×
05.09.2019
219.017.c754

Результат интеллектуальной деятельности: ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002699111
Дата охранного документа
03.09.2019
Аннотация: Топливная форсунка относится к камерам сгорания (КС) газотурбинных двигателей (ГТД) и, в частности, к устройствам подготовки топливовоздушной смеси (ТВС) перед ее сжиганием в различных КС газотурбинных двигателей. Одной из важнейших задач при разработке КС является снижение уровня эмиссии веществ, загрязняющих атмосферу. При создании таких низкоэмиссионных КС проблемами являются достижение эффективного предварительного смешения топлива с воздухом и при этом подача в КС топливовоздушных смесей с получением стабильности горения. Эта цель достигается тем, что в топливной форсунке ГТД, содержащей трубопроводы подачи основного и пилотного топлива, трубопровод подачи воздуха, контуры подачи пилотного и основного топлива выполнены в плоскопараллельном варианте исполнения на базе струйных элементов. Эффективное уменьшение вредных веществ и достижение полноты горения, в предлагаемой топливной форсунке достигается за счет формирования интенсивных высокочастотных колебаний смеси топлива в струйных элементах, вследствие чего она становится близкой к однородной по составу и с высокой степенью турбулизации потока, а также за счёт специальной организации воздушных потоков, при которой топливная смесь включает зоны встречных вихрей и «газовых заслонок». Кроме эффективного уменьшения выброса вредных веществ и достижения полноты горения в предлагаемой топливной форсунке уменьшается зона горения топлива и, как следствие, улучшаются габаритные и весовые характеристики камеры сгорания и двигателя в целом. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Предлагаемое изобретение относится к камерам сгорания (КС) газотурбинных двигателей (ГТД) и, в частности, к устройствам подготовки топливовоздушной смеси (ТВС) перед ее сжиганием в различных КС газотурбинных двигателей.

Одной из важнейших задач при разработке КС является снижение уровня эмиссии веществ, загрязняющих атмосферу. Основное внимание при этом уделяется снижению в продуктах сгорания оксидов азота (NOx), окиси углерода (СО) и несгоревших углеводородов (UHC). При создании таких низко эмиссионных КС проблемами являются достижение эффективного предварительного смешения топлива с воздухом и при этом подача в КС топливовоздушных смесей с получением стабильности горения. Для этого в камерах сгорания авиационных двигателей организуют две зоны горения: пилотную (вспомогательную) и основную. Задачей горения в пилотной зоне является обеспечение надежности воспламенения и стабильности горения в основной зоне. Поэтому в пилотной зоне сжигают богатую ТВС. Однако при горении такой смеси температура пламени превышает уровень температур (1600°С), при котором имеет место интенсивный процесс образования оксидов азота (NOx) вредных для окружающей среды. Поэтому большая часть топлива смешивается с воздухом в основной зоне, образуя бедную по составу ТВС, в результате горения которой понижается температура продуктов сгорания и происходит удельное снижение выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду. Кроме того, для уменьшения вредных веществ и полноты горения смеси в основной зоне необходимо эту смесь иметь однородной (гомогенной) по составу с коэффициентом избытка воздуха α>1,8, а также организовать в этой смеси структуру течений с зоной обратных токов или/и с зонами пониженных скоростей.

Известна «Акустическая топливная форсунка» (RU 2210026, F23D 11/10, F23R 3/28), содержащая цилиндрическую вихревую камеру с подключенными к ней топливным и выходным соплами и тангенциально направленными через боковую стенку основными и дополнительными газовыми соплами. При подаче сжатого газа через основные и дополнительные газовые сопла в цилиндрическую вихревую камеру в ней возникают акустические колебания, разрушающие частицы топлива, поступающего в цилиндрическую вихревую камеру через топливное сопло, на мелкие капли.

