×
02.10.2019
219.017.cb42

Результат интеллектуальной деятельности: САМОЦЕНТРИРУЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002701288
Дата охранного документа
25.09.2019
Аннотация: Изобретение относится к механическому узлу из двух механических деталей, вращающихся одна относительно другой и позволяющих получить самоцентрирующийся гидростатический подшипник. Самоцентрирующийся подшипник скольжения содержит первую деталь с цилиндрической полостью, вторую деталь (34) с по меньшей мере одной цилиндрической частью, вставленную в цилиндрическую полость первой детали с зазором, отделяющим цилиндрическую часть от стенки цилиндрической полости и обеспечивающим возможность относительного вращательного движения первой и второй деталей; и систему (37, 38) распределения смазки, выполненную с возможностью подачи в упомянутый зазор жидкой смазки для получения гидростатического подшипника. На первой поверхности (34s), являющейся внутренней поверхностью цилиндрической полости первой детали или внешней поверхностью цилиндрической части второй детали, имеются по меньшей мере два отверстия (39а, 39b) для подачи смазки, которые отстоят друг от друга не менее чем на 120° вокруг главной оси (F) первой поверхности (34s). На первой поверхности (34s) имеются по меньшей мере одна кольцевая канавка (40а), проходящая по окружности от места вблизи первого отверстия (39а) для подачи смазки по меньшей мере на 100° в направлении относительного вращения второй из поверхностей (33) относительно первой поверхности (34s), при этом передний конец кольцевой канавки отделен от первого отверстия для подачи смазки, так что первое отверстие (39а) не выходит на дно кольцевой канавки (40а), и вторая кольцевая канавка (40b), проходящая по окружности в направлении относительного вращения второй из поверхностей (33) относительно первой поверхности (34s) от места вблизи второго отверстия (39b) для подачи смазки по меньшей мере на 100°. Технический результат: создание узла, способного поддерживать и балансировать гидростатический подшипник без каких-либо элементов качения между двумя деталями, причем может осуществлять это автоматически и динамически. В частности, это позволяет снизить риск контакта между двумя деталями независимо от смещения от центра, что способствует центрированию вращающейся детали относительно ее опоры. В таком механическом узле вращающаяся деталь может вращаться плавно, то есть без тряски и с минимальной потерей энергии. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 12 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к механическому узлу из двух деталей, вращающихся одна относительно другой и образующих самоцентрирующийся гидростатический подшипник.

Такой механический узел, в частности, может быть использован в элементах передач, например, в планетарных зубчатых передачах. Изобретение может найти применение в авиации, например, в авиационных турбореактивных двигателях или в вертолетных турбовальных двигателях, в частности, в редукторах таких турбореактивных двигателей, в которых имеется зубчатая передача.

Уровень техники

В настоящее время в гражданской авиации обычно применяются двухкаскадные двухконтурные турбореактивные двигатели. Однако из-за постоянно растущих ограничений на операционные издержки, тесно связанные с затратами на топливо, которые в настоящее время являются очень высокими, были предложены новые проекты турбореактивных двигателей, которые отличаются меньшим удельным расходом топлива.

Одним из перспективных вариантов является установка турбореактивных двигателей с понижающей зубчатой передачей, расположенной между компрессором низкого давления и вентилятором. В результате можно увеличить скорость вращения каскада низкого давления, тем самым повышая общую эффективность турбореактивного двигателя, уменьшая при этом скорость вентилятора, тем самым позволяя увеличить диаметр вентилятора и, следовательно, позволяя увеличить степень двухконтурности двигателя, сохраняя при этом окружную скорость на концах лопастей, приемлемую для ограничения появления аэродинамических возмущений, которые, в частности, создают шум.

Такой двухконтурный турбореактивный двигатель с редуктором показан на фиг. 1 в разрезе вдоль его главной оси А. От передней части к задней он содержит вентилятор 2, редуктор 3, компрессор 4 низкого давления, компрессор 5 высокого давления, камеру 6 сгорания, турбину 7 высокого давления и турбину 8 низкого давления.

