×
02.10.2019
219.017.ce33

Результат интеллектуальной деятельности: Способ упрочнения элемента в виде тела вращения ротора турбомашины металломатричным композитом

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002700222
Дата охранного документа
13.09.2019
Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники, к способам формирования упрочняющего элемента из металломатричного композита на диске и/или барабане ротора газотурбинного двигателя. Способ упрочнения элемента в виде тела вращения ротора турбомашины металломатричным композитом включает послойную намотку керамических нитей на указанный элемент, подачу порошкового сплава на керамический слой из нитей и последующее сплавление сплава и слоя из нитей с образованием металломатричного композита. Упомянутый элемент вращают относительно его продольной оси, а керамическую нить наматывают в виде полосы при расстоянии между нитями в ней, равном 1-3 диаметра керамической нити с поверхностной плотностью 40-180 г/м. Порошковый сплав предварительно расплавляют и непрерывно подают не ранее места касания полосы и элемента ротора или сформированного на роторе слоя металломатричного композита с расходом, обеспечивающим сплавление керамической нити и образование слоя металломатричного композита на участке нормированной длины, длина которой определяется из соотношения L=(0,52-1,05)*r, где L – длина участка вновь образованного поверхностного слоя, r – радиус элемента в виде тела вращения. Образованный металломатричный композит на указанном участке нормированной длины механически обрабатывают, причем ширина обрабатывающего инструмента равна или больше ширины полосы керамических нитей. В частных осуществлениях изобретения упрочняют элементы ротора в виде дисков или барабанов. По наружной поверхности элемента ротора через равные промежутки расположены средства для крепления хвостовиков лопаток, выполненные в виде корневых элементов под сварку по форме профиля лопатки. В качестве порошкового сплава используют порошковые сплавы на основе титана, никеля, алюминия. В качестве керамических нитей используют карбид-кремниевые волокна. Обеспечивается повышение технологичности процесса формирования покрытия, снижение массы конструкции, обеспечение ремонтопригодности ротора лопаточной машины, повышение механических свойств покрытия за счет гарантированного создания предварительного напряжения в нитях и повышения в 3-4 раза количества армирующих нитей на 1 мм толщины покрытия и повышение качества покрытия. 4 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 пр.

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам формирования упрочняющего элемента из металломатричного композита на диске и/или барабане ротора газотурбинного двигателя.

Известен способ усиления роторов турбомашин присоединением силового кольца, сформированного из металломатричного композита, предусматривающий послойную намотку керамических нитей на выпуклый объемный элемент ротора, подачу порошкового сплава на керамический слой из нитей и последующее сплавление сплава и слоя из нитей с образованием металломатричного композита.

/RU 2596894 С1 МПК F02C 7/00, F04D 29/28, F01D 5/06, F01D 5/28, F01D 5/30 Опубликовано: 10.09.2016 (см. с. 5 строки 10-37)./

В данном решении используются порошковый сплав или покрытые слоем металла (плакированные), например, титаном (Ti) или титановым припоем неметаллические керамические нити, например, из карбида кремния (SiC), с последующим соединением порошкового сплава и намотанных керамических нитей в единое цельное кольцо путем расплавления металлического слоя под действием высоких температуры и давления и последующего охлаждения.

Недостатком данного решения является неопределенность свойств металломатричного композита после сплавления связующего в камере с повышенными давлением и температурой из-за очевидного прослабления намотанных нитей, энергозатратность и сложность предварительной подготовки нити.

Ожидаемый технический результат - повышение технологичности, снижение массы конструкции, обеспечение ремонтопригодности ротора лопаточной машины, повышение механических свойств и качества покрытия. Ожидаемый технический результат достигается тем, что в известном способе упрочнения элемента в виде тела вращения ротора турбомашины металломатричным композитом, включающий послойную намотку керамических нитей на указанный элемент, подачу порошкового сплава на керамический слой из нитей и последующее сплавление сплава и слоя из нитей с образованием металломатричного композита, по предложению, упомянутый элемент вращают относительно его продольной оси, а керамическую нить наматывают в виде полосы при расстоянии между нитями в ней равном 1-3 диаметра керамической нити с поверхностной плотностью 40-180 г/м2, порошковый сплав предварительно расплавляют и непрерывно подают не ранее касания полосы и элемента ротора или сформированного на роторе слоя металломатричного композита с расходом, обеспечивающим сплавление керамической нити и образование слоя металломатричного композита на участке нормированной длины, длина которого определяется из соотношения L=(0,52…1,05)*r, где L - длина участка вновь образованного поверхностного слоя, r - радиус элемента в виде тела вращения, при этом образованный металломатричный композит на указанном участке нормированной длины механически обрабатывают, причем ширина обрабатывающего инструмента равна или больше ширины полосы керамических нитей. Упрочняют элементы ротора в виде дисков или барабанов. По наружной поверхности элемента ротора через равные промежутки могут быть расположены средства для крепления хвостовиков лопаток, выполненные в виде корневых элементов под сварку по форме профиля лопатки. В качестве порошкового сплава используют порошковые сплавы на основе титана, никеля, алюминия, а качестве керамических нитей - карбид-кремниевые волокна.

