×
10.11.2019
219.017.e008

Результат интеллектуальной деятельности: Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя (далее ГТД) с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты. Технический результат изобретения - повышение надежности работы ГТД путем упрощения настройки дросселя и обеспечения стабильности давления подачи масла при запуске. Указанный технический результат решается тем, что известная маслосистема авиационного ГТД с форсажной камерой содержит сифонный затвор, установленный в магистрали подачи масла, восходящая ветвь которого через второй выход управляемого двухпозиционного клапана сообщена с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в основную камеру сгорания, а ниспадающая ветвь сообщена с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в форсажную камеру сгорания. При этом регулируемый дроссель установлен в магистрали, сообщающей петлю сифонного затвора с маслобаком. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя (далее ГТД) с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбрана маслосистема авиационного ГТД с форсажной камерой, содержащая маслобак, сообщенный с установленным в магистрали подачи масла двухсекционным топливомасляным теплообменником с раздельными топливными полостями, сообщенными соответственно с магистралями подачи топлива в основную и форсажную камеры сгорания, и с масляными полостями, сообщенными между собой через управляемый двухпозиционный клапан, вход в который сообщен с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в основную камеру сгорания, а один из двух выходов из управляемого двухпозиционного клапана сообщен с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в форсажную камеру сгорания, и регулируемый дроссель (RU 2529280).

К недостатку известной маслосистемы следует отнести большую трудоемкость настройки регулируемого дросселя, в качестве которого применяется дроссельный пакет. При настройке в корпус дроссельного пакета набирается последовательно нужное количество шайб с дозирующими отверстиями малого проходного сечения и колец-проставок между ними, а по обе стороны пакета устанавливают плоские защитные фильтры, при этом часть масла из подводимых магистралей сливается и утилизируется. Следует отметить, что очень малые проходные сечения дозирующих отверстий подвержены засорению отложениями смолистых веществ и механических включений в масле, что снижает надежность работы маслосистемы.

Другой недостаток известной маслосистемы - перетечка масла на стоянке из маслобака в ГТД через зазоры в шестернях нагнетающего насоса, что может привести при запуске ГТД к падению давления масла в магистрали подачи и масляному «голоданию».

Задача изобретения - упростить настройку регулируемого дросселя и предотвратить утечку масла из маслобака в ГТД на стоянке.

Указанная задача решается тем, что известная маслосистема авиационного ГТД с форсажной камерой, содержащая маслобак, сообщенный с установленным в магистрали подачи масла двухсекционным топливомасляным теплообменником с раздельными топливными полостями, сообщенными соответственно с магистралями подачи топлива в основную и форсажную камеры сгорания, и с масляными полостями, сообщенными между собой через управляемый двухпозиционный клапан, вход в который сообщен с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в основную камеру сгорания, а один из двух выходов из управляемого двухпозиционного клапана сообщен с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в форсажную камеру сгорания, и регулируемый дроссель, согласно настоящему изобретению, содержит сифонный затвор, установленный в магистрали подачи масла, восходящая ветвь которого через второй выход управляемого двухпозиционного клапана сообщена с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в основную камеру сгорания, а ниспадающая ветвь сообщена с масляной полостью секции двухсекционного топливомасляного теплообменника, топливная полость которой сообщена с магистралью подачи топлива в форсажную камеру сгорания, при этом регулируемый дроссель установлен в магистрали, сообщающей петлю сифонного затвора с маслобаком.

При этом выход регулируемого дросселя выведен внутрь свободного объема маслобака.

Размещение регулируемого дросселя в магистрали, сообщенной с петлей сифонного затвора дает возможность ему выполнять одновременно и функцию жиклера стравливания для сифонного затвора, что позволяет упростить конструкцию дроссельного устройства, отказавшись от использования дроссельного пакета с малыми проходными сечениями дозирующих отверстий и установить расходную шайбу с большим проходным сечением, например, 2-3 мм, при этом отпадает надобность в защитных фильтрах и сливе масла из подводимой магистрали.

Утечка масла на стоянке ГТД из маслобака через зазоры в шестернях нагнетающего насоса в масляные полости ГТД будет ликвидирована благодаря подводу воздуха из свободного объема маслобака через жиклер стравливания (он же регулируемый дроссель) в петлю сифонного затвора, установленного в магистраль подачи масла.

Технический результат изобретения - повышение надежности работы ГТД путем упрощения настройки дросселя и обеспечения стабильности давления подачи масла при запуске.

На чертеже изображена принципиальная схема маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой сгорания.