В таком турбореактивном двигателе 1 с редуктором турбина 7 высокого давления приводит в действие компрессор 5 высокого давления через вал 9 высокого давления. Турбина 8 низкого давления, называемая также быстрой турбиной, приводит в действие компрессор 4 низкого давления через вал 10 низкого давления. Быстрая турбина 8 также приводит в действие вентилятор 2 через редуктор 3. Таким образом, вентилятор 2 вращается с пониженной скоростью, что предпочтительно с точки зрения аэродинамики, а турбина 7 низкого давления может работать на более высокой скорости, что предпочтительно с термодинамической точки зрения.

Как показано на фиг. 2, редуктор 3 представляет собой планетарную зубчатую передачу, у которой имеется коронная шестерня 31, солнечная шестерня 32 и сателлиты 33. Сателлиты 33 установлены с возможностью вращения на пальцах 34 водила 35 планетарной передачи. Таким образом, каждый сателлит 33 вращается вокруг оси F соответствующего пальца 34. Подшипники 36 между сателлитами 33 и соответствующими пальцами 34 могут быть гладкими, т.е. без каких-либо элементов качения. В этом случае в подшипниках 36 имеется пленка масла под давлением для их смазки и охлаждения. Пример такой системы распределения масла приведен во французской заявке на патент № 13/58581.

В обычной конфигурации коронная шестерня 31 прикреплена к корпусу 60, водило 35 соединено с валом 2а вентилятора, приводя в действие вентилятор 2, а солнечная шестерня 32 соединена с концом 10а вала 10 низкого давления.

При работе турбинного двигателя солнечная шестерня 32 вращается, коронная шестерня 31 неподвижна, а сателлиты 33 движутся, сочетая вращение вокруг оси А вращения планетарной зубчатой передачи и вращение вокруг осей F соответствующих пальцев 34. При этом пальцы 34 и водило 35 как одно целое приводятся во вращение вокруг оси А.

Таким образом, усилия, приводящие в действие сателлиты 33, вместе с центробежной силой и в меньшей степени с силой тяжести приводят к тому, что сателлиты 33 стремятся сместиться от центра относительно пальцев 34. В частности, в результате действия приводного усилия пленка масла сужается за каждым пальцем 34.

Следствием такого смещения от центра является возрастание риска того, что сателлит 33 войдет в контакт со своим пальцем 34, повреждая тем самым подшипник.

Для устранения этого явления были предложены редукторы, в которых в подшипнике обеспечивалось неравномерное распределение масла, в частности, большее количество масла подавалось в зоны, наиболее подверженных риску трения.

Тем не менее, в общем, такое неравномерное распределение масла представляет собой либо статическую коррекцию, которая, поэтому, не учитывает подлинное состояние системы, либо динамическую коррекцию, для которой требуется наличие датчиков, исполнительных механизмов и электронных контроллеров, что значительно увеличивает сложность и стоимость системы.

Таким образом, существует реальная потребность в механическом узле, который по меньшей мере частично лишен недостатков, присущих вышеуказанным известным конструкциям.

Раскрытие изобретения

Изобретении относится к механическому узлу, содержащему первую деталь с цилиндрической полостью; вторую деталь, имеющую по меньшей мере одну цилиндрическую часть, вставленную в цилиндрическую полость первой детали с зазором, отделяющим цилиндрическую часть от стенки цилиндрической полости и обеспечивающим возможность относительного вращательного движения первой и второй деталей; и систему распределения смазки, выполненную с возможностью подачи в упомянутый зазор жидкой смазки для образования гидростатического подшипника.

Согласно изобретению на первой поверхности, являющейся внутренней поверхностью цилиндрической полости первой детали или внешней поверхностью цилиндрической части второй детали, имеются по меньшей мере два отверстия для подачи смазки, которые отстоят друг от друга не менее чем на 120° вокруг главной оси первой поверхности; а также по меньшей мере одна кольцевая канавка, проходящая по окружности от места вблизи первого отверстия для подачи смазки по меньшей мере на 100° в направлении относительного вращения второй из упомянутых поверхностей относительно первой поверхности, при этом передний конец кольцевой канавки отделен от первого отверстия для подачи смазки.

Посредством такой конструкции можно автоматически сбалансировать скорость потоков смазки, подаваемых в различные зоны гидростатического подшипника. В частности, если первая и вторая детали сближаются в заданном направлении, то соответствующая зона зазора гидростатического подшипника оказывается суженной, что ограничивает сечение потока смазки, оставляя отверстие для подачи смазки расположенным в суженной зоне, сокращая тем самым скорость потока смазки, выходящей через это отверстие и, как следствие, увеличивая скорость потока смазки, вытекающей через другие отверстия. При этом увеличенное количество смазки проходит по кольцевой канавке, так что излишняя смазка подается в зону, расположенную перед зоной сужения.