Известно «Смесительное устройство камеры сгорания» ГТД (RU 94031436, F23D 14/62) содержащее корпус, в котором выполнены в определенном порядке отверстия (каналы) для прохода воздуха. К корпусу прикреплен сужающийся патрубок, на котором выполнены продольные гофры с переменной их высотой по длине, при этом максимальная их высота совпадает со срезом патрубка. Во впадины гофр с наружной стороны в сечении среза патрубка установлены перегородки. Во фронтовой части корпуса размешена топливная форсунка. Смесительное устройство крепится на корпусе камеры сгорания, а патрубок входит в отверстие, выполненное в стенке жаровой трубы. В смесительную камеру, ограниченную корпусом, подается топливо через форсунку и воздух через отверстия (каналы), при взаимодействии которых образуется смесь топлива с воздухом, которая через патрубок выходит в зону горения внутрь жаровой трубы. На своем пути струя смеси под воздействием гофр приобретает по периферии волнистое очертание, что увеличивает поверхность ее контакта с пламенем дежурной зоны. При этом за перегородками образуются зоны обратных токов, как за плоскими стабилизаторами пламени. Эти факторы, по мнению авторов, расширяют диапазон розжига смеси, выходящей из смесительного устройства в сторону « бедного» состава и, таким образом, увеличивают полноту сгорания топлива и уменьшают выделение вредных веществ в атмосферу.

Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сущности и числу совпадающих признаков является «Топливовоздушный модуль фронтового устройства камеры сгорания ГТД» (RU 2439435, F23R 3/28). Топливовоздушный модуль фронтового устройства камеры сгорания ГТД содержит систему подготовки и подачи жидкого топлива, состоящую из пилотного и основного контуров и сопряженных с ними воздушных каналов. Пилотный контур включает центральную форсунку с магистралью подвода топлива и коаксиально размещенный относительно форсунки воздушный внутренний канал с лопаточным завихрителем. Основной контур включает, расположенный над воздушным внутренним каналом, воздушный наружный канал, ограниченный передней и задней торцевыми стенками с радиальным лопаточным завихрителем и кольцевым экраном с острой кромкой, обращенной в сторону камеры сгорания. Перед экраном установлен кольцевой коллектор основного контура подачи и распыливания топлива. Воздушный средний кольцевой канал с лопаточным завихрителем и выходы топливного канала последовательно направлены в сторону внутренней поверхности экрана, за острой кромкой которого средний и наружный воздушные каналы объединены в общий наружный канал. Изобретение, по мнению авторов, позволяет снизить эмиссию вредных веществ в продуктах сгорания жидкого топлива.

Несмотря на наличие многочисленных вариантов известных конструкций топливных форсунок ГТД, все они сводятся принципиально к двум известным техническим решениям:

1. осесимметричное истечение струи топлива в вихревую камеру;

2. коаксиальное истечение топлива в воздушные вихревые потоки, создаваемые лопаточными завихрителями.

Известные решения практически исчерпали свои технические возможности по уменьшению вредных выбросов в атмосферу, либо добиваются незначительного улучшения за счет существенного усложнения конструкции топливных форсунок (см. прототип).

Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков. Эта цель достигается тем, что в топливной форсунке ГТД содержащей трубопроводы подачи основного и пилотного топлива, трубопровод подачи воздуха, контуры подачи пилотного и основного топлива, подключенные к соответствующим трубопроводам подачи топлива, каналы подачи воздуха, входы которых подключены к трубопроводу подачи воздуха, а выходы - к фронтальному срезу форсунки, камеры распыливания топлива, выходы которых подключены к камере сгорания, контуры подачи пилотного и основного топлива выполнены в плоско-параллельном варианте исполнения на базе струйных элементов, имеющие сопла подачи топлива, подключенные к соответствующим трубопроводам подачи топлива, камеры управления потоками топлива, подключенные через сопротивления к трубопроводам подачи воздуха, камеры распыливания топлива, ограниченные боковыми стенками, выходы каналов подачи воздуха направлены под углом β к фронтальному срезу форсунки, а отношения характерных размеров струйных элементов к их соплам α подачи топлива выбираются из соотношений:

В/α=(1,4-1,8); L/α=(25-30); D/α=(15-20); R/α=(0.2-0,4); Н/α=(2-5),

где В - ширина выхода камеры управления потоком топлива;

α - ширина сопла соответствующего контура подачи топлива;

L - длина камеры распыливания;

D - длина камеры управления потоком топлива;

R - зазор сопротивления;

Н - высота соответствующего контура подачи топлива, а угол β выбирается из диапазона (0-45)°.

Эта цель достигается также тем, что контур подачи пилотного топлива располагается по центру форсунки вдоль ее осевой линии, а контуры подачи основного топлива располагаются с обеих сторон относительно контура подачи пилотного топлива.

