×
12.08.2019
219.017.bece

СПОСОБ ОЧИСТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ВОДЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002696694
Дата охранного документа
05.08.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Группа изобретений относится к переработке жидких щелочных нефтесодержащих отходов. Способ очистки технологической воды включает отстаивание, удаление неводных фракций и последующий отбор водной фазы с ее дистилляцией. Слой водной фазы отделяют при ее отстое путем контроля значений электропроводности, фиксируя граничные уровни электропроводности между неводной и водной фазами. Отделенную водную фазу подогревают до кипения от дополнительного источника энергии. Производят водяной пар, который конденсируют с отдачей выделяющейся тепловой энергии в среду буферной воды с возможностью снабжения тепловой энергией местных потребителей тепла 12. Устройство содержит отстойник 1 для разделения отходов, испаритель 6, емкость 11 буферной воды с помещенным в нее конденсатором 9 и подсоединенными к ней местными потребителями тепла 12. На верхнем и нижнем уровнях водной фазы в отстойнике 1 установлены датчики 2, 3 электропроводности с возможностью управления приводами задвижек соответственно наполнения 5 и слива 4. Группа изобретений позволяет упростить конструкцию оборудования, оптимизировать энергопотребление, снизить влияние вредных факторов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к способам переработки щелочных нефтесодержащих отходов на производственных объектах, и может быть использовано, например, в ремонтном производстве подвижного состава железных дорог, в частности, колесно-роликовом цехе.

В вагоноремонтных депо остро стоит проблема утилизации технологической воды, образующейся в больших количествах при обмывке загрязненных узлов подвижного состава. Наиболее высокую концентрацию и сложный состав загрязнений имеет технологическая вода в результате обмывки колесных пар и буксовых узлов. После обмывки вода насыщается компонентами железнодорожной смазки ЛЗ-ЦНИИ, содержащей нефтепродукты, щелочные поверхностно-активные вещества, а также твердыми загрязнениями, смытыми с поверхностей узлов. Нефтепродукты удерживаются в воде в виде стойкой эмульсии за счет растворенных поверхностно-активных веществ. Сбор такой воды осуществляется в специальные резервуары для последующего вывоза на утилизацию, которая на самом предприятии не производится. Ввиду высокой стоимости утилизации отходов такого типа, в депо решается задача по уменьшению их объема с помощью локальных очистных сооружений.

Из уровня техники известна «Станция очистки оборотной воды после мойки механических устройств» (Патент RU 2347753 от 27.02.2009 Бюл. №6). Это устройство использует флотационные методы очистки, требующие применения большого количества реагентов, а также специальной квалификации персонала по приготовлению рабочих растворов. При этом из воды не удаляются растворимые вещества, не вступающие в реакцию с реагентами, в результате чего степень очистки воды, сбрасываемой в канализацию, оказывается недостаточной, и объем утилизируемой воды при прочих равных условиях сокращается.

Известен «Способ очистки сточных вод, содержащих эмульгированные нефтепродукты» (Патент RU 2156225 от 20.09.2000 Бюл. №26). Способ заключается в пропускании очищаемой воды через адсорбент определенного состава, который и является предметом изобретения. Этот способ также требует применения расходных материалов.

Такого недостатка лишены безреагентные методы очистки, основанные на физических принципах, например, осмос или дистилляция. Однако осмос требует применения дорогостоящего оборудования и расходных материалов, а также неэффективен при очистке высококонцентрированных вод. Дистилляция лишена всех перечисленных недостатков, но требует для своего проведения большого количества энергии, что ограничивает ее применение. Для борьбы с этим недостатком разработаны различные подходы, такие как использование бросового тепла, повторное использование выделившейся энергии в процессе дистилляции, либо ее дальнейшее применение в иных технологических процессах.

Из уровня техники известно «Устройство для термодистилляционной очистки воды» (Патент RU 2499769 от 27.04.2013 Бюл. №33). Это устройство использует бросовое тепло от металлургических процессов. Однако большинство предприятий не располагают большим количеством бросового тепла, поэтому такой способ не подходит для широкого применения.

Наиболее близким к заявленному изобретению является «Устройство для очистки технологических или промышленных сточных вод» (патент №2429896, МПК B01D 1/28 B01D 5/00 C01F 1/04 от 27.09.2011. Бюл. №27). Устройство для очистки технологических или промышленных сточных вод имеет испаритель, содержащий теплообменник с пучком труб, сторона с чистым дистиллятом которого соединена с сепаратором для отделения дистиллята от всплывающей органической фазы или подобных свободных компонентов жидкости. Сепаратор и находящийся в испарителе теплообменник расположены и/или без обвода соединены друг с другом таким образом, что уровни жидкости в сепараторе и в испарителе переходят вровень один в другой. Сепаратору придано устройство регулирования уровня, которое при понижении уровня жидкости открывает клапан для сброса давления и при превышении уровня жидкости закрывает клапан для сброса давления.