Сущность изобретения заключается в следующем:

По предложению наматывание нити на объемный элемент ротора осуществляют путем вращения ротора относительно продольной оси и подачи нити с катушки или кассеты (не показано) без ее перемещения относительно объемного элемента. Такой прием наматывания нити позволяет упростить устройства, требуемые для обеспечения процесса, и создать нормированные усилия натяжения нити. Керамическую нить предложено наматывать в виде полосы шириной, не превышающей ширину обрабатывающего инструмента. При большой протяженности диска или ротора керамическое покрытие наносят последовательно или сразу несколькими группами устройств.

Керамические нити в полосе должны быть расположены на расстоянии между нитями, равном 1…3 диаметрам нити с поверхностной плотностью 40…180 г/м2. При расстоянии между нитями больше трех ее диаметров и поверхностной плотности менее 40 г/м образуемое покрытие не будет обладать достаточными механическими свойствами, а при расстоянии между нитями меньше единицы ее диаметров и поверхностной плотности более 180 г/м образуемое покрытие будет обладать значительной пористостью из-за сложности проникновения расплава между нитями, вследствие чего возникновение неоднородной структуры при кристаллизации.

Предварительно расплавленный порошковый сплав непрерывно подают не ранее точки касания полосы и элемента ротора или керамического слоя из нитей. Расход подаваемого расплава должен обеспечивать сплавление нити и образование слоя металломатричного композита на участке нормированной длины.

Длину участка вновь образованного поверхностного слоя синхронизируют в зависимости от скорости вращения диска, силы натяжения нити, поверхностной плотности нитей в полосе, расхода и температуры подаваемого сплава, условий охлаждения ротора и которая выбирается в зависимости от радиуса объемного элемента в виде тела вращения из соотношения L=(0,52-1,05)*r, где L -длина участка вновь образованного поверхностного слоя; r - радиус объемного элемента в виде тела вращения.

При получении участка вновь закристаллизовавшегося сплава меньше нормированной длины повышаются затраты на механическую обработку, а при превышении размера значительно ухудшается качество наносимого покрытия.

Закристаллизовавшийся металломатричный композит на участке нормированной длины механически обрабатывают до толщины близкой к диаметру керамической нити. Чем меньше толщина слоя после обработки, тем выше механические свойства покрытия. Ширина обрабатывающего инструмента должна быть равна или больше ширины полосы керамической нити во избежание возникновения «огранки» поверхности при поперечном ходе режущего инструмента.

Способ формирования металломатричного композита поясняется графическими материалами:

На фиг. 1 схема нанесения покрытия на диск лопаточной машины;

На фиг. 2 схема нанесения покрытия на барабан лопаточной машины;

На фиг. 3 средства расположения элементов для крепления хвостовиков лопаток.

Керамическую нить в виде полосы 1, за счет вращения диска или барабана 2, наматывают на него с контролируемым натяжением. В точку касания диска и полосы подают расплавленный порошковый сплав 3, который затвердевает на участке поверхности диска длиной 5. Вновь образованный поверхностный слой после полного его затвердевания механически обрабатывают (фрезеруют) 4.

Примеры реализации способа.

1. Нанесение покрытия Фиг. 1 на диск лопаточной машины..

Металлический (например, титановый) диск ротора, закрепленный на станке, вращали в направлении, противоположном от устройства обеспечивающего подачу и требуемое натяжение нити. Керамические нити из SiC в виде полосы с поверхностной плотностью 170 г/м2 в один слой наматывали на диск.

В процессе намотки расплавляли порошковый титановый сплав и непрерывно подавали на диск не ранее точки касания полосы керамической нити с элементом ротора. Скорость вращения барабана, расход подаваемого сплава его температуру синхронизировали друг с другом и обеспечивали сплавление нити и затвердевание вновь образованного слоя металломатричного композита на участке длиной L1=270 мм от места подачи расплава на диск.

