×
10.11.2019
219.017.e004

Результат интеллектуальной деятельности: Способ получения биметаллической полосы с антифрикционным порошковым покрытием на основе меди для подшипников скольжения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к способу получения биметаллической полосы с антифрикционным покрытием на основе меди из металлических порошков, предназначенной для изготовления подшипников скольжения. Исходную шихту, содержащую, мас.%: 9-11 порошка железа с размером частиц ≤40 мкм, 9-11 порошка свинца - ≤40 мкм, 0,5-1,0 порошка оксида алюминия (AlO) - ≤0,1 мкм, остальное медь - ≤70 мкм, предварительно подвергают прокатке при давлении 200-250 МПа и помещают на стальную основу. Полученную композицию прокатывают с обжатием по стальной основе 70-80% и подвергают нагреву до температуры 800-850°С в атмосфере водорода с изотермической выдержкой в течение 15-30 мин. Охлаждение ведут в той же атмосфере. Обеспечивается повышение прочностных свойств, износостойкости и стойкости к контактному разрушению. 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности, к получению биметаллической полосы с антифрикционным покрытием из металлических порошков, предназначенной для изготовления подшипников скольжения.

Слоистые подшипники скольжения, представляющие собой стальную основу и антифрикционное покрытие, широко применяются со второй половины XX века. Тем не менее, экономически целесообразна разработка новых многофункциональных покрытий, обладающих комплексом улучшенных эксплуатационных свойств (повышенные абразивная и усталостная прочность и низкий коэффициент трения), а также способов и устройств их нанесения на основу, является актуальной проблемой современной науки о материалах. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо создать композиционные материалы, обладающие всем комплексом свойств, подчас взаимоисключающих, обеспечивающих функциональные возможности покрытий. С этих позиций наиболее перспективно производство композитов методами порошковой металлургии, имеющей практически неограниченные возможности в выборе составов и построении структуры материалов для обеспечения требуемых служебных свойств.

Известен способ изготовления биметалла для вкладышей подшипников скольжения (патент РФ №2244612, МПК В23К 20/04, опубликовано 20.01.2005), включающий подготовку поверхностей исходных материалов, сборку пакета из слоев стали и омедненной с двух сторон бронзы, плакирование путем холодной прокатки с обжатием 50-75%, термообработку при температуре 610-630°С в среде защитного газа. Толщину слоев меди в омедненной бронзе определяют из условия обеспечения в готовом биметалле медного подслоя толщиной не более 60-80 мкм. Биметалл изготавливают по технологической схеме и на оборудовании для холодной прокатки биметалла сталь-сплав АО 20-1.

Недостатками данного способа являются:

1. Многостадийность способа, включающая двустороннее омеднение бронзы.

2. Сложность подбора соотношения толщин листов бронзы и стали.

Известен способ изготовления биметаллической заготовки из антифрикционного сплава (патент РФ №2590464, опубликовано 10.06.2016), включающий выплавку сплава, содержащего алюминий, свинец, олово, медь, цинк, кремний и титан, его термообработку и последующую прокатку в три стадии, со степенью деформации на первой стадии прокатки, обеспечивающей плакирование заготовки алюминием, подготовку полученной плакированной алюминием полосы, антифрикционного сплава и стальной полосы для совместного деформирования, их совместное деформирование для получения биметаллической заготовки и окончательный отжиг заготовки, отличающийся тем, что выплавляют антифрикционный сплав при следующем соотношении компонентов, мас. %: свинец - 2,0-4,0, олово - 8,0-12,0, медь - 2,0-5,0, цинк - 1,5-4,0, кремний - 0,1-1,0, титан - 0,02-0,2, алюминий - остальное, термообработку антифрикционного сплава осуществляют не позднее чем через 3 ч после его выплавки при температуре Т=230°-270°С в течение 2,5-3,5 ч, после каждой стадии прокатки осуществляют термообработку при Т=230°-270°С в течение 1-3 ч, а окончательный отжиг биметаллической заготовки осуществляют не менее 2 ч при Т=300°-320°С.