Таким образом, когда вторая деталь вращается, заданная на ней точка сначала проходит через зону, содержащую излишнюю смазку, и захватывает часть этой смазки перед тем, как достигнуть зоны сужения, обеспечивая тем самым повышенную смазку второй поверхности в зоне сужения и снижая риск того, что первая и вторая поверхности войдут в контакт, а также способствуют центрированию второй поверхности относительно первой.

Естественно, эта система распределения смазки является динамической и может автоматически самосбалансироваться в случае перемещения зоны сужения. Кроме того, в случае повторного центрирования механического узла сужение исчезает, и тогда зазор имеет постоянную ширину вокруг цилиндрического участка второй детали, а сквозные участки отверстий для приема смазки становятся сбалансированными, как и расход смазки.

Таким образом, такой механический узел способен поддерживать и балансировать гидростатический подшипник без каких-либо элементов качения между двумя деталями, причем может осуществлять это автоматически и динамически. В частности, это позволяет снизить риск контакта между двумя деталями независимо от смещения от центра, что способствует центрированию вращающейся детали относительно ее опоры. В таком механическом узле вращающаяся деталь может вращаться плавно, то есть без тряски и с минимальной потерей энергии.

В дальнейшем описании термины «осевой», «радиальный», «касательный», «внутренний», «внешний» и производные от них термины определяются относительно главной оси передачи; термин «кольцевой» определен относительно этой оси; термин «осевая плоскость» обозначает плоскость, проходящую через главную ось передачи; а термин «радиальная плоскость» обозначает плоскость, перпендикулярную главной оси. Кроме того, термины «передний» и «дальний» определены относительно направления вращения второй поверхности относительно первой поверхности.

В отдельных вариантах осуществления изобретения первая деталь вращается вокруг второй детали.

В отдельных вариантах осуществления изобретения первая деталь представляет собой шестерню, а вторая деталь – палец, причем шестерня вращается вокруг этого пальца.

Первая деталь может представлять собой опору, а вторая деталь – вал, вращающийся в этой опоре.

В отдельных вариантах осуществления изобретения первая поверхность является внешней поверхностью цилиндрической части второй детали, а вторая поверхность является внутренней поверхностью цилиндрической полости первой детали. Такую конструкцию легче установить в виде шестерни, вращающейся вокруг пальца, даже если сам палец перемещается в системе координат механического элемента большего размера.

В отдельных вариантах осуществления изобретения цилиндрическая часть второй детали включает в себя камеру для приема смазки, выполненную с возможностью приема смазки из ее источника и гидравлически соединенную с отверстиями для подачи смазки. Камера для приема смазки и каналы, подающие смазку к отверстиям для подачи смазки, образуют часть сети распределения смазки. Такая камера позволяет с легкостью распределять смазку по различным отверстиям для подачи смазки. Подать в нее смазку можно с использованием внешнего распределителя, например, распределителя, описанного во французской заявке на патент № 13/58581.

В отдельных вариантах осуществления изобретения первая поверхность включает в себя расположенные в первой поперечной плоскости первое и второе отверстия для подачи смазки, которые находятся на диаметрально противоположных местах. Это позволяет обеспечить эффективную балансировку относительно первой оси.

В отдельных вариантах осуществления изобретения первая поверхность включает в себя третье и четвертое отверстия для подачи смазки, расположенные в диаметрально противоположных положениях во второй поперечной плоскости, отличной от первой поперечной плоскости. Это позволяет обеспечить эффективную балансировку относительно второй оси.

В отдельных вариантах осуществления изобретения первое и второе отверстия для подачи смазки расположены на прямой, перпендикулярной прямой, на которой расположены третье и четвертое отверстия для подачи смазки. Посредством такого расположения первая и вторая оси балансировки являются перпендикулярными, тем самым, облегчая центрирование системы независимо от направления, в котором произошло смещение от центра.

В отдельных вариантах осуществления изобретения кольцевая канавка проходит по окружности от места вблизи каждого отверстия для подачи смазки по меньшей мере на 100° и в направлении относительного вращения второй из упомянутых поверхностей относительно первой поверхности. Таким образом, смазка забирается из каждого отверстия для подачи смазки в зону, расположенную перед следующим отверстием.

