Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к высокопрочным композиционным антифрикционным материалам, предназначенным для работы в высоконагруженных узлах трения, в том числе в условиях сухого трения.
Известен порошковый антифрикционный материал, авторское свидетельство СССР №1624043, кл. С22С 38/16, 38/60, 33/02, 1989, следующего состава, % масс: медь 7-15; дисульфид молибдена 2-3,6; никель 1-5; железо - остальное, получаемый прессованием, спеканием и горячим прессованием нагретых до 1000°С заготовок, используемый в тяжелонагруженных узлах трения в качестве зубчатых и червячных колес, работающих со смазкой.
Недостатком материала является низкая стойкость при температурах до 600°С, а также технологическая схема получения, требующая создания специального оборудования и оснастки для горячего прессования при 1000°С.
Технический результат - разработка композиционного антифрикционного материала с высокой несущей способностью -высокой твердостью и прочностью, низким коэффициентом трения, стойкого к ударным нагрузкам, работающего в условиях сухого трения и со смазкой при температурах до 600°С.
Технический результат достигается тем, что порошковый композиционный антифрикционный материал железо-бронза включающий медь, никель, согласно изобретения, он дополнительно содержит олово при следующем соотношении компонентов, % масс:
медь 8-30
олово 3-10 по отношению к меди
никель 2-16 по отношению к меди
железо - остальное.
Схема получения разработанного материала заключается в приготовлении смеси порошков вышеуказанных компонентов методом сухого смешивания в механическом смесителе, прессовании при давлении 4-7 т/см2, спекании в конвейерной печи в среде эндогаза при температуре 1050°С, холодной деформации спеченных заготовок при удельном давлении 6-7 т/см2, закалке и старении, в результате чего материал приобретает высокие прочностные характеристики и вместе с тем низкий коэффициент трения, следовательно высокую несущую способность, хорошие антифрикционные характеристики и стойкость к ударным нагрузкам и температурам до 6000С.
В качестве сухой смазки используется дисульфид молибдена M0S2.
Состав и свойства известного и предлагаемых материалов приведены в таблице 1 и в таблице 2.
* - содержание по отношению к меди