×
02.10.2019
219.017.cb54

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к контролю качества топлив, в частности к определению предельной температуры применения дизельных топлив (ДТ) путем моделирования процесса низкотемпературного расслоения топлива, происходящего в топливных баках машин. При осуществлении способа отобранную от механических примесей и воды пробу делят на три части. В первой части определяют температуру помутнения, во второй - предельную температуру фильтруемости (ПТФ), а третью часть подвергают ускоренному процессу низкотемпературного расслоения, используя при моделировании процесса значение температуры помутнения, определенное в первой части пробы, и значение ПТФ, определенное во второй части пробы. За предельную температуру применения (ПТП) принимают ПТФ нижнего слоя третьей части пробы, выдержанной в криостате при температуре, равной ПТФ второй части пробы, в течение 16 часов. Достигается повышение достоверности оценки предельной температуры применения ДТ за счет приближения к условиям эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к способам контроля качества топлив, в частности, к способам определения предельной температуры применения дизельных топлив (ДТ) путем моделирования процесса низкотемпературного расслоения топлива, происходящего в топливных баках машин. Изобретение может быть использовано в лабораториях контроля качества топлива, на НПЗ и позволит оценить физическую стабильность ДТ в условиях реального низкотемпературного хранения и повысить обоснованность принятия решений о температурах применения топлива.

В настоящее время в соответствии с требованиями ГОСТ 32511-2013 [1 - ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО Технические условия], ГОСТ Р 52368-2005 [2 - ГОСТ Р 52368-2005 (EN 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО Технические условия] и ГОСТ 305-2013 [3 - ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное Технические условия] за рекомендуемую температуру применения топлива принимается температура значения показателя «Предельная температура фильтруемости» (ПТФ), характеризующего образование в топливе твердой фазы, состоящей из кристаллов н-парафинов, накопление которых приводит к забивке фильтров топливной системы и нарушению топливоподачи.

Необходимо отметить, что ДТ, находящееся в статическом состоянии в баках машин при отрицательных температурах, вследствие кристаллизации парафинов, подвержено фазовому разделению с последующим осаждением кристаллов парафинов на дно бака. Фазовое разделение топлива на два слоя происходит при температуре ниже температуры начала образования кристаллов парафинов (температуры помутнения). Учитывая нижний забор топлива из баков техники и тот факт, что нижний слой топлива, характеризуется худшими низкотемпературными свойствами, повышаются риски нарушения топливоподачи при запуске двигателя.

Перед авторами стояла задача разработать способ, позволяющий с высокой достоверностью определять предельную температуру применения ДТ.

При просмотре источников научно-технической и патентной информации были выявлены технические решения, позволяющие определять температуру применения ДТ.

Известен способ обнаружения парафинизации ДТ в топливном баке автотранспортного средства, заключающийся в регистрации разницы температуры топлива с помощью датчиков, расположенных в разных областях бака. При достижении пороговой разницы в значениях температур топлива электронное устройство активизирует работу топливного обогревателя для разогрева топлива и предотвращения нарушения его подачи в двигатель вследствие забивки топливного фильтра кристаллами парафинов [4 - RU Патент №2562941 G01N 25/04, 2006].

Для практической реализации данного способа необходима модернизация системы топливоподачи машины, а именно оборудование топливных баков датчиками температур и электронной системой для обеспечения включения топливного обогревателя, что связано с трудностями применения данного устройства и экономически нецелесообразно.

Известен способ оценки низкотемпературной прокачиваемости ДТ, заключающийся в охлаждении топлива до температуры помутнения и последующим определением температур применения топлива для различных режимов двигателя, а именно определением предельной температуры подачи топлива, значение которой устанавливают по разности значений текущего расхода топлива через фильтр тонкой очистки и расхода топлива, заданного для конкретного режима нагрузки двигателя, превышающей допустимую погрешность измерения, и критической температуры подачи топлива, значение которой соответствует температуре, при которой в течение заданного времени текущий расход топлива снижается до предельного значения, при котором двигатель перестает работать на холостом ходу [5 - RU Патент №2263308 G01N 33/22, 2005].