Маслосистема включает в себя масляные полости 1 опорных подшипников ротора с установленными в них форсунками 2. В магистрали 3 подачи масла за фильтром 4 установлен топливомасляный теплообменник, состоящий из двух секций 5 и 6, топливные полости которых подключены к разным магистралям подачи топлива в камеры сгорания ГТД. Топливная полость секции 5 подключена к магистрали 7 подачи топлива в основную камеру сгорания, а топливная полость секции 6 подключена к магистрали 8 подачи топлива в форсажную камеру сгорания. Масляные полости секций 5 и 6 сообщены между собой через управляемый двухпозиционный клапан 9. Полость управления 10 управляемого двухпозиционного клапана 9 сообщена с магистралью 8 подачи топлива в форсажную камеру сгорания ГТД.

Вход 11 в управляемый двухпозиционный клапан 9 сообщен магистралью 12 с выходом из масляной полости секции 5. В упомянутом клапане имеются два выхода 13 и 14. Выход 13 через магистраль 15 сообщен с входом в масляную полость секции 6, а выход 14 сообщен с магистралью 16. В магистраль 3 подачи масла в ГТД встроен сифонный затвор, включающий в себя входящую и нисходящую ветви соответственно 17 и 18 и петлю 19.

Сифонный затвор установлен так, что восходящая ветвь 17 затвора через магистраль 16 и управляемый двухпозиционный клапан 9 подключена через магистраль 12 в масляную полость секции 5, сообщенной с магистралью 7 подачи топлива в основную камеру сгорания, а ниспадающая ветвь 18 затвора подключена через магистраль 20 в масляную полость секции 6, сообщенной с магистралью 8 подачи топлива в форсажную камеру сгорания ГТД.

Петля 19 сифонного затвора магистралью 21 сообщена с регулируемым дросселем 22, выполняющим одновременно функцию жиклера стравливания. Выход из регулируемого дросселя 22 выведен в свободный объем 23 маслобака 24. Маслосистема снабжена нагнетающим 25 и откачивающим 26 насосами, установленными на коробку 27 привода агрегатов ГТД.

При работе ГТД на бесфорсажном режиме масло из маслобака 24 поступает на вход нагнетающего насоса 25 и далее через фильтр 4 и магистраль 3 подачи масла попадает в масляную полость секции 5 теплообменника и охлажденное поступающим в нее основным топливом из магистрали 7 подводится к входу 11 управляемого двухпозиционного клапана 9. Так как режим работы бесфорсажный, давления топлива в полости нет, и затвор клапана 9 перекрывает путь масла к выходу 13 и открывает выход 14, откуда масло по магистрали 16 поступает в восходящую ветвь 17 сифонного затвора, а затем через петлю 19 и ниспадающую ветвь 18 затвора к масляным форсункам 2 в масляных полостях 1. Незначительная часть масла из петли 19 по магистрали 21 и регулируемому дросселю 22 перепускается в свободный объем 23 маслобака 24. При включении форсажного режима работы ГТД в магистрали 8 появляется форсажное топливо, которое попадает в топливную полость секции 6 теплообменника.

В полости управления 10 управляемого двухпозиционного клапана 9 растет давление и происходит переключение позиций упомянутого клапана 9: выход 14 перекрывается, а выход 13 открывается. Масло по магистрали 12 из масляной полости секции 5 через клапан 9 и магистраль 15 попадает в масляную полость секции 6 и, охлаждаясь дополнительным форсажным топливом, поступает через магистраль 20 напрямую в ниспадающую ветвь 18 сифонного затвора, что позволяет выравнить гидравлические характеристики масляных трактов течения масла при работе ГТД на двух разных режимах: форсажном и бесфорсажном.

Наличие регулирующего дросселя 22, сообщенного через магистраль 21 с петлей 19 и являющегося одновременно жиклером стравливания сифонного затвора, позволяет корректировать давление в магистрали 18 за счет дополнительного перепуска масла через дроссель 22 в свободный объем 23 маслобака 24. После останова ГТД воздух из свободного объема 23 маслобака 24 через регулируемый дроссель 22 и магистраль 21 попадает в петлю 19 сифонного затвора и разрыват струю масла между восходящей и ниспадающей ветвями 17 и 18 сифонного затвора, что исключит перетечки масла на стоянке из маслобака 24 в масляные полости 1.


Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-10 из 325.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc9

Подшипник скольжения с наноструктурным антифрикционным керамическим покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной и других областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и установленный на корпусе, по меньшей мере, один элемент скольжения, по меньшей мере, поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476736
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c3a

Способ контроля технического состояния и обслуживания двухроторного газотурбинного двигателя при его эксплуатации

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, к контролю технического состояния во время их эксплуатации для принятия решений по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В известном способе контроля технического состояния в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476849
Дата охранного документа: 27.02.2013
+ добавить свой РИД