×
02.10.2019
219.017.ccdb

Результат интеллектуальной деятельности: Способ исследования макета ламинаризированной поверхности

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области натурных и модельных испытаний элементов летательных аппаратов. Способ исследования макета ламинаризированной поверхности, снабженной активной системой ламинаризации, содержит микроперфорированную поверхность и систему отсоса пограничного слоя. Макет устанавливают на самолете-носителе и проводят испытательный полет. Макет ламинаризированной поверхности размещают на верхней поверхности самолета-носителя, имеющего интегральную аэродинамическую компоновку крыло-фюзеляж, в вертикальной плоскости симметрии самолета-носителя, в позиции, совпадающей с его центром масс. Проводят испытательный полет в диапазоне скоростей крейсерского полета магистральных пассажирских самолетов на высотах от 3,0 км до 11,0 км. Обеспечивают стабильность потока на макете и подобие обтекания при натурных числах Рейнольдса за счет достижения крейсерской скорости, равной числу 0,7÷0,85 М. Изобретение направлено на расширение арсенала технических средств. 4 ил.

Изобретение относится к области авиационной и космической техники, может найти применение в натурных и модельных испытаниях различных летательных аппаратов или их отдельных элементов.

Одним из путей существенного повышения аэродинамического качества магистральных пассажирских самолетов является снижение сопротивления трения, которое составляет около 50% от общего сопротивления. Поскольку сопротивление трения при турбулентном обтекании существенно возрастает, перспективной авиационной технологией направленной на снижение сопротивления, является ламинаризация обтекания. Известны различные устройства, которые обеспечивают уменьшение сопротивления тел при их движении в газовой или жидкостной средах путем затягивания ламинарно-турбулентного перехода (ЛТП), т.е. увеличения части поверхности тела, обтекаемой ламинарным пограничным слоем за счет сокращения протяженности турбулентного слоя. Для достижения этой цели используются разные пути: отсос, тепловой метод и т.д. В период до середины 90-х годов проводились работы по созданию активных систем ламинаризации обтеканием самолета с помощью отсоса пограничного слоя и оценки их эффективности в условиях трубного эксперимента.

Известен способ управления пограничным слоем (патент RU №2081791, МПК В64С 21/02, 1997 г.), объектом исследования является крыло летательного аппарата содержащее отдельные элементы, представляющие в сечении аэродинамические профили, которые образуют его верхнюю поверхность с зазором между ними и крылом. Такая форма профиля крыла предлагается для формирования противотока в щели, который должен уменьшать толщину пограничного слоя в задней части крыла и увеличивать площадь разрежения. Недостатком данного устройства является то, что отсос пограничного слоя в задней части крыла сопряжен со значительным возмущением основного потока, возможен даже его отрыв в результате вдува воздуха в передней части крыла, поскольку этот вдув производится под значительным углом к направлению основного потока в месте наибольшего разрежения, где еще не сформировался пограничный слой. Поэтому достижение положительного суммарного эффекта от такого рода управления пограничным слоем может оказаться проблематичным.

Известно техническое решение, (патент US 6682022, МПК В64С 21/02, 2004), базирующееся на использовании микроперфорации, выполненной по специальной технологии. В данном способе управление пограничным слоем при обтекании какого-либо тела осуществляют в результате связи внутренней полости через микропоры с распределенным по поверхности тела давлением. При этом как отсос пограничного слоя, так и его вдув производят в направлении нормали к поверхности тела. Уменьшение пограничного слоя, вызванное его отсосом ниже по течению, может быть перекрыто его ростом, поскольку нормальный вдув выше по течению приведет к увеличению пограничного слоя, который при положительном градиенте давления ускоренно нарастает. Поэтому эффективность такого способа управления пограничным слоем в случае обтекания аэродинамического профиля требует дополнительных исследований.

Известно, что в полете проводилось изучение обтекания отсека крыла, поставленного вертикально на самолете ДБ-3 с целью получения характеристик профиля в условиях натурной турбулентности потока (Г.С. Бюшгенс, Е.Л. Бедржицкий, «ЦАГИ-центр авиационной науки», Изд-во Москва «НАУКА», стр. 59-60, 1993).

Используемый самолет не обладал достаточной скоростью полета, при исследуемых режимах не мог обеспечить подобие обтекания с натурными числами Рейнольдса.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа исследования макета ламинаризированной поверхности и оценка его эффективности в условиях как трубного эксперимента, так и летного эксперимента.