Недостатками представленного способа являются:

1. Сложность и многостадийность процесса;

2. Высокая трудоемкость получения свинцово-алюминиевого сплава;

3. Многократные термические обработки;

4. Использование дорогостоящего олова в большом количестве.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому решению является способ получения биметаллической полосы для подшипников скольжения (заявка WO 2009/017501 А1, FEDERAL-MOGUL CORPOREITION и др., опубликовано 05.02.2009), обладающих повышенной износостойкостью. Антифрикционный слой состоит из сплава медь-олово-висмут с размером частиц ≤ 10 мкм, который может также включать фосфор, Fe3P или MoSi2. Добавление небольших количеств Fe3P или MoSi2 или их смеси относительно твердых частиц медно-оловянной матрицы, обеспечивает повышенную твердость и износостойкость материала подшипника. Способ осуществляется следующим образом: на стальную основу наносят смесь порошков сплава содержащего, мас. %: олова - 1-15, висмут - 1-30, остальное медь с 0,03-0,8 фосфора и 0,1-10 Fe3P или MoSi2, совместно нагревают указанную смесь и стальную основу для спекания порошков и припекания их к основе и прокатывают полученный композит для полного уплотнения порошковой смеси. После прокатки повторно нагревают полученный композит для диффузионного взаимодействия внутри антифрикционного материала и на границе соприкосновения с основой. Затем после вторичной термообработки композит повторно прокатывают с целью выдавливания олова на поверхность антифрикционного слоя.

Недостатками этого способа являются:

1.Сложность и трудоемкость получения исходной порошковой шихты для формирования антифрикционного слоя;

2.Многостадийность термической обработки и обработки давлением композита.

Техническим результатом данного изобретения является получение биметаллической полосы с антифрикционным порошковым покрытием на основе меди для подшипников скольжения, обладающей повышенными прочностными свойствами, износостойкостью и стойкостью к контактному разрушению путем формирования структуры сочетанием термической обработки и пластической деформации.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе получения биметаллической полосы с антифрикционным порошковым покрытием на основе меди для подшипников скольжения, включающем подготовку исходной шихты для формирования антифрикционного слоя, совместную обработку давлением основы и антифрикционного слоя, их термообработку и последующее охлаждение, согласно изобретению исходную шихту, содержащую, мас. %: 9-11 порошка железа с размером частиц ≤40 мкм, 9-11 порошка свинца - ≤40 мкм, 0,5-1,0 порошка оксида алюминия (Аl2О3) - ≤0,1 мкм, остальное медь - ≤70 мкм, предварительно подвергают прокатке при давлении 200-250 Мпа и помещают на стальную основу, полученную композицию прокатывают с обжатием по стальной основе 70-80%, подвергают нагреванию до температуры 800-850°С в атмосфере водорода с изотермической выдержкой в течение 15-30 мин, охлаждение ведут в той же атмосфере.

Сущность заявляемого способа заключается в следующем:

- железный порошок в процессе обработки давлением деформируется и образует упрочняющие волокна. Использование порошков железа с дисперсностью выше 40 мкм ведет к снижению концентрации волокон и неравномерности их распределения по объему антифрикционного слоя. Применение железного порошка менее 9% не гарантирует должной концентрации волокон в объеме антифрикционного слоя, а более 11% снижает его антифрикционные свойства;

- порошок свинца обеспечивает повышенные антифрикционные свойства изделий и стабильность размеров после спекания. Использование порошков свинца с дисперсностью выше 40 мкм ведет к снижению прочностных свойств композита. Содержание свинцового порошка менее 9% приводит к недостаточному смазывающему эффекту (повышению коэффициента трения), а - выше 11% к снижению прочностных свойств композита;

- порошок оксида алюминия (Al2O3), обеспечивает нанодисперсное упрочнение матрицы (повышение твердости) антифрикционного слоя. Снижение содержания порошка оксида алюминия менее 0,5% недостаточно упрочняет антифрикционный слой, а увеличение содержания оксида алюминия выше 1,0% - резко затрудняет процессы его пластической деформации;

- предварительная прокатка порошковой шихты при давлении 200-250 Мпа обеспечивает равномерность распределения порошковых компонентов исходной шихты, заданную плотность и толщину антифрикционной порошковой полосы;

- прокатка шихты с давлением ниже 200 Мпа не обеспечивает необходимой прочности получаемой антифрикционной порошковой полосы для ее переноса на стальную основу, а - при давлении выше 250 сильно уплотняет антифрикционную порошковую полосу, делая весьма проблематичной ее накатку на стальную основу;

- совместная прокатка антифрикционной порошковой полосы и стальной основы с обжатием по стальной основе 70-80% создает необходимое сцепление антифрикционного покрытия со стальной основой, формирует заданную дисперсно-упрочненную волокнистую структуру антифрикционного покрытия, раскатывая в волокна железный порошок;

- совместная прокатка антифрикционной порошковой полосы и стальной основы с обжатием по стальной основе менее 70% недостаточно раскатывает железные частицы и не формирует волокнистую структуру. А прокатка с обжатием выше 80% не дает положительного результата и чрезмерно наклепывает стальную основу.

