×
10.08.2019
219.017.bdf2

Аэродинамическая труба

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при разработке аэродинамических труб и проведении в них испытаний. Аэродинамическая труба содержит эжектор, который состоит из трех стволов, из которых как минимум один содержит перфорированное сопло. Система управления эжектором, выполненная с возможностью включать стволы независимо друг от друга, содержит дроссели и затворы, перфорация в сопле эжектора выполнена в виде продольных щелей. Технический результат заключается в снижении расходов высоконапорного газа на менее напряженных режимах работы аэродинамической трубы. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при разработке аэродинамических труб и проведении в них испытаний.

Известны аэродинамические трубы, в которых перепад давлений на рабочем сопле трубы создается с помощью эжектора либо компрессора и эжектора одновременно. (См. И. Гошек. «Аэродинамика больших скоростей», Изд. иностранной литературы. М. 1954). Контур гиперзвуковой аэродинамической трубы (источник газа, подогреватель, сопло, рабочая часть, диффузор и иногда охладитель потока) обычно заканчивается входом в выхлопную систему (входом в вакуумную емкость, эксгаустер или эжектор).

Эжекторные аэродинамические трубы (АДТ) имеют ряд преимуществ перед трубами с вакуумной емкостью и эксгаустером, особенно при испытаниях моделей с работающими двигателями. Эжектор должен обеспечивать реализацию всех режимов и одновременно не завышать стоимость испытаний, поскольку он является основным источником энергозатрат при них. Мощный эжектор позволяет реализовать в АДТ широкий диапазон чисел Маха, Рейнольдса и скоростных напоров, а также увеличить размер испытываемых моделей. С его помощью осуществляются мягкий запуск трубы и мягкий сход с режима, в результате чего не разрушаются (при прохождении скачков уплотнения) испытываемые модели, модельные державки, модельные весы и другое оборудование.

Известна аэродинамическая труба включающая сопло, рабочую часть, диффузор и многоступенчатый эжектор, принятая за прототип (см. Г.С. Бюшгенс, Е.Л. Бедржицкий. ЦАГИ - центр авиационной науки. Москва, «Наука», 1993, стр. 218).

Недостатком данного технического решения является повышенная стоимость испытаний из-за большого расхода сжатого воздуха из газгольдеров при работе в широком диапазоне режимов.

Необходимый расход сжатого воздуха через эжектор определяется его максимальной потребной степенью сжатия и поперечным размером камеры смешения. Он должен быть по экономическим соображениям близок к размеру горла диффузора трубы. Однако для разных режимов гиперзвуковой аэродинамической трубы размер горла диффузора меняется порой в несколько раз. Эжектор, выбранный для реализации наиболее напряженных режимов работы трубы, на остальных режимах оказывается переразмеренным и неэкономичным. Требования к эжектору становятся еще более противоречивыми при наличии охладителя рабочего потока, значительно уменьшающего объемный расход отсасываемого газа перед эжектором за счет снижения его температуры. Для реализации рабочих режимов в гиперзвуковых аэродинамических трубах применяются, как правило, многоступенчатые эжекторы, обеспечивающие необходимую большую (10-50) степень сжатия. Фактически требуется регулируемый по поперечному размеру многоступенчатый эжектор, но регулирование по поперечному размеру такого эжектора слишком сложная и технически трудноразрешимая задача.

Задачей и техническим результатом настоящего изобретения является создание аэродинамической трубы с эжектором, позволяющим экономить сжатый воздух на всех менее напряженных режимах, а, следовательно, минимизировать стоимость проведения испытаний.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что в аэродинамической трубе, включающей эжектор и систему его управления, эжектор состоит из нескольких стволов, из которых как минимум один содержит перфорированное сопло, а система управления выполнена с возможностью включать отдельно стволы независимо друг от друга. Кроме того, перфорация в сопле эжектора выполнена в виде продольных щелей, а система управления эжектором содержит дроссели и затворы в трассах подвода высоконапорного и низконапорного газов

Фиг. 1 Схема гиперзвуковой аэродинамической трубы с трехствольным эжектором.