Техническим результатом является проведение испытаний макета ламинаризированной поверхности с натурной перфорацией обводообразующих панелей, обслуживаемых системой ламинаризации, отвечающий требованиям аэродинамического подобия натурному полету по числу Рейнольдса.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что в способе исследования макета ламинаризированной поверхности, снабженной активной системой ламинаризации, содержащий микроперфорированную поверхность и систему отсоса пограничного слоя, заключающемся в установке макета на самолете-носителе и проведении испытательного полета, макет ламинаризированной поверхности размещают на верхней поверхности самолета-носителя, имеющего интегральную аэродинамическую компоновку крыло-фюзеляж, в вертикальной плоскости симметрии самолета-носителя в позиции, совпадающей с его центром масс, проводят испытательный полет в диапазоне скоростей крейсерского полета магистральных пассажирских самолетов на высотах от 3,0 км до 11,0 км, обеспечивают стабильность потока на макете и подобие обтекания при натурных числах Рейнольдса за счет достижения крейсерской скорости, равной числу 0,7÷0,85 М.

В качестве самолета-носителя используют летающую лабораторию, которая обеспечивает расширенные возможности проведения измерений и обеспечения требуемых параметров полета.

На фигуре 1 показан один из вариантов модели киля с перфорацией, показавший повышение аэродинамического качества на 4% при трубных испытаниях.

На фигуре 2 показан результат перфорации образцов при помощи лазерной прошивки с импульсом 10-7 сек.

На фигуре 3 показан макет ламинированой поверхности (киль), установленный на летающую лабораторию.

На фигуре 4 показан монитор с повышенной информативностью для фиксации результатов эксперимента, установленный на летающей лаборатории.

Исследуемый макет ламинаризированной поверхности 1 является перфорированной моделью киля, отвечающей требованиям аэродинамического подобия натурному полету величиной числа Рейнольдса. Рациональный размах макета для исследований в многорежимной аэродинамической трубе с реализованным повышением давления в рабочей части для обеспечения аэродинамического подобия, отвечающий требованиям аэродинамического подобия натурному полету составляет ~ 2,5 м. При исследованиях макета 1 в аэродинамической трубе, микроперфорированный макет устанавливают на универсальный силовой узел 2. В ходе экспериментов были подтверждены ранее полученные результаты, показавшие повышение аэродинамического качества на 4% при трубных испытаниях (см. фиг. 1, 2). Макет киля 1 с микроперфорацией 3 (см. фиг 2, 3), был подготовлен для летного эксперимента на летающей лаборатории 4 (см. фиг 3, 4). В летных экспериментах используют в качестве самолета-носителя летающую лабораторию, разрабатываемую для исследования характеристик самолета перед организацией серийного производства, обеспечивают тем самым расширенные возможности проведения измерений и обеспечения требуемых параметров полета. Существенным требованием к исследованию ламинаризации в летном эксперименте является обеспечение скоростей, соответствующих крейсерскому полету магистральных пассажирских самолетов 0,7÷0,85 М. Использование изготовленного макета ламинаризированной поверхности 1 достаточно большого размера с микроперфорацией 3 обводооразующих панелей, обслуживаемых системой ламинаризации отвечает всем требованиям аэродинамического подобия натурному полету. Макет ламинаризированной поверхности киля 1 с микроперфорацией 3 обводооразующих панелей, устанавливают в вертикальной плоскости симметрии самолета-носителя 4, в позиции совпадающей с центром масс, в стабилизированном потоке, реализуемом на верхней поверхности носителя, установка в потоке идентичная, при испытаниях в аэродинамической трубе размещение макета 1 между килями в плоскости симметрии и центре масс обеспечило сохранение характеристик устойчивости и управляемости самолета-носителя, энерговооруженностью самолета-носителя обеспечивают проведение испытательных полетов в диапазоне скоростей крейсерского полета магистральных пассажирских самолетов (0,7-0,85)М, причем на высотах от 3,0 км до 11,0 км, Для подтверждения (валидации) результатов трубного эксперимента, а также получения наиболее достоверных оценок эффективности и рациональных параметров системы ламинаризации, проведены необходимые исследования микроперфорированного макета киля 1 в условиях летного эксперимента на различных высотах. Проведен ряд испытательных полетов в диапазоне скоростей крейсерского полета магистральных пассажирских самолетов 0,7-0,85 М, причем на высотах от 3,0 км до 11,0 км, тем самым обеспечивают для ламинаризированной поверхности киля с размахом 2,5 м подобие обтекания натурным крыльям в исследовательских полетах на малых высотах, оперением - на средних высотах, трубному эксперименту - на больших высотах. Характеристики устойчивости и управляемости, характерные для маневренных самолетов обеспечивают, при установленном макете ламинаризированной поверхности, установившийся полет с углами рыскания до ±3°, которые обеспечивают моделирование угла атаки в крейсерском полете для макета киля 1 ламинаризированной поверхности.