В отдельных вариантах осуществления изобретения кольцевая канавка проходит в той же поперечной плоскости, что и первое отверстие для подачи смазки. Это упрощает прохождение смазки из отверстия к канавке.

В отдельных вариантах осуществления изобретения передний конец кольцевой канавки отделен от первого отверстия для смазки. Другими словами, отверстие выходит не на дно канавки, а на поверхность детали. Так как отверстие не выходит непосредственно в канавку, то выходное сечение потока из отверстия в значительной степени уменьшается в зоне сужения, тем самым значительно увеличивая скорость потока масла по направлению к другим отверстиям.

В отдельных вариантах осуществления изобретения передний конец кольцевой канавки расположен от первого отверстия для смазки менее чем в 10°, предпочтительно менее чем 5°. Это упрощает прохождение смазки из отверстия к канавке.

В отдельных вариантах осуществления изобретения кольцевая канавка проходит по меньшей мере на 160°. Таким образом, смазку доставляют очень близко к зоне сужения.

В отдельных вариантах осуществления изобретения угловое расстояние между задним концом кольцевой канавки и вторым отверстием для приема смазки лежит в диапазоне от 5° до 20°, предпочтительно в диапазоне от 10° до 15°. Это является компромиссом между преимуществом, заключающемся в доставке смазки очень близко к зоне сужения, и преимуществом, заключающемся в том, что смазка, поступающая из второго отверстия, не проникает в кольцевую канавку первого отверстия в ущерб собственной кольцевой канавке.

В отдельных вариантах осуществления изобретения первая поверхность также имеет по меньшей мере одну продольную канавку, проходящую в продольном направлении от дальнего конца кольцевой канавки. Эта продольная канавка позволяет создать пленку масла на значительной протяженности первой поверхности.

Смазкой может быть масло.

Изобретение также относится к передаче типа планетарной зубчатой передачи, которая включает в себя описанный выше механический узел, и в которой первая деталь указанного узла является сателлитом, а вторая деталь – пальцем водила планетарной передачи.

Это позволяет выполнить передачу, например, редуктор, в которой можно использовать самоцентрирующиеся подшипники скольжения для сателлитов. Это гарантирует получение преимуществ вышеописанного механического узла. В результате повышается энергетическая эффективность передачи, и снижаются как ее вибрация, так и нагрев. Срок службы такой передачи также увеличивается.

Изобретение также относится к турбинному двигателю, содержащему описанную передачу.

В отдельных вариантах осуществления изобретения турбинный двигатель также включает в себя турбину низкого давления и вентилятор, а планетарная зубчатая передача также включает в себя солнечную и коронную шестерни.

В отдельных вариантах осуществления изобретения коронная шестерня прикреплена к корпусу предпочтительно с использованием гибкого соединения, солнечная шестерня соединена с турбиной низкого давления через гибкое соединение, а водило планетарной передачи предпочтительно жестко соединено с вентилятором. Термин «гибкое соединение» используется для характеристики соединения, которое является более податливым на изгиб, чем соединение, называемое «жестким».

Описанные и другие особенности и преимущества изобретения в дальнейшем будут более подробно описаны со ссылками на чертежи.

Чертежи являются схематичными и направлены прежде всего на то, чтобы проиллюстрировать принципы изобретения.

Краткое описание чертежей

На чертежах от фигуры к фигуре идентичные элементы (или участки элемента) обозначены одними и теми же ссылочными позициями. Кроме того, элементы (или его части), которые относятся к различным вариантам осуществления изобретения, но обладающие аналогичными функциями, обозначены на фигурах ссылочными позициями, увеличенными на 100, 200 и т.д.

На фиг. 1 показан пример выполнения турбинного двигателя с редуктором, вид в продольном сечении;

на фиг. 2 – теоретическая схема передачи;

на фиг. 3 – шпиндель, вид в перспективе;

на фиг. 4А – разрез по плоскости IVA на фиг. 3;

на фиг. 4В – разрез по плоскости IVВ на фиг. 3;

на фиг. 5А и 5В показана подача смазки, когда шпиндель центрирован, разрезы по плоскостям IVA и IVB, соответственно;

на фиг. 6А и 6В показана подача смазки, когда шпиндель смещен от центра, разрезы по плоскостям IVA и IVB, соответственно;

на фиг. 7 – узел по второму варианту осуществления изобретения, вид в разрезе;

на фиг. 8А и 8В узел по второму третьему варианту осуществления изобретения, виды в разрезе по двум различным плоскостям.