Реализованный в данном устройстве способ и само устройство приняты в предлагаемом изобретении за прототип. Устройство-прототип не требует применения реагентов, имеет возможность работы в автоматическом режиме, отличается пониженными энергозатратами

Однако данному способу и устройству присущи следующие недостатки.

1. Так как водяной пар является коррозионно-активной средой и, судя по описанию, проходит через точные механические узлы компрессора, то конструкция последнего должна отвечать жестким технологическим требованиям, что приводит к высокой стоимости оборудования.

2. Сосуды, работающие под давлением, имеют повышенные требования к прочности и подлежат надзору со стороны государственных регулирующих органов, что также приводит к увеличению затрат на их производство, обслуживание и очистку от отложений. Несоблюдение этих требований может привести к серьезным аварийным ситуациям.

Перечисленные недостатки могут свести «на-нет» экономический выигрыш от достигнутого за счет применения компрессорной установки.

Цель изобретения - упрощение конструкции оборудования, оптимизация энергопотребления, снижение влияния вредных факторов.

Указанная цель достигается тем, что способ очистки технологической воды путем отстаивания и слива нефтепродуктов с последующей дистилляцией водной фазы дополнен тем, что, согласно изобретению, слой водной фазы отделяют при отстое путем контроля значений электропроводности, фиксируя граничные уровни между неводной и водной фазами градиентами электропроводности, а также тем, что подогревая водную фазу до кипения от дополнительного источника энергии, производят конденсат с отдачей выделяющейся тепловой энергии в среду буферной воды с возможностью снабжения теплом местных потребителей; устройство очистки технологической воды, выполненное, например, в виде последовательно соединенных трубами подвода-отвода отстойника для разделения отходов на жидкую и твердую фракции, испарителя, обеспечивающей получение концентрированного раствора соли и водяного пара, конденсатором для конденсации пара и сборником очищенной воды, при этом упомянутый отстойник другим своим выходом соединен с емкостью для сбора нефтепродуктов; устройство дополнено, согласно изобретению, емкостью буферной воды с присоединенными к ней местными потребителями тепловой энергии, датчиками электропроводности, установленными на верхнем и нижнем уровнях водной фазы в емкости отстоя, при этом выходы датчиков верхнего и нижнего уровня связаны соответственно с приводами задвижек наполнения и слива отстойника, а испаритель снабжен также датчиками верхнего и нижнего уровня, связанными соответственно с приводами задвижек наполнения испарителя и слива концентрата соли.

На фигуре приведена схема, иллюстрирующая предлагаемые способ и устройство.

Устройство, реализующее способ очистки технологической воды, например, очистки воды моечных машин колесно-роликового цеха вагоноремонтных депо, содержит отстойник 1 с датчиками электропроводности верхнего 2, и нижнего 3 уровня заполнения, задвижками слива 4 и наполнения 5, испаритель 6, соединенный с отстойником 1 через задвижку слива 4, и оборудованный датчиками верхнего 7 и нижнего 8 уровня, конденсатор 9, сборник очищенной воды 10, который присоединен к испарителю 6 через конденсатор 9. Конденсатор 9 при этом помещен в буферную емкость 11, заполненную водой, которая отдает тепло теплоносителю для снабжения местных потребителей тепла, к которым относятся как сами моечные машины 12, так и иные потребители, например, бытовой водопровод 13 и системы обогрева 14. Теплоноситель нагревается от воды в буферной емкости в теплообменниках 15 и 16, циркулируя в контуре с помощью насосов 17 и 18. Отходы очистки, такие как концентрат соли, твердые фракции и нефтепродукты собираются в сборники 19, 20, 21 соответственно. На схеме условно не показан источник тепла, расположенный в испарителе 6, и представляющий собой, например, электрический нагреватель или теплообменник, подающий в испаритель тепловую энергию от сжигания топлива.