Эта цель достигается также тем, что сопротивления R подачи воздуха в камеры управления потоком топлива могут отличаться друг от друга.

Эта цель достигается также тем, что сопла подачи топлива в струйных элементах могут быть наклонены или смещены относительно осевой линии форсунки.

На фиг. 1 Вид на топливную форсунку со стороны камеры сгорания;

На фиг. 2 Топливная форсунка по сечению А-А на фиг. 1;

На фиг. 3 Контур подачи основного топлива по сечению Б-Б на фиг. 2;

На фиг. 4 Контур подачи пилотного топлива по сечению В-В на фиг. 2;

На фиг. 5 Контур подачи основного топлива по сечению Г-Г на фиг. 2;

На фиг. 6 3-D модель контура подачи основного топлива по сечению O1-O2 на фиг. 3;

На фиг. 7 Структура разбрызгивания струи топлива форсункой при различных частотах колебаний;

На фиг. 8 Структура воздушных потоков в камере распыливания и в камере сгорания;

На фиг. 9 Вид на варианты компоновок топливных форсунок со стороны камер сгорания в зависимости от их возможных конструкций.

Топливная форсунка ГТД содержит (см. фиг. 1, 2): трубопровод 1 подачи основного топлива, трубопровод 2 подачи пилотного топлива, трубопровод 3 подачи воздуха, контур 5 подачи пилотного топлива, контур 4 подачи основного топлива, расположенный с одной стороны контура 5 и контур 6 подачи основного топлива, расположенный с другой стороны контура 5. Конструкции топливных контуров, выполнены в плоско-параллельном варианте исполнения, принципиально одинаковы и отличаются лишь особенностями подачи к ним воздуха и топлива. Все топливные контуры механически скреплены между собой и с помощью элементов крепления 7 крепятся к установочным местам 8 камеры сгорания 9. Контур 4 подачи основного топлива (см. фиг. 2, 3) содержит сопло питания 10 шириной α, подключенное к трубопроводу 1 подачи основного топлива, камеру D управления потоком топлива, содержащую два канала управления 11 и 12, симметричные относительно осевой линии O1-O2 топливного контура и подключенные через сопротивления R1 и R2 и отверстие 13 к трубопроводу 3 подачи воздуха. Выход В камеры D соединен с камерой распыливания L, ограниченной боковыми стенками 14, выход 15 камеры распыливания L подключен к камере сгорания 9. По каналам 16 и 17, воздух из отверстия 13 подается на фронтальный срез 18 форсунки под некоторым углом β к нему. Контур 5 подачи пилотного топлива (см. фиг. 2, 4) содержит сопло питания 19 шириной α, подключенное через канал 20 к трубопроводу 2 подачи пилотного топлива, камеру D управления потоком топлива, содержащую два канала управления 21 и 22, симметричные относительно осевой линии O1-O2 топливного контура и подключенные через сопротивления R3 и R4 и отверстие 23 к трубопроводу 3 подачи воздуха. Выход В камеры D соединен с камерой распыливания L, ограниченной боковыми стенками 24, выход 25 камеры распыливания L подключен к камере сгорания 9. По каналам 26 и 27, воздух из отверстия 23 подается на фронтальный срез 18 форсунки под некоторым углом β к нему. Контур 6 подачи основного топлива (см. фиг. 2, фиг. 5) содержит сопло питания 28 шириной α, подключенное через канал 29 к трубопроводу 1 подачи основного топлива, камеру D управления потоком топлива, содержащую два канала управления 30 и 31, симметричные относительно осевой линии O12 топливного контура и подключенные через сопротивления R5 и R6 к трубопроводу 3 подачи воздуха. Выход В камеры D соединен с камерой распыливания L, ограниченной боковыми стенками 32, выход 33 камеры распыливания L подключен к камере сгорания 9. По каналам 34 и 35, воздух из отверстия 23 подается на фронтальный срез 18 форсунки под некоторым углом β к нему. На фиг. 6 показана 3-D модель контура 4 по сечению О12, дополнительно поясняющая конструкции всех топливных контуров.