Варианты осуществления изобретения

На фиг. 1 показан двухконтурный турбинный двигатель с редуктором, как описано выше, включающий в себя передачу 3 в соответствии с изобретением.

Передача 3 представляет собой планетарную зубчатую передачу 30, аналогичную описанной выше со ссылкой на фиг. 2.

В частности, следует отметить, что в этом примере коронная шестерня 31 прикреплена к корпусу 60 через гибкие фиксаторы 61, водило 35 жестко соединено с валом 2a вентилятора для его приведения в действие, а солнечная шестерня 32 гибко соединена с концом 10a вала 10 низкого давления.

В этом примере, как более ясно видно на фиг. 3, 4А и 4В, каждый из пальцев 34 сателлитов 33 имеет камеру 37 для приема масла, гидравлически соединенную с зазором 36, обеспечивая смазку подшипника через каналы 38, которые проходят через палец 34 и выходят через впрыскивающие отверстия 39а – 39d, называемые отверстиями для подачи смазки.

У пальца 34 имеются первое и второе отверстия 39а и 39b для подачи смазки, расположенные в диаметрально противоположных местах в первой радиальной плоскости IVA, проходящей возле первого конца шпинделя, а также третье и четвертое отверстия 39с и 39d для подачи смазки, расположенные в диаметрально противоположных местах во второй радиальной плоскости IVB, проходящей возле второго конца пальца 34. Третье и четвертое отверстия 39с и 39d расположены со смещением на 90° относительно первого и второго отверстий 39а и 39b, т.е. прямая, соединяющая третье и четвертое отверстия 39с и 39d, перпендикулярна прямой, соединяющей первое и второе отверстия 39а и 39b. Таким образом, отверстия 39а – 39d расположены, соответственно, в положениях 0°, 90°, 180° и 270° вокруг оси F пальца 34.

Каждое отверстие 39а – 39d выходит на поверхность пальца 34. На поверхности пальца 34 также выполнены кольцевые канавки 40а – 40d. Каждая кольцевая канавка 40а – 40d проходит от места вблизи отверстия 39а – 39d для подачи масла в той же плоскости, что и отверстие. Более конкретно, передний конец кольцевой канавки 40а расположен непосредственно после соответствующего отверстия 39а, отходя от него менее чем на 5°, тем не менее, отверстие 39а не выходит непосредственно в канавку 40а. В этом редукторе шестерня 33 вращается по часовой стрелке вокруг пальца 34, так что передний конец кольцевой канавки 40а расположен непосредственно после отверстия 39а в направлении по часовой стрелке.

Каждая кольцевая канавка 40а – 40d, связанная с соответствующим отверстием 39а – 39d, проходит до зоны, расположенной перед другим отверстием 39b, 39a, 39d, 39c в той же радиальной плоскости IVA или IVB. Более конкретно, ее передний конец расположен на расстоянии от 10° до 15° перед упомянутым другим отверстием 39b, 39a, 39d, 39c, т.е., в частности, на расстоянии от 10° до 15° в направлении против часовой стрелки. Таким образом, каждая кольцевая канавка 40а – 40d, проходит примерно на 160°.

Более того, каждая кольцевая канавка 40а – 40d продолжается на дальнем своем конце продольной канавкой. При этом продольные канавки 41а и 41b проходят в продольном направлении от кольцевых канавок 40а и 40b в сторону плоскости IVB, но не достигая их, а продольные канавки 41с и 41d проходят в продольном направлении от кольцевых канавок 40с и 40d в сторону плоскости IVA, но не достигая их.

Передача 3 также содержит распределитель 50 масла, предназначенный для распределения смазывающего масла из устройства 64 подачи масла, выполненного в статоре, к подшипникам 36 сателлитов 33.

Такие распределители известны. Например, распределитель может быть аналогичным распределителю, описанному во французской заявке № 13/58581, в связи с чем распределитель не будет снова подробно описан. Достаточно знать, что он содержит деталь, которую приводят во вращение вместе с водилом 35 и которая получает масло из статора и передает его в камеры 37 для приема масла пальцев 34 через соединительные каналы.