Фиг. 2 Схема перфорированного продольными щелями сопла эжектора.

Фиг. 3 Характеристики трехствольного эжектора.

Фиг. 4 Общий вид гиперзвуковой аэродинамической трубы с трехствольным эжектором.

Схема предлагаемой аэродинамической трубы приведена на фиг. 1. Труба содержит воздухоподогреватель с форкамерой 1, аэродинамическое сопло 2, модель летательного аппарата 3, рабочую камеру 4, сверхзвуковой диффузор 5, внутренний диффузор 6, дозвуковой диффузор трубы 7, воздухоохладитель 8, многоствольный эжектор 9. В состав многоствольного эжектора 9 входят стволы (в нашем случае 3 ствола) с подводом сжатого воздуха 10, диффузор 11, шахта шумоглушения 12, затвор 13, дроссель высоконапорного газа 14. Каждый ствол эжектора содержит перфорированное продольными щелями сопло 15, обеспечивающее стволу степень сжатия многоступенчатого эжектора. Перфорированное продольными щелями сопло изображено на фиг. 2.

Двуединая задача реализации всех режимов работы аэродинамической трубы при минимальной стоимости испытаний в предложении решается устройством эжектора АДТ в виде ряда параллельных стволов с перфорированными соплами. Стволы в нужном количестве подключаются для каждого пуска в различных комбинациях. Для реализации различных комбинаций стволы имеют индивидуальный подвод высоконапорного газа 14 и затворы 13 для предотвращения натекания атмосферного воздуха в трубу через неработающий ствол (когда в него не подается высоконапорный газ). В качестве стволов применен модернизированный одноступенчатый эжектор с перфорированным продольными щелями соплом, позволяющий получать большие степени сжатия (примерно 10-50), сравнимые со степенями сжатия многоступенчатых эжекторов

На фиг. 3 приведены характеристики трехствольного эжектора, состоящего из одного большого и двух малых эжекторов, имеющих перфорированные продольными щелями сопла по фиг. 2. Характеристики (зависимости расхода отсасываемого газа от его абсолютного давления) рассчитаны при работе одного малого эжектора - линия 1, одного большого эжектора - линия 2, одновременной работе большого и одного малого эжекторов - линия 3 и одновременной работе большого и двух малых эжекторов - линия 4. При этом на линии 2 расход сжатого высоконапорного газа в два раза больше, чем на линии 1, на линии 3 - в 3, а на линии 4 - в 4 раза больше, чем на линии 1. Такая многоствольная конструкция эжектора позволяет рационально и экономично вести испытания в аэродинамической трубе. Стволы в нужном количестве (один, два или три) подключаются для каждого пуска трубы в различных комбинациях.

Как видим из фиг. 3, если бы эжектор был одноствольным и рассчитан на максимальный режим и максимальный расход отсасываемого и высоконапорного газа (см. линия 4), то на ненапряженных режимах работы трубы перерасход сжатого воздуха мог бы составлять 100-300%. Сравнение проведено с минимально необходимыми затратами сжатого воздуха на работу отсасывающего устройства аэродинамической трубы (линии 3, 2 и 1 на фиг. 3).

На фиг. 4 приведен общий вид разрабатываемой в настоящее время аэродинамической трубы с трехствольным эжектором, позволяющим в 2-3 раза снизить расходы высоконапорного газа на менее напряженных режимах работы аэродинамической трубы.


Аэродинамическая труба
Аэродинамическая труба
Аэродинамическая труба
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 255.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Показаны записи 1-3 из 3.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.04.2015
№216.013.3e71

Рабочая часть аэродинамической трубы

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Рабочая часть аэродинамической трубы включает камеру давления, перфорированные стенки на границах потока и шумоглушащие сетки. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547473
Дата охранного документа: 10.04.2015
11.03.2019
№219.016.d862

Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы (варианты)

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. В рабочей части трансзвуковой аэродинамической трубы, содержащей перфорированные стенки, камеру давления и узел подвески в потоке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002393449
Дата охранного документа: 27.06.2010
+ добавить свой РИД