Функционирование топливной форсунки рассмотрим на примере работы контура 4 подачи основного топлива (фиг. 2, 3). Работа остальных контуров аналогична. Основное топливо из трубопровода 1 под давлением поступает в сопло 10 прямоугольного сечения из которого истекает в камеру D управления потоком топлива. Из выхода В камеры D струя топлива поступает в камеру L распыливания топлива. Одновременно с топливом в контур 4 из трубопровода 3 через отверстия 23 и 13 подается воздух, который по каналам 16 и 17 поступает на фронтальный срез 18 форсунки под некоторым углом β. Одновременно воздух через сопротивления R1 и R2 поступает в каналы 11 и 12 камеры D управления потоком топлива. Так как величина В выбирается из соотношения B/α=(1,4-1,8), то при истечении топливной струи шириной α из камеры D в камеру L с обеих сторон топливной струи формируются воздушные зазоры Δ1 и Δ2 равные при симметричном истечении Δ1=Δ2=(β-α)/2. Через эти зазоры воздух, поступивший через сопротивления R1 и R2 в камеру D истекает в камеру L распыливания топлива. При этом воздух, находящийся в камере D оказывает на топливную струю с обеих сторон боковые давления P1 и Р2 на площади F=D×Н. Давления P1 и Р2 определяются соотношением зазоров сопротивлений R1 и R2 с зазорами Δ1 и Δ2 соответственно. Представленная здесь схема течений топливо-воздушной смеси не является устойчивой: даже при условии R1=R2 и Δ1=Δ2 давления Р1 и Р2 не являются строго одинаковыми. Погрешности изготовления и естественная флуктуация топливной струи приводят к соответствующему перераспределению во времени зазоров Δ1 и Δ2. Например, при отклонении струи от осевой линии O-O в сторону зазора Δ2 (см. фиг. 3) зазор Δ2 уменьшается, а зазор Δ1 - увеличивается. Соответственно боковое давление P1 в канале управления 11 камеры D уменьшается, а боковое давление Р2 в канале управления 12 камеры D увеличивается. Таким образом, на боковых поверхностях топливной струи возникает перепад давлений ΔР=Р21, направленный в сторону противоположную первоначальному отклонению струи. Под действием этого перепада струя топлива начинает отклоняться в другую сторону, при которой начинает уменьшаться зазор Δ1, а зазор Δ2 - увеличиваться. Соответственно боковое давление P1 в канале управления 11 камеры D увеличивается, а боковое давление Р2 в канале управления 12 камеры D уменьшается. Под действием этого перепада струя топлива начинает отклоняться в другую сторону, при которой начинает увеличиваться зазор Δ1, а зазор Δ2 - уменьшаться. Далее процесс повторяется. При отношениях характерных размеров струйных элементов, защищаемых формулой изобретения, возникает устойчивый автоколебательный процесс, при котором струя топлива в камере распыливания L совершает высокочастотные колебания дробясь на мелкие капли. Эти капли, частично испаряясь, и увеличивая турбулизацию топливовоздушной смеси способствуют более эффективному ее сгоранию. Частота колебаний находится в достаточно сложной зависимости от располагаемого перепада ΔР=Р2-P1, объемов 11 и 12 камеры D, соотношения зазоров сопротивлений R1 и R2 с зазорами Δ1 и Δ2, инерционной массы струи топлива, давления питания Рт топлива и других. Устойчивые колебания струи топлива получаются также вследствие смещения или наклона сопла 10 относительно осевой линии O1-O2 или выбора разных сопротивлений R1 и R2, приводящих изначально к наличию перепада давлений между камерами 11 и 12. Выбор оптимальных геометрических параметров форсунки является результатом исследования. На фиг. 7а, 7б показана качественная структура разбрызгивания струи топлива в камере распыливания при частотах колебаний отличающихся друг от друга, например, в два раза.