Работа балансировочной системы этого гидростатического подшипника описана ниже со ссылкой на фиг. 5A, 5B, 6A и 6B. На фиг. 5А и 5В шестерня 33 корректно центрирована вокруг пальца 34. В результате в зазоре 36 не возникает зоны сужения: расстояние между поверхностью 34s пальца 34 и внутренней поверхностью центральной полости в шестерне 33 является постоянным по всему периметру пальца 34. В таких условиях масло равномерно распределяется в каналах 38, так что скорости 42а – 42d потока масла, впрыскиваемого через отверстия 39а – 39d, равны.

Таким образом, масло выходит из каждого отверстия 39а-39d и равномерно распределяется в кольцевых канавках 40а-40d и в продольных канавках 41а-41d, так что центрирование шестерни 33не нарушается.

На фиг. 6А и 6В показана ситуация, в которой шестерня 33 смещена от центра относительно пальца 34: шестерня 33 расположена слишком далеко вправо относительно пальца 34, так что с левой стороны шпинделя присутствует зона Р сужения. Из-за этого сужения сечение канала на выходе из отверстия 39а сокращено, из-за чего скорость 42а потока масла, выходящего из этого отверстия 39а, снижается. В таких условиях, поскольку скорость потока, с которой масло входит в камеру 37, является постоянной, то скорости 42b – 42d потока масла, выходящего из других отверстий 39b – 39d, увеличиваются. Более конкретно, в основном увеличивается скорость потока масла через отверстие, расположенное напротив зоны Р сужения, в частности, через отверстие 39b, поскольку сквозные сечения других двух отверстий 39c и 39d также немного уменьшаются, что вызвано смещением шестерни 33 от центра. Таким образом, скорость 42b потока масла из отверстия 39b существенно увеличивается, и через кольцевую канавку 40b и продольную канавку 41b доставляется большее количество масла в зону М, расположенную непосредственно перед зоной Р сужения. В результате, так как на внутреннюю поверхность шестерни 33, когда она проходит через зону М непосредственно перед прохождением зоны Р сужения, наносится повышенное количество масла, то снижается риск трения. Кроме того, наличие большего количества масла в этой зоне позволяет увеличить зону Р сужения, способствуя тем самым центрированию шестерни 33 на пальце 34.

На фиг. 7 показан вариант осуществления изобретения, согласно которому палец 134 вместо двух имеет три отверстия 139а, 139b и 139с для подачи масла в данной радиальной плоскости. Эти три отверстия 139а – 139с расположены на равном расстоянии друг от друга вокруг оси А, т.е. они расположены через каждые 120°. Аналогично предыдущему примеру, палец 134 может иметь три других отверстия для подачи масла, расположенные во второй радиальной плоскости и смещенные по фазе на 60° относительно отверстий 139а – 139с в первой радиальной плоскости.

Аналогично первому примеру, на поверхности пальца 34 выполнены кольцевые канавки 140а – 140с, которые проходят до зоны, расположенной перед отверстием в направлении против часовой стрелки. Более того, аналогично, каждая кольцевая канавка 140а – 140с продолжается на дальнем конце продольной канавкой 141а – 141с.

На фиг. 8 показан третий вариант осуществления изобретения, согласно которому неподвижная часть является основанием 233, в котором вращается вал 234. В этом примере, так как неподвижная часть является внешней, то система распределения смазки выполнена в этой части. Несмотря на эту разницу, система распределения смазки полностью аналогична системе распределения смазки в первом примере: на внутренней поверхности полости основания 233 имеются два отверстия 239а и 239b для подачи масла в первой радиальной плоскости и два отверстия 239с, 239d для подачи масла во второй радиальной плоскости при фазовом сдвиге на 90°. За каждым из этих отверстий 239a – 239d следует кольцевая канавка 240a – 240d и продольная канавка 241a – 241d.

Описанные в настоящем описании варианты осуществления изобретения приведены в качестве неограничивающей иллюстрации, и специалисты в данной области техники могут легко модифицировать эти варианты осуществления изобретения или рассматривать другие варианты, оставаясь при этом в пределах объема изобретения.

