×
10.11.2019
219.017.dfaa

Результат интеллектуальной деятельности: Турбокомпрессор

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым, диагональным и осецентробежным компрессорам газотурбинных установок. Турбокомпрессор содержит корпус с размещенными в нем рабочими и направляющими лопатками, в котором над торцами рабочих лопаток выполнено надроторное устройство, состоящее из корпуса и кольцевой решетки, образованной ребрами и щелевыми каналами между ними. Между корпусом надроторного устройства и кольцевой решеткой образована кольцевая полость, сообщающаяся с проточной частью турбокомпрессора через щелевые каналы между образующими кольцевую решетку ребрам. Корпус надроторного устройства снабжен по меньшей мере одним сквозным отверстием для сообщения кольцевой полости с последующими ступенями турбокомпрессора. В корпусе надроторного устройства размещены уплотнительные втулки. В кольцевой полости над кольцевой решеткой размещены кольцевые сегменты, установленные с возможностью перекрытия щелевых каналов кольцевой решетки. На кольцевых сегментах выполнены окружные пазы, в которых размещены уплотнительные проставки, установленные над концами кольцевых сегментов с возможностью перекрытия зазора между ними. На внутренних поверхностях кольцевых сегментов и уплотнительных проставок закреплены уплотнительные элементы из пластичного материала. Каждый кольцевой сегмент снабжен отверстием под резьбовую втулку, а корпус надроторного устройства и кольцевые сегменты соединены между собой посредством упругих подвижных элементов, один конец которых жестко закреплен в резьбовой втулке неразъемным соединением, а другой конец жестко закреплен в уплотнительной втулке неразъемным соединением. Изобретение позволяет снизить негативный эффект, которое оказывает надроторное устройство на режимах работы при n=0,85…1,00. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым, диагональным и осецентробежным компрессорам газотурбинных установок.

Известен турбокомпрессор (патент RU 2162164 С1, 20.01.2001) с надроторным устройством, содержащим расположенную в корпусе перед и над лопатками рабочего колеса кольцевую полость, сообщающуюся с проточной частью турбомашины через щели между образующими решетку ребрами в поперечном сечении наклоненными к радиусу корпуса, а так же имеющие угол между боковой поверхностью ребер и осью компрессора. Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа предложенного изобретения.

Основным недостатком прототипа является то, что полость надроторного устройства всегда сообщается с проточной частью компрессора, что вызывает негативные эффекты в диапазоне работы компрессора при nпр=0,85…1,00. В частности происходит падение КПД ступени компрессора, в которой установлено надроторное устройство, и как следствие, падение КПД компрессора в целом. Так же возможно уменьшение запасов газодинамической устойчивости компрессора.

Задача настоящего изобретения заключается в снижении негативного эффекта, которое оказывает надроторное устройство на режимах работы при nпр=0,85…1,00, за счет разъединения полости надроторного устройства и проточной части компрессора при переходе на вышеуказанный режим за счет установки в полости регулирующих пластин, которые перекрывают щели решетки надроторного устройства. При возвращении режима работы компрессора nпр<0,85, происходит обратное соединение полостей надроторного устройства и тракта компрессора.

Указанная задача решается тем, что в известном турбокомпрессоре, содержащем корпус с размещенными в нем рабочими и направляющими лопатками, в котором над торцами рабочих лопаток выполнено надроторное устройство, состоящее из корпуса и кольцевой решетки, образованной ребрами и щелевыми каналами между ними, при этом между корпусом надроторного устройства и кольцевой решеткой образована кольцевая полость, сообщающаяся с проточной частью турбокомпрессора через щелевые каналы между образующими кольцевую решетку ребрами, согласно предложению корпус надроторного устройства снабжен по меньшей мере одним сквозным отверстием для сообщения кольцевой полости с последующими ступенями турбокомпрессора, при этом в корпусе надроторного устройства размещены уплотнительные втулки, в кольцевой полости над кольцевой решеткой размещены кольцевые сегменты, установленные с возможностью перекрытия щелевых каналов кольцевой решетки, на кольцевых сегментах выполнены окружные пазы, в которых размещены уплотнительные проставки, установленные над концами кольцевых сегментов с возможностью перекрытия зазора между ними, при этом на внутренних поверхностях кольцевых сегментов и уплотнительных проставок закреплены уплотнительные элементы из пластичного материала, а каждый кольцевой сегмент снабжен отверстием под резьбовую втулку, корпус надроторного устройства и кольцевые сегменты соединены между собой посредством упругих подвижных элементов, один конец которых жестко закреплен в резьбовой втулке неразъемным соединением, а другой конец жестко закреплен в уплотнительной втулке неразъемным соединением.