Цикл работы устройства начинается с того, что подлежащая очистке технологическая вода поступает в отстойник 1 через открытую в исходном состоянии моторизованную задвижку наполнения 5 до достижения датчика электропроводности 2, срабатывающего при достижении электропроводящей технологической водой верхнего уровня отстойника 1. По сигналу с датчика верхнего уровня 2 задвижка наполнения 5 закрывается, и включается таймер, настроенный на время, необходимое для оседания твердых включений и формирования слоя нефтепродуктов на поверхности водной фазы. После его срабатывания по сигналу таймера открывается моторизованная задвижка слива 4, и электропроводящая водная фаза, находящаяся под слоем нефтепродуктов, самотеком стекает в испаритель 6 до достижения ее верхней границей уровня нижнего датчика электропроводности 3. Датчик 3 оказывается погруженным в не проводящую электричество среду нефтепродуктов, что приводит к потере его сигнала, вследствие чего моторизованная задвижка слива 4 закрывается. Таким образом при каждом цикле наполнения-слива отстойника 1 не проводящие электричество нефтепродукты накапливаются на поверхности электропроводящей водной фазы, поэтому уровень их верхней границы в наполненном состоянии отстойника 1 повышается относительно датчика электропроводности верхнего уровня 2, и в определенный момент достигает сливного отверстия, через которое излишки отделившихся нефтепродуктов по трубопроводу стекают в сборник 21. В нижней части отстойника 1 скапливаются твердые частицы, которые также периодически могут сбрасываться в сборник 20. После заполнения испарителя 6 включается нагрев и начинается испарение воды из водной фазы с образованием концентрата соли, который по окончании процесса (достижении водной фазой датчика нижнего уровня 8) сливается в сборник 19. Выделяющийся при этом водяной пар поступает по трубопроводу в конденсатор 9, конденсируясь на его стенках и вытесняя образовавшуюся воду в сборник очищенной воды 10. Тепло, получаемое при конденсации, передается через стенки конденсатора 9 в воду, заполняющую буферную емкость 11, нагревая ее. В периоды высокой нагрузки на энергосети, например, утром местные потребители 12 снабжаются тепловой энергией с помощью теплоносителя, получающего тепло от нагретой в буферной емкости 11 воды через теплообменник 15 за счет насоса циркуляции 17.

Предложенное изобретение выгодно отличаются от прототипа тем, что

- отсутствует компрессор и иные точные механические узлы, неустойчивые к действию коррозионно-активной среды (водяного пара);

- работа установки происходит под давлением, близким к атмосферному, что упрощает и удешевляет производство и обслуживание ее узлов, снижает опасность для рабочего персонала и устраняет необходимость надзора со стороны контролирующих органов;

- четкое различение границы водной фазы позволяет автоматизировать работу оборудования за счет контроля наличия подлежащей очистке воды;

- снижение нагрузки на энергоснабжающие сети (электроэнергия, пар) за счет аккумуляции тепла в часы минимальной нагрузки на сеть для использования местными потребителями, например, в часы пиковых нагрузок;

За счет перечисленных преимуществ достигается заявленный технический результат: упрощение конструкции, оптимизация энергопотребления, снижение влияния вредных факторов.

Реализация предложенного способа и устройства позволит достигнуть экономического эффекта порядка 2,6 млн. рублей в год на одно типовое вагоноремонтное депо в ценах 2018 г. Экономический эффект складывается из сокращения объема отходов и, соответственно, стоимости утилизации (около 1,5 млн. руб. в год), а также из переноса энергопотребления в ночное время за счет накопления тепловой энергии с оплатой по сниженному тарифу (около 1,1 млн. руб. в год). Расчеты по количеству образующихся и утилизируемых отходов, а также стоимости их утилизации опубликованы авторами сборнике в материалов конференции (Малиновский Ю.Г., Ахмеджанов Р.А., Реутова О.А. Очистка и утилизация сточных вод железнодорожных вагоноремонтных депо // Омские научные чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-16 декабря 2017 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. С. 1118-1120.).


СПОСОБ ОЧИСТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ВОДЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ВОДЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
29.12.2017
№217.015.f92c

Подъемно-катковый механизм

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к подъемно-катковым механизмам. Подъемно-катковый механизм содержит катковый механизм с приводом вращения роликовых опор, закрепленных на оконечностях двух валов, осуществляющий взаимодействие колесной пары с рельсами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639835
Дата охранного документа: 22.12.2017
19.01.2018
№218.016.0b10

Разъемный соленоид

Изобретение относится к испытанию колесных пар железнодорожного транспорта. Разъемный соленоид выполнен в виде витков из широкополосной шины, разделенных по диаметру на подвижную и неподвижную секции. Смежные концы полувитков сочленены с одной стороны шарнирно, а с другой разъемно. Разъемный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632369
Дата охранного документа: 04.10.2017
19.01.2018
№218.016.0b47

Гомогенизатор

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при монтаже буксовых узлов колесных пар подвижного состава. Предложен гомогенизатор, в котором поставляемая в депо бочка со смазкой целиком вовлечена в технологический процесс в качестве основного функционального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632392
Дата охранного документа: 04.10.2017
20.06.2018
№218.016.6509

