×
09.08.2019
219.017.bd20

Результат интеллектуальной деятельности: Способ управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к управлению двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами. Способ управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора включает управление частотой вращения роторов низкого и высокого давления путем изменения расхода топлива в основную камеру сгорания, регулирование положения направляющих аппаратов по сигналу от датчика положения направляющих аппаратов соответствующего ротора. При этом до начала эксплуатации двигателя устанавливают соотношение приведенных частот вращения роторов для каждого режима работы двигателя, далее в ходе эксплуатации двигателя при отсутствии сигнала от датчика положения направляющих аппаратов одного из роторов частоту вращения данного ротора регулируют воздействием на скорость перемещения его направляющих аппаратов исходя из установленного ранее соотношения приведенных частот вращения роторов. Изобретение обеспечивает повышение надежности системы управления двигателя без дополнительного резервирования датчиков положения направляющих аппаратов. 1 ил.

Изобретение относиться к авиадвигателестроению, а именно к управлению двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами.

Известен способ управления положением поворотных направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя (патент RU 115832 U1, МПК F02C 9/00, 14.12.2011 г.).

Недостатками известного способа является то, что при потере информации о фактическом положении направляющих аппаратов, например, при отказе датчиков положения, позиционирование направляющих аппаратов становится невозможным, что может привести к помпажу двигателя и, как следствие, к аварийной ситуации.

Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленного изобретения, является повышение надежности системы управления двигателя без дополнительного резервирования датчиков положения направляющих аппаратов.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора, включающим управление частотой вращения роторов низкого и высокого давления путем изменения расхода топлива в основную камеру сгорания, регулирование положения направляющих аппаратов по сигналу от датчика положения направляющих аппаратов соответствующего ротора, при этом до начала эксплуатации двигателя устанавливают соотношение приведенных частот вращения роторов для каждого режима работы двигателя, далее в ходе эксплуатации двигателя при отсутствии сигнала от датчика положения направляющих аппаратов одного из роторов, регулирование ротора с исправным датчиком положения направляющих аппаратов продолжают путем изменения расхода топлива в основную камеру сгорания, а ротор с неисправным датчиком положения направляющих аппаратов регулируют воздействием на угол установки его направляющих аппаратов исходя из установленного ранее соотношения приведенных частот вращения роторов.

Способ управления основан на том, что положение направляющих аппаратов однозначно определяет соотношение приведенных частот вращения роторов двухвального двигателя, и поэтому соотношение между приведенными частотами вращения роторов низкого давления (n1пp) и высокого давления (n2пр) n1пp=f(n2пp) на установившихся режимах работы двигателя достигается только в том случае, если направляющие аппараты установлены в положение, заданное программами n2nр=f(α2зад) или n1пр=f(α1зад), где α1зад и α2зад - заданные значения положения направляющих аппаратов компрессоров высокого и низкого давления соответственно. Для реализации соотношения n1пp=f(n2пp) частота вращения одного из роторов поддерживается воздействием на расход топлива в камеру сгорания, а частота вращения другого ротора при увеличении/уменьшении рассогласования поддерживается путем увеличения/уменьшения скорости перемещения исполнительного механизма направляющих аппаратов компрессора интегрирующего типа (например, гидроцилиндр), путем увеличения/уменьшения управляющего воздействия на исполнительный механизм.

Сущность заявленного изобретения поясняется представленной на фиг. 1 схемой системы управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора, посредством которой может быть реализован заявленный способ.

Система управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора оснащена датчиками измерения параметров его работы, задатчиками измеряемых параметров и регуляторами параметров ГТД:

1. Задатчик частоты вращения ротора высокого давления (РВД)

2. Первый сумматор

3. Регулятор частоты вращения РВД

4. Дозатор топливный

5. Датчик частоты вращения РВ Д

6. Датчик температуры воздуха на входе в двигатель

7. Датчик частоты вращения ротора низкого давления (РНД)

8. Датчик положения направляющих аппаратов компрессора низкого давления (НА КНД)

9. ФП - функциональный преобразователь

10. Первый блок деления

11. Второй блок деления

12. Задатчик частоты вращения ротора низкого давления (РНД)