Однако, для реализации данного способа необходимо использование стенда, включающего реальные элементы системы питания двигателя такие, как топливный бак, топливопроводы, фильтрующий элемент, насосы, смонтированные в термокамере, обеспечивающей охлаждение топлива, что трудно осуществимо и экономически невыгодно.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ определения ПТФ на холодном фильтре, заключающийся в постепенном охлаждении испытуемого ДТ с интервалами в 1°С и стекании его через проволочную фильтрационную сетку при вакууме 200 мм вод. ст. Определение по этому способу ведут до температуры, при которой кристаллы парафина, выделенного из раствора на фильтр, вызывают прекращение или замедление протекания в такой степени, что время наполнения пипетки превышает 60 с, или топливо не стекает полностью обратно в измерительный сосуд [6 - ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре - прототип].

Недостатком прототипа является то, что при определении в образце топлива ПТФ, охлаждение образца топлива ведут при высокой скорости, которая отличается от скорости охлаждения топлива в реальных условиях, а также не учитывается время нахождения топлива в баке при прекращении работы двигателя и возможность расслоения ДТ на два слоя. При высокой скорости охлаждения вязкость топлива резко увеличивается, что препятствует флокуляции и коагуляции образующихся кристаллов н-парафинов и в конечном итоге приводит к получению заниженных значений по показателю «ПТФ».

Технический результат изобретения - повышение достоверности оценки предельной температуры применения ДТ за счет приближения к условиям эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения температуры применения дизельного топлива, включающем отбор пробы, которую очищают от механических примесей и воды, и определение предельной температуры фильтруемости, согласно изобретению, очищенную пробу делят на три части, в первой части определяют температуру помутнения, во второй - предельную температуру фильтруемости, а третью часть подвергают ускоренному процессу низкотемпературного расслоения, для чего анализируемую третью часть заливают в испытательный сосуд, который помещают в криостат, имеющий температуру на 5°С выше температуры помутнения, определенной в первой части пробы, при достижении топливом этой температуры в криостате устанавливают предельную температуру фильтруемости, значение которой определено во второй части пробы, при достижении анализируемым топливом значения предельной температуры фильтруемости пробу выдерживают в криостате в течение 16 часов, после чего, не вынимая испытательный сосуд из криостата, отбирают из нижнего слоя пробу и идентичным методом определения предельной температуры фильтруемости второй части пробы определяют предельную температуру фильтруемости нижнего слоя, которую принимают за предельную температуру применения дизельного топлива, а также тем, что очищенную от механических примесей пробу делят на 3 части в соотношении 1:5:50.

В предложенном режиме охлаждения вязкость топлива увеличивается постепенно, что не препятствует сближению кристаллов н-парафинов и их росту до размеров, молекулярная масса которых позволяет преодолеть сопротивление жидкой среды и осесть под действием силы тяжести на дно испытательного сосуда.

Заявляемый способ промышленно применим. Определение температуры помутнения ДТ производят в соответствии со стандартным методом испытания по ГОСТ 5066-91 или ЕН 23015:1994, используя оборудования и средства измерения, установленные этими стандартами. Для осуществления криостатирования топлива при ПТФ в течение 16 часов можно использовать низкотемпературную баню или криостат, обеспечивающий поддержание температуры равной ПТФ.

Способ определения предельной температуры применения ДТ осуществляется следующим образом.

Пример. Необходимо определить предельную температуру применения дизельного топлива марки ДТ ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009), сорт С, вид III, поступившего с нефтеперерабатывающего завода. В паспорте качества на дизельное топливо предельная температура фильтруемости (ГОСТ 22254) равна минус 15°С. Производят отбор 560 см пробы, затем отобранную пробу очищают от механических примесей и воды, пропуская топливо через фильтр, после чего делят ее на три части. В первой части пробы (10 см3) определяют температуру помутнения по ГОСТ 5066. Температура помутнения первой части пробы равна минус 7°С. Во второй части пробы (50 см3) определяют ПТФ по ГОСТ 22254. ПТФ второй части пробы равна минус 15°С, что соответствует паспортным данным. Третью часть пробы в количестве 500 см3 помещают в испытательный сосуд и закрывают пробкой с термометром. В качестве испытательного сосуда можно использовать стеклянный цилиндр с пришлифованной пробкой вместимостью 500 см3 по ГОСТ 1770-74. Охлаждают криостат до температуры минус 2°С, то есть до температуры на 5°С выше температуры помутнения, определенной в первой части пробы. В охлажденный до заданной температуры (минус 2°С) криостат помещают испытательный сосуд с испытуемым топливом. После достижения топливом температуры минус 2°С (±2°С) в криостате устанавливают температуру минус 15°С, соответствующую значению показателя «ПТФ», определенного во второй части пробы. Через некоторое время после достижения топливом температуры минус 15°С (±2°С) выдерживают пробу в криостате в течение 16 часов. Через 16 часов не вынимая испытательный сосуд из криостата, пипеткой отбирают из нижнего слоя пробу в количестве не менее 45 см3 и определяют в ней ПТФ по ГОСТ 22254. Во избежание попадания в пипетку верхнего слоя топлива, перед ее погружением в топливо предварительно перекрывают доступ воздуха в пипетку и затем опускают ее на дно испытательного сосуда. Значение ПТФ нижнего слоя третьей части пробы составляет минус 6°С, что на 9°С выше ПТФ, определенной во второй пробе. За предельную температуру применения топлива принимают значение ПТФ нижнего слоя третьей части пробы равное минус 6°С, что повысит надежную эксплуатацию техники в условиях отрицательных температур и позволит исключить попадание в систему топливоподачи кристаллов парафинов, которые могут привести к забивки фильтров топливной системы двигателя и нарушению топливоподачи при запуске двигателя.