Вновь образованный слой металломатричного композита подвергали механической обработке фрезой. Толщина материала после механической обработки примерно равнялась толщине нити. На слой нитей за очередной оборот диска наносился следующий слой и затем также механически обрабатывался. Таким образом намоткой послойно формировали металломатричный композит со множеством слоев.

Количество слоев нитей в 1 мм толщины покрытия составило семь нитей.

2. Нанесение покрытия Фиг. 2 на барабан турбомашины.

Металлический (например, титановый) барабан ротора, закрепленный на станке, вращали в направлении, противоположном от устройства обеспечивающего подачу и требуемое натяжение нити. Керамические нити из SiC в виде полосы с поверхностной плотностью 57 г/м2 с диаметром нити 100 мкм, ориентировали по направлению угла наклона образующей барабана и в один слой наматывали на барабан.

Титановый расплав непрерывно подавали на барабан, синхронизировали скорость вращения барабана, расход подаваемого сплава и его температуру и обеспечивали сплавление нити и затвердевание вновь образованного слоя металломатричного композита на участке длиной L=190 мм от места подачи расплава. Вновь образованный слой металломатричного композита подвергали фрезерной обработке и послойно формировали металломатричный композит со множеством слоев.

Количество слоев нитей в 1 мм толщины покрытия составило девять нитей.

Приведенные примеры не являются единственно исчерпывающими. В рамках предложения металлокомпозитные покрытия могут быть нанесены на основе W/SiC, W/B и других керамических нитей.

Предложенная технология позволяет не только следом за намоткой подавать связующее послойно, но и формировать на внешней поверхности диска/барабана профилированные выступы для последующей приварки перьев лопаток сваркой трением (Фиг. 3).

Применение изобретения повышает технологичность процесса формирования покрытия, позволяет снизить массу конструкции, обеспечить ремонтопригодность ротора лопаточной машины, повысить механические свойства покрытия за счет гарантированного создания предварительного напряжения в нитях и повышения в 3…4 раза количества армирующих нитей на 1 мм толщины покрытия, повысить качество покрытия.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 25.
20.04.2013
№216.012.37ba

Защитная маскирующая система для летательного аппарата, подвергающегося радиолокационному облучению

Изобретение относится к средствам защиты и маскирования объектов от систем радиолокационного облучения и опознавания, захвата, автоматического сопровождения и целеуказания, работающих в радиолокационном диапазоне электромагнитного спектра. Защитная маскирующая система для летательного аппарата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479819
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.05.2013
№216.012.40c3

Радиопоглощающий материал

Изобретение относится к радиопоглощающему материалу. Радиопоглощающий материал состоит из полимерного связующего, наполнителя в виде смеси порошкообразного феррита и карбонильного железа с диаметром частиц сферической формы 10-50 мкм и смеси фуллеренов С-60 и С-70. Радиопоглощающий материал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482149
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2014
№216.012.f0b8

Состав для ликвидации перетоков флюидов за эксплуатационными колоннами в нефтегазовых скважинах

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано для ликвидации межпластовых перетоков флюидов, ограничения водопритоков и поглощений как при строительстве, так и эксплуатации скважин. Состав содержит 20-25 мас.% бентонитовой глины, 55-60 мас.% углеводородной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527443
Дата охранного документа: 27.08.2014
27.08.2015
№216.013.7464

Статор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к регулируемым направляющим аппаратам компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Статор компрессора газотурбинного двигателя содержит корпус, поворотные лопатки направляющего аппарата, три кольцевые обоймы и три опорных элемента. Лопатки направляющего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561371
Дата охранного документа: 27.08.2015
27.03.2016
№216.014.c616

Подшипник скольжения с наноструктурным функционально-градиентным антифрикционным покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в ракетно-космической, авиационной, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, в железнодорожном, автомобильном транспорте и других областях промышленности. Подшипник скольжения, включающий корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578840
Дата охранного документа: 27.03.2016
13.01.2017
№217.015.6e1a

Барабан ротора турбомашины

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины, содержащий корпус в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси и выполненный в нем один и более венец со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных по наружной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596895
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6e24

Барабан ротора турбомашины

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины выполнен в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси с одним и более венцами, со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных через равные промежутки по наружной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596894
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.b62d

Способ диагностики форм резонансных колебаний лопаток рабочего колеса турбомашины

Изобретение предназначено для использования в энергомашиностроении и может найти широкое применение при создании систем диагностики осевых турбомашин в авиации и энергомашиностроении. Техническим результатом заявленного способа является повышение надежности турбомашин. Регистрируют пульсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614458
Дата охранного документа: 28.03.2017
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
+ добавить свой РИД