13. Второй сумматор

14. ПД - регулятор приведенной частоты вращения ротора низкого давления

15. Переключатель

16. Исполнительный механизм ИМ НА КНД интегрирующего типа

17. Блок диагностики

18. Задатчик положения НА КНД

19. Суммирующий усилитель

20. Двигатель

Система работает следующим образом:

В зависимости от положения РУД (на черт. 1 не показан) задатчик (1) частоты вращения ротора высокого давления (РВД) формирует заданное значение частоты вращения ротора высокого давления, в первом сумматоре (2) рассчитывается разность между заданным задатчиком (1) значением и значением частоты вращения РВД от датчика (5). Вычисленное первым сумматором (2) значение поступает на вход регулятора (3) частоты вращения ротора высокого давления, который формирует потребный расход топлива в двигатель для поддержания заданного задатчиком (1) значения частоты вращения ротора высокого давления. Выходной сигнал регулятора (3) частоты вращения ротора высокого давления подается на вход дозатора (4) топлива, который обеспечивает подачу топлива в камеру сгорания двигателя (20).

Управление положением направляющих аппаратов РНД может осуществляться по одной из двух программ, формируемым задатчиками (12) и (18).

Формируемая задатчиком (18) программа положения α1зад=f(n1пр) в зависимости от приведенной частоты вращения ротора низкого давления выполняется при исправном датчике (8) положения. Формируемая задатчиком (12) программа частоты вращения ротора низкого давления по приведенной частоте вращения (n1пp=f(n2пp)) выполняется при отказе датчика (8) положения НА КНД.

Сигнал с датчика (6) температуры воздуха на входе в двигатель поступает на функциональный преобразователь (ФП) (9), выходной сигнал которого (коэффициент приведения) поступает на вход блока (11) деления как делитель, а в качестве делимого на вход блока (11) подается сигнал с датчика (7) частоты вращения ротора низкого давления.

Выходным сигналом блока (11) является приведенная частота вращения ротора низкого давления, которая подается на вход задатчика (18) положения направляющих аппаратов компрессора низкого давления (НА КНД). На вход суммирующего усилителя (19) подается выход задатчика (18) и сигнал с датчика (8) положения направляющих аппаратов компрессора низкого давления. Выходом суммирующего усилителя (19) является сигнал управления направляющих аппаратов компрессора низкого давления.

Сигнал с датчика (6) температуры на входе в двигатель поступает на функциональный преобразователь (ФП) (9), выходной сигнал которого (коэффициент приведения) поступает как делитель на вход блока (10) деления, а сигнал с датчика (5) частоты вращения ротора высокого давления поступает как делимое на вход блока (10) деления. Выходной сигнал с блока (10) (приведенная частота вращения ротора высокого давления) является входным сигналом для блока (12) формирования программного значения частоты вращения ротора низкого давления, который формирует заданное значение частоты вращения ротора низкого давления как:

n1пр(зад)=f(n2пр)

где n1пр(зад) - заданное значение частоты вращения ротора низкого давления,

n2пр=n2/√(Твх/288) - приведенная частота вращения ротора высокого давления,

Твх - температура воздуха на входе в двигатель.

Второй сумматор (13) формирует разность заданного задатчиком (12) и сформированного делителем (11) значений приведенной частоты вращения РНД. Эта разность подается на вход ПД-регулятора (14) приведенной частоты вращения ротора низкого давления, выходной сигнал которого определяет скорость перемещения направляющих аппаратов. Сигнал с ПД-регулятора (14) приведенной частоты вращения ротора низкого давления поступает на вход переключателя (15) находящегося в положении регулирования резервным регулятором управления направляющих аппаратов компрессора низкого давления и далее сигнал с ПД-регулятора (14) приведенной частоты вращения ротора низкого давления поступает на исполнительный механизм (16) направляющих аппаратов компрессора низкого давления обеспечивающий перемещение направляющих аппаратов компрессора низкого давления.

Выбор программы управления направляющими аппаратами осуществляется переключателем (15). На первый вход переключателя поступает выходной сигнал ПД-регулятора (14) приведенной частоты вращения ротора низкого давления, на второй вход - выход суммирующего усилителя (19). Усилитель выполнен с высоким коэффициентом усиления, обеспечивающим быстрое позиционирование направляющих аппаратов в заданное задатчиком (18) положение. Выходом блока (17) диагностики является логический сигнал отказа датчика (8) положения направляющих аппаратов компрессора низкого давления. Этот сигнал равен нулю при исправном датчике положения, и единице при обнаружении отказа. Выход блока (17) диагностики поступает на управляющий вход переключателя (15), который при нулевом сигнале подключает к исполнительному механизму выход сумматора (18), а при единичном - выход ПД-регулятора (14) приведенной частоты вращения ротора низкого давления.