Фазовый датчик линейных перемещений

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для преобразования линейного перемещения в пропорциональный ему фазовый сдвиг между выходным напряжением и опорным напряжением генератора. Сущность: фазовый датчик содержит неподвижную линейку, на которой размещена многофазная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658131
Дата охранного документа: 19.06.2018
26.07.2018
№218.016.752e

Устройство регистрации и счета зубьев зубчатого колеса

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в установках автоматизированного неразрушающего контроля зубчатых колес. Предложено устройство для регистрации и счета зубьев зубчатого колеса, например, в локомотивной колесной паре. Регистрация и счет зубьев...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662304
Дата охранного документа: 25.07.2018
01.09.2018
№218.016.81cd

Способ определения местоположения диэлектрического промежутка в электропроводящем объекте и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для местонахождения межламельного промежутка коллектора электрической машины постоянного тока, например, при восстановлении тяговых двигателей в условиях ремонтного производства электровозного депо. Предложенный способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665592
Дата охранного документа: 31.08.2018
Показаны записи 1-10 из 25.
20.08.2013
№216.012.5fc9

Способ дистанционного обнаружения изменения состояния рельсового пути перед движущимся поездом

Изобретение относится к контролю безопасности рельсового пути и предназначено для дистанционного обнаружения отклонений его параметров от нормальных, вызванных нарушением структуры рельсов и появлением опасных объектов в полотне. В способе осуществляют регистрацию виброакустических импульсов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490153
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.05.2015
№216.013.4f0a

Устройство для восстановления центровых отверстий осей

Устройство для восстановления центровых отверстий осей предназначено для колесных пар подвижного состава. На корпусе устройства смонтированы приводы вращения, подачи и кулачковый патрон, в котором подвижно установлен шпиндель с закрепленным на нем режущим инструментом. Кулачковый патрон...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551752
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.01.2016
№216.013.9f65

Боковая рама тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к элементам двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Боковая рама тележки грузового вагона содержит в проемах буксовые узлы и имеет подбуксовые предохранители. Предохранители выполнены в виде подбуксовых скоб. Рама дополнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572442
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.03.2016
№216.014.cae8

Конструкция соединения буксового узла с рамой тележки грузового вагона

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Конструкция соединения буксового узла с рамой тележки грузового вагона содержит в буксовых проемах буксовые узлы и подбуксовые предохранители, установленные между концевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577815
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.7e61

Стенд магнитопорошкового контроля зубчатых колес

Стенд содержит индуктор, смонтированный на портале, привод ротации колесной пары, снабженный взаимодействующим с гребнями колес катковым механизмом, устройство нанесения магнитного индикатора, регистратор зубьев, блок управления и узел подвода индуктора. Устройство нанесения магнитного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601295
Дата охранного документа: 27.10.2016
26.08.2017
№217.015.dec4

Способ контроля накипеобразования на стенках теплоагрегатов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерениям в области теплотехники. Сущность: способ основан на измерении толщины отложений накипи на стенках теплоагрегата путем сравнения электрических сопротивлений слоев воды с отложениями накипи и просто воды в емкости теплоагрегата. Текущие значения измеренных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624982
Дата охранного документа: 11.07.2017
29.12.2017
№217.015.f92c

Подъемно-катковый механизм

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к подъемно-катковым механизмам. Подъемно-катковый механизм содержит катковый механизм с приводом вращения роликовых опор, закрепленных на оконечностях двух валов, осуществляющий взаимодействие колесной пары с рельсами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639835
Дата охранного документа: 22.12.2017
19.01.2018
№218.016.0b10

Разъемный соленоид

Изобретение относится к испытанию колесных пар железнодорожного транспорта. Разъемный соленоид выполнен в виде витков из широкополосной шины, разделенных по диаметру на подвижную и неподвижную секции. Смежные концы полувитков сочленены с одной стороны шарнирно, а с другой разъемно. Разъемный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632369
Дата охранного документа: 04.10.2017
19.01.2018
№218.016.0b47

Гомогенизатор

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при монтаже буксовых узлов колесных пар подвижного состава. Предложен гомогенизатор, в котором поставляемая в депо бочка со смазкой целиком вовлечена в технологический процесс в качестве основного функционального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632392
Дата охранного документа: 04.10.2017
13.02.2018
№218.016.2031

Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оснастке для ремонта вагонов. Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона содержит П-образный балочный каркас (1), выполненный с возможностью подвешивания к цеховому мостовому крану и размещения передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641383
Дата охранного документа: 17.01.2018
+ добавить свой РИД