- совместная термообработка биметаллической композиции путем нагревания до температуры 800-850°С в атмосфере водорода обеспечивает очистку металлических дисперсоидов от оксидов, качественное спекание антифрикционного порошкового покрытия и диффузионное взаимодействие покрытия и стальной основы. Нагрев ниже 800°С не гарантирует полного спекания, а выше 850°С нецелесообразен.

Изотермическая выдержка при температуре 800-850°С в течение 15-30 мин обеспечивает полное спекание антифрикционного порошкового покрытия, а так же диффузионное взаимодействие основы и антифрикционного покрытия, создавая весьма прочное сцепление покрытия с основой. При изотермической выдержке менее 15 мин эти диффузионные процессы не успевают полностью пройти, а выдержка более 30 мин не дает дополнительных преимуществ.

Охлаждение в атмосфере водорода гарантирует отсутствие окисления свинца, меди и железа в поверхностных слоях антифрикционного покрытия.

Пример конкретного осуществления.

Экспериментальную проверку предлагаемого способа получения биметаллической полосы с антифрикционным порошковым покрытием на основе меди для подшипников скольжения проводили в лабораторных условиях в Институте металлургии УрО РАН по следующей технологии.

Порошковую композицию, содержащую, мас. %: 9-11 порошка железа с размером частиц ≤40 мкм, 9-11 порошка свинца - ≤40 мкм, 0,5-1,0 оксида алюминия (Аl2О3) - ≤0,1 мкм, остальное медный порошок - ≤70 мкм смешивали в виброаэрационном смесителе в течение 3 мин, затем полученную шихту помещали в бункер подачи лабораторного прокатного стана МЛС - 82 ИМЕТ УрО РАН и прокатывали с давлением 200-250 МПа. Полученную таким образом антифрикционную порошковую полосу размещали на стальную основу и совместно прокатывали с обжатием по стальной основе 70-80%. После прокатки полученную биметаллическую полосу помещали в электропечь с атмосферой водорода, нагревали до температуры 800-850°С, делали 15-30 минутную выдержку при этой температуре и охлаждали в атмосфере водорода.

Способ получения биметаллической полосы с антифрикционным порошковым покрытием на основе меди для подшипников скольжения, включающий подготовку исходной смеси для формирования антифрикционного слоя, совместную термообработку и обработку давлением основы и антифрикционного слоя и последующее охлаждение, отличающийся тем, что исходную шихту, содержащую, мас.%: 9-11 порошка железа с размером частиц ≤40 мкм, 9-11 порошка свинца - ≤40 мкм, 0,5-1,0 порошка оксида алюминия (АlO) - ≤0,1 мкм, остальное медь - ≤70 мкм, предварительно подвергают прокатке при давлении 200-250 МПа и помещают на стальную основу, при этом полученную композицию прокатывают с обжатием по стальной основе 70-80%, подвергают нагреву до температуры 800-850°С в атмосфере водорода с изотермической выдержкой в течение 15-30 мин, а охлаждение ведут в той же атмосфере.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 67.
20.06.2013
№216.012.4c9c

Способ получения титаноалюминиевого сплава из оксидного титансодержащего материала

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при переработке оксидного титансодержащего материала на титано-алюминиевый сплав. Заявлен способ получения титано-алюминиевого сплава из оксидного титансодержащего материала, включающий подготовку шихты, содержащей оксидный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485194
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.11.2013
№216.012.7d52

Способ получения комплексного хлорида скандия и щелочного металла

Изобретение относится к неорганической химии и касается способа получения комплексного хлорида скандия и щелочного металла. Металлический скандий смешивают с дихлоридом свинца и солью щелочного металла. Полученную шихту помещают в тигель с инертной атмосферой и нагревают до температуры реакции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497755
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.12.2013
№216.012.8c6b

Способ получения слоистого композита системы сталь-алюминий

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению слоистых биметаллических композитов. Проводят подготовку стальной полосы, подачу в очаг деформации между валком и полосой сухого алюминиевого порошка, совместную прокатку полосы и упомянутого алюминиевого порошка с обжатием 30-50% с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501630
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.12.2013
№216.012.8d58

Способ переработки сульфидных медно-никелевых материалов, содержащих металлы платиновой группы