Уплотнительная втулка может иметь фланец, соединенный с втулкой посредством разъемного или неразъемного соединения, при этом фланец закреплен на корпусе посредством разъемного соединения. В данных вариантах реализации устройства уплотнительная втулка должна быть снабжена уплотнительным кольцом из пластичного материала.

Уплотнительная втулка также может быть закреплена на корпусе посредством неразъемного соединения.

Наличие в полости надроторного устройства кольцевых сегментов с уплотнительными проставками, которые, прижимаясь к кольцевой решетке надроторного устройства с щелевыми каналами, позволяет отделить полость надроторного устройства от проточной части компрессора. Прижатие кольцевых сегментов с уплотнительными проставками осуществляется за счет воздуха статическое давление которого больше статического давления в проточной части. Воздух поступает в полость надроторного устройства через отверстие в корпусе и отбирается от последующих ступеней компрессора. Для гарантированного возврата кольцевых сегментов в нерабочее положение при прекращении подачи давления в полость надроторного устройства используются упругие подвижные элементы, например возвратные пружины.

На фиг. 1 представлено продольное сечение турбокомпрессора

На фиг. 2 - поперечное сечение турбокомпрессора по линии А-А, в положении когда надроторное устройство закрыто

На фиг. 3 - поперечное сечение турбокомпрессора по линии А-А, в положении когда надроторное устройство открыто

1 - корпус надроторного устройства;

2 - кольцевая решетка с щелевыми каналами;

3 - рабочее колесо компрессора;

4 - кольцевые сегменты;

5 - уплотнительная проставка;

6, 7 - уплотнительные элементы;

8 - отверстие в корпусе надроторного устройства;

9 - упругий подвижный элемент;

10 - резьбовая втулка;

11 - уплотнительная втулка;

12 - уплотнительное кольцо;

13 - окружные пазы;

14 - фланец;

15 - проточная часть турбокомпрессора;

16 - полость надроторного устройства.

Турбокомпрессор содержит надроторное устройство, которое включает полость надроторного устройства (16), образованную корпусом надроторного устройства (1) и кольцевой решеткой надроторного устройства (2) с щелевыми каналами. Надроторное устройство расположено над рабочим колесом (3) в проточной части (15) турбокомпрессора. Устройство состоит из кольцевых сегментов (4) и уплотнительных проставок (5). Для улучшения герметичности на торцах кольцевых сегментов (4) закреплены уплотнительные элементы (6) из пластичного материала. На внутренней части уплотнительных проставок (5) по периметру также закреплены уплотнительные элементы (7) из пластичного материала. Уплотнительные элементы (6) и (7) обеспечивают минимизацию перетечек из полости (16) в полость (15) и могут быть выполнены из различных пластичных материалов типа резины или фторопласта. Упругие подвижные элементы (9), которые могут представлять собой пластинчатые или кольцевые пружины, закреплены в кольцевой решетке (2) через резьбовые втулки (10) и в корпусе (1) через уплотнительную втулку (11). Наличие резьбы на втулке (10) обусловлено технологией сборки всего узла регулируемого надроторного устройства. Для обеспечения герметичности на уплотнительную втулку (11) устанавливается уплотнительное кольцо (12) из пластичного материала, например из резины. Выбор способа крепления уплотнительной втулки (11) к корпусу (1) обусловлен стратегией эксплуатации двигателя. В случае необходимости переборки узла надроторного устройства (например, при капитально-восстановительном ремонте) уплотнительная втулка (11) должна закрепляться при помощи разъемного винтового соединения через фланец (14). Если разборка узла надроторного устройства не предусмотрена жизненным циклом двигателя, то допускается фиксация уплотнительной втулки (11) на корпусе (1) при помощи неразъемного соединения, например путем сварки или пайки. При этом резиновое кольцо не устанавливается. Для симметричности прижатия кольцевых сегментов (4) к кольцевой решетке надроторного устройства (2) в конструкцию введено две плоскости упругих подвижных элементов (9), например возвратных пружин. Для обеспечения постоянного положения уплотнительных проставок (5) относительно кольцевых сегментов (4), на сегментах (4) выполнены окружные пазы (13).

