;

3 - реле тока;

4 - постоянный магнит;

5 - корпус;

6, 7 - электропровод электрической цепи.

Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки состоит из корпуса 5, в котором установлен постоянный магнит 4, к одному из полюсов которого подсоединен провод 6 электрической цепи. Между корпусом 5 и постоянным магнитом 4 образован зазор, в котором установлен терморезистор 1. Терморезистор 1 соединен с переменным резистором 2 и реле тока 3, образуя электрическую цепь с последовательным соединением, соединенную электропроводом 7. Переменный резистор 2 и реле тока 3 могут быть размещены в любом месте вне корпуса 5 сигнализатора.

Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки работает следующим образом.

Терморезистор создает сопротивление при воздействии на него рабочей температуры маслосистемы двигателя. При повышении температуры сопротивление резко уменьшается или увеличивается в зависимости от типа терморезистора. По достижению требуемого сопротивления в точке порогового значения температуры, сила тока уменьшается до порогового значения, при котором срабатывает реле тока, размыкая электрическую цепь. При изготовлении сигнализатора сопротивление подстраивается переменным резистором под необходимое, достаточное для срабатывания реле тока, в процессе тарировки. При наличии в масле магнитных частиц они движутся совместно с маслом и заполняют зазор между постоянным магнитом и корпусом, где они притягиваются под действием магнитного поля, замыкая при этом электрическую цепь.


Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки
Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 20.
10.01.2015
№216.013.1861

Способ диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных авиационных и наземных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчик устанавливают на вибровод, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537669
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.05.2015
№216.013.4dd9

Способ вибрационной диагностики технического состояния подшипниковой опоры ротора двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к контролю и диагностике технического состояния подшипниковых опор роторов двухвальных газотурбинных авиационных и наземных газотурбинных двигателей и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчики устанавливают в одной плоскости взаимно ортогонально с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551447
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.5184

Устройство для диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к устройству для комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Контроль технического состояния межроторного подшипника выполняют на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552389
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.11.2015
№216.013.8c17

Устройство для измерения давления и температуры в потоке газа и/или жидкости и стенд для испытания и измерения характеристик работы газотурбинного двигателя

Изобретение относится к оптоволоконным технологиям, в частности к оптическим датчикам давления и температуры, в конструкции которых использованы оптические волокна. Устройство для измерения давления и температуры в потоке газа и/или жидкости содержит корпус датчика, мембрану, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567470
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.02.2016
№216.014.cdfb

Способ виброакустической диагностики технического состояния подшипников в составе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов способом виброакустической диагностики с применением технического микрофона. Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя включает установку технического микрофона в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575243
Дата охранного документа: 20.02.2016
24.08.2017
№217.015.954d

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике. Опора двухвального газотурбинного двигателя, содержащая роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давлений, масляную подводящую полость под внутренним кольцом, маслоподводящие отверстия, выполненные во внутреннем кольце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608512
Дата охранного документа: 19.01.2017
25.08.2017
№217.015.9a00

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение может быть использовано при изготовлении опор с расположением подшипника между двумя вращающимися роторами, в частности в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Подшипник опоры установлен между валами роторов низкого и высокого давлений и состоит из наружного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609887
Дата охранного документа: 06.02.2017
25.08.2017
№217.015.b0f8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей с применением технического микрофона

Изобретение относится к метрологии, в частности, к методам контроля пошипников ГТД. Способ предполагает использование спектроанализатора для контроля сигнала с выхода микрофона. Определение технического состояния подшипниковых опор производят путем анализа полученного спектра частот в интервале...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613047
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b68f

Многосегментный радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами. Самоустанавливающийся многосегментный подшипник скольжения состоит из корпуса, внешнего (1) и внутреннего (3) колец,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614463
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b7b8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей по изменению размаха амплитуды роторных частот

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов. Способ диагностики технического состояния подшипниковых опор газотурбинного двигателя включает установку датчиков вибрации в диагностируемом сечении на корпусе двигателя, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614908
Дата охранного документа: 30.03.2017
+ добавить свой РИД