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано при переработке сульфидных медно-никелевых материалов, содержащих металлы платиновой группы, в частности при пирометаллургической переработке никель-пирротиновых концентратов, содержащих металлы платиновой группы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501867
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.12.2013
№216.012.916d

Способ утилизации хлорорганических отходов

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к переработке промышленных хлорсодержащих отходов на основе полихлорированных бифенилов, и может быть использовано для утилизации этих отходов в печи шахтного типа. Способ утилизации хлорорганических отходов включает их подачу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502922
Дата охранного документа: 27.12.2013
20.02.2014
№216.012.a268

Способ получения лигатуры алюминий-скандий

Изобретение относится к области металлургии цветных металлов, в частности к получению сплавов алюминия с редкоземельными металлами. Способ получения лигатуры алюминий-скандий включает расплавление алюминия, алюминотермическое восстановление скандия из исходной шихты, содержащей фторид скандия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507291
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.06.2014
№216.012.cc2e

Способ получения лигатуры алюминий-титан-цирконий

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к способам получения лигатур на основе алюминия, и может быть использовано при получении лигатуры алюминий-титан-цирконий, применяемой для модифицирования алюминиевых сплавов. Способ получения лигатуры алюминий-титан-цирконий включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518041
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.cc2f

Способ переработки титановых шлаков

Изобретение относится к способу переработки титановых шлаков с получением концентрата диоксида титана, который может быть использован в качестве компонента обмазки сварочных электродов. Способ включает смешивание исходного титансодержащего шлака с кальцинированной содой, спекание шихты и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518042
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.e1a4

Композитный электродный материал для электрохимических устройств

Изобретение относится к области катализа, а именно каталитическим активным пористым композитным материалам, которые могут быть использованы в качестве несущих электродов электрохимических устройств для получения водорода и/или кислорода либо высоко- и среднетемпературных твердооксидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523550
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8d1

Способ переработки оксидных железосодержащих материалов

Способ переработки оксидных железосодержащих материалов относится к горной, металлургической и строительной промышленности и может быть использован при переработке техногенных отвалов, например, шлаков и шламов черной и цветной металлургии с получением железосодержащего концентрата и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525394
Дата охранного документа: 10.08.2014
Показаны записи 1-6 из 6.
10.11.2013
№216.012.7d52

Способ получения комплексного хлорида скандия и щелочного металла

Изобретение относится к неорганической химии и касается способа получения комплексного хлорида скандия и щелочного металла. Металлический скандий смешивают с дихлоридом свинца и солью щелочного металла. Полученную шихту помещают в тигель с инертной атмосферой и нагревают до температуры реакции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497755
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.12.2013
№216.012.8c6b

Способ получения слоистого композита системы сталь-алюминий

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению слоистых биметаллических композитов. Проводят подготовку стальной полосы, подачу в очаг деформации между валком и полосой сухого алюминиевого порошка, совместную прокатку полосы и упомянутого алюминиевого порошка с обжатием 30-50% с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501630
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.02.2014
№216.012.a268

Способ получения лигатуры алюминий-скандий

Изобретение относится к области металлургии цветных металлов, в частности к получению сплавов алюминия с редкоземельными металлами. Способ получения лигатуры алюминий-скандий включает расплавление алюминия, алюминотермическое восстановление скандия из исходной шихты, содержащей фторид скандия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507291
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.11.2015
№216.013.8be3

Способ получения композиционного материала на основе меди для электрических контактов

Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к производству графитсодержащих композиционных материалов электротехнического назначения на основе меди, и может быть использовано для изготовления электрических разрывных контактов низковольтной аппаратуры. Способ получения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567418
Дата охранного документа: 10.11.2015
19.01.2018
№218.015.ff88

Способ получения композиционного порошкового материала плакированием

Изобретение относится к получению композиционного порошкового материала плакированием. Способ включает смешивание плакируемого порошка железа и плакирующего порошка алюминия и низкочастотную термомеханическую обработку полученной смеси. Низкочастотную термомеханическую обработку смеси ведут при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629416
Дата охранного документа: 29.08.2017
16.01.2019
№219.016.afb7

Антифрикционный порошковый материал на основе меди и способ его получения

Изобретения относятся к области порошковой металлургии, в частности к получению антифрикционных материалов из металлических порошков, и могут быть использованы для изготовления узлов трения высоконагруженных деталей различных механизмов. Способ получения антифрикционного порошкового материала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677166
Дата охранного документа: 15.01.2019
+ добавить свой РИД