Более того, различные особенности этих вариантов осуществления изобретения можно использовать как по-отдельности, так и в комбинации друг с другом. При комбинировании эти особенности можно сочетать так, как было описано выше, либо другими способами, т.к. изобретение не ограничено специфическими сочетаниями, описанными в настоящем описании. В частности, если не указано обратное, любые особенности, описанные со ссылкой на любой вариант осуществления изобретения, можно применять аналогично другим вариантам.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 234.
20.01.2018
№218.016.1534

Способ обнаружения неисправности вентиля в газотурбинном двигателе

Объектом изобретения является способ контроля вентиля в газотурбинном двигателе, при этом упомянутый вентиль производит переключение в ответ на команду (С), переданную в определенный момент (t), при этом упомянутый способ содержит этап (Е2) вычисления первой формы (S1) временного сигнала (S(t))...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634993
Дата охранного документа: 08.11.2017
10.05.2018
№218.016.4274

Способ содействия обнаружению повреждения трубопровода турбореактивного двигателя

Объектом изобретения является способ обеспечения обнаружения повреждения трубопровода, при этом упомянутый трубопровод выполнен с возможностью доставки сжатого воздушного потока, отбираемого на выходе компрессора высокого давления газотурбинного двигателя, до первого датчика давления и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649518
Дата охранного документа: 03.04.2018
10.05.2018
№218.016.48d7

Коробка приводов для авиационного газотурбинного двигателя

Коробка приводов содержит картер, образующий камеру для размещения смазываемых маслом вращающихся элементов, трубчатую муфту, соединяемую с вращающимися элементами и выполненную с возможностью приведения во вращение вала, а также средства сбора масла для смазки вращающихся элементов и доставки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651004
Дата охранного документа: 18.04.2018
29.05.2018
№218.016.55d3

Способ и устройство контроля параметра ракетного двигателя

Изобретение относится к общей области аэронавтики, в частности оно относится к контролю ракетного двигателя. Способ содержит: этап (Е10) получения измерения контролируемого параметра, измеряемого датчиком и соответствующего рабочей точке двигателя, причем эту рабочую точку определяют по меньшей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654310
Дата охранного документа: 17.05.2018
09.06.2018
№218.016.5fe3

Способ изготовления мартенситно-стареющей стали

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления стального слитка из мартенситно-стареющей стали. В способе осуществляют стадию изготовления методом вакуумной плавки переплавляемого электрода, содержащего от 0,2 до 3,0 мас.% титана и от 0,0025...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656899
Дата охранного документа: 07.06.2018
05.07.2018
№218.016.6ae5

Способ и устройство для изготовления композитной лопатки

Изобретение относится к способу изготовления композитной лопатки турбомашины, а также к устройству уплотнения, используемому в этом способе. Композитной лопаткой может быть лопатка, содержащая заготовку из нитей или волокон, выполненную посредством трехмерного тканья, и связующее, удерживающее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659995
Дата охранного документа: 04.07.2018
10.07.2018
№218.016.6f3c

Система и способ экстренного запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата

Предложена система экстренного запуска газотурбинного двигателя, содержащая, по меньшей мере, один газогенератор на твердом ракетном топливе, электрически управляемое устройство воспламенения, вычислительное устройство, связанное с устройством воспламенения, и, по меньшей мере, два независимых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660725
Дата охранного документа: 09.07.2018
19.07.2018
№218.016.7289

Волокнистая заготовка для полой лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к волокнистой заготовке для полой лопатки газотурбинного двигателя, к такой полой лопатке и способу изготовления такой полой лопатки. Изобретение также относится к газотурбинному двигателю и летательному аппарату, содержащим такую полую лопатку. Волокнистая заготовка для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661582
Дата охранного документа: 17.07.2018
26.07.2018
№218.016.75c9

Противопожарная защита картера вентилятора из композиционного материала

Изобретение относится к противопожарной защите картера газовой турбины. Картер содержит цилиндрический корпус (10), главное направление которого проходит вдоль продольной оси (X), и входной фланец (20), выполненный радиально относительно продольной оси (X) от входного конца корпуса (10). Картер...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662264
Дата охранного документа: 25.07.2018
02.08.2018
№218.016.7805