При применении исполнительного механизма направляющих аппаратов компрессора низкого давления интегрирующего типа, например, гидроцилиндра, скорость перемещения исполнительного механизма пропорциональна входному управляющему сигналу.

При этом, чем больше величина рассогласования, тем с большей скоростью реализуют перемещение исполнительного механизма, соответственно увеличивая или уменьшая величину управляющего воздействия на упомянутый исполнительный механизм.

Если фактическая приведенная частота вращения превышает заданное значение, ПД-регулятор (14) приведенной частоты вращения ротора низкого давления формирует сигнал на раскрытие направляющих аппаратов, в результате повышается мощность потребляемая компрессором низкого давления при практически неизменном заданном регулятором (1) частоты вращения ротора высокого давления расходе топлива. При уменьшении разности между программным и фактическим значениями скорость перемещения исполнительного механизма пропорционально снижается. За счет этого достигается плавный подход к равновесному значению частоты вращения, и, как следствие, устойчивость регулирования. Таким образом, обеспечивается устойчивое поддержание заданного режима работы двигателя в отказной ситуации.

Способ управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора, включающий управление частотой вращения роторов низкого и высокого давления путем изменения расхода топлива в основную камеру сгорания, регулирование положения направляющих аппаратов по сигналу от датчика положения направляющих аппаратов соответствующего ротора, отличающийся тем, что до начала эксплуатации двигателя устанавливают соотношение приведенных частот вращения роторов для каждого режима работы двигателя, далее в ходе эксплуатации двигателя при отсутствии сигнала от датчика положения направляющих аппаратов одного из роторов частоту вращения данного ротора регулируют воздействием на скорость перемещения его направляющих аппаратов исходя из установленного ранее соотношения приведенных частот вращения роторов.
Способ управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора
Способ управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-10 из 20.
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.08.2013
№216.012.611c

Способ управления газотурбинным двигателем и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области управления работой ГТД, преимущественно авиационных, и может быть использована для управления подачей топлива в ГТД и НАК. Способ управления газотурбинным двигателем заключается в том, что расход топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490492
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.02.2015
№216.013.2ba6

Система управления положением направляющих аппаратов компрессора двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для регулирования положения направляющих аппаратов компрессора авиационного газотурбинного двигателя. Система управления положением направляющих аппаратов компрессора двухвального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542631
Дата охранного документа: 20.02.2015
26.08.2017
№217.015.d9b9

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления турбореактивными двигателями. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя включает измерение частоты вращения ротора низкого давления, положения рычага...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623605
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.da6a

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя включает измерение частоты вращения ротора низкого давления, положения рычага управления двигателем, температуры воздуха на входе в двигатель, температуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623849
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.ec4f

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к электронно-гидромеханическим системам автоматического управления турбореактивными двигателями. Измеряют давление газа за турбиной низкого давления, определяют отношение давлений за компрессором и за турбиной низкого давления, для каждого значения температуры воздуха на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627627
Дата охранного документа: 09.08.2017
19.01.2018
№218.016.0995

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения. Система управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания оснащена делителем, селектором максимума, блоком контроля исправности датчиков давлений, а также пороговым устройством и регулятором отношения давлений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631974
Дата охранного документа: 29.09.2017
20.01.2018
№218.016.1542

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения и может быть использована в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями с форсажной камерой сгорания. Для формирования заданного значения положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634997
Дата охранного документа: 08.11.2017
10.05.2018
№218.016.4de4

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения. В способе управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания на переходных режимах работы газотурбинного двигателя заданное значение отношения давлений в заданных сечениях двигателя формируют в зависимости от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652267
Дата охранного документа: 25.04.2018
18.05.2018
№218.016.5112

Способ управления газотурбинным двигателем и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использована для управления подачей топлива в газотурбинный двигатель и направляющими аппаратами компрессора. В способе управления газотурбинным двигателем дополнительно формируют заданное значение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653262
Дата охранного документа: 07.05.2018
+ добавить свой РИД