Заявленным способом в лабораторных условиях были исследованы современные ДТ ЕВРО, выработанные по ГОСТ 32511-2013 и ГОСТ Р 52368-2005. В таблице 1 приведены результаты испытаний ДТ разных заводов изготовителей.

Из таблицы 1 видно, что полученные по заявляемому способу значения предельные температуры применения для образцов топлива №1 - №3 отличаются от температур применения, полученных по прототипу, на 2-10°С. Для летних ДТ (образцы №1 и №2), содержащих в составе до 50% масс н-парафинов, ПТФ нижнего слоя топлива оказалась выше на 4-8°С температуры помутнения исходного ДТ, определенной по стандарту ГОСТ 5066.

Кроме того, полученные значения ПТФ нижнего слоя ДТ позволяют прогнозировать предельно низкую температуру применения топлива и давать рекомендации о реальной температуре применения ДТ при эксплуатации техники в условиях отрицательных температур.

Заявляемую совокупность существенных признаков способа, изложенную в формуле изобретения, авторы не выявили из источников патентной и научно-технической информации, что позволяет считать техническое решение, отвечающим признакам условий патентоспособности: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.

Таким образом, применение изобретения позволит повысить достоверность оценки предельной температуры применения ДТ, что обеспечит надежную эксплуатацию двигателей при отрицательных температурах окружающего воздуха.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
20.05.2013
№216.012.4200

Установка для оценки моющих свойств масел с присадками

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур, и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности для оценки моющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482466
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4c87

Моторное масло

Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485173
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5e1f

Способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ включает отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489716
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6b29

Вертикальный цилиндрический резервуар для легкоиспаряющихся жидкостей

Изобретение относится к хранению жидкостей, в частности нефти и нефтепродуктов в вертикальных цилиндрических резервуарах с понтоном, предохраняющим нефтепродукты от испарения. Резервуар состоит из корпуса 1, днища 2 и крыши 3. В нижней части корпуса 1 расположены приемо-раздаточный патрубок 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493084
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.79d9

Топливная композиция для водоизмещающих кораблей

Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из легкого вакуумного погона мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С, негидроочищенного легкого газойля каталитического крекинга, 8-оксихинолина, диспергирующей присадки С-40 и гидроочищенного дизельного топлива. Совокупность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496855
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.06.2014
№216.012.d295

Способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519680
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d5b6

Способ контроля ресурса фильтроэлемента

Изобретение относится к способу испытания бумажных фильтрующих элементов для очистки жидкостей, нефтепродуктов. Способ контроля ресурса фильтроэлемента включает прокачку жидкости, смешанной с искусственным загрязнителем, и фиксацию перепада давления на фильтроэлементе через равные величины его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520488
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d6f0

Способ управления перекачкой жидкости по трубопроводу

Способ предназначен для автоматического регулирования процесса принудительного вытеснения светлых нефтепродуктов сжатым газом из участков трубопроводов. Способ включает вытеснение разделителем под действием сжатого газа, подаваемого от установленной на начальном пункте трубопровода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520802
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.07.2014
№216.012.da2d