Как уже отмечалось, другим важным фактором полноты сгорания топлива является уменьшение скорости частиц топлива в камере распыливания и камере сгорания. В предлагаемой форсунке это достигается специальной организацией воздушных потоков в камере распыливания L и в камере сгорания 9. Воздушные потоки (см. фиг. 8) по каналам 16 и 17 подаются под некоторым углом β на фронтовой срез 18 топливного контура. В результате взаимодействия этих потоков в камере распыливания L и в области фронтального среза 18 форсунки формируются четыре зоны течений воздушных потоков, симметричные относительно осевой линии O1-O2. А именно, в камере распыливания L формируются две зоны течений: зона ограниченная линиями разделения потоков O2-O-O3 и зона ограниченная линиями разделения потоков O2-O-O4. В области фронтального среза 18 форсунки формируются еще две зоны течений: зона ограниченная линиями разделения потоков O1-O-O3 и зона ограниченная линиями разделения потоков O1-O-O4. Воздушные потоки в зонах и формируют два вихря, симметричные относительно осевой линии O1-O2, а в зонах и воздушные потоки образуют, так называемую, «воздушную заслонку» на пути движения частиц топлива. При подаче струи топлива в рассматриваемый контур мелкие капли топлива, формирующиеся вследствие высокочастотных колебаний струи в камере распыливания L, вовлекаются во встречные вихревые движения в зонах и и далее внедряются в «воздушную заслонку» в зонах и понижая свою скорость.

Таким образом, эффективное уменьшение вредных веществ и достижение полноты горения, в предлагаемой топливной форсунке достигается за счет следующих факторов:

- формирования интенсивных высокочастотных колебаний смеси топлива в камере распыливания вследствие чего она становится близкой к однородной (гомогенной) по составу и увеличивается степень ее турбулизации;

- специальной организации воздушных потоков, при которой топливная смесь, включает зоны встречных вихрей и «воздушных заслонок».

Возможные варианты топливных форсунок в зависимости от конструкций камер сгорания (например, цилиндрические, квадратные, прямоугольные и другие) показаны на фиг. 9.

Кроме достижения эффективной полноты горения и уменьшения выброса вредных веществ, в предлагаемой топливной форсунке уменьшается зона горения топлива и, как следствие, улучшаются габаритные и весовые характеристики камер сгорания и двигателя в целом.


ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
20.12.2013
№216.012.8dce

Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений

Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений относится к технике автоматического управления и, в частности, к струйной пневмоавтоматике и может быть использовано в системах регулирования клапанами перепуска воздуха и направляющими аппаратами компрессора газотурбинного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501985
Дата охранного документа: 20.12.2013
19.01.2018
№218.016.065f

Струйный регулятор гтд по приведенным оборотам

Струйный регулятор ГТД по приведенным оборотам относится к системам автоматического регулирования энергетических установок и может использоваться, в частности, в системах управления газотурбинных двигателей, а также при моделировании в лабораторных условиях работы силовой установки. Содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631188
Дата охранного документа: 19.09.2017
Показаны записи 1-5 из 5.
20.12.2013
№216.012.8dce

Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений

Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений относится к технике автоматического управления и, в частности, к струйной пневмоавтоматике и может быть использовано в системах регулирования клапанами перепуска воздуха и направляющими аппаратами компрессора газотурбинного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501985
Дата охранного документа: 20.12.2013
29.12.2017
№217.015.fc82

Способ управления гтд

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления ГТД. Сигналы управления ЭР, ГМР и сигналы селектора затем преобразуют в пневматические сигналы, поступающие в струйный блок управления, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638497
Дата охранного документа: 13.12.2017
19.01.2018
№218.016.065f

Струйный регулятор гтд по приведенным оборотам

Струйный регулятор ГТД по приведенным оборотам относится к системам автоматического регулирования энергетических установок и может использоваться, в частности, в системах управления газотурбинных двигателей, а также при моделировании в лабораторных условиях работы силовой установки. Содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631188
Дата охранного документа: 19.09.2017
10.05.2018
№218.016.48b8

Фильтр с непрерывной регенерацией

Фильтр с непрерывной регенерацией относится к области систем подготовки и очистки рабочих сред, таких как газы и жидкости, и может найти применение в авиационной, машиностроительной, строительной, химической, экологической и других отраслях промышленности. Фильтр с непрерывной регенерацией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651210
Дата охранного документа: 18.04.2018
29.04.2019
№219.017.40bf

Устройство измерения размера детали

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения в широком диапазоне наружных и внутренних размеров деталей и узлов, где требуется высокая точность измерений. Устройство измерения размера детали содержит пневматический измеритель допуска линейного размера...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002397441
Дата охранного документа: 20.08.2010
+ добавить свой РИД