Использование летающей лаборатории 4 (фиг. 3) обеспечило проведение установившегося горизонтального полета со скоростями 0,7÷0,85 М с углом атаки не превышающим 2,5°; выполнение горизонтального полета в ускоренном диапазоне скоростей на высотах 3-11 км, возможность полета с постоянным углом рысканья (в горизонтальной плоскости) ±3°, результаты экспериментов фиксировались специальной аппаратурой, отображались на мониторе с повышенной информативностью 5 в режиме реального времени, и проводилась фиксация результатов эксперимента в памяти компьютера.

Результаты летных экспериментов по исследованию ламинаризации обтекания микроперфорированного макета киля подтвердили результаты, показавшие повышение аэродинамического качества на 4% как и при трубных экспериментах.

Способ исследования макета ламинаризированной поверхности, снабженной активной системой ламинаризации, содержащей микроперфорированную поверхность и систему отсоса пограничного слоя, заключающийся в установке макета на самолете-носителе и проведении испытательного полета, отличающийся тем, что макет ламинаризированной поверхности размещают на верхней поверхности самолета-носителя, имеющего интегральную аэродинамическую компоновку крыло-фюзеляж, в вертикальной плоскости симметрии самолета-носителя в позиции, совпадающей с его центром масс, проводят испытательный полет в диапазоне скоростей крейсерского полета магистральных пассажирских самолетов на высотах от 3,0 км до 11,0 км, обеспечивают стабильность потока на макете и подобие обтекания при натурных числах Рейнольдса за счет достижения крейсерской скорости, равной числу 0,7÷0,85 М.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 255.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Показаны записи 1-10 из 64.
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.403b

Самолет местных воздушных линий

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке самолетов местных воздушных линий пассажировместимостью 18-24 места. Самолет содержит фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку из двух двигателей и воздушный винт. Двигатели расположены внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482013
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.10.2013
№216.012.724c

Крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана, консолей. Крыло выполнено с удлинением λ=9,6÷10,5, сужением η=3,5÷4,0 и стреловидностью χ=25÷30°. Передняя и задняя кромки при виде сверху выполнены прямолинейными. Задняя кромка крыла на участке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494917
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.10.2013
№216.012.75af

Законцовка крыла летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Законцовка крыла летательного аппарата имеет корневой профиль, который выполнен с S-образной средней линией и участком отрицательной вогнутости длиной 20-70% хорды. Изломный и концевой профили законцовки выполнены с положительной вогнутостью....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495787
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.12.2013
№216.012.8808

Способ изготовления аэродинамических поверхностей лопаток роторов газотурбинных двигателей на станках с чпу

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей. Способ основан на выборе безопасной частоты вращения шпинделя, обеспечивающей исключение резонанса между частотами колебаний фрезы, воздействующих на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500506
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8812

Способ снижения вибраций нежесткой заготовки, обрабатываемой фрезерованием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке нежестких заготовок при фрезеровании. Способ включает прикрепление к вибрирующей нежесткой заготовке динамического виброгасителя, который состоит из набора механических резонаторов с различными значениями собственной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500516
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.88d0

Способ диспергирования наночастиц в эпоксидной смоле

Изобретение относится к области нанотехнологии и может применяться в отраслях машиностроения, транспорта, строительства, энергетики для повышения прочности и ресурса конструкций из металлических, композиционных полимерных и металлополимерных материалов. Способ диспергирования заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500706
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8997

Свободнопоршневой двигатель

Изобретений относится к двигателям внутреннего сгорания. Свободнопоршневой двигатель выполнен из одного цилиндра с форсунками, внутри которого расположены два оппозитно установленных поршня со штоком, линейный генератор, содержащий обмотку статора, расположенных на цилиндре, впускные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500905
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.904e

Механизированное крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Механизированное крыло летательного аппарата состоит из кессонной части крыла, внутренней и внешней секций однощелевых закрылков, внутренней и внешних секций однощелевых предкрылков, элерона, интерцепторов, воздушных тормозов, мотогондолы с пилоном,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502635
Дата охранного документа: 27.12.2013
+ добавить свой РИД