Установка для отделения от воды нефтепродуктов и мехпримесей

Изобретение относится к установкам гравитационного принципа действия для разделения несмешивающихся жидкостей и может быть использовано на складах и базах горючего для отделения от воды нефтепродуктов и механических примесей при зачистке и мойке резервуаров и при ликвидации аварийных проливов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521631
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.07.2014
№216.012.e5e8

Способ оценки качества мыльных пластичных смазок на минеральной основе при длительном хранении в герметичной таре

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре. Определяют исходные значения наиболее информативных показателей качества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524646
Дата охранного документа: 27.07.2014
Показаны записи 1-10 из 17.
20.08.2014
№216.012.ebce

Способ оценки цетанового индекса жидких углеводородных топлив

Изобретение относится к области исследования жидких углеводородных топлив, преимущественно оценки их воспламеняемости, зависящей от цетанового числа, ЦЧ, или цетанового индекса, ЦИ, и может быть использовано при подборе топлива для конкретного дизельного двигателя. Способ включает определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526174
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.04.2015
№216.013.3d2f

Неэтилированный авиационный бензин

Изобретение относится к композиции авиационного неэтилированного бензина, которая содержит бензин каталитического риформинга, алкилбензин, толуол и антидетонационную присадку, при этом композиция дополнительно содержит бензиновую фракцию, выкипающую в пределах 62-85°С, а в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547151
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.06.2015
№216.013.5070

Арктическое дизельное топливо

Изобретение относится к арктическому дизельному топливу на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, при этом в качестве среднедистиллятных нефтяных фракций топливо содержит смесь среднедистиллятных гидроочищенных фракций, выкипающих в интервалах 170-250 ºС и 180-190ºС, полученных раздельно и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552113
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.03.2016
№216.014.cc6a

Способ дифференциации жидких углеводородных топлив по эффективности их сгорания в дизельных двигателях

Изобретение относится к исследованию жидких углеводородных топлив и может быть использовано при разработке новых и оценке существующих топлив. Способ включает определение цетанового индекса (ЦИ) по номограмме жидких углеводородных топлив с использованием шкал плотности при 20°С, температуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577293
Дата охранного документа: 10.03.2016
13.01.2017
№217.015.7be2

Способ определения окислительной стабильности среднедистиллятных топлив

Изобретение относится к контролю качества топлив. Способ заключается в том, что осуществляют ускоренное окисление пробы топлива, пропуская кислород при заданных режимах. После ускоренного окисления топливо подвергают вакуумной перегонке под давлением 1-5 мм рт.ст. до достижения температуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600723
Дата охранного документа: 27.10.2016
25.08.2017
№217.015.c56e

Арктическое дизельное топливо

Изобретение раскрывает арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, содержащее базовой компонент и противоизносную присадку в количестве до 0,04 масс. %, при этом в качестве базового компонента содержит смесь гидроочищенной депарафинизированной дизельной фракции,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618231
Дата охранного документа: 03.05.2017
25.08.2017
№217.015.c751

Экспресс-метод оценки качества нефтяных дизельных топлив

Изобретение относится к способам анализа преимущественно жидких углеводородных топлив, содержащих продукты этерификации растительных или животных жиров, или масел, и может быть использовано на автозаправочных станциях и нефтебазах. Способ согласно изобретению заключается в отборе заданного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618960
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.ec73

Топливная композиция для водоизмещающих кораблей

Изобретение описывает топливную композицию для водоизмещающих кораблей, которая содержит легкий вакуумный погон мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С и гидроочищенное дизельное топливо, характеризующуюся тем, что содержит гидроочищенный легкий вакуумный погон мазута западносибирской...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627668
Дата охранного документа: 09.08.2017
19.01.2018
№218.016.068d

Всесезонное универсальное дизельное топливо

Изобретение описывает всесезонное универсальное дизельное топливо, содержащее базовый компонент, включающий гидроочищенную или гидрокрекинговую и гидродепарафинизированную фракции, противоизносную присадку в количестве 0,04% масс., и промотор воспламенения в количестве 0,30% масс., при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631116
Дата охранного документа: 19.09.2017
09.06.2018
№218.016.5a69

Дизельное топливо унифицированное всесезонное

Изобретение раскрывает дизельное топливо унифицированное всесезонное на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, содержащее в качестве базового компонента изодепарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в интервале 174-334°С, и противоизносную присадку в количестве 0,015-0,020 мас.%,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655606
Дата охранного документа: 29.05.2018
+ добавить свой РИД