На режимах работы компрессора с nпр<0,8…0,85, давление в полость (16) не подается. За счет перепада давления и силы упругости подвижных элементов (9) кольцевые сегменты (5) и уплотнительные проставки (5) прижимаются к корпусу (1). Таким образом, надроторное устройство находится в рабочем состоянии. При увеличении режима работы компрессора, через отверстие (8), в полость (16) подается давление от одной из последующих ступеней компрессора, которое воздействуя на кольцевые сегменты (5) и уплотнительные проставки (5) сверху прижимают их к кольцевой решетке надроторного устройства (2). Таким образом, щели в кольцевой решетке (2) прикрываются, и надроторное устройство прекращает работу.

Количество отверстий (8) выбирается исходя из условия поддержания постоянного давления в полости (16) в течение всего времени работы компрессора на режимах nпр>0,8…0,85, которое определяется эффективностью уплотняющих элементов (6) и (7), а так же потребной скоростью перевода надроторного устройства из рабочего в нерабочее состояние.

Сборку осуществляют следующим образом.

В корпус (1) устанавливаются кольцевые сегменты (4) и уплотняющие проставки (5), при этом уплотняющие проставки (5) вставляются в окружные пазы (13) выполненные на кольцевых сегментах (4). В резьбовые отверстия в кольцевых сегментах (4) вкручиваются резьбовые втулки (10) внутри которых установлены упругие подвижные элементы (9), на обратной стороне которых устанавливают уплотнительные втулки (11) с уплотнительными, например резиновыми кольцами. Затем осуществляется фиксация уплотнительных втулок (11) на корпусе (1). Возможны следующие варианты фиксации: при помощи резьбового соединения уплотнительной втулки (11) с фланцем (14), который в свою очередь закрепляется на корпусе (1) разъемным соединением; при помощи неразъемного соединения уплотнительной втулки (11) с фланцем (14), который в свою очередь закрепляется на корпусе (1) разъемным соединением; при помощи неразъемного соединения (сварка или пайка) уплотнительной втулки (11) с корпусом (1), при этом резиновые кольца не устанавливаются, герметичность соединения обеспечивается сплошным соединительным швом. Корпус (1) с собранным узлом уплотнения надроторного устройства крепится к корпусу статора турбокомпрессора разъемным резьбовым соединением, после чего в корпус (1) устанавливается кольцевая решетка (2).


Турбокомпрессор
Турбокомпрессор
Турбокомпрессор
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 28.
25.08.2017
№217.015.adf1

Воздухо-воздушный теплообменный аппарат

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано, в частности, в области авиадвигателестроения в системах охлаждения воздуха и газа газотурбинных двигателей. Воздухо-воздушный теплообменный аппарат имеет кольцевую форму, состоит из нескольких теплообменных модулей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612668
Дата охранного документа: 13.03.2017
26.08.2017
№217.015.d9b7

Клапанный узел вентилятора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей. Клапанный узел вентилятора содержит корпус канала перепуска с установленным на нем с возможностью осевого перемещения кольцевым клапаном и механизм перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623704
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.d9d5

Поворотное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное сопло турбореактивного двигателя содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623609
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.da17

Всеракурсное сопло

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Всеракурсное сопло содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной секции и поворотной, способной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623705
Дата охранного документа: 28.06.2017
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1334

Трехъярусная рабочая лопатка турбовентилятора

Трехъярусная рабочая лопатка турбовентилятора содержит последовательно расположенные от корпуса турбовентилятора к диску ротора рабочую лопатку вентилятора и рабочую лопатку турбины, соединенные между собой посредством промежуточного элемента с образованием трех проточных газовых каналов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634509
Дата охранного документа: 31.10.2017
20.01.2018
№218.016.1368

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем самолета в режиме запуска при авторотации

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем, в частности запуска при выходе двигателя на режим авторотации. Частоту вращения вала ротора высокого давления и вала ротора низкого давления уменьшают до достижения роторами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634505
Дата охранного документа: 31.10.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
+ добавить свой РИД