Лопатка спрямляющего аппарата газотурбинного двигателя

Изобретение относится к лопатке спрямляющего аппарата газотурбинного двигателя (1). Содержит множество сечений (35) лопатки, наслоенных вдоль радиальной оси Z. На нижнем участке лопатки от 0 до 50% общей высоты передняя кромка (BA) каждого сечения выступает вперед относительно передней кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662761
Дата охранного документа: 30.07.2018
Показаны записи 1-10 из 10.
20.03.2013
№216.012.2fef

Центробежный маслоотделитель с переменным проходным сечением

Изобретение относится к центробежному маслоотделителю с переменным проходным сечением, содержащему полый вращающийся вал. Указанный вал имеет, по крайней мере, одно отверстие для пропуска воздуха и поршень, помещенный внутри вала таким образом, что внутренняя часть вала делится на два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477806
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.04.2013
№216.012.3abe

Устройство возврата масла

Устройство предназначено для возврата масла, содержит подшипниковые опоры, установленные на промежуточном корпусе турбины, первый и второй подшипники, установленные на подшипниковых опорах, цапфу турбины низкого давления, установленную с возможностью вращения относительно промежуточного корпуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480599
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.11.2013
№216.012.7ea7

Способ и система смазки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу и к системе смазки, имеющей в своем составе по меньшей мере три различные камеры, каждая из которых заключает в себе по меньшей мере один подшипник качения. Способ состоит в создании избыточного давления в камерах путем вдувания в эти камеры расхода сжатого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498096
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.06.2014
№216.012.d11e

Смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей

Изобретение относится к смазке и охлаждению редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей, в частности, в турбомашине авиационного двигателя. Редуктор содержит центральное зубчатое колесо (14), внешние коронные колеса (16, 20) и сателлитные шестерни (28), установленные на водиле (30)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519305
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.11.2015
№216.013.90f3

Герметизирующее устройство для масляной камеры турбореактивного двигателя

Изобретение касается герметизирующего устройства для камеры, образованной, по меньшей мере, одним вращающимся органом и одним неподвижным органом турбореактивного двигателя и предназначенной для удержания суспензии капель смазочного масла (h). Герметизирующее устройство содержит, по меньшей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568723
Дата охранного документа: 20.11.2015
10.08.2016
№216.015.52a0

Турбомашина, содержащая пленку демпфирующей жидкости направляющего подшипника вала турбомашины, и способ регулирования толщины такой пленки демпфирующей жидкости

Изобретение относится к области пленок демпфирующих жидкостей направляющего подшипника вала турбомашины и, более конкретно, относится к регулированию толщины такой пленки демпфирующей жидкости. Турбомашина содержит кожух (1), простирающийся по оси вал (2) турбомашины, направляющий подшипник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594323
Дата охранного документа: 10.08.2016
19.01.2018
№218.016.0a20

Устройство для обеспечения уплотнения между коаксиальными валами турбомашины

Настоящее изобретение относится к устройству (20) для обеспечения уплотнения коаксиальных валов турбомашины, содержащему кольцевое уплотнение (23), выполненное с возможностью выполнять уплотнение путем контакта с наружным валом (12), причем упомянутое устройство отличается тем, что оно содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632066
Дата охранного документа: 02.10.2017
11.06.2018
№218.016.60bf

Устройство герметичного уплотнения для газотурбинного двигателя, содержащее средства смазки щеточного уплотнения

Изобретение относится к устройству (10) герметичного соединения для газотурбинного двигателя, содержащему щеточное уплотнение (1), образованное множеством уплотнительных волосков, окружающих сердечник, запорный кожух (3), содержащий участок, в который по меньшей мере частично заходит щеточное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657025
Дата охранного документа: 08.06.2018
20.03.2019
№219.016.e82f

Масляная система противообледенительной защиты переднего конуса авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к масляной системе противообледенительной защиты переднего конуса турбореактивного двигателя. Система противообледенительной защиты содержит трубку питания, присоединенную к переднему конусу двигателя, обеспечивающую связь вала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002457155
Дата охранного документа: 27.07.2012
08.06.2019
№219.017.7597

Маслосборная крышка для агрегата газотурбинного двигателя

Кольцевая маслосборная крышка агрегата газотурбинного двигателя, выполненная с возможностью расположения вокруг агрегата и с возможностью вращения вокруг оси, содержит сквозные отверстия для радиального прохождения масла за счет центробежного эффекта, а также средства отклонения масла. Средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690900
Дата охранного документа: 06.06.2019
+ добавить свой РИД